рефераты скачать

МЕНЮ


Гос регулирование экономики – как необходимая часть политики государства

стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством

решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы

обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать

противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных

государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы

и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и

неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий,

положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления

тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие

органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы

отдельных групп.

Механизм государственного регулирования политики цен.

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны

государства. Цены являются одной из критических точек экономической и

социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и

производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит

глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с

инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и

смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной

экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь,

отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен

могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный

конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат

генеральной цели государственного регулирования - оптимизация темпов и

пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно

складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания

равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных

железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных

запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное

налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, -

вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки

регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой

политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих

развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие

государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания,

и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным

элементом ГРЭ. Государственные мероприятия по регулированию цен могут

носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые

парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными

субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.

Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого

права уполномоченные государственные органы осуществляют административную

деятельность по регулированию цен. Мероприятия по регулированию цен

осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В каждой

стране при правительстве существуют экспертные комитеты, куда входят

известные специалисты. Комитеты призваны консультировать государственные

органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых

законопроектов.

Наблюдение и воздействие на цены.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной

активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит

основой , на которой базируются все государственные акции в этой области.

Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления.

Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-

исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям

международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и

социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения

индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а

также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и

национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие

на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во

внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,

варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены

оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы

цели они ни служили.

Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного

правительственными органами завышения издержек производства через включения

в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие

фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “

издержки подпирают цену “, то есть расчетные ( а не действительные )

издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате

объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен

становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю

отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной

конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования

является государственная политика установления цен на так называемые

акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают

государственные субсидии. Один из видов таких субсидий, ценовые,

предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или

потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в

отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна,

например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей

строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями

или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм,

устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые

становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную

стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и

дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно

воздействуют на цены. Особым направлением ГЭП является государственное

воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта,

освобождение экспорта от налогов , а в некоторых странах – экспортные

субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов

существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом

рынке.

Установление фиксированных цен на товары и услуги.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных

шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и

железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы – пример фиксации цен на товары

и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют

снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной

конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или

дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или

установление пределов их повышения в негосударственном секторе – типичное

средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно

редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным

в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в

исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной

напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров

осуществляется национальными органами.

Этапы развития ГРЭ. Границы его эффективности.

В процессе своего развития ГРЭ пошло несколько этапов.

1.) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного

капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового,

налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики,

на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в

сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2.) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной

направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3.) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств

регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной

собственности.

4.) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному

программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения

совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения

их эффективности.

5.) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного

среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных

перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов

регулирования.

6.) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на

межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие

оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные

возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в

абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ,

накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях

рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй

половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше

конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу

последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с

правительственными органами, ответственные за принятие экономико-

политических решений. Характер и направление научных исследований в области

ГРЭ за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения.

Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать или не

регулировать экономику?”, то позднее-” Какова должна быть степень этого

регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами

надо регулировать?”. Однако возможности ГРЭ небезграничны. Экономической

основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный

бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность

ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы,

чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в

экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у

государственного сектора есть относительные границы роста.

Границы роста дохода государства.

В 50-х, 60-х годах государственные доходы в наиболее развитых странах с

рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими

темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В

настоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший рост

налогообложения прибылей и капиталов подрывает мотивацию

предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может

послужить толчком для оттока капиталов. Повышение налогов и сборов с лиц,

работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий также не может

продолжаться беспредельно. Налоги не могут забирать у населения основную

часть доходов. Государственные доходы без увеличения налогов могут

возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях

хозяйственного подъема. Существуют определенные относительные границы роста

государственных доходов:

- границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;

- социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и

средних слоев;

- границы прироста ВВП .

Ограничены и возможности государственной собственности, так как

государственный сектор не может расти, захватывая все новые позиции в

ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересам частной

собственности.

Определенные границы имеет и ГРЭ, поощряющее самофинансирование.

Конечной материальной основой самофинансирования является валовая прибыль-

разница между ценой и действительными издержками производства.

Самофинансирование осуществляется как один из вариантов санкционированного

государством использования прибылей, а возможности присвоения прибылей и их

размеры неразрывно связаны с фазой воспроизводственного цикла, в которой

находится экономика страны. ГРЭ при помощи самофинансирования базируется на

возможности искусственно увеличивать стимулы для инвестиций во время спада.

