рефераты скачать

МЕНЮ


Инфляция

коррективы в связи с изменениями ассортимента, сдвигами в структуре

производства, в индексах цен находят отражение изменения в качестве

продукции.

С 1996 г. в России вводится ежеквартальное исчисление дефлятора ВВП.

Дефлятор – индекс цен, используемый для определения реального объема ВВП и

соответствующей корректировки экономической политики.

Показателями инфляции могут служить и другие данные. Например, в России

определяются индексы розничных цен на отдельные виды товаров (по 70

наименованиям) в различных городах (в 132 городах); индексы розничных цен

набора из важнейших видов продуктов питания. Необходимо учитывать размеры и

динамику выпуска денег: в 1995 г. денежная эмиссия в 30 раз превысила

соответствующий показатель 1992 г.

В качестве косвенного показателя уровня цен инфляции используются данные об

отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения: сокращение

запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного

напряжения. Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах

к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если расходы растут

быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности

раскручивания инфляционной спирали.

Основные типы инфляции В зависимости от характера инфляции и темпов

нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции:

Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы

роста цен, примерно до 10 или несколько больше процентов в год. Такого

рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой,

и она не представляется чем-то необычным. Данные 70-е, 80-е и начало 90-

х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о

наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам

Европейского союза составил за последние годы (1994-1996 гг.) около 3%.

1. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей трудноуправляемая. Темп ее

роста, как правило, выражается двухзначными цифрами. Такие высокие

темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, в ряде стран Латинской

Америки, некоторых странах Южной Азии. По данным Госкомстата России,

индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. до 2610%. Высокий и

неравномерный рост цен сохранялся и в последующие годы (1993-1995 гг.).

Галопирующий рост цен не имеет строго обозначенных количественных

параметров. Инфляционные процессы проявляют себя неодинаково в странах с

различным уровнем развития, разной социально-экономической структурой, с

несхожим механизмом регулирования ценовых процессов. В послевоенный период

капитализм пережил две большие волны инфляции: при переходе от военной

экономики к экономике рыночного типа (1945-1952 гг.) и под воздействием

«нефтяных шоков», резко перетряхнувших всю структуру мировых и внутренних

цен (1974-1981 гг.). Но западным странам удалось утихомирить инфляционные

процессы, используя различные методы антиинфляционного регулирования. Для

небольших стран, например Швеции, важно было избежать «импортируемой

инфляции», для чего использовалось повышение курса национальной валюты.

Другие страны, например США, ФРГ, прибегали к методам сдерживания инфляции

посредством денежно-кредитной финансовой политики.

2. Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж -

ежемесячный (в течение 3-4 месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой

выражается четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции состоит в

том, что она становится практически неуправляемой; обычные

функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не

действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается

бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или

притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам.

Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с

гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые

рецепты.

Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы

«горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате

разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары,

которые могут служить средством частного сохранения сбережений

(недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под

давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция

начинает кормить сама себя.

Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый

феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и

эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается.

Денежная эмиссия в нашей стране выросла с 28 млрд. рублей в 1990 году до 89

млрд. в 1991 году и 1513 млрд. и 1992 году. В 1995 году она составила 45

576 млрд. рублей. При этом денежная масса отставала от реальных

потребностей в силу опережающего роста цен. Все это усиливало инфляционные

процессы.

Инфляция и политика

Все последние годы российских реформ ключевой задачей реформаторов была

и остается борьба с инфляцией, а в качестве важнейшего (если не

единственного) инструмента этой борьбы выступает денежная политика. Анализ

денежной политики в 1992-1995 гг. позволяет говорить о трех предпринятых

"атаках" на инфляцию, две из которых уже провалились, а окончательный

провал третьей тоже вполне очевиден.

Первая "атака" на инфляцию была предпринята в I полугодии 1992

года - "по горячим следам" январской либерализации цен, - когда

последовательно проводилась жесткая денежная политика, направленная на

снижение темпов инфляции. Количественные параметры целей, в основном, были

сформулированы в Меморандуме об экономической политике, представленном в

феврале 1992 года в МВФ. В соответствии с этим документом, квартальные

темпы инфляции к концу года должны были снизиться до 1-3% в месяц.

