рефераты скачать

МЕНЮ


Методичка

например, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Олигополия, наличие на рынке нескольких предприятий, которые делят

между собой рынок, например, производство легковых автомобилей.

3. Наличие на товарном рынке одного доминирующего предприятия

естественного монополизма, например: газо и энергоснабжение.

4. Наличие слабо концентрированных отраслей, особенно в сфере

обслуживания, например, розничная торговля.

Недостатками действующего антимонопольного законодательства в России

являются:

1. неразработана система объективных показателей уровня концентрации;

2. недостаточны санкции за нарушение антимонопольного

законодательства;

3. нет четкой ясности в государственной политике в отношении

монополистов;

4. неучтен опыт законодательства западных государств.

3.4. Концентрация и диверсификация производства.

Диверсификация производства является одной из самых сложных форм

развития концентрации. Она означает одновременное развитие несвязанных

друг с другом видов производства, расширение номенклатуры и ассортимента

производственной продукции.

Различают 3 вида интеграции:

- горизонтальная интеграция, когда объединяются фирмы производящие

однотипную продукцию; например: производство кондитерских изделий;

- вертикальная интеграция, охватывает предприятия, которые связаны единой

производственно-бытовой цепочкой, например, в рамках агропромышленной

фирмы;

виноградство

переработка

транспортировка

сбыт

- смешанная форма организации производства; например: может осуществляться

по следующей схеме:

Концерн

машиностроение отели

мебельный комбинат бензоколонки

с/х книгоиздание

Особенностью этой формы являются возможности перелива капитала из

менее доходных отраслей в более доходные, в том числе и по сезонам.

До введения рыночной экономики в России, предприятия-монополисты

занимались расширением деятельности по основному профилю. Это вело к

дефициту товаров на рынках. С появлением рыночной экономики предприятия

были вынуждены расширять сферу своей деятельности.

Диверсификация производства позволяет осуществить:

1. большую выживаемость любого хозяйствующего субъекта;

2. способствует более полному использованию ресурсов;

3. наиболее полно насыщать рынок товарами и услугами;

4. способствует проведению в жизнь реальной антимонопольной политики;

не на словах, а на деле.

Недостатки диверсификации:

1. непродуманная политика ведет к распылению средств

2. это может привести к ухудшению финансового положения и

банкротству.

Тема 4. Предпринимательская деятельность.

1. Предпринимательство: история возникновения, признаки и виды.

История предпринимательства начинается со средних веков. С середины

16 века появляется акционерный капитал, и организуются акционерные

общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной

торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для

торговли с Россией (1554 год).

В 1600 году была создана английская, Ост-Индская торговая компания, в

1602 году голландская Ост-Индская компания, в конце 17 века возникли первые

акционерные банки, в 1694 году на акционерных началах был создан английский

банк, в 1695году банк Шотландии. В России первый коммерческий банк был

создан в 1809 году. До этого кредитование осуществлялось через

Императорский банк, до революции 1917года в России существовало около 100

банков, в Европе сотни банков. Только после 1861 года, в России, после

отмены крепостного права началась реорганизация экономики. В 90-х годах

прошлого столетия складывалась индустриальная основа экономики России,

причем 2/3 всей промышленной продукции России производилось в акционерных

паевых и других коллективных формах собственности, и только 1/3

промышленной продукции в единоличных частных фирмах. Некоторое оживление

предпринимательской деятельности было в период Нэпа (1921 – 1926 года).

По мнению Й.Шумпетера предпринимательская деятельность охватывает 5

направлений:

1. изготовление нового блага или создание нового качества

старого блага

2. внедрение нового метода производства

3. освоение нового рынка сбыта

4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов

5. проведение реорганизации производства с помощью новых

технологий

Только в этом случае деятельность может быть признана

предпринимательской (а во всех других случаях просто управленческой).

Французский экономист Ж.ан-Батист Сэй, определил предпринимателя как

«экономического агента, комбинирующего факторами производства», потому что

в принципе эта деятельность не связана с какой-либо формой собственности,

так как комбинировать факторами производства можно и на заемные средства.

Одной из главных особенностей предпринимательской деятельности

является риск. Риск – вероятность убытков или недополучения доходов, по

сравнению с вариантами, предусмотренными планом.

Возможны следующие виды рисков:

a) Производственный

b) Коммерческий

c) Финансовый

d) Кредитный и т.д.

Любая предпринимательская деятельность в условиях цивилизованного

рынка связана со страхованием. Для этого необходимо измерить риск. Это

можно сделать различными способами:

1) Статистическим – в результате анализа предыдущих процессов

2) Экспертным – путем привлечения специалистов к их оценке

3) Расчетно-аналитическим – на базе материальных приемов

Современное предпринимательство отвечает 4 признакам:

1. наличие у субъектов определенной совокупности прав и свобод: а) по

выбору вида хозяйственной деятельности; б) по выбору источников

финансирования и доступов к ресурсам; в) по организации и

управлением предприятием; г) по сбыту продукции и услуг;

2. наличие прав собственности на средства производства, произведенную

продукцию и доход (то есть наличие частной собственности);

3. наличие определенной экономической среды и экономического климата,

под которым понимают: а) самоуправление; б) свободу хозяйственного

выбора; в) возможность инвестирования доходов;

4. наличие конкурентного режима хозяйствования.

