рефераты скачать

МЕНЮ


Инвестиции и экономический рост в переходной экономике

иностранных инвестиций.[?]

Весь приток капитала в страны Восточной Европы был существенно

больше, чем прямые иностранные капиталовложения. Только в 1996 году в

страны Восточной Европы и бывшего СССР поступило 39 млрд. долл. Из этой

суммы примерно одна треть состояла из официальных (государственных

двусторонних и многосторонних) займов, одна треть — из прямых иностранных

инвестиций, 10% -из портфельных инвестиций и примерно 15% — из частных

банковских кредитов. Таким образом макроэкономические последствия притока

капитала не сводятся только к росту инвестиций. Поскольку каждый доллар

прямых инвестиций влечет за собой еще 2 долл. притока иностранной валюты в

денежную систему, возникает инфляционное давление и прочие специфические

проблемы денежного неравновесия. С такими проблемами столкнулись страны

Вышеградской группы, а в Чехии они во многом спровоцировали

макроэкономический кризис.

Шаги по привлечению иностранных инвестиций предпринимались и в других

странах. Однако иностранный капитал до сих пор не является сколько-нибудь

серьезным инвестором в странах СНГ, в Румынии, Болгарии и Албании. Как

показывает пример России, причины носят как политический характер

(незавершенность процесса реформ), так и чисто конъюнктурный. Пока в

экономиках продолжается спад, ожидать существенного притока инвестиций не

приходится.

Иностранные компании уже перестали заблуждаться относительно более

низких номинальных ставок ряда основных налогов во многих странах СНГ по

сравнению с европейскими нормами. Фактическое налоговое изъятие средств с

банковских счетов иностранной фирмы может оказаться более высоким из-за

запутанных инструкций о том, что можно, а что нельзя включать в

себестоимость и соответственно — выводить из-под налогообложения прибыли.

Более того, не существует адекватного учета колебаний валютных курсов. В

итоге, вопреки общей достаточно безобидной картине реальное бремя налогов

достаточно высоко. В России 35%-ная ставка налога на прибыль на 15

процентных пунктов ниже, чем в Германии, но, рассчитанная по западной

бухгалтерии, она составляет уже от 60 до 150%! В результате

“законопослушные” западные инвесторы иногда вынуждены выплачивать по налогу

на прибыль суммы, превышающие то, что в их представлении является

прибылью.[?]

Эта иллюстрация наглядно показывает не только проблемы с привлечением

иностранных инвестиций, но и то, каким образом может “выжить” отечественный

инвестор. Таким образом, вырисовывается основная стратегическая задача

инвестиционной политики на текущем этапе: создание благоприятного

инвестиционного климата в стране для капитала, который сейчас “уплывает” за

рубеж, и элементарное повышение экономической привлекательности

инвестиционной деятельности.

Общее снижение инвестиций скрывает ряд положительных сдвигов в их

распределении в большинстве переходных экономик. Во-первых, существенно

увеличилась доля инвестиций в так называемую непроизводственную сферу,

главным образом в жилищное строительство. Существование отложенного спроса

на жилье привело к тому, что сбережения домашних хозяйств оказались

достаточными, чтобы компенсировать сокращение бюджетных источников

финансирования жилищного строительства. В общей сложности, инвестиции в

жилье в странах первой и второй группы вышли на среднемировой уровень в

4—5% ВВП и достигают четверти валовых внутренних инвестиций. При

неразвитости рынков капитала и банковской сферы главным источниками

финансирования инвестиций в других отраслях инвестиционного комплекса могут

быть только собственные средства предприятий и государство.

Таблица 5

Основные показатели капитального строительства[?]

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

| |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |

|Инвестиций в основной капитал |85 |83 |93.1 |95.8 |101.3 |

|всего | | | | | |

|Объем подрядных работ |87 |80 |91.7 |94 |102.2 |

|Ввод в действие жилья |111 |91 |92.1 |93.8 |109 |

Однако использование этих источников было подвержено действию

множества неблагоприятных факторов. Прежде всего, в условиях высокой

инфляции и гиперинфляции балансовая стоимость основных фондов потеряла

всякий смысл. Периодически проводившиеся переоценки отставали от быстро

растущей восстановительной стоимости капитала, поэтому амортизационный фонд

перестал играть сколько-нибудь существенную роль. Чтобы скомпенсировать

резкое сокращение этого источника финансирования, некоторые страны ввели

более либеральные правила начисления налога на прибыль или, как в России,

образовали специальные внебюджетные фонды, перечисление прибыли в которые

освобождались от налогообложения. Средства фондов должны были расходоваться

целевым образом на инвестиции в соответствующих отраслях.

По мере снижения темпов инфляции восстанавливается прежняя,

“нормальная” роль амортизационных отчислений как источника финансирования и

остро встает вопрос о стимулах к инвестированию, связанных с ускоренной

амортизацией. Чтобы решить эту проблему, необходим пересмотр системы

налогообложения и финансовой отчетности.

