Факторы и пути повышения производительности труда
тыс. тон. (или 10,1%).
Рассчитаем влияние изменения объема погрузо-разгрузочных работ на
величину производительности труда.
При увеличении объема переработки грузов на 58,80% численность рабочих
1999 года – 81 человек должна была бы возрасти до 129 чел. (81 х 1,59).
Фактическая численность портовых рабочих 2000 года составила – 87
чел. Высвобожденный контингент (129 – 87) = 42 чел. При расчетной
численности в 129 чел. общая численность работников, относимая на
погрузочно-разгрузочные работы, составила бы 153 чел. (129 + 24), а
производительность труда (1978,30 : 153) – 12,9301 тыс. тон./чел.
Фактически она 17,8229 тыс. тон./чел. или на 4,8928 тыс. тон./чел. больше,
что по отношению к производительности 1999 года (11,7545 т/чел.) составляет
41,6%. В связи с тем, что численность работающих не значительно увеличилась
(7,4%), в то время как объем переработки грузов увеличился на 58,8% это
явление в свою очередь обеспечило рост производительности труда на
погрузочно-разгрузочных работах на 41,6%.
Пофакторный анализ позволяет выявить резервы роста производительности
труда. На основе анализа разрабатываются организационно-технические
мероприятия по повышению эффективности переработки грузов. Каждое из
намеченных мероприятий оценивается либо в показателях снижения
трудоемкости, либо в относительной экономии рабочей силы от внедрения
данного мероприятия.
Анализируя производительность труда желательно определить степень
выполнения плана и динамику роста этого показателя за ряд лет, рассчитать,
какие факторы и в какой степени обусловили положительное (или
отрицательное) воздействие на изменение производительности труда и т.д.
Основой для разработки системы плановых показателей по труду являются:
плановое задание, нормы и нормативы затрат труда и заработной платы.
Разработке системы плановых показателей по труду предшествует
тщательная подготовка, в ходе которой намечаются мероприятия по экономии
живого труда, лучшему использованию рабочей силы на основе совмещения
профессий, а также внедрению научно обоснованных норм и нормативов по труду
и сокращению потерь рабочего времени.
Основными исходными данными для составления текущих планов по
погрузочно-разгрузочным работам являются заявки клиентуры на год (с
распределением по кварталам). Предприятия-заказчики представляют эти заявки
до начала навигации. В них указываются отправители и получатели грузов, род
груза, пункты отправления, назначения и перевалки с одного вида транспорта
на другой, количество груза подлежащего переработки.
Планы по объему переработки грузов разрабатываются и утверждаются
самостоятельно портом с учетом заключенных договоров на переработку грузов
(см. Приложение 4). Договоры заключаются сроком на один год. С постоянной
клиентурой допускается заключение договоров сроком до 5 лет с ежегодным
уточнением объемов переработки. Годовые объемы переработки в договорах
распределяются по кварталам. Задачи планирования объемов по переработке
заключаются в том, чтобы обеспечить выполнение намеченного объема с
наименьшими затратами.
План по численности на погрузочно-разгрузочные работы составляется с
учетом числа механизмов вводимых в эксплуатацию навигационного периода и
количества мест, закрепленных за каждым механизмом согласно паспортным
данным.
При планировании объема переработки, контингента, занятого на
погрузочно-разгрузочных работах, учитывается сезонный характер работы
порта.
Фактически план в 2000 году был перевыполнен на 2% (отношение
фактического уровня к плановому: 1978,3 тыс. тонн к 1939,5 тыс. тонн).
В основе контроля за выполнением планового задания лежат нормативы.
количества мест, закрепленных за каждым механизмом согласно паспортным
данным.
При планировании объема переработки, контингента, занятого на
погрузочно-разгрузочных работах, учитывается сезонный характер работы
порта.
Фактически план в 2000 году был перевыполнен на 2% (отношение
фактического уровня к плановому: 1978,3 тыс. тонн к 1939,5 тыс. тонн).
В основе контроля за выполнением планового задания лежат нормативы.
3. Пути повышения производительности труда
3.1. Резервы роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных
работах по добыче песка ОАО «Ульяновский речной порт»
При анализе и планировании производительности труда важнейшей задачей
является выявление и использование резервов ее роста, то есть конкретных
возможностей повышения производительности труда. Резервы роста
производительности труда - это такие возможности экономии общественного
труда, которые хотя и выявлены, но по разным причинам еще не использованы.
