Европейский союз
обращение с 1 января 1999, в наличное обращение вводится с 1 января 2002.
Официальный код евро по стандарту ISO-4217 - EUR. Официальное графическое
обозначение евро - "эпсилон", похожий на русское "э" - только наоборот и с
двумя горизонтальными линиями посередине, - это символ преемственности идей
единства Европы. Судя по тому, как проходит вживление новой валюты в
экономику Европы можно сказать, что мировая экономическая теория получила
еще одно блестящее подтверждение работы тщательно спланированных
экономических механизмов. Предполагается, что евро станет мощным
противовесом американскому доллару и укрепит позиции ЕС в этом отношении.
График введения единой валюты:
Процедура ввода евро в обращение разделена на три этапа. На
первом этапе, который начался 1 января 1999 года, евро будет использоваться
в безналичных расчетах наравне с национальными валютами стран-участниц ЭВС,
конечно при условии, что страны будут соответствовать "критерию слияния",
включающему ряд экономических показателей (см. приложение 1):
1) Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень
трех стран-членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.
2) Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.
3) Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.
4) На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы
колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без
девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕС.
5) Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 %
средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.
Код валюты (по стандартам ISO) - EUR
|1 EURO = 100 EURO cent. |
На первой стадии основные финансовые системы должны быть снабжены
функцией двойного пересчета. Это означает, что любая сумма вводится и
обрабатывается одновременно в двух единицах: евро и национальной валюте.
Данный этап представляется многим обманчиво легким.
На практике все выглядит несколько иначе, чем в теории. Переход на
евро - удовольствие не из дешёвых. Аналитики корпорации Gartner Group
полагают, что предприятиям предстоит выложить от 150 до 400 млрд. долл. (по
расчетам специалистов IBM - 175 млрд. долл.).
Но и это еще не все. Нет точных правил пересчета. Как поступить,
например, с округлением в случае с лирой и испанской песетой? Цифры здесь в
несколько раз больше, чем при подсчете в немецких марках или голландских
гульденах. Экономический и Валютный союз требует проводить все подсчеты с
точностью до шестого знака после запятой, однако это может привести к
весьма забавным ошибкам после округления.
Даже когда все необходимые мероприятия останутся позади,
разрекламированные преимущества единой валюты (в частности, возможность
путешествовать, не меняя деньги и не оплачивая каждый раз банковский
комиссионный сбор) будут восприниматься жителями континента с определенной
долей скептицизма. Каждый кассовый аппарат и торговый автомат придется
перенастраивать под новые банкноты и монеты. Это достаточно обременительно,
поэтому Экономический и Валютный союз принял решение: с 1 января 1999 года
все обязаны выставлять цену на предлагаемые товары и услуги одновременно в
евро и местной валюте.
При этом, в межбанковских расчетах и на фондовом рынке национальные
валюты полностью прекратят хождение и будут заменены евро. Курс каждой
валюты рассчитан на основе достаточно сложной формулы, учитывающей
отдельные экономические показатели страны, курс ее валюты по отношению к
экю, кросс-курсы валют стран ЭВС и т.д. Предварительные курсы были
объявлены в начале 1998 года, а окончательные стали известны 1 января 1999
года. После объявления окончательных курсов они останутся неизменными до 1
июля 2002 года, когда национальные валюты прекратят хождение. Так как курс
был зафиксирован раз и навсегда, то по сути дела, с 1999 года национальные
валюты стали одной из форм евро, только с другим названием. Министры
финансов стран Европейского Союза объявили следующие курсы курсы
конвертации валют 11 стран в новую общую валюту - евро.
|Немецкая марка |1.95583 |
|Французский франк |6.55957 |
|Финская марка |5.94573 |
|Голландский гульден |2.20З71 |
|Австрийский шиллинг |13.7603 |
|Итальянская лира |1936.21 |
|Испанская песета |166.386 |
|Португальский эскудо |200.482 |
|Ирландский фунт |0.787564 |
|Бельгийский/ | |
|Люксембургский франк |40.3399 |
Второй этап - ввод евро в наличное обращение и его параллельное
хождение с национальными валютами продлится с 1 января по 30 июня 2002
года. Для того чтобы успешно подготовится к этому этапу, уже началось
изготовление банкнот и монет. В связи с этим интересно отметить, что в
отличии от банкнот, монеты будут иметь "страновые отличия". В то время, как
дизайн лицевой стороны всех монет (аверса) будет одинаков, внешний вид
обратной стороны (реверса) будет зависеть от того, в какой стране
отчеканена эта монета. Однако, кроме внешнего вида, евро отчеканенное,
например, в Германии ничем не будет отличаться от евро отчеканенного в
других странах ЭВС.