Острый кризис охватил и сферу государственных финансов. В России,

например, доля федерального и местных бюджетов в финансировании капитальных

вложений сократилась с 30% в 1992 до 15% в первой половине 1997 г. Само по

себе существенное снижение доли капитальных вложений, финансируемых из

бюджета, является вполне закономерным и положительным процессом. Негативные

последствия проявляются лишь в том случае, если этот процесс не управляем и

неподконтролен государственным органам. В странах, которые осознанно

перешли к бюджетному финансированию исключительно инфраструктуры и

социальной сферы, даже при большем абсолютном сокращении государственных

инвестиции создавалась более благоприятная и предсказуемая среда для

частных инвесторов. В странах, где правительства пытались влиять на

инвестиционный процесс во всех сферах (причем влиять непосредственно,

вкладывая бюджетные средства), результаты оказалась плачевными.[?]

Показателен в этом отношении пример России. Начиная с 1995 года,

запланированный государственный бюджет инвестиций выполняется всего лишь на

30%[?]. Это означает, что государство создает крайне непредсказуемую и

хаотичную среду для частных инвесторов. Между тем, инвестиционный бюджет

выглядит как срез экономики всей страны — здесь и инвестиции в коммунальное

хозяйство, инфраструктуру, отрасли социальной сферы, агропромышленный

комплекс, металлургию и лесное хозяйство, конкурсные быстро окупающиеся

коммерческие проекты, космос и фундаментальная наука. В попытке объять

необъятное теряется ответственность за базовые функции государства, что

ведет к подрыву репутации государства как участника инвестиционного

процесса.[?]

Так, за первое полугодие 1997 г. во всей России в действие был введен

только один капитальный объект социальной сферы — котельная детского

санатория. На каждом втором объекте, финансируемом из бюджета,

строительство не велось вовсе. Несмотря на это, бюджет 1997 г.

предусматривает финансирование государственных инвестиционных программ на

уровне 60% от 1996 г. Можно смело сказать, не вникая в тонкости бюджетного

планирования, что как минимум половина этих инвестиций на самом деле

профинансирована, не будет. Пожалуй, по бесхозяйственности и

безответственности в использовании государственных средств современные

плановики превзошли своих предшественников. Поскольку принятие реального

бюджета — естественный шаг в дальнейшей политико-экономической динамике

реформ, государству необходимо реалистично посмотреть на эффективность

политики государственного финансирования инвестиций. Ограниченные

государственные средства следует сосредоточить в тех областях, где никто,

кроме государства, не будет осуществлять инвестиций. Частные же инвестиции

следует поощрять созданием благоприятного инвестиционного климата и

продуманными налоговыми мерами.

3.2. Меры по привлечению инвестиций на ближайшую перспективу

Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий

уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике.

Поэтому важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на

устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуются ужесточение

контроля за доходами и расходами бюджета, завершение и кратчайшие сроки

создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

Полученная правительством РФ двухлетняя отсрочка по выплате внешних долгов

должна быть эффективно использована для реструктуризации накопленных

обязательств. Жить взаймы Россия больше не может.

Представляется, что простая, понятная система налогообложения отвечала

бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные

интересы. В первую очередь необходимо скорейшее введение в действие второй

части Налогового кодекса РФ, где предусмотрена реальная отмена большинства

налогов с оборота и сужена база налога на прибыль. Налогообложение

физических лиц, фонда заработной платы и прибыли, а также возникающих

разниц при переводе из одной валюты в другую нуждается в дальнейшей

рационализации для снижения объемов увода доходов из-под налогообложения.

В третьем чтении Госдумой принят закон, вводящий новую трехступенчатую

шкалу подоходного налога с максимальной ставкой 30%. Сумма дохода,

облагаемого по минимальной 12-процентной ставке, увеличивается с 30 тыс. до

50 тыс. руб. На самом деле либерализация шкалы - видимость, и ожидаемого

уменьшения подоходного налога не произойдет. В перспективе целесообразно

сократить число ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий

необходимо снизить до 20%. Необлагаемый минимум надо определять исходя из

расчета реального прожиточного минимума. Следует разрешить из

налогооблагаемой базы вычитать расходы на профессиональное образование и

повышение квалификации.

Крайне необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в

социальные фонды, доведя их долю в фонде заработной платы (взносы в

социальные фонды) хотя бы до 30%.

Необходимо пересмотреть и резко сократить налоговые и таможенные

льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а

формализованный характер. Но важное место среди возможных фискальных

стимулов предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с

преференциальным режимом поставок импортного оборудования, сырья и

комплектующих, используемых на предприятиях с прямыми иностранными

инвестициями (полное или частичное освобождение от импортных пошлин), а

также экспорта продукции этих предприятий (освобождение от экспортных

пошлин, льготы по доходам от экспортных операций или полное освобождение их

от налогов). Следует ввести "дедушкину оговорку" в отношении всех

инвестиций; определить соответствующие российским реалиям критерии

выделения прямых инвестиций и особенности их правового режима.

Требуются реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут

вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение

суммарного налогового бремени по этим налогам. Критически важно прекратить

практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство,

увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года.

В кратчайшие сроки следует реализовать программу реструктуризации

банковской системы, завершить введение новой системы бухгалтерского учета,

базирующейся на международных принципах.

