рефераты скачать

МЕНЮ


Микроэкономика

исследования специфики функционирования различных экономических систем.

Изменения, влияющие на спрос и предложение

|Изменения |Сдвиг кривой |Движение |Сдвиг кривой |Движение |

|(при прочих |спроса |вдоль кривой |предложения |вдоль кривой |

|равных | |спроса | |предложения |

|условиях) | | | | |

|1. Изменение |+ | | |+ |

|цен | | | | |

|конкурирующих| | | | |

|товаров | | | | |

|2. Введение | |+ |+ | |

|новой | | | | |

|технологии | | | | |

|3. Изменение |+ | | |+ |

|моды на | | | | |

|товары | | | | |

|4. Изменение |+ | | |+ |

|потребительск| | | | |

|их доходов | | | | |

|5. Изменение | |+ |+ | |

|цен на сырье | | | | |

Устойчивость рыночного равновесия

Динамическая спираль или циклические колебания спроса и предложения

Часть 3

Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия.

Первым направлением применения теории спроса является ее использование

для разработки стратегии предприятия-производителя на рынке готовой

продукции. Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию

на рынке, т. е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить

уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.

Размер реального спроса зависит от реальной покупательной способности

(спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.

Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое

изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных

материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с

возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы

и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном

случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально

осуществить.

Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб)

практически постоянен, А при выпуске принципиально новых товаров спрос

только зарождается и может опережать предложение, то есть объем

производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар

насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства

начинает превышать спрос.

Прогнозирование спроса для различных товаров различно по сложности.

Например, для автомобильных коробок передач или химического сырья размеры

спроса достаточно очевидны. А спрос на товары, имеющие многофункциональное

назначение, не так очевиден. Еще сложнее прогнозировать спрос на

потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма

точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют

факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и

предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни

статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной

ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на

конкретный товар.

Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно

переносить выявленные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть

возможность изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, в

частности, дохода на душу населения.

Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Спрос

с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию.

При определении объемов производства нельзя не учитывать производство

этого же товара другими производителями — конкурентами. При решении этого

вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность

хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если

эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск

производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение

справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.

Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое и возможное

предложение со стороны фирмы можно определит возможный объем производства.

Определение цены продукции нужно производить с учетом ряда факторов:

— цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и

приносить предприятию прибыль;

— цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не

превышать их при соответствии функциональных характеристик и качества

товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать

спрос на продукцию данной фирмы;

— цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене,

которую покупатели должны заплатить за данную продукцию.

Спрос на ресурсы является зависимым от спроса на готовую продукцию,

поэтому в первую очередь определяются виды продукции, производство которых

будет пользоваться наибольшим спросом и принесет наибольшую прибыль.

Получение наибольшей прибыли означает, что продукция будет производиться с

меньшими издержками. Известно, что значительную часть издержек составляют

затраты на материальные ресурсы, то есть ресурсы необходимые на

производство данной продукции. Поэтому из определенных видов продукции

необходимо выбрать те виды продукции, производство которых будет приносить

наибольшую удельную прибыль, то есть прибыль на единицу продукции. Для

этого предлагается решить задачу о планировании производства. Исходными

данными для решения задачи являются: виды продукции, которое может

выпускать данное производство, виды ресурсов, которыми располагает

предприятие и их запасы, удельный расход каждого вида ресурса на

производство каждого вида продукции, цена от реализации единицы продукции,

а также стоимость единицы каждого вида ресурса. В результате решения задачи

мы получим те виды продукции, которые необходимо производить и в каком

количестве, а также суммарную прибыль от реализации всей выпускаемой

продукции.

Выводы

1. Микроэкономика изучает механизм принятия решений отдельными

экономическими субъектами: потребителями, трудящимися, вкладчиками

капитала, владельцами ресурсов и отдельными фирмами. Она также исследует

взаимодействия потребителей и фирм, формирующих рынки и отрасли

промышленности.

2. Микроэкономика основывается на применении теории, которая может

(упрощенным способом) помочь объяснить действия отдельных экономических

субъектов и сделать соответствующий прогноз на будущее. Модели,

представляющие собой математическое выражение теории, применяются для

иллюстрации данного объяснения и в процессе прогнозирования.

3. Микроэкономика занимается объяснением и прогнозированием

экономических явлений. Но микроэкономика важна также и для нормативного

анализа, при котором мы отвечаем на вопрос, какая альтернатива лучше—для

фирмы или для общества в целом. Нормативный анализ во многих случаях должен

сочетаться с отдельными оценочными суждениями, так как здесь могут

рассматриваться проблемы равенства и справедливости, так же как и

экономической эффективности.

4. К понятию рынка относится совокупность покупателей и продавцов, в

результате взаимодействия которых возможность сбыта и приобретения товаров

и услуг. Микроэкономика занимается изучением как конкурентных рынков, где

один отдельно взятый покупатель или продавец не имеет влияния на цену, так

и неконкурентных рынков, где отдельные агенты могут воздействовать на цены.

5. Чтобы элиминировать влияние инфляции, мы используем сопоставимые, а

не действующие цены. Сопоставимые цены рассчитывают по агрегированному

индексу цен,—такому как ИПЦ.