Все виды предприятий по форме образования капитала делятся на:

- малый бизнес, основан на частной собственности на средства производства

или аренде,

- совместное предпринимательство или партнерство, основанное на долевом

капитале,

- корпоративное предпринимательство, основанное на акционерном капитале

По средствам приложения капитала различают:

- производственное предпринимательство, то есть непосредственно

производство продукции,

- коммерческое предпринимательство, то есть операции по купле-продаже без

участия производителей,

- консультационное предпринимательство (консалтинг), суда входит

комплексное обслуживание по информации и принятие управленческих решений,

- инжиниринг – это научно-исследовательские работы (ноу-хау)

- инвестиционное предпринимательство, предполагающие долгосрочное вложение

средств с получением дохода,

- финансовое предпринимательство, куда входят операции купли-продажи денег,

валюты, ценных бумаг.

Таблица 4.1. Классификация видов предпринимательской деятельности

|Производственное |Коммерческое |Финансовое |Консультативная |

|Инновационное |Торговое |Банковское |Общее управление |

|Научно-техническо|Торгово-закупочно|Аудиторское |Научно-администрат|

|е |е |Страховое |ивное управление |

|Производство |Торгово-посреднич|Лизинговое |Финансовое |

|товаров |еское |Фондовые биржи |управление |

|Оказание услуг |Товарные биржи | |Управление кадрами|

|Информационное | | | |

| | | |Информационные |

| | | |технологии |

В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегию

поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран

выделяют:

1. Коммутанты – эти предприятия специализируются на изготовлении

отдельных узлов и деталей. Они тесно взаимодействуют с крупными

предприятиями через систему хозяйственных связей. С их помощью

крупные предприятия освобождаются от невыгодного вспомогательного

и неэффективного производства. Недостатком является то, что они

находятся в сильной зависимости от крупных предприятий, ведут друг

с другом мощную борьбу за эту экономическую нишу.

2. Патиенты – это предприятия, которые специализируются на выпуске

конечной готовой продукции, ориентированы на локальные рынки с

ограниченным спросом, и местные источники сырья. К ним относятся

предприятия по производству продуктов, обуви, мелких строительных

работ, сфера услуг. Они независимы от крупных предприятий,

обеспечивающих высокое качество продукции, являются очень

конкурентоспособными.

3. Эксплеренты – это рисковые фирмы (венчурные), которые занимаются

коммерческим освоением технических открытий, производством опытных

партий товаров. Для деятельности таких предприятий характерен

высокий риск.

Основными особенностями предпринимательской деятельности в России на

современном этапе являются:

- непроизводственный торгово-ростовщический характер,

- ставка на спекулятивную сверхприбыль, то есть получение максимальной

прибыли не путем ускорения оборота капитала, а путем увеличения цен и

дефицита товаров,

Отсюда, основными методами деятельности российских предпринимателей

являются:

1. неконкурентный тип поведения и стремление к торговой монополии

через сговор;

2. неэкономический тип поведения, в том числе принуждение конкурента

(рэкет) и связь с коррумпированными представителями власти;

3. отсутствие рыночной культуры и деловой этики, эрозия

нравственности и морали.

Таким образом, в российской экономике на лицо типичные

докапиталистические отношения, не имеющие ничего общего с цивилизованными

формами предпринимательской деятельности.

2. Малый бизнес и его роль в экономике России.

Этапы развития малого предпринимательства в России выглядят следующим

образом:

1. закон СССР о кооперации в России 26.08.88года, основным

содержанием является создание превеллигерованных условий

кооперативной форме собственности;

2. положение об организации деятельности малого предпринимательства

6.06.88 года, введение упрощенного порядка создания и регистрации

малых предприятий;

3. закон СССР о предприятиях в Советском Союзе 4.06.90 года,

равенство всех ОПФ перед законом;

4. постановление Совета министров « О мерах по созданию и развитию

малых предприятий», «О мерах по поддержанию и развитию малых

предприятий» 8.07.90 года и 17.06.91 года, опрелены основные

документы для регистрации малых предприятий;

5. закон РСФСР о налоге на прибыль предприятии и организаций

(27.12.91 года), дополнительные льготы для малых предприятий;

6. федеральный закон от 12.05.95 года о государственной поддержке

малого предпринимательства в РФ, определены субъекты малого

предпринимательства;

7. закон от 8.12.95 года об упрощенной системе налогообложения, учета

и отчетности субъектов малого предпринимательства, замена налогов

в виде единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной

деятельности.