Речь идет о неиспользованных возможностях совершенствования технологии и
организации труда, то есть возможностях более полной реализации
производительной силы труда за счет улучшения использования всех факторов
ее роста. Резервы используются и вновь возникают под влиянием научно-
технического прогресса. Количественно резервы можно определить как разницу
между достигнутым и максимально возможным уровнем производительности труда
в конкретный период времени.
Взаимодействие факторов и резервов состоит в том, что если факторы
представляют собой движущие силы, или причины изменения ее уровня, то
использование резервов - это непосредственно процесс реализации действия
тех или иных факторов. Степень использования резервов определяет уровень
производительности труда на данном предприятии.
При анализе производительности труда на погрузочно-разгрузочных
работах прежде всего выявляются резервы роста производительности труда,
обусловленные снижением трудоемкости, то есть уменьшением затрат рабочего
времени на производство единицы продукции. Далее определяются резервы,
связанные с улучшением использования рабочего времени и структуры кадров
предприятия.
Снижение трудоемкости обеспечивается внедрением новых технологий,
модернизацией существующего оборудования, рационализацией производства и
т.д.
Резервы улучшения использования рабочего времени определяются, исходя
из возможного сокращения его потерь. В ходе выявления резервов улучшения
использования рабочего времени количественно определяют потери времени,
устанавливают их причины и разрабатывают мероприятия по их уменьшению или
полной ликвидации.
Суть резервов совершенствования структуры кадров состоит в следующем.
Показатель производительности труда исчисляемый в расчете на одного
среднесписочного работника, зависит главным образом от роста выработки
основных рабочих и изменения их удельного веса в общей численности
работающих. Следовательно (при данной численности промышленно-
производственного персонала), чем выше удельный вес основных рабочих, тем,
при прочих равных условиях, выше производительности труда на предприятии.
Количественная оценка резервов является необходимым условием их
выявления и использования. Без количественной определенности резервы
существуют как тенденция развития, а не как реальные возможности повышения
эффективности производства.
Резервы могут оцениваться в абсолютных и относительных величинах. В
каждом отдельном случае их величина определяется сопоставлением
фактического использования данного вида ресурсов с возможным. Таким
образом, основным вопросом измерения резервов является определение их
возможной величины.
Определим резервы роста производительности труда 2-гоГР, так как
именно он специализируется на добыче песка. Добыча песка является
собственным выпуском порта.
Добычу нерудных строительных материалов (песчаный грунт) порт
производит ежегодно на карьере остров Банный, расположенный между 1560-1570
км у левого берега Волги на Куйбышевском водохранилище в Черемшанском
районе Ульяновской области.
Для русловой добычи и погрузки в суда песка, а также для выгрузки его
из судов на берег, порт применяет гидромеханизированные установки и
плавкраны. Принцип работы гидромеханизированных установок основан на
перемещении навалочных грузов по трубам или желобам в составе пульпы (смесь
груза с водой).
При добыче песка со дна реки порт использует плавучий несамоходный
добывающий земляной снаряд «Портовый-26» (см. рис. 3.1.)
производительностью 1000 т/ч, оборудованный грунтовым центробежным насосом
с дизельным приводом. Насос установлен между всасывающим и напорным
участком трубопровода. При работе землесосного снаряда пульпа в насос
засасывается через сопло, (наконечник всасывающего трубопровода), проходит
через него, а затем поступает по напорному трубопроводу в трюм
загружаемого судна.
Рис.3.1. Технологическая схема земляного снаряда «Портовый - 26»
Гидромеханизированную выгрузку песка из судов бункерного типа на
берег выполняет гидроперегружатель «ГП-18» (см. рис. 3.2.) – плавучая
установка с грунтовым насосом. В трюме понтона гидроперегружателя наряду с
грунтовым насосом установлен водяной насос. К грунтовому насосу подсоединен
всасывающий трубопровод, заканчивающийся заборным сосуном, опускаемым на
разгружаемое судно. Водяные насосы по специальному трубопроводу подают в
трюм судна под напором забортную воду, которая, выходя из насадки,
размывает груз, образуя пульпу, засасываемую через заборный сосун грунтовым
насосом и перемещаемую затем по напорному трубопроводу на специальную
площадку (карту намыва).