В этот период был обеспечен рост номинального курса рубля. Темпы роста

денежной массы удерживались в пределах 9-14% в месяц - то есть, на

относительно низком уровне (если принять во внимание, что реальная денежная

масса на фоне резкого скачка цен сократилась в пять раз и подошла к отметке

в 20%

от уровня декабря 1991 года). Всем памятно использование для снижения

инфляции дефицита наличных денег. Как следствие, месячные темпы инфляции

сократились с 38.3% в феврале до 11.9% в мае. В то же время, "оборотной

стороной" снижения темпов инфляции явился глубокий сезонный спад

промышленного производства и колоссальный кризис неплатежей. Именно эти

обстоятельства и обусловили начавшееся летом того же года "отступление":

продолжать упорствовать в проведении жесткой денежной политики в условиях

гигантских взаимных неплатежей предприятий (а также задолженности по

зарплате) и глубочайшего для мирного времени промышленного спада (18% по

итогам 1992 года) Правительство не решилось.

Новый руководитель Банка России Виктор Геращенко провел взаимозачет

долгов предприятий, в 2-3 раза увеличил темпы роста денежной массы и

сократил валютные интервенции на внутреннем валютном рынке, "позволив"

курсу рубля падать. В результате этих мероприятий реальная денежная масса

удвоилась; масштабы кризиса неплатежей существенно сократились; рубль

"упал" за второе полугодие 1992 г. в 4 раза; коммерческие банки накопили

огромные и мало использовавшиеся денежные ресурсы. Темпы инфляции удвоились

(26.1% в ноябре), однако с другой стороны, осенний подъем промышленного

производства оказался достаточно энергичным, что смягчило последствия

глубокого весеннего спада.

Провал экономической политики 1992 года привел к первому серьезному

политическому кризису в новой России.

Первый политический кризис конца 1992 года - смена Правительства

Парламент России, будучи не в состоянии сформулировать альтернативную

экономическую политику, тем не менее все яснее выражал недовольство той,

которая осуществляется. Осень 1992 года - это время когда, согласно

обещаниям Президента России Бориса Ельцина при заявлении политики

либерализации на V Съезде народных депутатов (октябрь 1991 года), должно

было начаться "улучшение жизни народа". Естественно, что Президент опасался

"предъявления счета" ему со стороны Парламента. В результате именно тогда,

осенью 1992 года, впервые появились слухи о готовящемся разгоне Парламента,

введении президентского правления.

Политический кризис разразился на VII Съезде народных депутатов (декабрь

1992 года): Съезд сокращает полномочия Президента в законодательной сфере

и в назначении Правительства; Президент призывает своих сторонников уйти

со Съезда и выступает с обращением к народу; на Съезде проводится

голосование по вопросу об отрешении Президента от власти, не достает всего

несколько

процентов голосов для принятия решения. Компромисс между Съездом и

Президентом был достигнут на основе, прежде всего, изменения состава

Правительства.

Однако, этот компромисс носил крайне неустойчивый характер. Политический

кризис в России с осени 1992 года стал перманентным и окончательно принял

форму конфронтации представительной и исполнительной властей.

К руководству Правительством пришло крыло "промышленников" во главе

с Виктором Черномырдиным. Однако, ожидания изменения идеологии

экономических реформ оказались напрасными - Виктор Черномырдин оказался еще

более "монетаристом", чем Егор Гайдар.

Вторая попытка справиться с инфляцией началась на рубеже 1992-1993

гг. От предыдущей она отличалась только тактикой: если в первой половине

1992 года российское правительство пыталось победить инфляцию посредством

"шоковой" (т. е., очень жесткой) денежной политики, то теперь курс был

взят на постепенный, последовательный "зажим" денежной массы и,

соответственно, плавное снижение темпов инфляции.

В течение почти всего I полугодия 1993 года, действительно, удалось

обеспечить стабильное (приблизительно, на 1% пункт ежемесячно) снижение

темпов инфляции, составивших в мае 18.5%. В целом, это не сопровождалось

ни ухудшением промышленной динамики, ни ситуации с неплатежами. Однако,

дальнейшее ужесточение кредитно-денежной политики активизировало целый

ряд негативных процессов, находившихся до того в относительно стабильном

состоянии.

