Эволюция мировой валютной системы
Центральные банки этих стран были вынуждены скупать их для поддержания
курсов своих валют в установленных МВФ пределах. Кризис доллара вызвал
политическую форму выступлений стран (особенно Франции) против привилегии
США. которые покрывали дефицит платежного баланса национальной валютой.
Франция обменяла в казначействе США 3.5 млрд. долл. на золото в 1967-1969
гг. С конца 60-х годов конверсия доллара в золото стала фикцией: в 1970 1.
50 млрд. долларовых авуаров противостояли лишь 11 млрд. долл. официальных
золотых резервов.
США приняли ряд мер по спасению Бреттон-вудской системы в 60-х 1 одах.
1. Привлечение валютных ресурсов из других стран. Долларовые балансы
были частично трансформированы в прямые кредиты. Были заключены соглашения
об операциях “своп” (2,3 млрд. долл. - в 1965 г.. 11.3 млрд. долл. - в 1970
г.) между Федеральным резервным банком Нью-Йорка и рядом иностранных
центральных банков.
2. Коллективная защита доллара. Под давлением США центральные банки
большинства стран воздерживались от обмена своих долларовых резервов в
золото в американском казначействе. МВФ вложил часть своих золотых запасов
в доллары вопреки Уставу. Ведущие центральные банки создали золотой пул
(1962 г.) для поддержки цены золота, а после его распада с 17 марта 1968 г.
ввели двойной рынок золота.
3. Удвоение капитала МВФ (до 28 млрд. долл.) и генеральное соглашение
10 стран-членов Фонда и Швейцарии о займах Фонду (6 млрд. долл.). выпуск
СДР в 1970 г. в целях покрытия дефицита платежных балансов.
США упорно сопротивлялись проведению назревшей девальвации доллара и
настаивали на ревальвации валют своих торговых партнеров. В мае 1971 г.
была осуществлена ревальвация швейцарского франка и австрийского шиллинга,
введен плавающий курс валют ФРГ. Нидерландов, что привело к фактическому
обесценению доллара на 6-8%. Скрытая девальвация устраивала США. так как
она не отражалась столь губительно на престиже резервной валюты, как
официальная. Чтобы сломить сопротивление торговых соперников. США перешли к
политике протекционизма. 15 августа 1971 г. были объявлены чрезвычайные
меры по спасению доллара: прекращен размен долларов на золото для
иностранных центральных банков (“золотое эмбарго”), введена дополнительная
10%-ная импортная пошлина. США встали на путь торговой и валютной войны.
Наплыв долларов в страны Западной Европы и Японию вызвал массовый переход к
плавающим валютным курсам и тем самым спекулятивную атаку их окрепших валют
на доллар. Франция ввела двойной валютный рынок по примеру Бельгии, где он
функционировал с 1952 г. Страны Западной Европы стали открыто выступать
против привилегированного положения доллара в мировой валютной системе.
Поиски выхода из валютного кризиса завершились компромиссным
Вашингтонским соглашением “группы десяти”. Была достигнута договоренность
по следующим пунктам: 1) девальвация доллара на 7,89% и повышение
официальной цены золота на 8,57% (с 35 до 38 долл. за унцию); 2)
ревальвация ряда валют; 3) расширение пределов колебаний валютных курсов с
(1 до (2,25% от их паритетов и установление центральных курсов вместо
валютных паритетов; 4) отмена 10%-ной таможенной пошлины в США. Но США не
взяли обязательства восстановить конвертируемость доллара в золото и
участвовать в валютной интервенции. Тем самым они сохранили
привилегированный статус доллара, ныне материально не подкрепленный.
Закон о девальвации доллара был подписан президентом Р. Никсоном 3
апреля и утвержден конгрессом 26 апреля 1972 г. Повышение цены золота было
узаконено после регистрации нового паритета доллара в МВФ и уведомления
стран-членов 8 мая 1972 г. Девальвация доллара вызвала цепную реакцию: на
конец 1971 г. 96 из 118 стран - членов МВФ установили новый курс валют к
доллару, причем курс 50 валют был в различной степени повышен.
