Инфляция
Инфляция
Содержание:
Введение 2
Механизм инфляции 4
Воздействие инфляции на капитал. 4
Воздействие инфляции на кредит. 5
Воздействие инфляции на коэффициенты. 5
Воздействие инфляции на цену капитала. 6
Воздействие инфляции на проекты капиталовложений 7
Общая инфляция 7
Причины возникновения инфляции 9
Инфляция спроса 9
Инфляция издержек. 9
Монетаристская инфляция 10
Гиперинфляция 10
Особенности инфляции в России 13
Инфляция как денежное и структурное явление 19
Преодоление инфляции 24
Заключение 25
Используемая литература: 28
Введение
Итак, данная курсовая работа является моей попыткой раскрыть смысл темы
“ Инфляция: механизм, причины и последствия”.
Эту тему я выбрала потому, что она касается проблем макроэкономики.
Ведь через макроэкономику сплетаются воедино как опыт десятков экономистов
прошлых веков, так и опыт современных ученых, которые действительно на
глазах ее развивают.
Также эта тема о инфляции, а инфляция - головная боль ста пятидесяти
миллионов россиян. Мне просто очень интересно разобраться в ее сути, а
также понять действия правительства по обузданию инфляции.
Вообще я надеюсь, что сделанные мною в конце этой работы выводы
окажутся правильными, так как тема довольно сложная и довольно объемная,
так как она объединяет множество подтем.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.
Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с
функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляциия (от лат. Inflatio вздутие) впервые был употреблен в
Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865г.
Что такое инфляция? Инфляция - это повышение общего уровня цен.
Наиболее общее определение инфляции – переполнение каналов обращения
денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает
обесценивание денежной единицы и, соответственно, рост товарных цен. Однако
и эту трактовку нельзя считать полной.
В то же время не все цены повышаются при инфляции. Даже в периоды
довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться
относительно стабильными, а другие падать. Действительно, одним из главных
больных мест инфляции является то, что цены имеют тенденцию подниматься
очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными
темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Инфляция сложное социально-экономическое явление, порождаемое
диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Она
представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития
экономики во многих странах.
Инфляция проявляется в обесценивании денег по отношению к товарам и
иностранным валютам, сохраняющим стабильность. Некоторые прибавляют к этому
еще и золото. Но это в том случае, когда золото считалось всеобщим
эквивалентом, и любые деньги обеспечивались золотом, что сейчас уже не
происходит.
Когда повышается спрос над предложением на каком-то отдельном товарном
рынке, цены начинают расти, но это еще нельзя назвать инфляцией.
Инфляция – это повышение общего уровня цен по всей стране. Подстегивать
рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства.
Обзор инфляционных процессов можно показать на примере Соединенных
Штатов с 1920 года. Стабильность цен в 20-е годы и дефляция 30-х уступили
место острой инфляции, которая наступила сразу после второй мировой войны.
Период с 1951 по 1965г. характеризуется довольно стабильным уровнем цен, а
с 1965г. явно наступил «век инфляции». В 1979 и 1980 годы уровень цен
ежегодно повышался на 12-13%. Однако к середине 80-х уровень цен понизился
и стал ниже 4%.
Но инфляция не исключительно американское явление. Почти все
промышленные страны, кроме Западной Германии и Японии, пережили более
высокие темпы инфляции.
Современная инфляция связана не только с падением покупательной
способности денег в результате роста цен. Первопричина инфляции -
диспропорции между различными сферами хозяйства: накоплением и
потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства,
денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Поэтому
современная инфляция - многофакторное явление, что позволяет в изучении
инфляции выделять как денежные, так и неденежные факторы. Кроме того,
следует различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции.
Инфляция может быть измерена через индексы, что позволяет определить
темпы инфляции. В зависимости от темпов роста цен на рынке различают
ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.
В зависимости от причины (факторов) различают инфляцию спроса и
инфляцию издержек производства.
Инфляция спроса возникает в результате избыточного спроса, т.е. спрос
на товары превышает их наличие. Инфляция спроса обусловлена:
- милитаризацией экономики и ростом военных расходов;
- дефицитом бюджета и ростом государственного долга;
- кредитной экспансией банков;
- притоком иностранной валюты.