Рис. 3.2. Технологическая схема гидроперегружателя ГП-18:
1 – всасывающий трубопровод; 2 – трубопровод размывочной трубы; 3 –
напорный трубопровод; 4 – грунтовой насос; 5 – размывочный насос; 6 –
корпус гидроперегружателя; 7 – разгружаемое судно; 8 – сосун; 9 – насадок
размывателя.
В 2000 году план по переработке песка был выполнен полностью.
С о. Банный было погружено ПЗС «Портовый-26» – 724,8 тыс. тонн песка.
Этот объем был распределен следующим образом: на строительство моста через
реку Волга – 607,2 тыс. т.; на строительство контрбанкета в районе
железнодорожной станции «Ульяновск-2» – 67,2 тыс. т.; на реконструкцию
дамбы машиностроительного завода имени Володарского – 50,4 тыс. т.
Разгрузка песка на мост производилась гидроперегружателем ГП-18, на
контрбанкет и дамбу Володарского – плавкраном «Ганц-2».
Норма времени на погрузку ПЗС «Портовый-26» и разгрузку ГП-18 1тыс.
тонны песка составляет 1,25ч., а на разгрузку 1 тыс. тонны песка плавкраном
«Ганц-2» - 5,54ч. (см. Приложение 2).
Фактическое время работы ПЗС «Портовый-26» – 984ч., ГП-18 – 796,5ч.,
ПК «Ганц-2» – 913,7ч.
Нормативное время на погрузку фактического объема песка ПЗС «Портовый-
26» – 906ч. (724,8 х 1,25), на разгрузку ГП-18 – 759ч. (607,2 х 1,25), ПК
«Ганц-2» – 651,5ч. (117,6 х 5,54). Следовательно, потери рабочего времени
составляют: ПЗС «Портовый-26» – 78 ч., ГП-18 – 37,5ч., ПК «Ганц-2» –
262,2ч.
В результате ликвидации потерь рабочего времени объем переработки
песка может увеличиться на 139,8 тыс. тонн. Расчет приведен в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Расчет увеличения переработки за счет ликвидации потерь рабочего времени
| |Объем |Время работы, |Отклон|Объем |Прирост |
|Плавмеханизация |переработки|час |ение, |переработки |переработк|
| |, тыс. тонн| |(+,–) |расчет., |и, тыс. |
| | | | |тыс. тонн |тонн |
| | |факт. |расчет.| | | |
|ПЗС - 26» |724,8 |984,0 |906,0 |-78,0 |787,2 |62,4 |
|ГП -18 |607,2 |796,5 |759,0 |-37,5 |637,2 |30 |
|ПК «Ганц-2» |117,6 |913,7 |651,5 |-262,6|165,0 |47,4 |
|Итого |1449,6 |2694,5|2316,5 |-378 |1589,4 |139,8 |
3.2. Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда
По материалам анализа разрабатываются мероприятия для дальнейшего
роста производительности труда.
В общем, объеме перегрузочных работ, выполняемых средствами порта и
пристаней, преобладающее место занимают погрузка в суда и выгрузка из судов
песка и песчано-гравийной смеси. Погрузка в суда производиться
преимущественно из русел рек и водохранилищ с применением землеснарядов, а
также плавучих установок: гидроперегружателя и крана. Гидромеханизация
перегрузки песка обеспечивает наиболее комплексную механизацию всего
перегрузочного процесса, устраняет затраты живого труда портовых рабочих,
не требует строительства капитальных вертикальных набережных. В связи с
увеличившими объемами заказов на песчаную смесь, целесообразно применение
только гидромеханизированного комплекса: ПЗС «Портовый-26» и
Гидроперегружателя ГП-18, так как, время выгрузки одой тысячи тонны песка
ПК «Ганц-2» в 4,4 раза больше, чем ГП-18, а себестоимость переработки
одной тонны песка как ПК «Ганц-2» так и ГП-18 – 6,20 руб.
В результате высвобождения плавкрана, плановый объем переработки будет
выполнен с наименьшими затратами: уменьшится число отработанных часов,
высвободится численность рабочих, это в свою очередь отразится на росте
производительности труда, сокращении фонда заработной платы и в увеличении
прибыли порта.