Вашингтонское соглашение временно сгладило противоречия, но не
уничтожило их. Летом 1972 г. введен плавающий курс фунта стерлингов, что
означало его фактическую девальвацию на 6-8%. Это осложнило отношения
Великобритании с ЕЭС поскольку она нарушила соглашение стран “Общего рынка”
о сужении пределов колебаний курсов валют до (1,125%. Великобритания была
вынуждена компенсировать ущерб владельцам стерлинговых авуаров и ввести
долларовую, а с апреля 1974 г. - многовалютную оговорку в качестве гарантии
сохранения их стоимости. Были усилены валютные ограничения, чтобы сдержать
бегство капиталов за границу. Фунт стерлингов утратил статус резервной
валюты.
В феврале - марте 1973 г. валютный кризис вновь обрушился на доллар.
Толчком явилась неустойчивость итальянской лиры, что привело к введению в
Италии двойного валютного рынка (с 22 января 1973 г. по 22 марта 1974 г.)
по примеру Бельгии и Франции. “Золотая лихорадка” и повышение рыночной цены
золота вновь обнажили слабость доллара. Однако в отличие от 1971 г. США не
удалось добиться ревальвации валют стран Западной Европы и Японии. 12
февраля 1973 г. была проведена повторная девальвация доллара на 10% и
повышена официальная цена золота на 11,1 % (с 38 до 42,22 долл. за унцию).
Массовая продажа долларов привела к временному закрытию ведущих валютных
рынков.
Новый консенсус - переход к плавающим валютным курсам с марта 1973 г. -
выправил “курсовые перекосы” и снял напряжение на валютных рынках.
Шесть стран “Общего рынка” отменили внешние пределы согласованных
колебаний курсов своих валют к доллару и другим валютам. Открепление
“европейской валютной змеи” от доллара привело к возникновению своеобразной
валютной зоны во главе с маркой ФРГ. Это свидетельствовало о формировании
западноевропейской зоны валютной стабильности в противовес нестабильному
доллару, что ускорило распад Бреттон-вудской системы.
Повышение цен на нефть в конце 1973 г. привело к увеличению дефицита
платежных балансов по текущим операциям промышленно развитых стран. Резко
упал курс валют стран Западной Европы и Японии. Произошло временное
повышение курса доллара, так как США были лучше обеспечены энергоресурсами,
чем их конкуренты, и проявилось, хотя и не сразу, положительное влияние
двух его девальваций на платежный баланс страны. Валютный кризис переплелся
с мировым экономическим кризисом в 1974-1975 гг., что усилило колебание
курсовых соотношений. Курс доллара падал на протяжении 70-х годов, за
исключением кратковременных периодов его повышения. Покрывая национальной
валютой дефицит текущих операций платежного баланса, США способствовали
накачиванию в международный оборот долларов. В результате другие страны
стали “кредиторами поневоле” по отношению к США. В XIX в. подобный валютно-
финансовый метод применяла Англия, пользуясь привилегированным положением
фунта стерлингов в международных валютных отношениях.
Валютный кризис, дезорганизуя экономику, затрудняя внешнюю торговлю,
усиливая нестабильность валют, порождает тяжелые социально-экономические
последствия. Это проявляется в увеличении безработицы, замораживании
заработной платы, росте дороговизны. Ревальвация сопровождается уменьшением
занятости в экспортных отраслях, а девальвация, удорожая импорт,
способствует росту цен в стране. Программы валютной стабилизации сводятся в
конечном счете к жесткой экономии за счет трудящихся и ориентации
производства на экспорт. Центробежной тенденции, отражающей
межгосударственные разногласия, противостоит тенденция к валютному
сотрудничеству.
4. ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И СОВРЕМЕННЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Кризис Бреттон-вудской валютной системы породил обилие проектов
валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы,
выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к
золотому стандарту. Их теоретической основой служили неокейнсианские и
неоклассические концепции. На рубеже 60 - 70-х годов проявился кризис
кейнсианства, на котором было основано валютное регулирование в рамках
Бреттон-вудской системы. В этой связи активизировались неоклассики. Они
ориентировались на повышение роли золота в международных валютных
отношениях вплоть до восстановления золотого стандарт Родиной неометаллизма
была Франция в 60-х годах, а основоположником - Ж. Рюэфф.
Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование против
государственного вмешательства. воскрешали идеи автоматического
саморегулирования платежного баланса, предлагали ввести режим плавающих
валютных курсов (М. Фридман, Ф. Махлуп и др.). Неокейнсианцы сделали
поворот к отвергнутой ранее идее Дж. М. Кейнса о создании интернациональной
валюты (идея которой впервые была провозглашена в плане валютной системы
Кейнса) типа “банкор” (Р. Триффин, У. Мартин. И др.). США взяли курс на
окончательную демонетизацию золота и создание международного ликвидного
средства в целях поддержки позиций доллара. Западная Европа, особенно
Франция, стремилась ограничить гегемонию доллара и расширить кредиты МВФ.
Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в
академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах.
“Комитет двадцати” МВФ подготовил в 1972- -1974 гг. проект реформы мировой
валютной системы.
Соглашение (январь 1976 г.) стран-членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) и
ратифицированное требуемым большинством стран-членов в апреле 1978 г.
второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы четвертой мировой
валютной системы.
1. Введен стандарт СДР вместо золото-девизного стандарта. Соглашение о
создании этой новой международной счетной валютной единицы (по проекту О.
Эммингера) было подписано странами-членами МВФ в 1967 г. Первое изменение
Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вошло в силу 28 июля 1969 г.
2. Юридически завершена демонетизация золота: отменены его официальная
цена, золотые паритеты. Прекращен размен долларов на золото. По Ямайскому
соглашению золото не должно служить мерой стоимости и точкой отсчета
валютных курсов.
3. Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса.
4. МВФ, сохранившийся на обломках Бреттон-вудской системы, призван
усилить межгосударственное валютное регулирование.
Как всегда сохраняется преемственная связь новой мировой валютной
системы с предыдущей. Эта закономерность проявляется при сопоставлении
Ямайской и Бреттон-вудской валютных систем. За стандартом СДР скрывается
долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму,
пока отсутствует альтернатива доллару как ведущему международному
платежному и резервному средству; золото юридически демонетизировано, но
фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме; в
наследие от Бреттон-вудской системы остался МВФ, который осуществляет
межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная
система должна быть более гибкой, чем Бреттон-вудская, и эластичнее
приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов.
Однако некая валютная система периодически испытывает кризисные потрясения.
Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных
проблем.
Итоги функционирования СДР с 1970 г, свидетельствуют о том, что они
далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем: 1) эмиссии и
распределения, 2) обеспечения, 3) метода определения курса, 4) сферы
использования СДР. Характер эмиссии СДР неэластичный и не связан с
реальными потребностями международных расчетов. По решению стран-членов при
наличии 85% голосов членов Исполнительного совета МВФ выпускает заранее
установленные суммы на определенный период. Первая эмиссия осуществлена в
1970-1972 гг. на сумму 9,3 млрд. СДР, вторая - в 1979- 1981 гг. на 12,1
млрд. Из общей суммы 21,4 млрд. СДР на счета стран-членов зачислено 20,6
млрд., на счет МВФ - 0,8 млрд. СДР используются в форме безналичных
перечислений путем записи в бухгалтерских книгах по счетам стран-участников
системы СДР, МВФ и некоторых международных организаций.
Поскольку объем эмиссии СДР незначителен, ежегодно развивающиеся
страны, при поддержке ряда промышленно развитых стран, особенно Франции,
поднимают вопрос об их дополнительном выпуске Причем возникли противоречия
и дискуссии в связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами
пропорционально их взносу в капитал МВФ. В итоге неравноправия на долю
промышленно развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе
“большой семерки” - более половины,
США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны, что
вызывает недовольство последних. Развивающиеся страны и некоторые развитые
страны предлагают ввести принцип связи распределения СДР с оказанием
помощи, финансированием развития. По инициативе Франции этот вопрос был
поднят при обсуждении проблем урегулирования внешнего долга развивающихся
стран. Но другие страны не поддержали это предложение. США и ФРГ выступают
против дополнительной эмиссии СДР, опасаясь увеличения международной
валютной ликвидности и усиления инфляции.
Важной проблемой СДР является их обеспечение, поскольку в отличие от
золота они лишены собственной стоимости. Вначале единица СДР приравнивалась
к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара того
периода. Отсюда их первоначальное название “бумажное золото”. Поэтому
условная стоимость СДР зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г.