И, наконец, 1 июля 2002 года, прекратятся все расчеты в национальных
валютах стран-участниц ЭВС. Евро останется единственным законным платежным
средством на территории европейского Экономического и валютного союза.
Эксперты Европейского Союза считают вполне реальным переход на наличные
расчеты в единой европейской валюте реальным уже в 2000 или 2001 году, а не
в 2002 году, как запланировано. Обосновывая свое мнение, они ссылаются на
то, что введение безналичных расчетов в евро с 1 января 1999 года прошло
весьма удачно. Эксперты также указывают, что за скорейшее введение наличных
расчетов в евро выступает ряд ведущих европейских политиков.
Этот механизм давно запущен и с каждым днем набирает обороты. И все-
таки хочется понять, ради чего затевается столь амбициозная программа,
почему именно сейчас европейские страны вдруг решили променять дорогие им
марки, франки и шиллинги с портретами великих людей отечества на общие для
всех евро с безликими мостами и арками.
Первое объяснение, которое приводится чаще других и лежит на
поверхности, выглядит так. Существование в Европе большого числа
независимых государств с собственной валютой обходится слишком дорого. В
первую очередь это касается издержек по конвертации. Еще в ХIV веке купцы
Северной Германии убедились, как накладно вести торговлю с многочисленными
соседями – крохотными княжествами, герцогствами и королевствами. Из-за
бесконечных обменов одних денег на другие часть выручки неминуемо оседала в
сундуках у менял. Тогда практичные немцы заключили между собой валютный
союз и начали чеканить монеты единого образца. По существу данная проблема
не решена до сих пор.
После того, как бумажные деньги перестали размениваться на золото и в
1971 г. рухнул золото-долларовый стандарт, к старым неприятностям
добавилась еще одна, теперь гораздо более существенная. Если в Соединенных
Штатах или Японии экономические агенты страдают и, соответственно,
страхуются от колебаний курса одной валюты, то в Европе – сразу от
нескольких. При этом страны ЕС активно вовлечены в мировую торговлю
(например, в ФРГ и Франции доля экспорта в ВВП составляет около 20%, в
Нидерландах - 47%, по сравнению с 8–9% в США и Японии), поэтому и масштаб
потерь у них достаточно велик. Сейчас из-за циркуляции множества различных
валют страны Евросоюза ежегодно теряют 20–25 млрд. ЭКЮ: сюда входят расходы
по страхованию, обменным операциям, а также ведению бухгалтерского учета и
коммерческой документации в разных денежных знаках.
Вторая причина – совсем прозаичная, но она-то и является главной.
Проводимая странами ЕС экономическая политика больше не соответствует
задачам, стоящим перед обществом. Если Западная Европа в ближайшее время не
изменит методов управления хозяйством, то она сама лишит себя шансов
выдержать мировую конкурентную гонку. По темпам экономического роста ЕС уже
в течение многих лет с трудом поспевает за своими ближайшими соперниками. В
1996 г. ВВП государств Евросоюза увеличился на 1,6% по сравнению с 2,4% в
США, 3,8% в Японии и 7,5% в странах Юго-Восточной Азии.
На конкурентоспособность европейских товаров отрицательно влияет
необоснованно щедрая система социальных льгот. Из-за больших косвенных
налогов и отчислений в социальные фонды уровень налогообложения ЕС примерно
на треть больше, чем в США или Японии. Во многих странах Евросоюза
стоимость рабочей силы в промышленности выше, чем в Соединенных Штатах,
хотя производительность труда составляет только 80% от американской.