Расчет увеличения производительности труда представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2.
|Показатели |Факт |Расчет. |Отклонение|Темп |
| |2000г. |2000г. |, (+,–) |роста, % |
|1. Стоимость переработки 1 тонны | | | |
|песка, руб. |6,20 | | |
|2.Объем переработки, тыс.т. |1449,6 |1574,4 |+124,8 |108,61 |
|3.Объем переработки, тыс.руб. |8987,52 |9761,28 |+773,76 |108,61 |
|4.Средняя списочная численность | | | | |
|работающих, чел. |47 |37 |–10 |78,72 |
|5.Средняя списочная численность | | | | |
|рабочих, чел. |42 |32 |–10 |76,19 |
|6. Фонд заработной платы, тыс. руб. |41540 |33195 |–8345 |79,91 |
|7. Удельный вес (коэффициент) | | | | |
|рабочих в составе работающих |0,8936 |0,8649 |–0,0287 |96,79 |
|8. Средняя выработка одного | | | | |
|работающего, тыс. тонн |30,8426 |42,5514 |+11,7088 |137,96 |
|9. Средняя выработка одного | | | | |
|работающего, тыс. руб. |191,2238 |263,8184 |+72,5946 |137,96 |
|10. Средняя выработка одного | | | | |
|рабочего, тыс. тонн |34,5143 |49,2000 |+14,6957 |142,55 |
|11. Средняя выработка одного | | | | |
|рабочего, тыс. руб. |213,9886 |305,0400 |+91,0514 |142,55 |
Из таблицы видно, что в связи с высвобождением плавкрана объем
переработки песка увеличится на 124,8 тыс. тонн (78 : 3 х 2,4 х2);
численность рабочих уменьшилась на 10 чел.; (численность рабочих
закрепленная за ПК «Ганц-2» –10 чел. (см. Приложение 5); фонд заработной
платы сократился на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда
одного работающего увеличилась на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб.
(на 37,96%).
Высвобожденный ПК «Ганц-2» рекомендуется сдавать в аренду с целью
получения дополнительного дохода.
Заключение
Проанализировав производительность труда ОАО «Ульяновский речной
порт» можно сделать вывод о том, что на внутреннем водном транспорте по
вопросам повышения производительности труда можно выявить следующие пути:
комплексная механизация и автоматизация трудовых процессов;
совершенствование управления, улучшение использования рабочего времени;
изменение объемов и среднего расстояния перевозок грузов, распределение их
по направлениям движения, а также изменение структуры грузооборота по видам
перевозок и родам грузов.
В данной дипломной работе внимание уделяется повышению
производительности труда за счет устранения потерь рабочего времени и
рациональной эксплуатации плавмеханизации.
На основе проведенных расчетов по предложенным мероприятиям можно
сделать следующие выводы.
Для переработки планового, а также фактического объема песка были
задействованы производственные мощности лишь на 25%.
Высвобождение плавкрана «Ганц-2» не повлекло за собой снижения объема
переработки. За счет ужесточения контроля за выполнением норм времени
обработки погрузки и выгрузке судов можно ликвидировать потери рабочего
времени.
В результате соблюдения норм времени обработки судов и высвобождения
плавкрана «Ганц-2», возможно дополнительно, за фактически отработанное
время, увеличить объем переработки на 124,8 тыс. тонн.
В свою очередь увеличение объема переработки, высвобождение
численности в количестве 10 человек, позволяет сократить фонд заработной
платы на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда одного
работающего увеличить на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб. (на
37,96%).
Проведение этих мероприятий позволит порту увеличить доходы от
переработки грузов на 773,76 тыс. руб. или 8,61%, а, следовательно,
повысить рентабельность и эффективность погрузочно-разгрузочных работ.
Список используемой литературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и
статистика, 1997. – 246 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности речного транспорта. Цветков Э.С.
Учебник. М., Транспорт, 1977. – 176 с.
1. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г.
Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. –
Мн.: Выш. шк., 1996. – 363 с.
1. Бондарь И.К. Производительность труда: вопросы теории и практики:
Наук. думка, 1991 – 152 с.
1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование Учебник. – М.: ИНФРА-М,
1999. – 392 с.
1. Ворст И., Ревентлау П. Экономика фирмы.- М.: Высшая школа, 1994.
1. Горемыкин В.А. и др. Планирование на предприятии: Учебник./В.А.
Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. – М.: Вилинъ, 1999.
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Банки и
биржи, 1998.
1. Гурьянов С.Х., Поляков И. А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по
труду: (Методика расчетов по экономике труда на промышленных
предприятиях). - М: 1988.
1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ИНФРА – М., 1998.
1. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В
2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/Под общей ред. А.И. Ильина. – Мн.:
ООО «Новое знание», 2000. – 416 с.
