Интернет-бизнес в России
Интернет-бизнес в России
Санкт-Петербургский государственный технический университет
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра национальной экономики
Работа
допущена к защите
Зав. кафедрой ______ М Д. Медников
«___» _______ 2001 год
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
Тема: Интернет-бизнес в России
Направление: 060700 – национальная экономика
Выполнила ст. гр. 40710_____________ К.С. Гончарова
Руководитель, проф. _______________ М. Д. Медников
Санкт-Петербург
2001
Реферат
Объем работы 94 листа, в качестве демонстрационного материла
использованы 16 графиков и диаграмм, 11 таблиц.
Ключевые слова: интернет-экономика, интернет-бизнес, электронная
коммерция и электронная торговля, онлайновая модель бизнес-процесса,
оффлайновая торговля, интернет-магазин, пользователи сети, межкорпоративный
электронный бизнес, информационные технологии, глобализация, интернет-
покупки, интернет-провайдеры.
В первой главе определяется само понятие Интернет-экономики, ее
структурных составляющих: электронного бизнеса и электронной коммерции, их
функциональность и значение для ведения современного бизнеса;
рассказывается об инвестициях в эту относительно новую отрасль национальной
экономики, актуальность данной проблемы для Российской интернет-экономики.
Во второй главе рассматривается вопрос ведения интернет-бизнеса в
России (с конкретными участниками рынка), его формам и инструментам,
приведена сравнительная характеристика данных, характеризующих оборот
электронной торговли в России и США.
Третья глава посвящена электронной торговле в РФ: подробно
анализируется функционирование четырех секторов электронной торговли,
рассматриваются основные проблемы, связанные с развитием этого направления
бизнеса в России, с учетом опыта зарубежных стран, тенденции и перспективы
внедрения электронных технологий в различных отраслях национальной
экономики, процесс интернетизации отечественных предприятий; дается обзор
российского рынка интернет-магазинов и интернет-консультантов.
В четвертой главе описываются преимущества электронной торговли для
национальной экономики нашей страны. Особое внимание уделено
государственному регулированию этой сферы деятельности, необходимости
законодательной и юридической базы для осуществления сделок в электронном
виде; отдельный подраздел посвящен налогообложению электронной торговли;
даются рекомендации, выработанные Американской торговой палатой, ОЭРС и ЕС,
описывающие общие принципы гос. регулирования электронной торговли,
базирующиеся на практике зарубежных стран; необходимость универсальности и
согласованности законодательных актов в связи с глобализацией экономики.
Пятая завершающая глава посвящена проблемам технической
инфраструктуры интернета, являющейся основным условием развития электронной
торговли; рассматривается значение и роль государства в ограничении
монополизации телекоммуникационной отрасли, взаимодействие сетевых
провайдеров и компаний, предоставляющих услуги связи.
Содержание
Стр.
Введение....................................................................
.................................................8
Глава 1. Интернет-
экономика...................................................................
................9
1.1 Что такое интернет-экономика, ее значение в современном
бизнесе.......9
1.2 Инвестиции в Интернет-
экономике............................................................10
1.3 Понятия электронной коммерции и электронного
бизнеса......................12
Глава 2. Интернет-
бизнес......................................................................
...................13
2.1 Две формы интернет-
бизнеса.....................................................................
.13
2.2 Инструменты Интернет-
бизнеса.................................................................16
2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России и
мире.............................................20
Глава 3. Электронная торговля в России: перспективы развития и
роста..........22
3.1 Развитие электронной торговли в мировом масштабе и ее
проникновение в различные сферы
деятельности...........................................23
3.2 Формы электронной
торговли....................................................................
.24
3.2.1 Развитие сектора В2В в России и в
мире.........................................24
3.2.2 Сектор В2С. Обзор российского рынка Интернет-магазинов.......39
3.2.3 Сектор С2С. Обзор Российского рынка
С2С...................................66
3.2.4 Российский рынок интернет-
консалтинга.......................................70
Глава 4. Преимущества электронной торговли для Российской экономики....74
4.1 Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей
силы........................................................................
..................................................75
4.2 Рост экспортного
капитала....................................................................
......76
4.3 Расширение видов
деятельности................................................................
76
4.4 Преимущества для государственного
бюджета........................................78
4.4 Налогообложение электронной
торговли..................................................78
4.4.1 Налог на
прибыль.....................................................................
...........79
4.4.2 Косвенные налоги
(НДС)....................................................................85
4.4.3 Таможенные
пошлины.....................................................................
...86
4.4.4. Общие принципы налогообложения электронной торговли.........88
Глава 5. Техническая
инфраструктура..............................................................
.....89
Заключение..................................................................
..............................................92
Список используемых
источников..................................................................
.......95
Введение
Данная работа посвящена одной из наиболее актуальных на сегодняшний
день тем – развитию интернет-бизнеса в России. Эта сфера деятельности
начинает приобретать все большее значение в современном мире, и в нашей
стране соответственно, в связи с тенденцией к всеобщей глобализации
экономики. Интернет и электронная торговля играют в этом процессе одну из
важнейших ролей.