Малое предпринимательство в России, располагая всего 3,4% стоимости

основных средств экономики, произвела в 1998 году 12% ВВП, полученная

малыми предприятиями прибыль составила пятую часть всей прибыли полученной

экономикой страны. Каждый вложенный в малое предпринимательство рубль дает

1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике это составляет 0,73

рубля.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие

организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ

общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не

превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам,

не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в

которых средняя численность работников за отчетный период не превышает

следующего уровня: в промышленности, строительстве и на транспорте 100

человек; в научно-технической сфере 60 человек; в оптовой торговле 50

человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании 30 человек; в других

отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются так же

физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без

образования юридического лица.

Развитие в России малого предпринимательства имеет большое значение в

силу следующих причин:

- мелкий бизнес позволяет заполнить все ниши рынка и наиболее полно

удовлетворить потребности общества;

- для создания мелких фирм не требуется крупных инвестиций и длительных

сроков их освоения;

- с помощью малых предприятий можно обеспечить проведение в жизнь

антимонопольных политики;

- мелкие предприятия проще в управлении;

- с помощью создания малых предприятий можно смягчить проблему безработицы,

через малые предприятия происходит формирование среднего класса

собственников, а это стабилизирует экономическую систему.

- малые предприятия быстрее вводят передовые технологии

3. Льготы предприятий малого бизнеса.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22.12. 93 г. «О некоторых

изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетах различного

уровня». Налоговые льготы предоставляются предприятиям, осуществляющим:

- производство и переработку сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных товаров

- производство товаров народного потребления, устанавливаемых в перечне

Правительства;

- производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации

инвалидности;

- строительство объектов жилищного, производственного, социального,

природоохранительного назначения;

- ремонтно-строительные работы.

Малые предприятия, работающие в этих сферах, в первые 2 года работы

не уплачивают налог на прибыль, при условии, что выручка от реализации в

указанных видах деятельности не превышает 70%, а доля государственной

муниципальной собственности и собственности общественных организаций в

уставном капитале составляет не более 25%. Эти малые предприятия в 3 и 4

год уплачивают налог на прибыль в размере соответствующем 25 и 50 % от

основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности

составляет 90% от общей суммы всей выручки.

Все предприятия малого бизнеса в независимости от сфер деятельности

имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая идет на

следующие цели:

1. на финансирование капитальных вложений производственного и

непроизводственного характера;

2. на погашение кредитов банка, использующихся на капитальные

вложения;

3. на проведение НИР и ОКР;

4. на благотворительные цели (по перечню Правительства, но не более

3%);

5. в качестве добровольных взносов в фонд поддержки Правительства и

развития конкуренции.

Все налоговые льготы не должны превышать 50% суммы налога,

учитываемых без учета льгот.

Малые предприятия имеют и ряд специфических льгот:

- освобождение от уплаты авансовых взносов на прибыль;

- освобождаются от уплаты НДС физические лица без образования юридического

лица;

- сумма НДС, уплаченная при приобретении основных средств и нематериальных

активов, выплачивается в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных

средств;

- и другие.

4. Единый налог на вмененный доход.

С целью упрощения процесса налогообложения в июне 1998 г. был принят

Федеральный Закон “О едином налоге на вмененный доход ”для определенных

видов деятельности”.

В закон введены следующие понятия:

Вмененный доход – потенциально возложенный налоговый доход

плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат,

рассчитываемых на основных данных, полученных путем статистических

исследований в ходе проверок налоговых и иных органов, а так же оценке

независимых организаций.

Базовая доходность – это условная доходность в стоимостном отношении,

выраженная на ту или иную единицу физического показателя (единица площади,

число работников, единица производственной мощности), которые характеризуют

определенный вид деятельности в сопоставимых условиях.

Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности показывают

степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской

деятельности.

Плательщиками единого налога являются юридические лица, организации и

физические лица. В одних сферах обязателен переход на единый налог, как для

предприятий, так и для предпринимателей в других сферах только для одной из

категорий.

Единый налог вводиться в следующих сферах:

- оказание ремонтно-строителных работ, обязателен переход только для

предпринимателей;

- оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, пошив одежды,

ремонт часов, ремонт бытовой техники), обязателен переход для организаций

и предпринимателей;

- оказание услуг по краткосрочному проживанию, обязателен переход только

для предпринимателей;

- оказание консультаций, а так же бухгалтерских, аудиторских, юридических

услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в

области образования, обязателен переход только для предпринимателей;

- общественное питание (рестораны, кафе, бары, столовые, не стационарные и

другие точки общественного питания), обязателен переход для организации с

численностью менее 50 человек и для предпринимателей;

- розничная торговля, осуществляемая через стационарные и нестационарные

торговые площади, обязателен для перехода организаций с численностью

менее 30 человек и для предпринимателей;

- розничная выездная торговля, ГСМ (горюче-смазочные материалы), обязателен

переход и для организаций и предпринимателей;

- транспортные услуги, обязателен переход для организации с численностью до

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.