Государственное регулирование занятости
определенных пределов, в противном случае, это может вызвать усиление
социальной напряженности.
2. Несоответствие существующего закона о занятости меняющимся условиям
развития рабочего труда, неоперативная корректировка действия законов.
Законы явно либеральны к лицам, уволившиеся с предприятия по собственному
желанию, не стимулируют безработицу с высокой зарплатой по последней
работе, не способствуют поиску нового места, не побуждают к получению
профессии выпускников школ, которые сразу же по окончании учебы могут
получать пособие, зачастую такого же размера что и некоторые родители в
течении многих лет занятых низкооплаченым трудом.
Сегодня доля в условиях дефицита вакансий сохраняется, сохраняется и,
специальный тип граждан, достаточно легко расстающиеся со своими рабочими
местами по собственной инициативе. Почти 55 % безработных уволившиеся с
работы по собственному желанию надеются на помощь опеки государственной
структуры и органов власти.
Закон недостаточно строг к лицам, получившим пособие обманным путем.
Только в 1996 г. службой занятости выявлено 912 человек, незаконно
получивших пособие.
3. Требуется пересмотр существующих правил, обеспечивающих финансовое
обеспечение социальной защиты граждан при безработице.
Даже 100 % собираемых страховых взносов работодателей в Государственный
фонд занятости не позволит своевременно и в полном объеме выплатить
пособия.
На основе постановления Правительства РФ от 03/05.1994 № 432, приказа
РФ от 17/05/1994 № 64 и методики службы занятости России показатели о
признании состояния рынка труда критическое
o Официальный уровень безработицы – отношение численности,
зарегистрированных службой занятости безработных к численности
экономически активного населения
o Доля застойной безработицы – численность безработного населения, этот
статус 9-12 мес. к общей численности безработных
o Доля хронической безработицы – отношение числа безработных больше года к
общей численности безработных.
o Число претендентов на одну вакансию – численность, зарегистрированных
граждан, лишившихся работы к числу заявленных в службу занятости.
o Доля социальных слоев незащищенных граждан (женщин, молодежи, инвалидов)
к общей численности безработных.
При этой ситуации необходимо законодательно закрепить за субъектами
федерации право принятия временных более жестоких правил и процедур,
позволяющих регулировать рынок труда и социальную защиту граждан. Надо
искать пути выхода из сложившейся ситуации, добиваться, чтобы проводимая
политика занятости была эффективной на территории.
Экономическая активность населения.
| | | |В том числе | |
| | |Занятые |Безработных |Безработные |
| |Всего |экономической |всего |или имеющие |
| | |деятельностью | |статус в |
| | | | |службе |
| | | | |занятости |
|Млн. человек | | | | |
|1992г. |74,9 |71,3 |3,6 |0,6 |
|1993г. |74,1 |69,9 |4,2 |0,8 |
|1994г. |72,9 |67,4 |5,5 |1,6 |
|1995г. |72,9 |67,2 |5,7 |2,0 |
|1993г. в % к |98 |98 |116 |145 |
|1992г. | | | | |
|1994г. в % к |98 |96 |132 |196 |
|1993г. | | | | |
|1995г. в % к |99 |98 |108 |152 |
|1994г. | | | | |
В 1994г. снизилась численность работников в отраслях со спадом
производства и низкой оплатой труда. Сократилась численность работников в
машиностроении, лесной, деревообрабатывающей промышленности, геологии,
разведке и др.
Постоянно увеличивается занятость торговых, финансово-посредничеких
операций, налогообложения, здравоохранения.
В формировании рынка труда в последние годы возросли негосударственные
секторы экономики. В результате приватизации государственной собственности,
создания акционерных, частных предприятий, численность занятых в
негосударственном секторе с 1992г. возросла на 15.5 млн. человек. Средний
возраст занятого населения 39.2 лет. Половина занятых окончили высшее и
среднее специальные заведения. Высокий уровень безработицы складывается
среди специалистов в области строительства, техники, технологии.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
Основные принципы государственной политики занятости и механизм
регулирования занятости.
Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной
системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости,
возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует
разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее
реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты
безработных.
Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает
безработицу в качестве спутника этой системы, ее структурного элемента.