Европейская система социального обеспечения складывалась в 50-60-е
гг., когда число нуждающихся в государственной поддержке было относительно
невелико. Теперь под эту категорию подпадает чуть ли не каждый четвертый.
На людей старше 65 лет приходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще
5% – на безработных. В то же время средний размер пенсии по старости
составляет более 60%, а пособия по безработице – более 40%
среднестатистического ВВП на душу населения. Сейчас на выплату пенсий
тратится 16–20% всех государственных расходов. Немудрено, что национальные
бюджеты просто не выдерживают увеличивающейся с каждым годом нагрузки.
У всех участников ЕС, кроме Люксембурга, государственный долг
превышает половину годового ВВП, а в Бельгии, Греции и Италии он достигает
110–130% ВВП.
Крупная государственная задолженность «оттягивает» средства из
реального сектора и подталкивает вверх процентные ставки. Это, в свою
очередь, сдерживает инвестиционную активность и, следовательно,
препятствует решению социальных проблем. Чтобы вырваться из замкнутого
круга, западноевропейским странам не остается ничего другого, как «затянуть
пояса». И сделать это придется вне зависимости от того, будет ли создан
валютный союз или нет. В противном случае ЕС не только потеряет свои
позиции в международном разделении труда, но и столкнется с бесконтрольным
нарастанием социальной напряженности.
Если страны ЕС проведут все-таки необходимые экономические реформы не
по отдельности, а вместе, и евро состоится, то это принесет им неизмеримо
больше выгоды, чем в случае разрозненных действий. И это третий
существенный аргумент в пользу валютного союза. Появление единой
европейской валюты позволит превратить территорию ЕС в действительно
однородное экономическое пространство, где операторы из разных стран будут
иметь равные условия для деятельности. Уже сейчас внутри ЕС практически
отменены все барьеры на пути движения товаров, капиталов и рабочей силы,
значительно либерализован рынок услуг. Пока Европа не преодолеет
экономическую раздробленность, она не сможет на равных конкурировать с США
и Японией.
Идея Евро берет свое начало в середине сороковых годов и принадлежит
поколению юношей и девушек, достигших совершеннолетия вскоре по окончании
Второй Мировой войны. Идея обманчиво проста: если между странами Европы
будут созданы крепкие коммерческие, политические и социальные взаимосвязи,
новый военный конфликт на континенте станет невозможен.
Создание вслед за объединением Германии и окончанием действия
Варшавского договора единой европейской валюты на первый взгляд
представляется очевидным шагом. Действительно, почему бы и нет? Если
европейцы хотят забыть о старых распрях, то какие могут быть денежные
разногласия между новыми друзьями? Однако когда речь заходит о финансовых
проблемах, никто не хочет оказаться в роли проигравшего.
"Тенденция, которую я наблюдаю в Европе, на редкость парадоксальна, -
отметил Билл Зейц, президент нью-йоркской консалтинговой компании Beyond
The Millenium Solution и бывший заместитель начальника информационного
отдела компании American Cyanimid. - Англичанам, которые по иронии судьбы
не принимают участие в первом раунде, я бы присудил первое место по глубине
анализа проблемы и наработанным решениям. Все остальные плетутся в хвосте".
С данным утверждением в той или иной степени готово согласиться
большинство наблюдателей.
Подобная неопределенность не могла не сказаться и на характере
подготовки компаний к евро, которая, надо признать, происходит довольно
неорганизованно. Неудивительно, что представители крупнейшей французской
компании LVMH, выпускающей шампанские вина Louis Vuitton, Moet-Chandon и
бренди Hennesy, отказались сообщить подробности планов перехода на евро,
сославшись на то, что это может сказаться на стоимости ее акций. Продукция
этой фирмы, специализирующейся на производстве предметов роскоши,
традиционно продается в беспошлинных магазинах разных стран мира, поэтому
опыт работы с множеством различных валют у ее сотрудников имеется.
Однако пока желающих похвастаться своими достижениями что-то не видно.
"Мы все делаем с небольшим опережением графика", - заявил директор по
информационным технологиям Louis Vuitton Жан-Франсуа Мартен. От дальнейших
комментариев он отказался.