В целом инфляция спроса наблюдается в том случае, если рост уровня цен
происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса.
Инфляция издержек производства порождается неденежными факторами.
Причины такой инфляции:
- снижение роста производительности труда, вызванное циклическими и
структурными изменениями;
- расширение сферы услуг, большой удельный вес зарплаты по сравнению с
производительностью труда, что ведет к росту цен;
- повышение оплаты труда под воздействием профсоюзов, что раскручивает
инфляционную спираль;
- высокие косвенные налоги.
Для измерения инфляции используют показатель индекса цен. В целом
инфляция ведет к снижению жизненного уровня, ухудшению экономического
положения в стране.
Механизм инфляции
Когда управляющие оценивают проект, или акционеры оценивают свои
инвестиции, они могут только строить предположения относительно будущих
темпов инфляции. Их предположения будут в некоторой степени ошибочными,
потому что чрезвычайно трудно точно спрогнозировать этот показатель.
В экономике время от времени будут происходить колебания цен,
отражающие изменения спроса на (и предложения) товары и услуги. Эти
колебания будут происходить в обоих направлениях и в широком смысле будут
компенсировать друг друга в своем воздействии на совокупные затраты. Однако
при наличии инфляции на эти рыночные колебания будет накладываться общее
увеличение цен, так что для обеспечения данного уровня деятельности с
течением времени придется тратить все больше и больше средств.
Часто оказывается полезным рассматривать инфляцию как долгосрочное
снижение стоимости денежной единицы, а не как изменение цен. Например, фунт
стерлингов подешевел в период 1985 - 1989 гг. наполовину, так как об этом
свидетельствовало двукратное повышение общего уровня цен за тот же период.
Хотя инфляцию легко заметить, ее гораздо труднее измерить. Однако
обычно инфляция выражается с помощью ряда индексов, и расчет степени
инфляции в любой момент времени будет зависеть частично от того, какой
индекс выбран. Обычно применяется Общий индекс розничных цен (RPI),
подготавливаемый для правительства и публикуемый ежемесячно.
Воздействие инфляции на капитал.
Чем выше темп инфляции, тем больше капитала потребуется компании для
финансирования своих активов. Поскольку основные средства и оборотный
капитал будут возрастать в денежном выражении, такое же количество активов
должно финансироваться возрастающими размерами капитала. Обратите внимание
на то, что:
Если можно предсказать будущий темп инфляции, руководство сможет
рассчитать сумму необходимого дополнительного финансирования и предпринять
меры для ее получения либо путем удержания прибылей, либо путем выпусков
акций или облигаций.
Если будущий темп инфляции невозможно предсказать сколько-нибудь
определенно, руководство должно произвести наилучший расчет этого
показателя и соответственно осуществлять планирование и получение
дополнительных средств. Однако также должны составляться планы получения
средств на непредвиденные расходы на тот случай, если темп инфляции
превысит ожидания. Например, может быть достигнута договоренность с банком
относительно предоставления ссуды при необходимости.
Воздействие инфляции на затраты и продажные цены
Инфляция означает более высокие затраты и, возможно более высокие
продажные цены. Влияние более высоких продажных цен на объем продаж трудно
предугадать. Компания, поднимающая свои цены на 10% из-за того, что годовой
темп инфляции составляет 10%, может ощутить серьезное падение спроса на ее
продукцию.
Воздействие инфляции на кредит.
Допустим, покупатель покупает товары в трехмесячный кредит на
согласованную сумму денег. Если стоимость денег в течение трехмесячного
срока кредита упадет, сумма денег, которую в конце концов получит продавец,
будет стоить меньше, чем на момент продажи. Продавец, предоставив этот
кредит, понесет убыток. В таких обстоятельствах продавцы не будут склонны:
Предоставлять кредит покупателям. Например, если покупатель просит
трехмесячный кредит, а инфляция составляет 20% в год, реальная стоимость
долга, который должен выплатить покупатель, упадет на 5% за период кредита.
Соглашаться на фиксированные цены по долгосрочным контрактам. Например,
строительная компания может отказаться установить фиксированную цену за
строительство дома и будет настаивать на ее индексации и увеличении в
соответствии с общим темпом инфляции.
Воздействие инфляции на коэффициенты.