Целью работы является исследование основных тенденций развития
интернет-экономики России, анализ функционирования электронной коммерции в
нашей стране с учетом зарубежного опыта. На основе сделанного обзора
различных секторов электронного бизнеса, определены перспективы развития
электронной торговли. Отдельно рассматривается роль государства в
регулировании данного вида деятельности и особенности налогообложения
электронных сделок. Задачей работы является определение приоритетных
направлений развития электронной коммерции, разработка рекомендаций по
усовершенствованию законодательной и юридической базы, регламентирующей
этот сектор национальной экономики.
Применение современных информационных технологий в бизнесе формирует
новые направления в глобальной системе координат мировой экономики. Это
направление сегодня принято называть Интернет-экономикой. Интернет дает
возможность отечественным компаниям выйти на мировой рынок, расширяет
каналы сбыта, объединяет поставщиков и покупателей в единую систему. Оборот
электронной торговли составляет такие значительные суммы, которые
сопоставимы с ВВП таких стран как Франция, Италия, Великобритания. Поэтому
нельзя игнорировать или преуменьшать значение этого относительно нового
сектора экономики. Ведение крупномасштабного бизнеса в современных условиях
без использования информационных технологий не представляется возможным.
Для малого и среднего бизнеса интернет дает прекрасную возможностью для
продвижения. Безусловно, Россия еще очень отстает в развитии и
распространенности электронной торговли от развитых стран, что объясняется
в первую очередь недостаточной компьютеризацией населения. Тем более,
необходимо обратить особенное внимание на перспективы и условия
эффективного функционирования интернет-экономики и преимущества, которые
она дает предприятиям отдельно, и национальной экономике страны в целом.
Глава 1. Интернет-экономика
1.1 Что такое интернет-экономика, ее значение в современном бизнесе
«Интернет-экономикой» принято называть применение современных
информационных технологий в бизнесе. «Интернет-экономика» начинает
переворачивать бизнес. Те, кто используют современные информационные
технологии бизнеса сегодня, преуспевают, кто игнорирует – отстают.
"Интернет" коренным образом меняет методы работы многих компаний - заметнее
всего в области высоких технологий, но сегодня они проникают и в другие
сферы - машиностроение, химию, биотехнологию, медицину, финансовые и
фондовые рынки, нефтяные газодобывающие отрасли и т.д. И "купля-продажа"
через Интернет - это только верхушка массивного и все разрастающегося
айсберга. В то время как одни компании действительно впервые прибегают к
Интернету для прямого выхода на своих заказчиков, другие используют его
возможности и разветвленность коммуникаций для интенсификации своих
отношений с торговыми партнерами, например, для запроса цен или реализации
излишков товарно-материальных запасов на торгах.
Интернет дает возможность компаниям выйти со своим товаром на
огромный мировой рынок, значительно снижать расходы в построенных ими
цепочках спроса и предложения, обслуживать заказчиков на таком уровне, о
котором нельзя было и мечтать, внедриться на ранее недоступные по
географическим причинам рынки, создавать новые рынки труда и капитала,
новые потоки доходов и, наконец, пересматривать сам характер своей
деятельности.
В отраслях от рекламного бизнеса до транспортировки грузов или
производства биопрепаратов появляется совершенно новые Интернет-компании.
Используя возможности Интернета, эти информационные посредники создают
суперэффективные электронные рынки товаров и услуг, сводя вместе продавцов
и покупателей, которые бы прежде не могли найти друг друга, и осуществляют
сделки "купли или продажи" с использованием средств электронного
документооборота.
Это принято называть "электронной коммерцией", которая является
основной составляющей, частью Интернет-экономики в целом. "Электронная
коммерция", высвечивающая на экране мониторов спрос и предложение,
развивается быстрыми темпами, но это ничто по сравнению со скоростью и
абсолютными показателями межфирменной торговли товарами через "Интернет".
По некоторым оценкам электронная торговля "бизнес-потребитель" вырастет с
$8 млрд. до $108 млрд. в 2003 году. В то же время электронная торговля в
отношениях "бизнес-бизнес" вырастет за тот же период с $43 млрд. до $1,3
триллионов. Этот оборот совместим с ВВП таких стран как Франция, Германия,
Италия, Великобритания. А ВВП России составляет лишь 1/6 часть. Европа
войдет в стадию "гиперроста" электронной торговли через 2-3 года, а Япония,
Италия и Франция - через 4-5 лет. Данный пример приведен, в первую очередь,
для соизмеримости величины оборота электронной торговли и производства ВВП.
1.2 Инвестиции в Интернет-экономике
Всегда традиционно фирма направляет инвестиции вовнутрь, концентрируя
внимание на повышении эффективности каждого своего предприятия в
отдельности. В противоположность этому, "Интернет-экономика" направлена на
установление связей и заключение сделок со всем внешним миром. Благодаря
"электронному бизнесу" польза приходит не только от ускорения и
автоматизации собственных процессов, но и от повышения эффективности
контактов с новыми поставщиками и заказчиками, и гигантским снижением
трансакционных издержек.