К счастью, хранят молчание отнюдь не все: маленькие немецкие рестораны
и бистро уже выдают чеки одновременно в марках и евро.
Иан Тейлор, член палаты общин парламента, в период правления Джона
Мейджора возглавлявший компанию Exchequer, считает, что введение евро
неизбежно, но чревато непредсказуемыми экономическими последствиями.
Тейлор, как и Зейц, считает Великобританию лидером в "гонке за евро".
Примером, с его точки зрения, могут служить подготовительные мероприятия в
Лондоне. Поскольку Соединенное королевство не принимает участие в первом
этапе, англичане вправе рассматривать евро просто как еще одну иностранную
валюту.
Герд Круз, вице-президент и директор проектов 2000 и евро, выделил
две проблемы, связанные с единой валютой; "Мы считаем, что частный сектор
подготовлен к евро значительно лучше. Государственный же, увы, отстает".
Отстающий государственный сектор в Европе, где практически все
правительственные учреждения оказывают существенное влияние на жизнь
граждан - серьезная проблема, которая, в принципе, может встать достаточно
остро во всех 11 странах.
Каковы бы ни были краткосрочные прогнозы, перспективы евро продолжают
оцениваться достаточно оптимистично. Как раз в разгар дебатов о причинах
ослабления общей валюты премьер-министр Великобритании Тони Блэр лично
представил в парламенте доклад о мероприятиях по подготовке к операциям с
евро. В сущности, он лишь подтвердил, что выступает за присоединение
Британии к евро, если новая валюта докажет свою успешность и будет
соответствовать пяти экономическим критериям, которые были сформулированы
министром финансов Гордоном Брауном с той же трибуны еще более года назад.
Эти критерии включают в себя: устойчивое сближение экономических циклов в
Британии и Еврозоне; отсутствие угрозы финансовым интересам Сити;
способность стимулировать приток иностранных инвестиций; отсутствие угрозы
сокращения числа рабочих мест; достаточная гибкость британской экономики,
чтобы адаптироваться к экономическим шокам после присоединения к евро.
Несмотря на то, что в докладе не содержалось ничего принципиально нового,
все комментаторы расценили личное участие премьер-министра в его
представлении как признак усиления кампании за вхождение Великобритании в
ЭВС. Улучшение перспектив дальнейшего расширения валютного союза,
безусловно, окажет положительное влияние на имидж евро в глазах инвесторов.
Но только время покажет насколько положительно воздействует евро на
экономику участников ЕС, ведь по самым оптимистическим прогнозам
экономический эффект наступит только через 5-10 лет. Поживем - увидим.
III.II.Расширение Европейского союза.
"Жизнь как внутри Евросоюза, так и вне его границ быстро меняется. Он
должен определиться, как самому приспосабливаться, развиваться и
изменяться. Расширение ЕС является поворотной точкой для Европы,
возможностью, которой она должна воспользоваться ради своей безопасности,
своей экономики, своей культуры и своего статуса в мире". (Жак Сантер)
Свой взгляд на проблему расширения ЕС высказал Жак Делор. Еще будучи
председателем КЕС, Делор заявил, что "границы объединенной Европы проходят
по границам Советского Союза, а это значит, что к объединенной Европе могут
принадлежать Польша, Чешская Республика, Венгрия, Словакия, Словения,
Болгария, Румыния, Албания, Кипр и Мальта". Он добавил: "Нельзя забывать о
трех балтийских государствах, а затем, если в бывшей Югославии вновь
воцарится мир, почему бы не включить Боснию, Хорватию, Македонию и то, что
теперь стало союзом Сербии и Черногории. У Европейского союза нет выбора, и
"интеграция является единственным способом, который дает возможность выжить
в этом новом мире, полном опасностей, но также и надежд".
Что касается европейских государств, входящих ранее в состав
Советского Союза, как, например, Украина, Беларусь и Молдавия, то члены ЕС
не исключают и их принятия, правда, в весьма отдаленном будущем и только
при условии создания в них подлинно демократической системы и успешного
реформирования экономики.
