Малый бизнес
|20 |Разрыв экономических связей |
|21 |Недостаток информации |
|22 |Недостаток культуры, опыта |
|23 |Необязательность партнеров |
|24 |Проблемы собственности |
|25 |Кадровые проблемы |
|26 |Недостаток собственных средств |
|27 |Невыгодность производства |
|28 |Большая, громоздкая отчетность |
|29 |Нет льгот |
|30 |Рэкет |
|31 |Невыгодность инвестиций' и |
|32 |Конкуренция |
|33 |Несовершенство рынка |
|34 |Недоверие западных партнеров |
|35 |Отрицательное отношение к предпринимателям |
По материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и
мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр
социально-экономических проблем,М.,1995.
Потеря административного управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные
предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в
чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие
налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.
Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке
малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных
помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное
положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации
преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий,
работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее
положение. Кроме того, существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как производственные или многоцелевые ( выпуск товаров
народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее
занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические
кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив
приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это
затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять
основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий -низкий
уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие
трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения
кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы.
Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального
производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры,
нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес
- непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных
предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к
реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием
успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые
предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и
стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных
формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее
приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций
льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных
и научно-технических центров, развития системы страхования, организации
материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и
исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных
программ.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и
развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены
определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но
проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но
экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и
современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое
налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство
(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10%
полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы
- усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо
освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии.
И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого
предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного
налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более
низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных
отраслей.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и
организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в
качестве особого сектора экономики России. Действенной системы
стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и
хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная
программа развития малых предприятий.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого
предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы
денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-
технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали
бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской
деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных
институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг,
инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной,
консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной
государственно-общественной системы поддержки малого
предпринимательства, включая подготовку и переподготовку
предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных
слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку
внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к
развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не
столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного
- отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же
направлением использования государственных ресурсов должно стать не
выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под
кредит.
19 декабря 2001года состоялось заседание Госсовета , который после
бурного обсуждения утвердил «Концепцию государственной поддержки развития
малого предпринимательства в Российской Федерации ». Обращаясь к членам
государственного совета Владимир Путин сказал :''Всем нам необходимо
изменить угол зрения на малое предпринимательство ,без его развития нет
устойчивого экономического роста ''.
Минфин, Минэкономразвития , и Министерство по налогам и сборам
окончательно согласовали свои предложения по статьям Налогового кодекса ,
посвященным малому бизнесу. Согласно им небольшие фирмы с доходом не более
10 миллионов рублей в год и численностью работников не более 20 человек не
будут платить единый социальный налог и выведут из-под налогообложения
капитальные затраты .
На мой взгляд ,чтобы нынешняя кампания в поддержку малого бизнеса имела
практический эффект , власти должны осознать две вещи. Первое-малый бизнес
является частью российского бизнеса , поэтому невозможно обеспечить
поддержку малого предпринимательства без кардинального улучшения
отечественного бизнес –климата в целом. Обещанные на Госсовете упрощение
требований по регистрации предприятий , порядка сертификации и
лицензирования деятельности , сокращение количества разного рода проверок
бизнеса и разрешений , необходимых для его ведения , борьба с коррупцией
чиновников и установление предела налоговых изъятий –все это должно
относиться не только к малому но и к среднему, и к крупному бизнесу.
Второе-малый бизнес очень разнообразен. Торговая фирма владеющая
магазином , где заняты четыре человека-это одно , а инновационная компания
, разрабатывающая новые технологии, -совсем другое , а выделенный в
отдельное предприятие цех машиностроительного завода –третье .И просто
глупо вводить для них одинаковые правила работы.
Опыт развивающихся стран для России.
Стремление сохранить и развить малые хозяйственные формы было усилено в
странах Юга не только внутренними социально-экономическими условиями , но и
воздействием демонстрационного эффекта Запада , пережившего в 70-е годы
истинный ренессанс мелкого предпринимательства. Основой такого подъема на
Западе.Стали три основных фактора: научно-технический прогресс, позволивший
от фордистской ориентации на массовость перейти к его дроблению и
разнообразию; рост доходов населения , сформировавший индивидуализированный
(точечный) спрос, и защита государством малых форм хозяйствования от
агрессивной конкуренции крупных производителей как одна из черт
социализации экономической политики.
Но необходимо видеть принципиальное отличие малых предприятий в
переходных экономиках Юга. Они удовлетворяют прежде всего платежеспособный
спрос бедных слоев населения ,статичный и слабо дифференцированный ,
ограниченный в основном предметами первой необходимости .Установилась
жесткая зависимость : узкая номенклатура товаров массового спроса
,вынужденное безразличие к качеству , определяющая роль цены объективно
способствуют выживанию малых технически слабых предприятий и в то же время
сохраняют их отсталость, низкий технологический уровень , слабость стимулов
модернизации.