Уповая на использование исключительно монетарных антиинфляционных

инструментов, российское Правительство питало надежду на то, что достижение

запланированных показателей инфляции (7% в декабре 1993 г.) "перевернет"

экономическую конъюнктуру само по себе: немедленно начнется "бум" частных

инвестиций, хлынет иностранный капитал, предоставит кредиты МВФ и т.п.

Действуя в этом русле, Правительство упрямо продолжало "зажимать" денежную

массу, снизив ее в течение последних месяцев 1993 года до рекордно низкой

отметки в 14% к декабрю 1991 года (в реальном исчислении).

Нарастание политических проблем, вызванных экономическим курсом, привело

к обвинению Президентом Парламента в срыве экономических реформ, отмене

Конституции, роспуску Верховного Совета и событиям октября 1993 года.

Парламент России и реформы: были ли экономические основания для роспуска

Верховного Совета?

Указ Президента N 1400 от 21 сентября 1993 года и последовавшие затем

события 3-4 октября, безусловно, явились центральными в политической жизни

России со времени подписания Беловежских соглашений о денонсации СССР.

Главное обвинение со стороны Президента бывшему российскому Парламенту

заключалось в "прямом противодействии осуществлению социально-экономических

реформ". Попробуем проанализировать, насколько действия Парламента можно

интерпретировать таким образом.

В этой связи, напомним судьбу основных столкновений по ключевым

экономическим вопросам между Президентом (Правительством) и Парламентом в

1992-1993 гг: - земельная реформа, приватизация, бюджетная политика.

Земля.

На протяжении всего 1992 года разрешение реальной продажи

земли было предметом противоборства различных общественных сил и одним

из главных пунктов претензий Президента РФ Б. Ельцина к Съезду народных

депутатов и Верховному Совету. В конце 1992 года сторонниками Б. Ельцина

был организован сбор подписей (более 1 млн. человек) с требованием

референдума по земле. VII съезд отклонил предложение о референдуме,

одобрив, вместе

с тем, серию поправок к Конституции в духе требований сторонников Б.

Ельцина. В результате был достигнут компромисс, приведший к тому, что

проблема частной собственности на землю в течении всего 1993 года ни

Президентом, ни Правительством специально не поднималась, что позволяет

расценивать их реакцию как удовлетворение достигнутым результатом. В

октябре 1993 года земельная реформа получила некоторое развитие (снятие

временных ограничений с купли-продажи земли фермеров и пригородных участков

горожан), однако, отсутствие политической воли у исполнительной власти так

и не позволило достичь сколько-нибудь существенного продвижения в этом

важнейшем направлении.

Приватизация.

В 1992 году Президент и Правительство, вопреки

закону о приватизации, ввели в действие систему приватизационных чеков.

Со стороны Верховного Совета противодействия не последовало;

государственная программа приватизации на 1992 год также была утверждена

без особых проблем. В начале 1993 года парламентской оппозицией была

официально выдвинута альтернативная по отношению к проводимой политике

приватизации программа - так называемый "четвертый" вариант приватизации

(предоставление трудовым коллективам права выкупа до 90% акций своих

предприятий по льготным ценам. Оставшиеся 10% и невыкупленные трудовым

коллективом акции подлежали продаже на "чековых" аукционах. Все остальные

"параметры" приватизации оставались теми же, что и в правительственной

программе). Однако, никаких официальных решений, которые бы связывали руки

Правительству, ни Верховный Совет, ни Съезд народных депутатов по этому

поводу не приняли.

Борьба между Президентом (Правительством) и Верховным Советом на

уровне официальных решений началась лишь в июле 1993 года, когда Верховный

Совет приостановил действие Указа Президента N 640 от 8 мая 1993 г. Главным

поводом стала слишком высокая, по мнению Парламента, норма обязательной

продажи на "чековых" аукционах акций вновь создаваемых акционерных обществ

(29%). Эта проблема в самом деле нетривиальна: с одной стороны, государство

должно выполнять свои обязательства перед населением по выпущенным ценным

бумагам, с другой - слишком велик соблазн введения "особого порядка" для

акций перспективных предприятий. Верховный Совет выступал в роли лоббиста

администрации этих предприятий - с позиций "4-го варианта приватизации"

(передачи акций трудовым коллективам). В последовавшей затем "борьбе"

указов и постановлений победу одержало Госкомимущество, все существенные

решения исполнительной власти по приватизационной политике формально были

подтверждены.