Однако практически все члены Европейского Союза солидарны в том, что
Россия ни при каких условиях не сможет войти в их число. Это, впрочем, не
исключает, по их мнению, создания системы соглашений о сотрудничестве в
самых разных областях между ЕС и РФ. Как писал в газете "Монд" министр
иностранных дел Франции А. Жюппе, принять Россию в Европейский союз
означало бы "убить европейское строительство". Он подчеркнул, что "Большая
Европа, безусловно, будет большой, но не включит в себя весь европейский
континент и его средиземноморский обвод".
ЕС после Берлинского саммита(осень 1999).*
В этой части моей курсовой я хочу рассказать о четвёртом расширении
Европейского союза. Это расширение сильно отличается от предыдущих,
постольку, поскольку оно касается большего количества стран, то есть 12
стран ведут переговоры с ЕС о вступлении.
*-по заявлению Дамьена Бруссоля, Страсбург, от 12 апреля 2000г.
Ещё одно отличие заключается в том, что экономические и общественные
структуры стран-кандидатов сильно отличаются от экономической и
общественной структуры стран-членов ЕС.
На присоединение к ЕС претендуют Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия,
Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.
IV расширение ЕС некоторые наблюдатели сравнивают по значимости с
созданием самого Общего рынка сорок лет назад и примерной датой начала
этого расширения был назван 2002 год.
Шагая на Восток, ЕС заметно наращивает свой ресурсный потенциал(
территорию на 34%, население - на 29%), превращается в крупнейший в мире
рынок с 5000млн.потребителей.Архитекторы расширения полагают, что ЕС будет
гораздо активнее «востребован» при принятии глобальных решений, укрепит
свои позиции в ВТО, МВФ и НАТО, станет признанным лидером в том, что
касается моделей интеграции и в развитии современного международного права.
Вместе с тем реалии и последствия расширения ЕС выглядят неоднозначно и
противоречиво, что и будет проанализировано далее.
Сперва, приведу последние данные(1999г.) по нескольким экономическим
показателям, а именно:
1)ВНП (в процентах от среднего по ЕС):23%-Болгария,63%-Словения,
остальные кандидаты-40-50%.
2)ВВП на душу населения в Словении составляет около 7040$,в Венгрии-
3840$,Чехии-3200$,Польше-2400$, в отличие от показателей стран ЕС(самый
высокий в Дании-28тысяч $, наиболее низкий в Германии-7700$)
2)Сфера сельского хозяйства: роль сельского хозяйства очень
значительна в Польше, Румынии, Болгарии и Литве по сравнению со странами
ЕС. Менее значительна- в Чехии.
3)Сфера торговли: большинство стран-кандидатов торгуют со странами ЕС.
Наименьший процент торговли со странами ЕС у Болгарии-40%. Венгрия добилась
60%. Остальные страны на уровне 40-50%.
В целом, определённые выводы я могу сделать, проанализировав
нижеследующую таблицу* и соотнеся эти данные с критериями для вступления в
страны-члены ЕС:
|страна |бюджетны|безрабо|средне-|инфля-|торговы|иностранны|валютны|
| |й |тица |месячна|ция |й |е |е |
| |дефицит |(%) |я |(%) |баланс |инвестиции|резервы|
| |(%ВВП) | |зарплат| |(млрд.$|(млрд.$) |(млрд.$|
| | | |а ($) | |) | |) |
|Болгари| 12 | 13.6| 82 | |0.3 |1.2 |1.3 |
|я |0.5 | |302 |1373.6|-3.2 |7.3 |11.7 |
|Чехия |0.5 |4.8 |260 | |-0.9 |0.8 |0.7 |
|Эстония|1.5 |3.6 |315 |10.3 |-1.3 |16.2 |8.3 |
| |0.1 |10.3 |179 |11.9 |-0.5 |0.6 |0.7 |
|Венгрия|2.3 |7.3 |193 |18.4 |-0.8 |0.8 |0.8 |
| |1.3 |5.4 |329 |8.6 |-9 |13.5 |19.7 |
|Латвия |2 |10.6 |120 |8.7 |-1.1 |2.4 |1.6 |
|Литва |0.5 |6.9 |257 |14.5 |-1.1 |1.0 |3.0 |
|Польша |0.4 |13 |890 |159.1 |-0.7 |1.7 |4.9 |
|Румыния| |14.4 | |6 | | | |
| | | | |9.6 | | | |
|Словаки| | | | | | | |
|я | | | | | | | |
|Словени| | | | | | | |
|я | | | | | | | |
*-Источник:”Business Week”, March 1998.