Инвестиции в Интернет-экономику являются не только высокоприбыльными,
но и обеспечивающими движение общества вперед к устойчивому развитию
мироздания. По сути дела, изменяется геоэкономическая ситуация на рынках
труда, капитала, производства товаров и услуг, социальной сферы, создания
равных возможностей торговли во многих странах мира. Все это записано в
многостраничных резолюциях ООН, других международных организациях, которые
ведут огромную работу в сфере развития Интернет-торговли и, что самое
главное, разрабатывают интегральные законы в этой сфере применения во
многих странах мира. Свои рекомендации и резолюции разработали Комиссии по
предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию в рамках
Международной торговой организации, Комиссии ООН по праву международной
торговли (ЮНИСТРАЛ) и Центр по упрощению процедур международной торговли
(СЕФАКТ) в рамках Европейской экономической комиссии, Международная
торговая палата, Организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Всемирная торговая организация, Всемирная организация
интеллектуальной собственности (ВОИС), Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества, Комиссии Европейских сообществ и многих
других.
Главное сегодня для России не отставать от тех процессов, которые
проходят в области Интернет-экономики при формировании соответствующего
международного законодательства и интеграции в мировое экономическое
пространство. Пока еще очень осторожно инвесторы ступают на российскую
землю, наученные финансовыми кризисами, налоговым законодательством, мафией
и преступностью, но инвестиций в развитие Интернет-экономики в Россию не
избежать - слишком велик потенциальный рынок товаров и услуг, а самое
главное - потребителей.
Конечно, для того чтобы произошел резкий скачок в сфере электронной
торговли, инвестиции необходимы, прежде всего, в телекоммуникационную
сферу, потому что качественный доступ в Интернет, особенно в регионах,
является одним из обязательных условий увеличения числа пользователей
Интернет.
Если учесть, что сегодня в США более 120 млн. пользователей, в
Западной Европе - более 50 млн., в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 70
млн., Восточной Европе - 12 млн., а в России всего 2 млн., то становится
ясным, что серьезные инвестиции требуются, прежде всего, в регионы России с
тем, чтобы обеспечить необходимые возможности для работы в сети Интернет. И
если сегодня в России Интернет используют всего 1,5% населения, а, к
примеру, в Скандинавских странах - 40%, в США - около 30%, в Великобритании
- 15%, то инвестиционная емкость рынка практически безгранична. Сегодня мы
наблюдаем положительную тенденцию притока инвестиций в Интернет-экономику.
Более 30 различных зарубежных и российских компаний сегодня готовы
инвестировать в эту сферу более 500 млн. $.
Недавние примеры показали, что практически любая уважающая себя
компания или крупные российские предприятия открывают собственные
инвестиционные Интернет-проекты. По оценкам ТПП РФ эта сумма может
составлять до $1,5 млрд. О таких инициативах по развитию "электронной
торговли" и "Интернет-проектов" заявили группа "Мост", НК "Юкос",
"Интеррос", НК "Лукойл", "Газпром" и ряд других, готовых инвестировать по
10-15 млн. долларов в новую сферу электронного бизнеса.
1.3 Понятия электронной коммерции и электронного бизнеса
Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - Интернет,
привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой
деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между
компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих
компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и
принципиально изменились уже существующие.
В последние годы эти тенденции становятся все более явными. Согласно
исследованию специалистов компании Intel, к 2002 году число пользователей
Интернет достигнет миллиарда, а оборот электронной коммерции вырастет до
триллиона долларов.
Подобные исследования красноречиво свидетельствуют о том, что
компания, недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной
коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более
способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов.
Часто происходит путаница двух базовых понятий: e-коммерции и e-
бизнеса.
Согласно определению специалистов компании IBM, электронный бизнес (e-
бизнес) - преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет
технологий
Таким образом, e-бизнесом называется любая деловая активность,
использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования
внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.
Внутренняя организация компании на базе единой информационной сети
(интранет), повышающей эффективность взаимодействия сотрудников и
оптимизирующей процессы планирования и управления; внешнее взаимодействие
(экстранет) с партнерами, поставщиками и клиентами - все это составные
части e-бизнеса.
E-коммерция
Электронная коммерция является важнейшим составным элементом e-
бизнеса. Под электронной коммерцией (e-коммерция) подразумеваются любые
формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей.
Глава 2. Интернет-бизнес
2.1 Две формы интернет-бизнеса
Интернет-бизнес - это один из самых эффективных инструментов для
создания и/или равития большинства видов бизнеса.
Интернет-Бизнес можно разделить на две формы: Интернет-бизнес -
основа создания бизнеса и Интернет-бизнес как дополнительный инструмент
развития уже существующего традиционного бизнеса.
Интернет-Бизнес как основа создания бизнеса подразумевает модель
бизнеса, где подавляющее большинство бизнес-процессов выполняются с помощью
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|