Обычно анализ коэффициентов не подвергается воздействию инфляции, за
исключением следующих случаев:
Прибыль на используемый капитал (ROCE) может вводить в заблуждение,
если основные средства, особенно недвижимость, берутся по первоначальной
стоимости за вычетом износа, а не по текущей стоимости. Если бы стоимость
недвижимости впоследствии увеличилась, основные средства, если бы они все
еще были записаны по первоначальной стоимости, оказались бы серьезно
занижены по стоимости, а прибыль на используемый капитал была бы обманчиво
высокой.
Некоторые тенденции роста могут вводить в заблуждение, в частности:
- рост выручки от продаж;
- рост прибылей.
Пример:
Предположим, что компания достигла следующих результатов:
| |19х1 |19х2 |% роста |
| |$ млн |$ млн | |
|Оборот |43 |46 |7.0 |
|Прибыль |11 |12 |9.1 |
Чему равнялись реальные показатели компании, если ценовая инфляция с
19х1 по 19х2 составляла 10%?
Показатели компании отразили бы падение в реальном выражении оборота на
3%, и прибыли на 0.9%. Фактические результаты могут быть скорректированы с
учетом увеличения, вызванного инфляцией, что позволит получить реальные или
уточненные показатели за 19х2 год.
| |19х1 |19х2 |% снижения|
| | |уточнено | |
| |$ млн |$ млн | |
|Оборот |43 |41.8 |3 |
|Прибыль |11 |10.9 |9 |
Скорректированный оборот 19х2=46х
Прибыль 19х2=12х
Воздействие инфляции на цену капитала.
Важно различать "реальную" норму прибыли и "денежную" норму прибыли
(часто называемую "фактической" нормой прибыли, поскольку это норма,
измеряемая с помощью фактических норм, требуемых на денежных рынках).
Пример:
Компания А Ко намеревается инвестировать $1,000 на один год при
минимальной прибыли 20%, при этом инфляция предполагается на уровне 10%.
Чистый поток денежных средств (NCF) выглядел бы следующим образом:
|Год |NCF $ |Дефлятор 10% |Уточненный NCF |
| | | |($) |
|0 |(1,000) |1.000 |(1,000) |
|1 |1,200 |0.909 |1,091 |
| | | |91 |
"Денежная" норма прибыли равняется 20%, тогда как "реальная" норма
прибыли составляет лишь:
Денежная норма измеряет прибыль в фунтах, стоимость которых падает,
тогда как реальная норма измеряет прибыль в единицах постоянного уровня
цен. Дефлятор можно взять из тех же таблиц, что и коэффициенты
дисконтирования, используемые нами, но его назначение состоит в том, чтобы
учесть снижение покупательной способности денег, в отличие от их стоимости
с учетом фактора времени. Оба метода дадут одинаковый результат.
Воздействие инфляции на проекты капиталовложений
Инфляция может оказывать значительное влияние на проект
капиталовложений, потому что, как правило, такой проект осуществляется в
течение длительного периода времени. Следовательно, соответствующий
показатель инфляции должен закладываться в поток денежных средств проекта.
Изменения цен, не связанные с инфляцией, также должны включаться, насколько
возможно их предвидеть, в расчет потока денежных средств.
Общая инфляция
Если ожидается, что затраты и продажные цены будут расти с одинаковым
процентным показателем, общая инфляция в потоках денежных средств может
игнорироваться, при условии, что потоки денежных средств дисконтируются по
реальной цене капитала. С другой стороны, затраты и цены могут быть
увеличены для учета ожидаемого уровня инфляции, а увеличенные таким образом
потоки денежных средств проиндексированы с учетом денежной цены капитала.
Пример:
Компания А Ко плк предлагает купить станок за $10,000, который будет
ежегодно производить 1,000 изделий товара Х в течение следующих пяти лет.
Продажная цена товара устанавливается равной $10 за изделие на весь период,
но соответственная себестоимость производства, равная $5, будет
увеличиваться на 12% в год. Фактическая денежная цена капитала равняется
18%. Если не учитывать 12%-ное годовое увеличение, то NPV была бы
следующей:
|1 |10,000 |5,000 |5,000 |0.847 |4,235 |
|2 |10,000 |5,000 |5,000 |0.718 |3,590 |
|3 |10,000 |5,000 |5,000 |0.609 |3,045 |
|4 |10,000 |5,000 |5,000 |0.516 |2,580 |
|5 |10,000 |5,000 |5,000 |0.437 |2,185 |
|NPV | | | | |5,635 |
Положительное значение NPV указывает на то, что проект следует принять.