Согласно статье “F” Маастрихтского договора для вступления в
ЕС страна должна соответствовать четырём критериям:
1)стабильность функционирования национальных институтов,
обеспечивающих демократию, верховенство закона, права человека и защиту
интересов национальных меньшинств;
2)наличие сложившейся и функционирующей рыночной экономики;
3)способность конкурировать и выдержать давление рыночных сил
на внутреннем рынке Евросоюза;
4)готовность принять на себя в полном объёме обязательства,
связанные с членством в ЕС,
включение в сложившуюся на сегодняшний день правовую систему
Союза(так называемую acquis), которая объединяет:
-содержание, принципы и политические цели учредительных договоров,
включая Маастрихтский договор;
-законодательную базу, принятую для реализации этих договоров;
-решения и декларации Союза;
-международные соглашения, включая соглашения между членами,
связанными с деятельностью Союза.
По данным комиссии ЕС, ни одно из перечисленных государств не
соответствует критериям полностью.
Цель сотрудничества ЕС со странами-кандидатами- достижение необходимых
критериев.
На данном этапе существует список из 31 темы, по которым ведутся
переговоры.
Большая часть тем - экономического плана. Так, для каждой темы уже
существуют принятые регламенты, поэтому в законодательстве стран часто
требуются значительные реформы, особенно в области налоговых систем,
конкуренции и т.д.
Принципы, которыми руководствуются страны ЕС во время подготовки стран-
кандидатов к вступлению:
1)Все реформы должны быть осуществлены до вступления в ЕС( Дело в том,
что страны-члены имеют право голоса), чтобы не было вмешательства в так
называемое достояние ЕС.
2)Переговоры ведутся с каждой отдельной страной, в то же время, каждая
страна вправе сама выбирать порядок и скорость реформ.
Итоги Еврокомиссии октябрь 1999 года.
Последним результатом Берлинского саммита стало то, что переговорный
процесс может начаться со всеми странами, которые желают стать кандидатами
для вступления в ЕС. Но есть два предварительных условия, касающихся
Болгарии и Румынии, при выполнении которых ЕС начнёт переговоры с этими
странами: Румыния должна решить вопрос о детях-сиротах (причём Евросоюз
готов предоставить помощь в решении этого вопроса), а Болгария должна
предоставить окончательную дату закрытия своей АЭС.
БЕЛАРУСЬ
По заявлению начальника управления общеевропейского сотрудничества Олега
Ермоловича, Беларусь хотела бы строить нормальные отношения с Европейским
союзом, однако выполнению этой задачи мешают определенные обстоятельства.
«Обязательными условиями нормализации отношений нашей страны с ЕС
является пересмотр Советом Евросоюза своей позиции в отношении Беларуси от
15 сентября 1997 года, вступление в силу временного Соглашения о торговле
между нашей республикой и ЕС и ратификация национальными парламентами стран-
членов Европейского союза и Европейским парламентом Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве между Беларусью и ЕС. Кроме того, наша страна
хотела бы восстановить в полном объеме свое участие программах научного и
технического сотрудничества. Этому способствовало бы, в частности,
размораживание национальной Программы ТАСИС для Беларуси и утверждение
бюджета белорусских проектов.
Среди других условий, выполнение которых способствовало бы
процессу нормализации, - продление Соглашения о торговле текстильными
изделиями на 2000 и последующие годы с увеличением уровней квот по
интересующим белорусскую сторону товарным позициям, отмена антидемпинговых
санкций ЕС на импорт хлористого калия из Беларуси, существенное снижение
антидемпинговых пошлин ЕС в отношении импорта белорусских полиэстеровых
штапельных волокон и жгута. МИД республики работает также в направлении
подключения страны к экономическим и социальным проектам в рамках
формирующегося "Северного измерения ЕС". А в связи с ожидающимся
расширением Европейского союза, Беларусь будет способствовать тому, чтобы
по отношению к ней не появились дополнительные барьеры для развития торгово-
экономических обменов и передвижения людей. Кроме того, наша страна
надеется на оказание финансовой помощи ЕС для развития транспортной и
приграничной инфраструктуры республики.»