Борьба с концепцией приватизации Госкомимущества со стороны Верховного

Совета была скорее разыгрыванием политической карты, чем целенаправленной

политикой смены модели экономической реформы, к тому же велась она по

второстепенному вопросу. Уже во второй половине августа 1993 года внимание

оппонентов Правительства переключилось на бюджет и борьбу с Министерством

финансов.

Бюджет.

Со времени VI съезда народных депутатов (апрель 1992 года) между

Парламентом и Правительством неоднократно возникали серьезные противоречия

относительно меры жесткости финансовой и денежной политики.

Прежде всего, это касалось утверждения бюджета и поправок к нему, а также

политики Банка России, подчиненного Парламенту. Наличие разных точек зрения

по этим вопросам представляется нам вполне естественным; к тому же, обычно

удавалось достичь компромиссов. В частности, несмотря на постоянно

возникающие противоречия, Правительство и Банк России (подотчетный

парламенту) с весны 1993 года и до настоящего времени (середина 1995 года)

действуют весьма скоординировано.

Борьба вокруг принятия уточненного бюджета на 1993 год является весьма

нелицеприятным эпизодом в деятельности Президента и Правительства. 22 июля

1993 г. Парламентом был принят бюджет с дефицитом 22,3 трлн. рублей – около

14% ВВП (хотя Минфин в пропагандистских целях использовал цифру 20%,

занижая планируемый ВВП). Верховный Совет, в основном, оставался в рамках

ранее принятых государственными органами решений (пришла пора

расплачиваться за обещания, данные накануне референдума 25 апреля).

Министерству финансов, безусловно, было известно об этих решениях. Однако,

ни им, ни Правительством в целом не было своевременно предпринято

соответствующих шагов для их изменения либо отмены. (Более того, в ноябре

были опубликованы расчеты министерства финансов, из которых следовало, что

дефицит бюджета увеличивается до 22,2 трлн. руб. только по решениям

Президента и Правительства.)

Министр финансов заявил об абсолютной неприемлемости этого бюджета

и о подготовке предложения для Президента Б. Ельцина наложить вето на закон

о бюджете (что и было вскоре сделано). В одном из своих программных

выступлений Президент обрушился на Парламент с обвинениями в сознательном

провоцировании инфляции в стране.

Между тем, бюджет 1993 года оказался исполнен в тех же пропорциях

основных характеристик, которые были приняты Верховным Советом (дефицит

превысил доходную часть бюджета). И, кстати, самый большой дефицит в 1993

году имел место именно в IV квартале (в связи с "провалом" бюджетных

доходов) - в условиях отсутствия контроля со стороны Парламента и

возможности реализации любых мероприятий бюджетной политики со стороны

Правительства. Кроме того, Минфин признал долг бюджета по итогам 1993 года

в размере около 8 трлн. руб. (4.8% ВВП), который был возвращен в течение I

полугодия 1994 года. Таким образом, Президент и Правительство не сумели

улучшить бюджетную политику в 1993 году вовсе не из-за позиции Верховного

Совета.

Вообще, спор по поводу того, будет ли бюджетный дефицит на несколько

процентов от ВВП больше или меньше - это пример из области обычной

государственной практики во всем мире, а не повод для решительного

изменения политического режима в стране. К тому же контроль со стороны

представительной власти за исполнением бюджета традиционно крайне слаб и

Минфин России, например, в условиях непринятого на 1993 год бюджета,

продолжал действовать так, как считал нужным. Например, ввел в действие

закон о повышении минимальной зарплаты с запозданием на 2-3 месяца (еще до

роспуска Верховного Совета).

Рассмотренные примеры противоборства исполнительной и законодательной

властей по вопросам земельной реформы, приватизации и поправок к бюджету

на 1993 год однозначно свидетельствуют об отсутствии сколь-либо

целенаправленного или жесткого сопротивления Верховного Совета

экономической политике, проводимой Президентом и Правительством. Все

основные столкновения в 1992-1993 годах носили скорее "демонстрационный"

характер и заканчивались в пользу Президента.

Оснований для применения Президентом столь решительных неконституционных

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.