2. Комплексная механизация и автоматизация перегрузочных работ на речном
транспорте. Казаков А.П., «Транспорт», 1979. – 222 с.
1. Корогодин И. Т. Качество труда: содержание, проблемы роста – Воронеж,
1990.
1. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд – М.: Наука, 1993.
1. Куксов А. Планирование деятельности предприятия. //Экономист. – 1996
- № 6.
1. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности
предприятия: Учеб. пособие для вузов. /Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г.
Дьякова; Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ИНИТИ, 1999.
2. Маталин В.П., Артамонычев А.Н. Погрузочно-разгрузочные работы в
речных портах: Учебник. – М.: Транспорт, 1979.
3. Организация и механизация перегрузочных работ в речных портах. Шерле
З.П., Гнояной А.А. Учебник. М., Транспорт, 1976.
1. Ремизов К.С. Основы экономики труда: М.- 1990.
1. Рофе А.И. Экономика и социология труда – М.: МИК, 1996.
1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е
изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 668 с.
1. Савруков Н.Т. и др. Экономика предприятия: Курс лекций. /Н.Т.
Савруков, А.И. Егоров, Л.П. Егорова. /СПб. гос. тех. ун-т, 1998.
1. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и
оценка, контроль и повышение, - М: 1989.
1. Статистика: Курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и
др., ИНФРА - М. 1997.
1. Управление трудовыми ресурсами: Справоч. пособие / Под общ. ред. Л.А.
Костина М: 1987.
1. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на
предприятии: Учебн. Пособие для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 496 с.
2. Экономика внутреннего водного транспорта: Учебник для вузов вод.
трансп./Ш.П.Бланк, А.А.Митаишвили, В.А.Легостаев. – М.: Транспорт, 1983.
– 463 с.
1. Экономика и статистика фирм: Учеб. пособие./В.В. Адамов, С.Д.
Ильенкова, Т.П. Сиротина и др. – М.: Финансы и статистика, 1996.
1. Экономика, организация и планирование промышленного производства/В.И.
Выборнов, Ф.П. Висюлин, Н.А. Лисицин и др.; Под общей ред. Н.А.
Лисицына. – Мн.: Выш. шк., 1990. – 446 с.
1. Экономика, организация, планирование, управление./ Под ред.
Г.А.Егиазаряна, А.Д.Шеремета. М: - 1985.
1. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов: 2-е изд.,
пераб. и доп./Под ред. А.И.Руденко. – Мн.: БГЭУ, 1995. – 475с.
1. Экономика предприятия. /Под ред. В.Л. Горфинкеля, В.А. Швандара. –
М.: Банки и биржи, 1998.
1. Экономика предприятия: Учебник, - М: Инфра - 1999.
1. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. М. 1999.
1. Экономика предприятия: Учебник / Семенов В.М., Баев И.А. 1998.
1. Экономика труда и социально-трудовые отношения/Под ред. Г.Г.
Мелькьяна, Р.П. Колосовой – М.: МГУ, 1996.
1. Экономика предприятия: Учебно-метод. пособие. /Л.Ф.Катаев, Н.Ф.
Бердичевская, И.А. Кашкирова, М.В. Попова. – Ульяновск, 1998.
1. Экономика: Учебник. /Под ред. А. Булатова. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Бек, 1997.
1. Экономика труда/Под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова – М.: Экономика,
1991. – 304 с.
2. А.Семенов: Производительность труда и перспективы экономического
роста // Экономист – 1995 – № 2. Стр. 24-34.
3. В.Фильев: Управление ростом производительности труда //Экономист –
1997 – № 3. Стр. 60-66.
1. А.Семенов, С.Кузнецов: Факторы производительности труда // Экономист
- 1998 - № 4. Стр. 46 - 55.
2. В. Кардашевский, А.Бондаренко: Повышение производительности:
европейский подход // Экономист – 2000 - № 11. Стр. 35-40.
1. Т.Куприянова Управление производительностью: путь к росту. // Человек
и труд - 1996 - № 9. Стр. 67 - 69.
1. Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки
эффективности деятельности предприятия. //Аудитор. – 1996 - № 9.
2. Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в
речных портах и на пристанях. Утв. Мин.реч. флота РСФСР 07.12.88.- 4-е
изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1990.- 112с.
2. Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов. Департамент речного
транспорта. Министерство речного транспорта РФ. Н. Новгород 1994.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|