История экономических учений
История экономических учений
Введение в предмет. Экономические учения Древнего Мира и
Средневековья.
1. Задача высшей школы состоит в том, чтобы развить общие взгляды
студентов на окружающий мир, выработать мировоззрение и миросозерцание.
Другими словами не узкая специализация предмета, а стройный синтез научного
познания.
Мировоззрение и миросозерцание человека не мыслимы без социальных
элементов, без общих исторических знаний, а область общих исторических наук
включает в себя право, историю, социологию, политологию и т.д. Но изучение
всех вышеназванных предметов невозможно без предварительного изучения
экономической системы в рамках которой развиваются все эти предметы.
Вывод: только сознание социально-экономической основы дает ключ к
пониманию общих исторических явлений и в основе всех мировоззрений
экономики. Из сказанного следует, что в основе всех взглядов лежит история
изменения в производительных силах и производственных отношениях.
Предметом истории экономических отношений является исторический
процесс возникновения, борьбы и смены экономических систем взглядов на
разных этапах развития человеческой цивилизации. История экономических
учений относится к числу гуманитарных дисциплин и занимает очень важное
место. Методологической основой курса является учение о базисах и
экономических надстройках.
Когда экономическая наука появилась? Над явлениями экономической
системы люди раздумывали много тысяч лет назад. Но эти раздумывания не были
наукой. Экономическая наука появилась в эпоху зрелого рабовладельческого
общества, которая опиралась на более зрелые производительные силы (4-5 тыс.
лет назад). Первые источники относятся к странам Древнего Востока (Египет,
Вавилон, Китай). Но высшие образцы дали греки и римляне.
2. С появлением первых государств и зарождением различных
экономических форм государства в экономической жизни перед обществом
возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется и по сей
день (для России обостряется).
Главная проблема – это выбор идеальной модели социально-экономического
устройства. Сделать этот выбор можно лишь на основе выбора экономической
теории, принятия ее, и всеобщего одобрения в качестве руководства к
действию при осуществлении хозяйственной политики.
Как делался выбор идеальной модели в Древнем Мире? В это время
господство рабовладельческой системы и приоритета натурального хозяйства
над товарно-денежным.
1) Выразители экономической мысли древности (философы и правители
рабовладельческих государств), они были аполагиатами
рабовладельческого времени и считали такой порядок
единственным;
2) Их доказательства базировались преимущественно на категориях
морали, этики, справедливости и были направлены против торгово-
ростовщищеских операций, то есть против свободного
функционирования денежного и торгового капитала. В них
усматривалась искусственная сущность, нарушающая принцип
эквивалентности и пропорциональности в обмене.
Итак аполагизация рабовладения и натурального хозяйства с одной
стороны и отрицательного денежного капитала и товарного с другой – это то
общее, что присуще всем школам Древнего Востока и классического
рабовладения.
Но между ними есть и различия. Рассмотрим их подробнее: главная
особенность восточного рабства состоит в масштабах функций государства,
которые отчасти были обусловлены их объективными предпосылками
(строительство грандиозных ирригационных сооружений требовало
государственного вмешательства).
Однако, грандиозная государственная опека натурального хозяйства
требовала регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы.
Кроме того, на Востоке ведущая роль в экономике принадлежала
государственной собственности. Масштабность функций государства в экономике
и ведущая роль государственной собственности в ней стали теми критериями,
которые легли в основу способа – азиатского способа производства.
Элементы этой системы веками существовали в России, влияя на
формирование менталитета, обычаев и традиций нашего народа.
3. Экономические учения Древней Греции.
Рабство Древней Греции и Рима в 1 тыс. до н.э. называлось
классическим. Лучшими достижениями экономической мысли того времени – труды
Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт (430 – 354 гг до н.э.)