Выбор формы участия граждан в рыночных отношениях и сферы приложения труда
основывается на принципе свободного избрания вида деятельности. Поэтому
существенные основы формирования и реализации государственной политики
занятости закрепляются в отношение прав граждан на полную, продуктивную и
свободно избранную трудовую деятельность.
Государственная политика занятости, кроме основополагающих принципов,
включает также и другие элементы социального характера, воздействующие на
занятость населения, как то: продолжительность рабочего времени (что в свою
очередь зависит от продолжительности рабочей недели и оплачиваемого
отпуска), материальные условия, стимулирующие пребывание женщин работниц в
дополнительном отпуске по уходу за ребенком и продолжительность этого
отпуска, размер трудовых пенсий, уровень материального обеспечения
пенсионеров, и условия сохранения пенсий для работающих пенсионеров.
Перечисленные элементы политики занятости в той или иной степени
воздействуют на общий объем трудовых ресурсов, необходимых народному
хозяйству при данной системе регулирования рабочего времени и материального
обеспечения трудоспособных пенсионеров. Так же следует рассматривать и
уровень обязательного общеобразовательного минимума для молодежи, от
которой зависит период выхода на рынок труда. Политика занятости
одновременно охватывает комплекс мер, связанных с экономическими условиями
воспроизводства рабочих мест – закрытием неэффективных производств,
техническим обновлением действующих и созданием новых рабочих мест.
Формирование национального рынка труда
Осуществляя определенную совокупность мер (правовых, организационных,
экономических, социальных) государство формирует и развивает, с одной
стороны, количественные и качественные характеристики экономически
активного населения и рабочих мест, а с другой стороны – особый механизм их
соединения, в недавнем прошлом централизованно плановый, преобразуемый ныне
в рыночный. Составные части системы занятости (экономически активное
население и совокупность рабочих мест) при этом остаются прежними. В то же
время качественно меняются условия, формы, и методы их движения, включение
экономически пассивного населения в состав экономически активного.
Механизм регулирования
Регулирующее воздействие государства не должно ограничиваться
организацией содействия в трудоустройстве незанятого населения, им следует
охватить также внутрифирменный рынок труда и самозанятость.
Системы регулирования занятости призвана обеспечивать для
воспроизводства рабочей силы и рынка мест, их первичное соединение и
повторное воссоединение.
В переходный период формирования рынка рабочих мест и степень
государственного воздействия на его емкость определяются следующими
условиями и факторами:
o Заданностью исходной базы, т.к. сложившаяся совокупность рабочих мест в
стране создавалась всем предшествующим периодом развития экономики.
o Инвестиционным потенциалом, его воспроизводственной структурой и
характером распределения инвестиций (направление: на новое строительство,
реконструкция и техническое перевооружение, в капиталоемкую сферу
производства и в трудоемкие отрасли).
o Структурные изменения, обусловленные разрывом хозяйственных связей между
бывшим СССР, конверсией производства, инвестиционной политикой.
o Экономическими факторами, в том числе банкротством государственных и иных
предприятий.
Совокупность рабочих мест в условиях перехода к рынку и особенно в
процессе разгосударствления и приватизации собственности претерпевает
определенные изменения количественного характера, и, как правило, в сторону
сокращения.
В государственном секторе экономики только в 1993г. суммарное количество
рабочих мест снизилось на 8,6 млн., главным образом, в результате
преобразования предприятий в арендные, акционерные, совместные. К концу
1994г. число рабочих мест в народном хозяйстве России снизилось по
сравнению с 1992 г. на 2 млн. Реализация государственной программы
приватизации ускорит этот процесс, последствия которые скажутся на рынке
рабочих мест.
Инвестиционный потенциал России в последние годы значительно сократился.
В 1991г. объем капиталовложений по всем источникам финансирования снизился
на 11% по сравнению с предыдущим годом. Спад продолжается по настоящее
время, что не дает основания рас читывать на сохранение базовой
совокупности мест. Твердое разграничение финансов государства и финансов
государственных предприятий, характер прекращения бюджетных дотаций и
предоставление кредитов, в конечном счете, отразится на масштабах
сокращения рабочих мест. То же самое можно отнести и к последствиям
конверсии.
