Финансовый анализ в угледобывающем предприятии
решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим
критериям[1]:
1. Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние
на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также
уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и
ретроспективного анализа.
2. Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания
экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и
документальной обоснованностью.
3. Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и
пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной
жизни.
4. Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента
на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в
ущерб другой.
5. Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности
без специальной профессиональной подготовки.
6. Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были
сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.
В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться
определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
1. Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на
составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами,
извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным
пользователям.
2. Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы
отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и
заниженной оценки обязательств.
3. Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала
данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.
В соответствии со статьей 13 ((( главы Федерального закона РФ «О
бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ все организации «...
обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта
бухгалтерскую отчётность. Бухгалтерская отчётность организаций, за
исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из:
•бухгалтерского баланса;
•отчёта о прибылях и убытках;
•приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
•аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской
отчётности, если она в соответствии и Федеральным законом подлежит
обязательному аудиту;
•пояснительной записки.
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц,
квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом
для составления бухгалтерской отчетности считается период с 1 января по 31
декабря календарного года включительно.
Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в
течение 90 дней по окончании года, а квартальную, - в течение 30 дней по
окончании квартала.
Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для
заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов,
покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой
бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на
копирование.
Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский
баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту
синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из
Главной книги. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и
финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, представляя
данные о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив). Основа
баланса - это классическое уравнение бухгалтерского учета: Активы=
Обязательства + Капитал.
Активы - это ресурсы, находящиеся в собственности или под контролем
компании, которые как ожидается, будут приносить экономическую выгоду.
Активы делятся на две категории: долгосрочные (внеоборотные) и текущие
(оборотные).
Внеоборотные активы - это наименее ликвидная часть имущества
предприятия, они состоят из: нематериальных активов, основных средств,
незавершенного строительства, долгосрочных финансовых вложений.
Оборотные активы обычно перечисляются в порядке убывания ликвидности.
Самой неликвидной частью оборотных активов являются запасы. Запасы, в свою
очередь, подразделяются на: сырье, материалы, животные на выращивании и
откорме, МБП, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция и
товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов,
прочие запасы и затраты.
Оборотные активы также включают в себя: НДС, дебиторскую задолженность
(платежи по которой ожидаются более или в течение 12 месяцев после
отчетной даты), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.
Пассив баланса составляют следующие разделы:
Капитал и резервы. К ним относятся: уставный капитал, добавочный
капитал, резервный капитал, фонды накопления и фонды социальной сферы,
целевые финансирование и поступления, нераспределенная прибыль прошлых лет
и отчетного года.
Приказом МинФина РФ от 13.01.2000 г № 4 н утверждены новые форма и
порядок заполнения бухгалтерской отчетности. Согласно данного приказа
раздел Капитал и резервы включает в себя также статью «непокрытый убыток
прошлых лет и отчетного года»
Нормальной экономической ситуацией считается положение, когда основу
данного раздела составляют уставной капитал и фонды, формируемые из чистой
прибыли. Однако, в России тенденция на предприятиях такова, что основную
долю этого раздела составляет добавочный капитал, образованный за счет
переоценки. Введение статей непокрытый убыток прошлых лет и отчетного года
отражается на значение коэффициента обеспеченности собственными средствами,
т.к. фактически уменьшает размер собственных средств на полученный убыток.
На мой взгляд, это нововведение показывает более реальную картину положения
предприятия и означает, что после покрытия убытков прошлых лет у
предприятия практически не будет собственных средств для расчетов по
долгам.
Долгосрочные пассивы (сч. 92, 95) в основном используются для реализации
инвестиционных проектов, поэтому их наличие или рост с одной стороны
положительная тенденция, а с другой - это долги предприятия, которые в
дальнейшем необходимо погасить. Непогашенные в срок кредиты значительно
ухудшают финансовую устойчивость предприятия в связи с штрафными санкциями.
Краткосрочные пассивы:
4. Заемные средства (кредиты банков, прочие займы сч. 90, 94) -
используются для пополнения оборотных средств. Вкладывать краткосрочные
кредиты в долгосрочные проекты опасно, может привести к банкротству.
5. Кредиторская задолженность, в том числе: поставщикам и подрядчикам,
векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами,
по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, задолженность
перед бюджетом, авансы полученные.
С одной стороны кредиторская задолженность - это хороший источник для
погашения оборотных средств предприятия, т.к. в силу неэффективности
законодательной и судебной системы за нее не всегда наступают штрафные
санкции, однако существует опасность подачи кредитором, имеющим
задолженность более 3 месяцев, на признание предприятия банкротом.
В раздел краткосрочные пассивы также входят: расчеты по дивидендам,
доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и
платежей.
Основной формой при анализе финансового состояния является баланс.
Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время
составляется в оценке нетто (учет основных средств и МБП по остаточной
стоимости без учета износа). Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы
средств, находящихся в распоряжении предприятия. Исследовать структуру и
динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного
аналитического баланса.
Наряду с бухгалтерским балансом большое значение при оценке
финансового состояния имеет содержание отчета о прибылях и убытках, который
характеризует финансовые результаты организации за отчетный период.
Отчет о прибылях и убытках содержит следующие числовые показатели:
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг за вычетом налога
на добавленную стоимость, акцизов, себестоимость проданных товаров,
продукции, работ, услуг, валовая прибыль, коммерческие расходы;
управленческие расходы, прибыль/убыток от продаж, проценты к получению,
проценты к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие
операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы,
прибыль/убыток до налогообложения, налог на прибыль, прибыль/убыток от
обычной деятельности, чрезвычайные доходы и расходы, чистая прибыль
(нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
К операционным доходам и расходам, согласно ПБУ 9/99, ПБУ 10/99
относятся: поступления и расходы, связанные с предоставлением во временное
пользование активов организации; предоставлением за плату прав, возникающих
из патентов; связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств;
проценты, полученные и уплачиваемые за предоставление в пользование
денежных средств.
