Инфляция и методы ее регулирования в РБ
составила 9% (в 2002 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции по состоянию на 1
ноября 2003 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя
норматив на конец года составляет 60%.
Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными
показателями по росту денежных доходов населения. Хотя за нынешний год
средняя зарплата по Беларуси увеличилась на треть и составила 246 тыс.
руб., но это «достижение» съедает высокий уровень инфляции, из-за которого
реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%.
По планам, с повышением ставки первого разряда реальные доходы
населения к концу года вырастут до 7%. В 2005 г. средняя зарплата должна
достичь планки в 250 USD. В 2004 г. средняя зарплата в промышленности
прогнозируется на уровне 315-325 тыс. руб., а в целом по Беларуси средняя
зарплата должна превысить 153 USD.
В новом проекте государственного бюджета на 2004 г. заложен рост ВВП
109-110%.
Параметры бюджета определены программой социально-экономического
развития и, в первую очередь, уровнем роста заработной платы, заложенным в
программе.[13]
Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди стран СНГ. По
мнению экспертов ЕБРР, это следствие нежесткой денежно-кредитной политики и
резкого повышения зарплаты, а также решения о повышении тарифов на
коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило повысить окупаемость
издержек, а также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования
в энерго- и газоснабжении.
В первой половине 2003 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала
установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк
Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной
оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2003 г. составит 29%.
По реформированию инфраструктуры (связь, электроэнергетика,
водоснабжение и водоотведение, автомобильные и железные дороги) в Беларуси
ничего не сделано.
Рекомендации на будущее достаточно просты. Во-первых, необходимо
активнее привлекать частный капитал к участию в экономике страны путем
ускорения темпов приватизации с приданием ей более последовательного
характера вместе с устранением барьеров для частной предпринимательской
деятельности.
Во-вторых, конкурентоспособность белорусских предприятий должна быть
повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более активному
притоку прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена
положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у
инвесторов.
Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым
все народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность
экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их
применение.
2.3. Основные направления и методы антиинфляционного
регулирования в Республике Беларусь.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-
денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного
периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является
подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и
развития.
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму
свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды.
Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные
рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами
хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально
свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.
Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в
прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых
установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь
на 2001-2005 гг. В рамках этого программного документа предполагается
закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в
стране, создание условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития
на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.
В настоящее время резервы увеличения производства за счет
организационных факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые
сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому
необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной
экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что
требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные
вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками
инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и
кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения
инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно-
кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную
траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2005 г. При их определении
учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и
сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания
цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в
сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции
не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с
сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он
позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной
политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и
фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий,
ростом безработицы и социальной напряженности.
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть
умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо
использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со
стороны издержек производства.
Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень
эффективности функционирования реального сектора экономики, что
подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и
планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет
перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также
эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных
средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой
эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые
ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения
рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных
кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно
за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать
финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита
республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы
внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части
кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных
средств.
Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением
комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих
предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации
стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная
инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров
государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми
возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области
жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой
стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и
реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей
институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения
иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления
экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы
ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей
неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы,
предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по
этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата
массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной
напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.
С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной
политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и
ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть
синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными
словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых
инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым
условиям самостоятельного полноценного функционирования.
Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции
является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности
в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение
этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со
стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной
экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс
с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой
цели предполагает изменение отдельных законодательных положений,
регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с
исполнительной властью.
В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной
политики на 2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003 года, в
следующем году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а
укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по
отношению к доллару США.
В целом денежно-кредитная политика в будущем году будет более жесткой,
чем в текущем. Номинальная девальвация национальной валюты по отношению к
российскому рублю в 2004 г. должна составить 4-5%, а по отношению к доллару
— 8-12%. Инфляция превысит девальвацию и составит 14-18%. Следовательно,
Национальный банк ожидает реального укрепления курса белорусского рубля
(превышение инфляции над девальвацией) по отношению к доллару США примерно
на 6%.