6. Анализ кривых спроса и предложения является одним из основных

инструментов микроэкономики. На конкурентном рынке кривые предложения и

спроса указывают, сколько продукции произведено фирмами и каким будет спрос

потребителей при определенной цене.

7. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию (т.е. цена движется

к уровню рыночной распродажи), с тем, чтобы не было ни избыточного спроса,

ни избыточного предложения.

8. Эластичность характеризует реакцию предложения спроса на изменение

цены, дохода и других переменных. Например, эластичность спроса от цены

показывает изменение требуемого количества в процентах в результате

увеличения цены на 1 .

9. Эластичность относится к тем или иным временным рамкам, и для

большинства товаров важно различать кратковременный и долговременный

коэффициенты эластичности.

10. Если мы может рассчитать, хотя бы приблизительно, кривые

предложения и спроса на определенный товар, мы можем вычислить цену,

приравнивая предложение и спрос. Если мы также знаем, насколько предложение

и спрос зависят от других экономических переменных величин (таких, как

доход или цены на другие товары), мы можем вычислить, как будут меняться

равновесные цена и объем продаж при изменении других переменных. Это одно

из средств, объясняющих или прогнозирующих поведение на рынке.

11. Простой численный анализ можно выполнить, сопоставляя данные о

ценах и количествах кривыми предложения и спроса и оценивая эластичность.

По многим рынкам такие данные существуют, и простейшие расчеты могут помочь

нам лучше понять характеристики и поведение рынка.

Библиографический список

1. «Курс общей экономической теории» под редакцией А.И. Добрынина,

Л.С. Тарасевича. Издательство Санкт- Петербургского университета

экономики и финансов 1996г.

2. «Экономикс» Кэмбел Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Издательство

«Республика», Москва 1993г.

Поволжская академия государственной службы

Кафедра экономики

Реферат

на тему:

«Микроэкономика: цели, инструменты, механизм и результаты»

Выполнил:

студент первого курса специальности

0610 103 гр. Цветков Р. А.

Проверил:

Доцент кафедры экономики Булгаков В.

И.

Саратов 1998 г.

-----------------------

график спроса

P

D

5

4

3

Ц

е

н 2

а

1 D

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?†††††††

0

q

10 20 30 40 50

60 70 80

Величина спроса

Кривая рыночного спроса — сумма кривых индивидуального спроса.

P P

P P

+ +

=

3

D 1 D2

D3

D

Q

Q Q

Q

26 35

39

100

Графическое выражение спроса конкурентной фирмы (рыночный и индивидуальный

спрос).

P Фирма P

Отрасль

p D p

D

Q

q Q

P Увеличение и уменьшение спроса

5

4

3

2

D3

1

D1

D2

0

Q

2 4 6 8 10 12

14 16 18 20

Величина спроса

Парадокс Гиффена.

P

D

P1

P2

D1

D2

Q1 Q2 Q3

Q

1. Нормативный (стандартный) товар

Эффект замещения Эффект дохода

Общий эффект

2. Низкокачественный товар

Эффект замещения

Эффект дохода

Общий эффект

3. Товар Гиффена

Эффект дохода

Эффект замещения

Общий эффект

Эластичный спрос

Цена P

(P

D

Количество Q

(Q

Неэластичный спрос

Цена P

D

(P

Количество Q

(Q

Спрос с единичной эластичностью

Цена P

(P= (Q

(P

D

Количество Q

(Q

Совершенно неэластичный спрос

Цена P

D

Количество Q

Совершенно эластичный спрос

Цена P

D

Количество Q

процентное изменение кол-ва спрашиваемой продукции

процентное изменение цены

изменение кол-ва спрашиваемой продукции изменение

цены

первоначальное кол-во спрашиваемой продукции первоначальная

цена

процентное изменение кол-ва спрашиваемого продукта X

процентное изменение цены продукта Y

процентное изменение кол-ва спрашиваемой продукции

процентное изменение дохода

Бензин: кривые долгосрочного

Автомобили: кривые долгосрочного

и краткосрочного спроса

и краткосрочного спроса

P

P

Dsr

Dsr

Dlr

Dlr

Q

Q

Равновесная цена определяется спросом и предложением на рынке

P

Излишки

P*

S Дефицит

D

Q*

Q

Кругооборот спроса и предложения

Потоки спроса

Потоки предложения

Потоки предложения

Потоки спроса

Рынки товаров и услуг

Рынки ресурсов

Домохозяйства

Фирмы

Кругооборот спроса и предложения

Потребительские расходы

Выручка

Товары и услуги

Товары и услуги

Ресурсы

Ресурсы

Денежный доход

Издержки

Рынки потребительских товаров и услуг

Рынки ресурсов

Домохозяйства

Фирмы

1. Цена меньше дохода 2. Товар

продается без цены

D S

P D S

p

r

Q

Q

Область дефицита

3. Товар на рынке отсутствует

P

S

D

Q

4. Ситуация на рынке труда. Обратный загиб кривой предложения.

P

D

S

Q

5. Совпадение кривых спроса и предложения на некотором отрезке

а)

б)

P

P

S

D

S

D

Q

Q

1. Затухающие колебания

P

P

Pe

Q

Q

Q1 + Qe

2. Постоянные колебания

P

P

Pa

P

P1

Q

Q1 Qe

Q

3. Незатухающие колебания

P

P

S D

Q Qk

Q

Q

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.