Более распространенная и более неприятная ситуация складывается тогда,
когда присутствует "дифференциальная инфляция". То есть когда разные
элементы в потоке денежных средств подвергаются воздействию разных темпов
инфляции. Это может вызываться такими факторами, как запаздывания в
срабатывании рыночного механизма или мерами правительства, направленными на
достижение этого результата, например, проведение политики в области
заработной платы и сдерживания цен. Поэтому важно рассматривать отдельные
элементы доходов и расходов для того, чтобы гарантировать, что к каждому
применяется соответствующий коэффициент. Если это делается, то воздействие
инфляции на поток денежных средств будет учтено.
Эти более сложные ситуации лучше всего анализировать путем расчетов,
производимых в фактических денежных суммах, получение или выплата которых
ожидается в будущем. Затем к итоговым показателям этих расчетов мы приложим
фактическую цену капитала, поскольку рынком в нее заложен общий темп
инфляции. (Большинство компаний не знают своего реального коэффициента, а
измеряют свой фактический коэффициент.) Воздействие инфляции легко может
сделать неприбыльным тот проект, который до этого казался приемлемым.
Пример:
Компания Б Ко плк предлагает купить станок за $40,000, который будет
ежегодно производить 3,000 изделий товара Y в течение следующих 5 лет.
Стартовая продажная цена изделия равняется $10. Предполагается ее ежегодный
рост на 5%, при этом первоначальная себестоимость равняется $5 за изделие,
а ее ежегодный прирост ожидается на уровне 12% в год. Денежная цена
капитала компании составляет 18%. NPV рассчитывается следующим образом:
|1 |30,000 |15,000 |15,000 |0.847 |12,705 |
|2 |31,500 |16,800 |14,700 |0.718 |10,555 |
|3 |33,075 |18,816 |14,259 |0.609 |8,684 |
|4 |34,729 |21,074 |13,655 |0.516 |7,046 |
|5 |36,465 |23,603 |12,862 |0.437 |5,621 |
|NPV | | | | |4,611 |
В этом примере меняющийся темп роста цен отражается в показателях
продаж и затрат. Положительное значение NPV свидетельствует о том, что
проект следует принять.
Инфляция свойственна любой экономике и должна учитываться в финансовом
планировании. Математические расчеты, связанные с реальной и денежной
нормами прибыли, довольно просты.
Причины возникновения инфляции
Инфляция спроса
Причиной инфляции спроса является увеличение платежеспособности спроса
на товары, по сравнению с его прежней величиной.
Если такой процесс происходит по большинству видов товаров на
протяжении длительного времени, то будет инфляционный процесс. Такой вид
инфляции является наиболее изученным.
Предотвратить инфляцию спроса можно с помощью:
- законодательного замораживания заработной платы;
- сокращения бюджетного дефицита, который может стать важным источником
дополнительного спроса;
- ограничения массы денег в обращении.
Следует отметить, что эти меры, проанализированы и проверены в условиях
доминирования конкурентных механизмов ценообразования. Монопольные
механизмы ценообразования в силу своего аномального реагирования на
изменение спроса способны усугубить протекание инфляцию спроса и уменьшить
эффективных принимаемых мер.
Инфляция издержек.
Причиной инфляции издержек является рост издержек производства, который
может быть обусловлен как внешними причинами (удорожание критического
импорта), так и внутренними (рост материальных затрат).
Увеличение издержек производства приводит к смещению кривой предложения
вправо вниз. При этом новая равновесная цена также будет больше прежней.
Общее повышение цен увеличивает издержки производства в номинальном
исчислении, что приведет к новому смещению кривой предложения.
В отличие от инфляции спроса, для инфляции издержек характерно
сокращение объемов реализуемой продукции вместе с ростом цен.
Ограничение доходов потребителя при росте цен приводит к смещению
кривой вниз, точка пересечения новой кривой спроса с новой кривой
предложения будет соответствовать не столь большому росту цен, как для
старой кривой спроса.
Особенно трудным является выход из инфляции издержек в ситуации, когда
Страницы: 1, 2, 3
|