Но деятельность государства в этой области ограничена возможностями

бюджета. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда бюджетные доходы

сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, оно вынуждено

предоставлять фирмам дополнительные инвестиционные льготы для

самофинансирования и тем самым еще больше сокращать свои доходы. Составной

частью самофинансирования являются нераспределенные прибыли. Поощрение

роста доли нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам тоже не

беспредельно. На пути к этому стоят интересы акционеров. Одним из важнейших

и действенных средств ГРЭ и главным элементом самофинансирования является

ускоренное амортизационное списание основного капитала. Но и этот

действенный инструмент сам оказывается в сильной зависимости от состояния

конъюнктуры. В период кризиса или депрессии сокращается загрузка

производственных мощностей и выпуск продукции, а правительство разрешает

списывать все большую часть основного капитала в амортизационный фонд. Но

издержки и без того растут-затрудняются платежи покупателей, разоряются

поставщики, растут затраты на хранение и сбыт продукции. Даже если

амортизационные отчисления рассчитывать по прежним нормам списания, они

раскладываются на меньшее число единиц продукции в связи с сокращением

производства. Возможности роста цен в кризисной ситуации если не исключены,

то существенно ограничены по сравнению с периодами благоприятной

конъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может привести к такому положению,

когда возможности укрытия прибылей в амортизационный фонд в целях их

дальнейшего использования для финансирования инвестиций будут исключены, то

есть правительственные разрешения на увеличение доли списания основного

капитала не будут использованы, так как разрешенные списания окажутся

больше действительной прибыли. Все это можно выразить формулами:

А+Зпост+Зпер

П=Ц- —————,

В

где П - прибыль, Ц - цена единицы продукции, А - амортизационные

отчисления, Зпост - другие постоянные затраты, Зпер - переменные затраты, В

- выпуск продукции в натуральных единицах.

При сокращение производства, измеряемом коэффициентом К1, и при

предположение, что цена остается неизменной, формула выглядит так:

А+Зпост+К1*Зпер

П=Ц- ———————.

К1*В

В связи с тем, что К1<1, знаменатель уменьшается быстрее числителя,

издержки растут и прибыль уменьшается.

Представим, что правительство в целях стимулирования экономики

повысило норму амортизационных списаний. Увеличение нормы списаний

обозначено коэффициентом К2.

К2*А+Зпост+К1*Зпер

П2=Ц- —————————.

К1*В

Численность растет еще быстрее, чем во втором случае, издержки еще более

увеличиваются. Они могут возрасти до такой степени, что сравняются с ценой

или превысят ее.

ГРЭ через налоги и ставки амортизационных отчислений с основного

капитала имеет границы: бюджетные, вытекающие из пределов возможного отказа

от бюджетных доходов; социальные, связанные с готовности физических и

юридических лиц мириться с налоговым гнетом; границы прибыльности,

определенные ростом издержек производства единицы продукции по мере

сокращения производства и достижения предела амортизационных отчислений для

данной ситуации. Даже накопленные льготным образом в рамках

самофинансирования средства инвестировать в условиях недогрузки мощностей

невыгодно. Эффективность ГРЭ через государственные расходы ограничена тем,

что потребности в финансировании государственных регулирующих мер резко

возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для

финансирования резко сокращаются. Главная граница ГРЭ - возможное

несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в

условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный

капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной

программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он

мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство

может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в

меру своих финансовых возможностей, а они ограниченны.

Перечисленные границы ГРЭ в условиях рыночного хозяйства носят

относительный характер. В этих границах ГРЭ продолжает развиваться и

доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффективность. Механизм ГРЭ

постоянно совершенствуется. В современных условиях практика ГРЭ оказалась

достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-

опасных масштабов безработицы.

Заключение.

В данной работе рассмотрены различные цели и средства необходимые для

эффективного функционирования экономики и решения поставленных задач. Уже

давно в экономической теории определили необходимость государственного

регулирования экономики, выделили различные способы и средства, создали

инструментарии государственного регулирования. Но к сожалению, так и не

решили основную проблему: В какой мере должно осуществляться ГРЭ, где

проходит граница вмешательства государства в экономические процессы. В

своей работе я постаралась рассмотреть границы эффективности ГРЭ. Но не

следует забывать, что общество и экономика – это динамичные системы, по

этому четко предсказать дальнейшее развитие, невозможно.

Как мне кажется, на сегодняшний день наиболее приемлемым является

системно-структурный подход к определению экономической ситуации в стране.

Выделение целей регулирования и создание определенной системы или механизма

воздействия государства на экономику – это результаты системного анализа

реального положения экономического развития.

Поэтому перед руководством нашего государства стоит важная задача!

Выявление и формирование четких направлений и целей государственного

регулирования экономики и подбор соответствующего им инструментария.

Только в том случае если эта задача будет решена ГРЭ достигнет

наибольшей эффективности.

Список литературы

1. Экономика и ее государственное регулирование: особенности и

закономерности переходной экономики. М., РАГС, 1997 год.

2. Управление государственной собственностью. М., Инфра-М 1997 год.

3. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики

М., Экономика 1998 год.

4. Государственное регулирование рыночной экономики: фндеральный,

региональный и муниципальный уровни. М., РАГС, 1998 год.

5. Абалкин Л. И. Роль государства в становлении и регулировании

рыночной экономики. // Вопросы экономики. 1997, №8

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.