По данным Министерства экономики РФ, при сокращении производства военной
продукции
на предприятиях оборонной промышленности до31,1% и уровню 1995г. общий
объем выпуска продукции снизился до 75%, а численность высвобождения
работников в 1996г., превысит 1млн. человек*. Формирование национального
рынка рабочей силы также определяет совокупность условий и факторов:
o Демографическими условиями и характером положения этого контингента
трудоспособного населения
o Организация форм занятости (ненормированный рабочий день, работа на
дому)
o Фондом жизненных средств и соотношением денежных доходов
o Политика в сферах строительства Военных сил России
o Возможность миграции трудоспособного населения за рубеж в поисках
работы.
Выдвигаемое правительством положение о не сохранении пенсии по старости
работающим пенсионерам нацелено на экономическое принуждение пенсионеров
освободить рабочие места для их замещения нуждающимся в трудоустройстве
гражданам. В свою очередь это ведет к социальной незащищенности
пенсионеров.
Сокращение численности Вооруженных Сил, демобилизация офицеров скажется
на положение национального рынка рабочей силы.
_____________________________________________________________
* - «Экономика и жизнь», № 18, март 1997, стр. 3-4
Национальные рынки рабочих мест и рабочий силы в своем органическом
единстве образуют национальный рабочий труд, в котором функционирует рынок
занятости, т.е. удовлетворенный спрос на рабочую силу и рабочие места,
рынок свободных рабочих мест и рынок незанятого трудового населения,
идущего работу.
Реализация политики занятости, включающей количественно-качественные
характеристики экономически активного населения и совокупности рабочих мест
в народном хозяйстве, требует создания
адекватной системы регулирования каждой из составных частей и механизма их
соединения.
Экономическое активное население охватывает лиц наемного труда,
занятых на предприятиях различной формы государственного и
негосударственного секторов экономики, предпринимателей, а также
трудоспособное население, ищущие работу (включая безработных).
Рынок труда формируется именно экономически активным населением.
Занятость населения России (млн.чел.)
| |1994г. |1995г. |1996г. |
|1.Население |148,5 |148,8 |148,6 |
|2. Трудовые ресурсы – |87 |86,6 |86,2 |
|всего | | | |
|3. Занято в народном |74,5 |73,6 |72,3 |
|хоз-ве | | | |
|4. Обучающиеся с отрывом |5,7 |5,6 |5,6 |
|от производства | | | |
|5.Незанятые |4,0 |2,0 |…… |
|6. Зарегистрированные | |0,06 |0,58 |
|безработные | | | |
|7. Уровень безработицы | |0,08 |0,8 |
Федеральная служба занятости и система регулирования национального рынка
труда
Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся, системы
регулирования социально-экономических процессов в обществе, объективно
требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию
условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест
как на уровне основного звена, первичного звена территории, так и на
общероссийском уровне.
Федеральная государственная служба занятости является основным органом
исполнительной власти, призванным обеспечивать координационную работу в
области занятости трудового населения:
o регулирования спроса и предложения на рабочую силу
o содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве,
o организация их профессиональной подготовки и переподготовки,
o оказание социальной поддержки безработных.
В систему органов Федеральной государственной службы занятости входят:
1. Госкомитет РФ по занятости населения
2. Госкомитеты в республиках
3. Центры занятости в краях, областях
4. Городские и районные центры занятости
В рамках формирования системы регулирования национального рынка труда
важное место заняла инфраструктура этого рынка.
Основные ее звенья:
1. Система службы занятости и трудоустройства
2. Система профессионального обучения и переподготовки государственных и
негосударственных учебных заведений
3. Объединение профсоюзов
4. Союзы и ассоциации работодателей
5. Финансовая база
Правовую базу инфраструктуры рынка труда составляет закон о занятости
населения, КЗОТ, другие законы и информативные акты. Действенность
инфраструктуры рынка труда в качестве инструмента регулирования занятости
зависит от уровня развития каждого составляющего звена, степени
взаимодействия между собой и координации усилий.
Политику занятости предполагается реализовать посредством всеобъемлющей
программы, которая до сих пор не разработана и не принята в известной мере
по причине сложности и новизны решаемых социально-экономических задач.