К внереализационным доходам относятся: штрафы, пени, неустойки за
нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе
по договору дарения; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы
кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой
давности; курсовые разницы; суммы дооценки активов (за исключением
внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы.
К внереализационным расходам также относятся: убытки прошлых лет,
признанные в отчетном году; сумма уценки активов; прочие внереализационные
расходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления от, возникающие как
последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности
(стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.): страховое возмещение,
стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к
восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.
В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как
последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.
Финансовый результат - конечный экономический итог хозяйственной
деятельности предприятия, выраженный в форме прибыли. Прибыль - важнейший
показатель, характеризующий деятельность всего коллектива предприятия.
На торговых предприятиях прибыль образуется главным образом в процессе
реализации продукции как разница между валовым доходом от реализации
продукции и затрат на покупку данной реализованной продукции и суммой НДС и
акциза (если продукция предприятия является подакцизной). Следовательно, в
основе хозрасчетной деятельности предприятия лежит прибыль. Она выполняет
две важнейшие функции:
1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности
предприятия, размер его денежных накоплений. Величина прибыли зависит: от
объема реализованной продукции, от стоимости покупного сырья, от
рационального и эффективного использования основных фондов, материальных и
трудовых ресурсов (снижение издержек), от качества работы предприятия
(выполнение обязательств перед поставщиками, покупателями, банком);
2) прибыль является главным источником финансирования затрат на
производственное и социальное развитие предприятия, а платежи в бюджет из
прибыли - важнейшим элементом доходов государственного бюджета.
Это значит, что доходы предприятия должны удовлетворять не только его
финансовые потребности, но и потребности государства на финансирование
общественных фондов потребления, развитие науки, здравоохранения,
образования, обороны страны.
Используется прибыль через заранее установленные ставки, благодаря
чему и возникают финансовые отношения предприятия с бюджетом, с
учредителями.
В результате финансово-хозяйственной деятельности предприятие получает
также внереализационные доходы и несет потери, уменьшающие или
увеличивающие прибыль.
Реализационный финансовый результат планируется и учитывается на счете
46 “Реализация продукции” по направлениям реализации, видам или группам
реализуемой продукции и т.п. В последующем реализационный финансовый
результат перечисляется со счета 46 на счет 80 “Прибыли и убытки”.
Внереализационные доходы и потери учитываются непосредственно на счете
80. По мере возникновения они записываются в дебет или кредит этого счета в
корреспонденции со счетами 51, 76, 29 и др. При этом аналитический учет
внереализационных доходов и потерь организуется по статьям, установленным
отчетностью.
Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятия
учитываются на активно-пассивном счете 80. По дебету счета записываются
убытки и потери, по кредиту - прибыль и доходы.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и
обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно
включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые
необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки
финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и
изменений в ее финансовом положении.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении
денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде
пояснительной записки.
Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в
финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и
финансовой деятельности.
Отчет о движении капитала показывает изменения, происшедшие в отчетном
периоде с собственным капиталом и фондами, и с оценкой чистых активов.
Приложение к бухгалтерскому балансу, в котором раскрывается информация
о кредитах и займах, дебиторской задолженности (с расшифровкой организаций
- дебиторов), составе нематериальных активов и основных средств, МБП.
Затраты, произведенные организацией, в приложении к балансу показываются в
поэлементном разрезе (по экономическому содержанию): материальные затраты,
затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация
основных средств, прочие затраты. В приложении к годовой бухгалтерской
отчетности приводятся сведения об имуществе, не принадлежащем организации и
учитываемом на забалансовых счетах.
В соответствии со ст.13 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете»
от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности организации
должны включаться также аудиторское заключение, подтверждающее
достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с
федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
В пояснительной записке должна содержаться информация, раскрывающая
самые существенные аспекты финансово-хозяйственной деятельности
коммерческой организации и характеристику организации. В случае изменения
вступительного баланса на начало года в пояснительной записке объясняются
причины этих изменений. В записке объясняются также все изменения в учетной
политике, происшедшие в течение отчетного года. Для более полного раскрытия
данных отчетности в пояснительной записке рекомендуется приводить данные
экономического анализа в динамике.
1.3 Методы оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на
основе бухгалтерской отчетности
Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка
финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности
функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой
политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика
его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности,
кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала,
выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими
субъектами.[2]
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод
оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его
бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа -
внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия
(финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками,
являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
1. определение финансового положения;
2. выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном
разрезе;
3. выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом
состоянии;
4. прогноз основных тенденций финансового состояния.
Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и
приемов.
Существуют различные классификации методов финансового оценки.
Практика оценки финансового состояния выработала основные правила чтения
(методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить основные:
Горизонтальный анализ (временной) - сравнение каждой позиции
отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых
финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на
результат в целом.
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом
предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции
динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный
анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений
между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по
отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных
показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений,
цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с
показателями конкурентов, со средне отраслевыми и средними хозяйственными
данными.
В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться
определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
1. оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на
составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами,
извлекаемыми предприятием от представления этих данных
заинтересованным пользователям;
2. принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы
отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и
заниженной оценки обязательств;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|