В то же время ЕС делает всё возможное для того, чтобы наладить
отношения с нашей страной. Мне известно, что недавно состоялся обмен
мнениями о состоянии и перспективах сотрудничества между Беларусью и
Европейским Союзом. Имея в виду проблемы, существующие в отношениях ЕС с
нашей страной, глава киевского представительства и посол Европейской
комиссии (ЕК) в Республике Беларусь Луис Морено Абати отметил, что в
создавшейся ситуации обе стороны должны проявить определенную гибкость.
Одновременно он подчеркнул, что ЕК, являясь исполнительным органом ЕС, и в
дальнейшем будет следовать политическим решениям, принимаемым Евросоветом.
Говоря о реализации в Беларуси проектов в рамках программы технической
помощи странам СНГ ТАCIS, г-н Абати отметил, что эта программа -- важнейший
инструмент продвижения страны к рынку, однако для осуществления таких
проектов необходимо создание рыночных предпосылок.
Министр Михаил Маринич в свою очередь проинформировал посла о шагах,
предпринимаемых в стране в направлении рыночных реформ. В частности, он
сообщил, что сейчас разрабатывается ряд законопроектов, способствующих
совершенствованию и развитию внешнеэкономической деятельности-- законы об
основах внешнеэкономической деятельности, о внешней торговле. В
Национальном собрании готовятся к принятию изменений и дополнений к Закону
об иностранных инвестициях. По словам министра, нынешний обменный курс
валюты учитывает инфляционные процессы в стране гораздо в большей степени,
чем раньше, и, вероятно, уже к концу первого полугодия Беларусь сможет
полностью перейти на экономические методы регулирования курса, что
положительно скажется на состоянии белорусского экспорта.
Во время встречи обсуждались и вопросы содействия Европейского Союза
присоединению Беларуси к ВТО, а также ход реализации проекта по улучшению
приграничной инфраструктуры в районе белорусско-польской границы,
подготовленного в рамках программы ТАСIS. Проект прошел все необходимые
согласования, и в скором времени технический офис программы планирует
объявить тендер на его реализацию.
Как заявил г-н Абати, ЕС считает Беларусь европейской страной, поэтому
намерен разрабатывать долговременную программу сотрудничества с ней.
Заключение
В этой части моей курсовой я подведу итоги.
Таким образом, в первые десятилетия XXI в. ожидаются существенные
сдвиги как внутри зон активного интегрирования, так и в мировом
экономическом пространстве в целом.
План Шумана по сохранению мира, который явился предпосылкой франко-
германского примирения, стал отправной точкой по созданию нового порядка в
Европе, при котором любые вооруженные конфликты стали бы не только
неприемлемыми, но и невозможными. И СНГ, и ЕС преуспели в том, что этот
идеал стал реальностью. На сегодняшний день просто невозможно себе
представить возникновение вооруженного конфликта между странами Союза.
Но события в бывшей Югославии показали, что мир в Европе не наступит
сам собой. Европейский Союз должен также работать над продвижением идей
мира за пределами его зоны стабильности. И в этом плане во многом может
помочь общая внешняя политика стран Союза.
К сожалению, эта основная цель создания Европейского Союза стала
забываться как в средствах массовой информации, так и в общественном
сознании. В основном, широкие массы воспринимают Европейский Союз с
негативными моментами. Например, бывает непонятно, почему при винных
реках и масляных горах они должны платить за все это очень высокие по их
мнению цены. В прессе вообще пишется в основном то ли о кризисе в
Сообществе, о бесполезных встречах глав государств, то ли национальные
издания перебрасываются обвинительными статьями. Все это, безусловно, не
способствует освещению и решению экономических, политических и социальных
проблем Сообщества. Для большинства людей то, что происходит в Брюсселе, то
есть действия Совета Министров, Комиссии — все это представляется весьма
туманным. Для них это лишь сильно раздутый бюрократический аппарат, который
регулирует никому не нужные аспекты жизни их повседневной жизни, и который
в большинстве случаев скорее усложняет жизнь, чем делает ее проще.