Центральный банк РФ должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии

банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а

также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам

неплатежеспособных банков) до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты

по долгам.

Важно более четко регламентировать порядок определения валютного курса

при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной

валюте, ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

Возможности привлечения новых инвестиций во многом зависят от качества

внешнеэкономической и таможенной политики. Вот почему на нынешнем этапе

целесообразно активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по

соответствующей корректировке законодательства в этой области. Новые акты,

затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, надо

разрабатывать с учетом требований ВТО.

Необходимо упростить порядок таможенного регулирования импорта товаров

на территорию России в режиме временного ввоза. Также следует упростить

порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и

выдачу технических условий на реализацию инвестиционных проектов.

Надо ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ. В

методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно

скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для

сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить сложившийся

порядок начисления НДС. Существенного совершенствования требует валютное

регулирование, в сфере которого необходимо проведение следующих мер:

. отмена лицензирования ввоза иностранного капитала на территорию России;

для этого в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном

контроле" надо внести поправки;

. введение уведомительного порядка регистрации иностранных инвестиций (в

том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме

изъятий, установленных в законодательном порядке

. упрощение выдачи налоговых кредитов и освобождений тем инвесторам,

которые имеют на это право но закону.[?]

Принятие нормативных актов по СРП находится в компетенции правительства

России. Нормативные акты являются условием предоставления 3-го займа на

структурную перестройку (structural adjustment loan-3) Всемирным банком.

Важно, чтобы эти нормативные акты создали такой режим СРП, который позволит

России конкурировать с другими энергодобывающими странами в области

дефицитного инвестиционного капитала. Нормативные акты также остро

необходимы для проектов СРП с "дедушкиными оговорками": "Сахалин-1",

"Сахалин-2" и Харьягинское месторождение. От успешной реализации этих

проектов во многом будет зависеть способность России привлекать новые

инвестиции,

Налоговый кодекс РФ должен предусматривать обеспечение режима,

установленного федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Для

этого во вторую часть Кодекса положение о СРП должно быть включено в

качестве отдельного пункта.

Для привлечения инвестиций вне рамок режима СРП России необходимо

перейти от регрессивной системы налогообложения доходов к прогрессивной,

основанной на прибыли, - системе, открыто управляемой и согласованной с

мировыми стандартами. Такой переход позволит защитить государственные

доходы в периоды высоких цен и сохранить потенциал добывающей отрасли во

время действия низких цен.

Количество налогов для предприятий ТЭК необходимо уменьшить. Те

компании, которые полностью и вовремя платят налоги, нужно поощрять,

например, путем предоставления большего доступа к системе экспортных

трубопроводов. Государство должно отказаться от практики принуждения

компаний к поставкам нефти на перерабатывающие заводы по ценам ниже

рыночных.

Законы и нормативные акты об охране окружающей среды необходимо

упростить и привести в соответствие с международными экологическими

стандартами.

Следует обеспечить защиту прав собственности. Надо создать прецеденты

пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по

ущемлению прав собственности меньшинства акционеров, а также внести

соответствующие изменения в закон "Об акционерных обществах", исключающие

злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров.

Подобные случаи надо придавать широкой огласке для утверждения норм деловой

этики. Следует законодательно расширить права меньшинства акционеров и

аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний

акционеров и представительства в совете директоров. Целесообразно ввести

ограничение на количество мест в совете директоров для владельца

контрольного пакета.

Попытки "разводнения" капитала должны жестко пресекаться и широко

освещаться в средствах массовой информации. Необходимо ввести

дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от

действий органов власти при обнаружении нарушения законодательства в

процессе выпуска, а также предшествующих сделок с этими финансовыми

инструментами. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если

отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке

регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Нельзя налагать арест

на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если

один из предыдущих переходов прав собственности был связан с нарушением

законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести

ответственность инвесторы.

Недавно произошедшие скандалы на Ломоносовском фарфоровом заводе.

Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате, в АО "Черногорнефть" дают

возможность правительству продемонстрировать инвесторам серьезность своих

намерений по наведению порядка в области защиты прав собственности.

Необходимо стимулировать создание профессиональными участниками рынка

ценных бумаг и само регулируемыми организациями компенсационных фондов, из

которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине брокеров,

регистраторов (особенно!), депозитариев и других инфраструктурных

институтов.

Важно срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с

банкротством предприятий, в первую очередь ввести более четкое определение

оснований для инициирования процедуры банкротства, детализировать некоторые

аспекты этой процедуры: ограничить перечень лиц, могущих выполнять функции

внешнего управляющего, повысить возможности предприятий для защиты от

незаконно инициированного банкротства и предупреждения использования

банкротства с целью захвата собственности. В то же время необходимо резко

ускорить инициирование и проведение процедур банкротства в отношении

действительно несостоятельных предприятий.

Требует ужесточения уголовная и административная ответственность за

действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в

первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во

многих случаях неотвратимость нарушения - более действенная угроза, чем

степень тяжести возможного наказания.

Особое внимание следует уделить защите прав интеллектуальной

собственности. Надо не только защищать зарегистрированные товарные знаки,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.