в связи с переходом к плавающим курсам валют было отменено золотое
содержание СДР, так как привязка к золоту затрудняла их использование в
расчетах между центральными банками, поскольку золото оценивалось по
нереальной заниженной официальной цене. С 1 июля 1974 г. курс СДР
определялся на основе валютной корзины - средневзвешенного курса вначале 16
валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой
торговли. С 1 июля 1978 г. состав валютной корзины был скорректирован с
учетом усиления валют нефтедобывающих стран (ОПЕК). С января 1981 г.
валютная корзина сокращена до 5 валют, чтобы упростить формулу расчета
условной стоимости СДР. В их числе доллар США, марка ФРГ, японская иена,
французский франк, фунт стерлингов. Речь идет о валютах стран, имеющих
наибольший объем экспорта товаров и услуг и долю в официальных резервах
стран-членов МВФ. Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые 5 лет.
МВФ ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его
плавающего курса. Тем самым усилилось влияние рыночного регулирования курса
СДР в отличие от первоначального периода, когда он фиксировался волевым
решением межгосударственной организации МВФ.
Валютная корзина придала определенную стабильность СДР по сравнению с
национальными валютами. Но определение их курса на базе валютной корзины
привело к превращению СДР в международную счетную валютную единицу. Не имея
собственной стоимости и реального обеспечения, СДР не могут полностью
заменить золото и резервные валюты.
Вопреки замыслу, СДР не стали эталоном стоимости, главным международным
резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует
целям, зарегистрированным в измененном в 1978 г. Уставе МВФ. В июле 1993 г.
к СДР были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 г. СДР в основном
применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют,
масштаб валютных соизмерений, квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в
этой счетной валютной единице.
Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах: 1) например, вместо
франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях; 2) на
мировом рынке ссудных капиталов некоторые текущие счета, облигации,
синдицированные кредиты выражены в СДР; 3) более 10 международных
организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты
ограничения по ним на счетах при операциях “своп”, срочных сделках,
кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть
использованы банками, предприятиями, частными лицами. Поэтому, хотя и без
особого успеха, в отличие от ЭКЮ развиваются частные СДР. Рынок частных СДР
оценивается примерно в десяток миллиардов в основном в форме банковских
депозитов, отчасти депозитных сертификатов и международных облигаций.
СДР как международное средство накопления валютных резервов применяются
незначительно.
В качестве международного платежного средства СДР используются в
ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель
СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в
целях покрытия дефицита платежного баланса, сколько для погашения
задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в
Фонд и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу
промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Накопление СДР
формально выгодно, так как они более стабильны, чем национальные валюты, и
имеют международные гарантии. Кроме того, МВФ выплачивает процентные ставки
за хранение (использование) СДР сверх распределенных странам лимитов.
5. ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
Характерная черта современности - развитие региональной экономической и
валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития
интеграционных процессов являются: 1) интернационализация хозяйственной
жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства,
переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых
рынках и валютная нестабильность.
Процесс сближения, взаимопереплетения национальных экономик,
направленных на образование единого хозяйственного комплекса в рамках
группировок, нашел выражение в ЕЭС. Европейское экономическое сообщество -
наиболее развитая региональная интеграционная группировка стран Западной
Европы; функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора,
подписанного в марте 1957 г. шестью странами - ФРГ, Францией, Италией,
Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания,
Ирландия, Дания, с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Португалия и Испания.
Третью и четвертую Ломейскую конвенцию (1984 и 1989 гг.) об ассоциации с
ЕЭС развивающихся стран подписали 66 государств Африки, Карибского и
Тихоокеанского бассейнов (АКТ). Кроме того, группа средиземноморских стран
(Турция, Алжир. Тунис, Марокко, Ливан, Египет, Иордания, Сирия), а также
Кипр и Мальта ассоциированы с ЕЭС на основе двухсторонних соглашений.
Созданию “Общего рынка” предшествовало образование странами ЕЭС
интеграционной группировки Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в
1951 г.: Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) создано
одновременно с ЕЭС, Центростремительные тенденции привели к созданию в 1967
г. группировки под названием Европейские сообщества, включающей ЕЭС, ЕОУС,
Евратом. Они имеют основные общие органы и проводят единую политику.
90-е годы ознаменовались новым расширением ЕС, прежде всего за счет
стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). С 1994 г. действует
Европейское экономическое пространство ЕС - ЕАСТ; кроме того, Австрия,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|