Основной труд «Домострой». Ксенофонт автор термина «экономика». Этот
термин происходит от ойкос (дом) и номос (правило) – правило ведения
домашнего хозяйства. Основные положения «Домостроя»:
1) Разделение труда на умственный и физический, людей
соответственно на свободных и рабов – имеет естественное
происхождение;
2) Естественным является преимущественное развитие сельского
хозяйства, по сравнению с ремеслом и торговлей;
3) Производственно может выполняться наиболее простая работа,
а упрощение трудных операций можно добиться с помощью
разделения труда;
4) Всякому товару присущи полезные свойства (потребительская
стоимость) и способность обмениваться с другими товарами
(меновая стоимость);
5) Степень разделения труда обусловлена размерами рынка;
6) Деньги изобретены для того, чтобы с их помощью осуществлять
обращение товаров и накопление, но ни как ростовщических
операций.
Платон (428- 347 гг до н.э.)
Родился в Афинах и жил там. По основным положениям соглашался с
Ксенофонтом, предвосхитил появление так называемой модели социально-
экономического устройства. Отстаивал натурально-хозяйственные отношения
рабовладельческого общества. Эти его позиции нашли свое отражение в 2х
основных произведениях «Государство» и «Законы». В первом произведении
Платон утверждает, что аристократы и воины не должны обременять себя
хозяйством, а их обеспечение по уравнительному принципу должно взять на
себя общество. Остальная же часть общества должна владеть и распоряжаться
собственностью (землевладельцы, собственники, купцы).
В «Законах» отражено отрицательное отношение к ростовщичеству и
доказывается приоритет сельского хозяйства над ремеслом и торговлей.
Здесь же ог - овариваются условия передачи имущества по наследству.
Аристотель (384 – 322 гг до н.э.)
Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Свои выводы
строит не на абстрактных умозаключениях, а на основе анализа реальных
фактов. Основная работа «Никомахова этика» и «Политика». В этих трудах –
проект идеального государственного устройства. Основные положения этого
устройства:
1) Показывал деление общества на свободных и рабов, а труда на
умственный и физический;
2) Доказывал, что хозяйство должно быть натуральным;
3) Доказывал приоритет сельского хозяйства над другими
отраслями.
Новации:
Поставил и попытался решить 2а очень важных вопроса, над которыми
человечество потом билось долгие века:
a. Чем определяется соотношение при обмене товаров и что
делает их сравнимыми? Почти подойдя к правильному ответу,
все-таки делает неправильный вывод, что сравнимыми их
делают деньги. А то общее, что есть во всех товарах – это
потребность.
b. Что такое деньги? По Аристотелю, это результат соглашения
между людьми.
Свойства золота-денег:
. Делимость;
. Портативность;
. Антикоррозийность;
. Однородность.
4. Экономическая мысль Средневековья.
Фома Аквинский (1332 – 1404 гг)
Труды его были тесно замешаны на теологии. Основные положения:
1) Необходимость вмешательства государства в экономику;
2) Доказывает естественность социального неравенства;
1) и 2) роднят его с мыслителями древности.
3) С учетом роста городов, ремесленного производства, торговли и
ростовщичества Фома не отдает приоритета сельскому хозяйству
и не считает торговлю и ростовщичество греховным делом;
4) Ценность денег по его мнению устанавливается не по весу
содержимого в них металла, а по усмотрению государства
(номиналистическая теория денег).
Фома Аквинский был представителем позднего каноничества.
Представителем же раннего каноничества является Святой Августин или
Августин Блаженный.