На самом же деле Европейский Союз — это больше чем просто бюрократия,
масляные горы или высокие цены. Это в первую очередь испытанная и
проверенная гарантия мира. И именно по этой причине — если даже не брать во
внимания другие положительные стороны — ценность Союза для людей
неизмерима.
Что же касается нашей страны, то я, как будущий экономист,
надеюсь, что разумная внешняя политика позволит в будущем, пусть не в
близком, создать предпосылки для присоединения к странам-членам ЕС. Это
несомненно благотворно скажется на состоянии экономики в нашей стране. Пока
же надо добиваться того, чтобы наша страна соответствовала критериям,
предложенным ЕС за образец рыночной экономики.
Приложение 1
Выполнение "пропускных критериев" для участия
в "зоне евро" ее странами
| |Дефицит |Государственны|Уровень |Соблюдение |
| |госбюджета |й долг (% ВВП)|инфляции % |пределов |
| |(% ВВП) | | |колебаний |
| | | | |валютных курсов в|
| | | | |ЕВС |
|Пропускной |3,0 |60,0 |2,7 |да |
|критерий | | | | |
|Австрия |2,5 |66,1 |1,1 |да |
|Бельгия |2,1 |122,2 |1,4 |да |
|Германия |2,7 |61,3 |1,4 |да |
|Ирландия |-0,9 |66,3 |1,2 |да |
|Испания |2,6 |68,8 |1,8 |да |
|Италия |2,7 |121,6 |1,8 |да |
|Люксембург |-1,7 |6,7 |1,4 |да |
|Нидерланды |1,4 |72,1 |1,8 |да |
|Португалия |2,5 |62,0 |1,8 |да |
|Финляндия |0,9 |55,8 |1,3 |да |
|Франция |3,0 |58,0 |1,2 |да |
|Источник: ЕС. "Euro 1999". Brussels, 1998, p.16. | | | |
Список литературы:
1. Джон Д. Дэниелс, Ли. Х. Радеба, Международный бизнес, Москва, Дело, 1994
г.
2. "Мировая Экономика и Международные Отношения", №9 95 г.,№8,10 96г.,№ 1,8
98г.,№3,10,11,12 99г.
3. Журнал «Евро», №2, 1999 г., статьи: В.Н. Малаха, Ю. Борко.
4. Материалы конференции «40 лет Римским договорам: Европейская интеграция
и Россия», статьи: Ю.В. Шишкова, В.А. Горского, И.М. Бусыгиной, Л.И.
Глухарева, 1997 г.
5. «Европейское общество – ваш сосед», информационная брошюра Комиссии ЕС,
DG External Information Unit, Luxembourg, 1992.
6. Tacis materials for NIS, 1994, Brussels.
7. Заявление Ричарда п. Гринфилда - журналиста и консультанта из
Стейтен Айленд (шт. Нью-Йорк), Computerworld
8. Валютный союз по-европейски / Вл. Крайний // Интерфакс-АиФ. - 1996 №16
9. Евро - валюта “Соединенных Штатов Европы” / М. Погорелый // Ревизор 1996
№9
10. Нужна ли Европе общая валюта? // Открытый урок 1996 №35
11. Журнал “ЕВРОПА”, подписка за 1995 год.
12. Материалы по странам Европейского Союза организации “TASIS”
13. Белорусский журнал международного права и международных отношений
№3,99г.
14. Договор о Европейском союзе Мн.,1999г.
15. Интернет. WWW:
http://www.europa.eu.int/ Официальный сайт ЕС в Интернет
http://www.euro.eu.int/ Евро
http://www.eubasics.allmansland.com/
Региональное представительство ЕС
http://www.eurounion.org.ru/
Информация о ТАСИС
http://www.tacisto.uralinfo.ru/es.html
Европейский союз
http://www.l-card.ru/~vs/es.htm Институты и
право ЕС
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3
|