В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Российской
Федерации на 2004 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3%
ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения
номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е.
Нацбанк планирует укрепление белорусского рубля и по отношению к
российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на состоянии
взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности
белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).
Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2004
г. будут выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не
обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к
российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США
посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти
темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в
устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не
всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской
межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие
колебания, которым белорусская валюта не следует.
Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво»
рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные
ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года
составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.
Новые ограничения по ставкам введены и в части рублевых кредитов. В
ноябре-декабре 2003 г. они должны быть не выше ставки рефинансирования
Национального банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования
должна, по его планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что
предельная величина ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать
31% годовых.
Очевидно, что стремление правительства и Национального банка удешевить
кредиты для реального сектора экономики ставит ряд трудновыполнимых
вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены
привлекаемых ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами
белорусских банков были физические лица, которые хранили на своих
банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных
ставок по срочным вкладам физических лиц в этот же период колебалась в
пределах 28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на
снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить,
что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ,
услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на
энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно
около 20%.
Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе
снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с
другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного
хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с
модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя,
безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление
режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует
соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном
временном лаге.
Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку
способствует развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и
производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать
материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и
ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым
дополнительный кумулятивный эффект.
Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия
необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации
неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости.
Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и
ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко
применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования
(реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).
Характерной особенностью работ по экономии и рациональному
использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в
ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их
осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих
мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная
активизация работ предусматривается по следующим направлениям:
• совершенствование отраслевой, технологической и территориальной
структуры народного хозяйства в направлении сокращения доли ресурсо- и
энергоемких производств;
• увеличение масштабов внедрения ресурсо- и энергосберегающих
мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и
оборудования во всех сферах народного хозяйства;
• расширение спектра организационно-экономических мер, направленных на
сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке,
использовании топлива и энергии, сырья и материалов;
• оптимизация топливно-энергетического баланса страны на основе
повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов,
нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения
высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми
энергоресурсами;
• приоритетное использование отечественного сырья и материалов,
местных видов топлива при производстве продукции.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на
2001-2005 гг. предусматривается обеспечить снижение материалоемкости
валового выпуска на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. Принятый курс на
опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами
материально-технических ресурсов базируется на проведении комплекса мер
законодательного, организационного, технического, финансово-экономического
характера.
Трансакционные издержки в переходной экономике связаны, с одной
стороны, с трансформационными процессами и формированием рыночной
экономики, созданием и функционированием соответствующих институтов и
рыночной инфраструктуры, с другой стороны, представляют затраты
непосредственно в сфере обращения при движении товаров от производителя к
потребителю.
В конечном счете, трансакционные издержки влияют на увеличение цен и
являются хотя и не главным, но системным фактором инфляции. Поэтому меры,
позволяющие снизить или хотя бы не допустить резкого возрастания
трансакционных издержек на этапе системного реформирования экономики
страны, являются важной частью экономических преобразований и оказывают
серьезное влияние на снижение инфляции.
Величина трансакционных издержек становится не только показателем
степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек
отсутствия его институтов. Например, отсутствие институтов арбитража ведет
к издержкам неисполнения контрактов пли требует от контрагентов
дополнительных расходов на страхование и гарантии. Таким образом,
трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты.
Важнейшим позитивным моментом перехода от экономики планового типа к
рынку является реальная возможность перенести значительную часть издержек
трансакции непосредственно с государственного аппарата на самих участников
рыночного обмена и повысить тем самым эффективность работы экономической
системы. В частности, такие важнейшие элементы трансакционных издержек, как
поиск информации о товаре, поиск партнера в сделке и сбор информации о нем,
процедуры торга, подготовка к подписанию контракта, оплата и оформление
контракта в процессе его реализации не являются (или являются лишь в особых
случаях) в рыночной экономике составляющими государственных затрат. В то же
время необходимость уменьшения значения такой характеристики
функционирования экономики, как общие трансакционные издержки (в отличие от
внутригосударственных) вынуждают государство сохранять за собой
Страницы: 1, 2, 3, 4
|