|Ранние каноники (Августин |Поздние каноники (Фома |
|Блаженный) |Аквинский) |
|1. Разделение труда | |
|Умственный и физический труд |Деление людей по профессиям |
|равноценны и не должны влиять|и сословиям, обусловленное |
|на человека в обществе. |Божием проведением и |
| |склонностями людей. |
|2. Богатство | |
|Труд создает богатство в |Золото и серебро |
|форме материальных благ, |рассматривают, как |
|включая золото и серебро; |приумножение частной |
|нетрудовое накопление денег |собственности и богатства. |
|называют искусственным | |
|богатством и относят к | |
|греховным деяниям. | |
|3. Обмен | |
|Обмен осуществляется по |Обмен рассматривается, как |
|принципу пропорциональности и|субъективный процесс, не |
|является актом свободного |всегда обеспечивающий |
|волеизъявления людей. |равенство извлекаемой |
| |пользы. |
|4. Справедливая цена | |
|Цена должна устанавливаться в|Отрицают затратный метод |
|соответствии с трудовыми и |установления цены, |
|материальными затратами по |утверждают, что цена должна |
|его производству. |содержать доход, |
| |обеспечивающий продавцу |
| |соответствующее положение в |
| |обществе (цена выше |
| |стоимости товара). |
|5. Деньги | |
|Деньги являются искусственным|Стоимость денег |
|образованием и необходимы для|устанавливается |
|ускорения и облегчения |государственным штемпелем. |
|меновых операций на рынке; | |
|стоимость денег определяется | |
|содержанием металла в монете.| |
|6. Торговая прибыль, | |
|Ростовщический процент | |
|Торговая прибыль и |Крупные доходы торговцев и |
|ростовщический процент |ростовщиков допустимы, когда|
|извлекаются из крупных |они связаны трудом по |
|операций, превращаются в |транспортировке товаров, а |
|самоцель и по тому |так же с риском, имеющим |
|расценивается как не Богу |место в благопристойной |
|угодные и греховные явления. |деятельности. |
Меркантилизм. Концепция рыночной экономики. Экономическое
учение физиократов.
1. Меркантилизм – концепция богатства. Эпоха первоначального накопления
капитала.
2. Ранний и поздний меркантилизм. Сравнительный анализ.
3. Кенэ – основатель школы физиократов.
1. Меркантилизм– концепция богатства. Эпоха первоначального накопления
капитала.
Америка была открыта благодаря погоне европейцев за индийскими
пряностями. Завоевана и основана, в следствии их ненасытной жажды золота и
серебра. Таким образом, великие географические открытия были сделаны
благодаря развитию торгового капитала и в свою очередь способствовали его
дальнейшему развитию.
Торговый капитал становился доминирующим, а рыночные экономические
отношения размывали натуральное хозяйство средневековья. Торговый капитал
являлся исходной формой капитала из которого постепенно вырастал
промышленный капитал. Происходило это в 15-17 веках и в значительной
степени в 18 веке.
Это была эпоха первоначального накопления капитала. Это был переходный
период от феодализма к капитализму.
Процесс первоначального накопления капитала следует рассматривать
двояко: с одной стороны это накопление богатства на одном полюсе, а на
противоположном полюсе – обнищание и пролетаризация масс. Существуют
различные взгляды на эти процессы, так апологеты буржуазного общества
утверждают, что богатеи наиболее трудолюбивые, бережливые и искусные
ремесленники, а разорялись пьяницы, лодыри и неумехи.
Марксисты утверждали, что это был насильственный процесс лишения
основных средств производства (земли у крестьян). Огораживание, например,
было характерно для Англии. Другие способы: работорговля, неэквивалентный
обмен, колониальный грабеж.
Золотой бум способствует всему развитию строя. Это часть буржуазного
образа мыслей, но в эпоху первоначального накопления капитала блеск этого
идола был особенно яркий, «купить, чтобы продать дороже» - вот принцип
торгового капитала. Разница от этих актов купли-продажи мыслилась в форме
золота, о том что эта разница может возникнуть только благодаря труду еще
никто не думает. Положительное внешнеторгового сальдо считалось верхом
государственной мудрости, а накопление в стране драгоценных металлов
являлось целью экономической политики
Первоначальное накопление капитала – это предыстория капитализма, а
меркантилизм – предыстория политэкономии, экономической теории.
В 16 веке в Западной Европе сложились центральные государства с
сильной королевской властью. Феодалы были сломлены, их дружины остались без
работы – эти люди превращались либо в батраков, либо шли служить в армию и
флот, отправлялись грабить колонии и в этом случае обогащали судовладельцев
и торговцев.