Структура такой программы, видимо должна состоять из трех блоков,
охватывающих комплекс мер по регулированию рынка рабочей силы, рынка
рабочих мест и системы материальной помощи безработным.
Меры по регулированию рабочей силы призваны способствовать
количественному и качественному развитию той части экономически активного
населения, которое попадает на рынок труда.
В условиях значительных снижений инвестиционной активности приоритетной
подпрограммой могла бы стать помощь со стороны государства в организации
малого бизнеса, поощрении самостоятельности, которая, в конечном счете,
будет способствовать сужению работников наемного труда.
Сокращение рынка рабочей силы способствовало стимулированию более
раннего выхода на пенсию безработных.
Меры по регулированию рынка рабочих мест имеют двоякую региональную
направленность: в одних случаях их осуществление нацелено на создание
рабочих мест для замещения ожидаемым приростом рабочей силы, а в других –
на трансформацию рабочих мест применительно к такому режиму их
функционирования, которое удовлетворяет и наемного работника и
работодателя.
Гибкие формы организации труда (неполный рабочий день, надомный труд,
временная работа) позволяют решать проблему занятости женщин, пожилых людей
предпенсионного возраста, молодежи, совмещающие работу на производстве с
учебой.
ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗАНЯТОСТИ
Источники и средства финансирования
Организация структуры регулирования занятости, подкрепленная
финансовой базой реализации системы соответствующих мер, формирует механизм
функционирования рынка труда. С 1950 г. действует Конверсия № 88 МОТ об
организации службы занятости, которая предусматривает что каждый член МОТ
организует и финансирует работу бесплатной государственной службы
занятости, основной обязанностью которой является обеспечение условия для
организации и функционировании рынка труда как составной части национальной
программы достижения и поддержки полной занятости, развития и использования
производительных сил страны.
Источником финансирования мероприятий в области становления и
функционирования рынка труда в России является Государственный Фонд
содействия занятости, который как самостоятельная финансовая система
образуется на федеральном, республиканском (в составе РФ) и местном
(краевом, областном) уровнях, в городах Москве и Санкт-Петербурге.
Фонд содействия занятости образуется за счет: обязательных отчислений
работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования в размере
1% средств на оплату труда работников*, обязательных страховых взносов с
заработка работников в пределах общей суммы
_______________________________________________________________
* - От общей суммы обязательных отчислений 10 % отчисляется в
федеральный Фонд содействия занятости, 90 % остается в
распоряжении Фонда соответствующего уровня – республики, края, области,
г.Москвы, Санкт-Петербурга.
взимаемых налогов, а также средств федераций, республик (в сост. РФ),
местных и городов Москвы и Санкт-Петербурга бюджетов (если таковые будут
предусмотрены). Дополнительным источником поступлений в этот фонд могут
стать добровольные взносы общественных организаций, доходы от коммерческой
деятельности.
Контроля за своевременным и полным поступлением средств в фонды
содействия занятости соответствующих уровней возможны на службы занятости с
привлечением к выполнению этих функций налоговых служб. Однако, механизм
такого взаимодействия еще не выработан и требует соответствующего
оформления.
Средства Фонда занятости расходуются на профессиональную подготовку,
переподготовку и профориентацию (включая выплату стипендий) незанятого
населения, впервые выходящего на рынок труда
либо уже циркулирующего в этой сфере, на выплату пособий по безработице,
зарегистрированные в службе занятости, финансовые общественные работы и
мероприятия по разработке и реализации программ занятости и, наконец,
собственные на содержание службы занятости.
Анализ показывает, что почти половина средств, израсходованных из
Фонда занятости в 1 полугодие 1992г. использовано на содержание службы
занятости (48,6%), 21,1% - на финансирование мероприятий по разработке и
реализации программ занятости и 11,6% на выплату пособий по безработице. В
целом по всем направлениям израсходовано четвертая часть средств Фонда
занятости.
Взаимодействие органов службы занятости
Реализация государственной политики занятости, становление и
эффективное функционирование рынка труда в РФ зависит от взаимодействия
органов службы занятости с предприятиями, участия работодателей в
профподготовке и переподготовке кадров.