Определенную замкнутость , изолированность малых предприятий
предопределяет низкий уровень развития транспортной сети ,других средств
связи , трудности доставки товаров в другие районы , слабость информации ,
которую занимают слухи .Низкий уровень маркетинга и менеджмента ,особенно в
малых семейных предприятиях , подготовка кадров для них ''при хозяине '' ,
воспроизводя старые формы , затрудняют сдвиг к современным организационным
структурам .
Комплекс этих черт определяет преимущественно экстенсивный характер
мелкого предпринимательства в развивающихся странах. Для него характерно
массовое вовлечение живого в том числе неучитываемого статистикой (
семейного, женского, детского) труда .Эта ниша , обеспечивая реальные
доходы тем людям , которые не находят применения в современных секторах,
страхует экономику в целом. Отсюда широко распространенное определение
мелкого производства как социального и экономического стабилизатора в
странах Юга.
Возможность мелких предприятий приспособиться к меняющейся экономической
среде нашла отражение в особых формах роста , одновременно продолжающих
типичное соединение промышленной и сельскохозяйственной деятельности
традиционного типа , и освоение новой деятельности , отчасти модернизации.
Суть подобной индустриализации в том , чтобы путем создания мелких
перерабатывающих предприятий за пределами больших городов расширить
использование местного сырья, занять на трудоемких производствах избыточную
рабочую силу , ослабив тем самым неконтролируемый отток населения из
сельских районов .
Поскольку едва ли не самым слабым местом малых предприятий остается
получение заемных средств , международные организации пытаются помочь им ,
создавая различные системы финансирования. В поисках выхода реализуются
пилотные программы , такие как объединения по принципу групповой
ответственности. Например , в Бангладеш проводится кредитование под
гарантию групп в пять человек , когда каждый ее участник-предприниматель
несет солидарную ответственность , и доступ к новому кредиту зависит от
возврата предыдущего.
Среди малых предприятий развивающихся стран происходит заметная
дифференциация по степени технической вооруженности , специализации ,
квалификации рабочей силы и ,как следствие, по уровню производительности
труда. Кооперация мелких предприятий с крупными вызывает качественное
изменение в промышленности. В целом модернизация малой экономики происходит
путем заимствования и освоения новых форм управления , расширения связей с
внешним рынком .Мелкие современные фирмы в развивающихся странах не всегда
могут проводить венчурные работы , характерные для западных компаний такого
типа .Их возможностям отвечает скорее стратегия '' хамелеонов ''-быстрота
реакции на появляющийся местный спрос , скорость возникновения мелких и
мельчайших предприятий вокруг новых крупных строительств ,туристических
центров и т.д. К ним примыкают предприятия, работающие по лицензиям
известных производителей Используя раскрученную марку , эта форма
позволяет экономить и за счет дешевого труда снижать цены по сравнению с
основным производителем.
Новые стимулы роста мелкого производства в развивающихся странах создает
интернационализация мирового хозяйства при активной роли ТНК в этом
процессе. В последнее десятилетие они с успехом встраивают мелкие
предприятия в свои производственные , прежде всего распределительные цепи .
Так, ТНК , действующие на индийском рынке потребительских товаров ,
продвигая их в сельские районы ,включают в свои дистрибьюторские системы
семейные мелкие предприятия .
Заинтересованность иностранного капитала в современном мелком
производстве позволяет последнему по каналам ТНК выйти на мировой рынок .
Характерен пример Южной Кореи ,наращивающей инвестиции в экспортированные
трудоемкие малые предприятия в текстильной , обувной , швейной
промышленности( до 80% всех инвестиций Южной Кореи ) при их сокращении в
ресурсные области. Заметный рост участия субъектов малой экономики стран
Юга в международном разделении труда происходит за счет продукции народных
промыслов .В программах правительств стран Юга поддержка народных промыслов
рассматривается не только как экономическая необходимость, но и как охрана
культурного наследия.
Заключение.
Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких
собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая
численность которых является одной из наиболее существенных качественных
характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта
группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей,
производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися
требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие
социальные факторы:
. развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких
собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих
собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой
социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и
демократического развития общества;
. занятие малым бизнесом является не только источником средств к
существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
. объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее
число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
. сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может
обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в
стране;
. массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и
жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной
альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико,
поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося
среднего класса, наиболее представительного по своей численности и
являющегося выразителем политических предпочтений значительной части
населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического
развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей
приверженностью принципам демократии, политической стабильности и
экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую
активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении
собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для
владельцев малых предприятий их собственность зачастую является
единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.
Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо
становится объектом борьбы различных политических сил за голоса
избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и
региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной
основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.
При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда
других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в
условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать
крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских
политических сил.
Список использованной литературы:
1)Е.Балацкий ,А.Потапова Малый и крупный бизнес :тенденции становления и
специфика функционирования //Экономист , 2001г.-№4
2)Архипов И. Дело избранных //Эксперт Северо-Запад ,2001 гг. 24 декабря
-№36
3)Рубченко М. Многообразие малостей //Эксперт ,2001 год -№48
4)Бухвальд Е. Малый бизнес Москвы // Экономист ,2001г.- №8
5)Брагина Малое предпринимательство в переходной экономике Юга//Мировая
экономика и международные отношения ,2001г.-№1
Страницы: 1, 2
|