Городская ремесленная и торговая буржуазия были союзниками королей в
борьбе с баронами, они давали королям оружие, деньги, а часто людей для
этой борьбы. Короли, или государство в свою очередь, поддерживали интересы
национальной буржуазии против феодалов, черни и иностранных конкурентов.
В интересах национальной буржуазии (торговой) проводилась
экономическая политика – меркантилизм.
Во многих случаях эта политика была и в интересах дворянства, так как
его доходы были связаны с торгово-кредитной деятельностью.
Исходным пунктом предпринимательской деятельности являются деньги.
Формула торгового капитала: Д – Т – Д`
Формула промышленного капитала: Д – Т СП … П … Т` -
Д`
РС
Д` = Д + dД
Формула ссудного банковского капитала: Д - Д`
Меркантилизм происходит от английского слова merchant, что означает
купец. Основоположником был французский дворянин Монкретьен, после одной из
дуэлей вынужден был иммигрировать в Англию, где увидел экономическую
организацию, будучи патриотом он изучил экономический строй в Англии в 1615
году в Роане опубликовал трактат политической экономии, где давал
практические рекомендации, как сделать Францию процветающей. Эта работа
была посвящена проблеме увеличения богатства государства, а всеобщим
воплощением богатства, по мнению меркантилистов, были деньги (золото и
серебро), поэтому объективно экономическая политика, которую предлагал
Монкретьен, не могла быть иной, как политикой накопления денег.
Экономическая политика меркантилизма сводится к всемирному накоплению
денег в государстве и государственной казне, а теория сводится к поиску
экономических закономерностей в сфере обращения ведущих и обогащению.
Верхом государственной мудрости меркантилисты считали продажу товаров за
границу в большом объеме, чем покупку их там, а разницу между экспортом и
импортом в золоте составляют доходы, которые и умножают богатство
государства. Существовали два направления в меркантилизме: раннее и
позднее.
2. Ранний и поздний меркантилизм. Сравнительный анализ.
В эпоху раннего меркантилизма мероприятия по накоплению богатства были
примитивные, они были направлены на накопление золота в стране и
осуществлялось с помощью внеэкономических методов, в частности иностранных
купцов заставили расходовать на месте всю выручку от продаж и их товаров и
даже назначали для этого специальных надсмотрщиков.
Поздний меркантилизм ищет возможность обогащения нации в развитии
внешней торговли, торгового активного баланса. Поздние меркантилисты
считали, что самым надежным способом привлечения денег в страну является
развитие производства экспортных товаров, государство должно всемерно
помогать такому производству и помогать осуществлять внешнюю торговлю,
поэтому государство стало насаждать промышленное производство, обеспечивало
строительство мануфактур. Теория и практика меркантилизма были направлены
на накопление денег и предполагали государственную регламентацию
хозяйственной деятельности. Политика эта проводилась во всей Европе и не
могла быть иной в период становления абсолютийских государств и развитие
национального хозяйства. Ускоренное капиталистическое развитие было
возможно только в национальных рамках и во многом зависело от помощи
государства, которое способствовало накоплению капитала и тем самым
хозяйственному росту. Своими взглядами меркантилисты выражали подлинные
закономерности и потребности экономического развития.
Идеи меркантилизма живы и до сих пор активно используются в той или
иной степени многими государствами сегодня.
Вывод: ранний меркантилизм (монетарная система) не шел дальше
административных мероприятий для удержания денег в стране; поздний
меркантилизм ищет источники обогащения нации в развитии внешней торговли,
покровительстве национального производства и активного внешнеторгового
баланса. Поздние меркантилисты одобряли лишь такое вмешательство
государства в экономику, которое, по их мнению, соответствует принципам
естественного права. Идеи этого права берут начало от Аристотеля, но в
новое время получил новое содержание, эта теория выводилась из абстрактной
природы человека и его природных прав. Так как эти права во многом
противоречили светскому и церковному деспотизму, Средневековью, то они
содержали элементы: к естественным правам человека относится право частной
Страницы: 1, 2
|