В сфере государственного регулирования занятости определяющее значение
принадлежит разработке и реализации на микроуровне (город, предприятие)
системы опережающих мер по смягчению процесса высвобождения работников. К
числу таких мер следует отнести предусмотренное сохранение числа рабочих
мест на государственных и муниципальных предприятиях, приватизируемых через
аукционы и конкурсы. Вместе с тем такое «связывание рук» новому
собственнику может помешать реализации его мероприятий по повышению
эффективности производства. Данные, противоречащие между социальными и
экономическими критериями можно преодолеть выделением отчислений в
региональный Фонд занятости за каждое ликвидируемое рабочее место примерно
в размере «фондоемкости» одного работника.
Как и всякая финансовая система, Фонд занятости страдает от
неисполнительных плательщиков в части перечисления обязательных взносов (%
от суммы оплаты труда). Без активной помощи налоговой полиции эти трудности
могут нарастать.
Стратегия занятости в Программе правительства по углублению
экономической реформы.
Сложившийся в России феномен, характеризуемый тем, что продолжающийся
спад производства пока не вызывает адекватного сокращения занятости и
увеличение безработицы. Негативные последствия нейтрализуют действием
факторов демографического порядка – сокращением прироста трудоспособного
населения, увеличением численности населения, выход на пенсию, в том числе
с сокращением штатов, экономические - развитием новых предприятий структур,
самозанятость, социальные – вследствие утверждения в отношении труда
принципа добровольности и другие.
По оценкам Госкомстата, приблизительно 9% общей численности является
условная безработица. Уровень внутрифирменной безработицы соразмерен с
темпами спада производства и составляет приблизительно 20 %. Проблема
занятости впервые публично признана правительством «наиболее тяжелой».
Идеология правительственной стратегии занятости нуждается в
существенной корректировке: ее исходным постулатом должен стать именно
принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с ней. С учетом
этого необходимо будет (вносить коррективы в инвестиционную политику,
структурную политику и конверсионную программу, темп сокращения вооруженных
сил, финансовую и социальную политику).
Организация системы регулирования воздействия со стороны государства
на занятость и уровень безработицы трудоспособного населения должна стать
неотъемлемой частью общей системы регулирования экономической и социальной
политики. Россия может и должна в полной мере учесть и использовать богатый
зарубежный опыт регулирования рынка труда, механизм реализации активной
политики занятости.
Для данного периода общество должно иметь политику занятости,
основанную на сдерживание роста безработицы в пределах социально
допустимого минимума, учитывающего психологию населения и инертность его
мышления по поводу гарантированной занятости.
Общая закономерность, действие, которой в условиях перехода российской
экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоящая в
зависимости уровня и динамики занятости от объема и динамики инвестиций.
Основная проблема, по мнению специалистов, состоит не в необходимости
резкого снижения гипертрофированного раздутого объема капиталовложений, а в
изменение источника финансирования, главным из которых был госбюджет,
повышение роли частного капитала.
Другая закономерность обусловлена научно-техническим прогрессом и его
влиянием на фактическое высвобождение работников и характерно для
индустриальных стран Запада.
Она пока не актуальна для нашей страны, не приводит к увеличению
безработицы. Такое состояние может длится до тех пор, пока в России не
наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйствующие
субъекты в поисках путей увеличения эффективности производства не
обратятся к резервам роста производительности труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Основы современной философии, часть IY «Человек и общество», под
редакцией проф. Л.Н.Боголюбов и А.Ю.Лазебниковой, М., Изд-во акционерное
общество «Бюро Денди», 1992г.
2. Учебник по основам экономической теории, руководитель авторского
коллектива проф. В.Д.Камаев, Изд-во «Владос», М., 1994г.
3. Основы экономической теории часть 2. Учебно-методическое пособие ГАСБУ,
М., 1994г.
4. Государственное регулирование экономики, под ред. С.В.Пирогова,
В.М.Иванченко, М., РАН институт экономики, 1994 г.
5. Журнал «Экономика и общество» № 9-10, М., 1996 г.
6. Газета «Экономика и жизнь», М., 1996-1997 г.г.
Страницы: 1, 2
|