Экономика развитых стран
| |США |Британия |Япония |
| |1982 |1995 |1982 |1995 |1982 |1995 |
|Продукты, напитки |19.4 |15.1 |26.2 |19.5 |23.6 |17.8 |
|Одежда, обувь |5.8 |5.2 |6.4 |5.8 |7.0 |5.8 |
|Жилье, коммунальные |17.0 |14.1 |22.2 |19.3 |18.3 |21.7 |
|услуги | | | | | | |
|Транспорт, связь |8.4 |8.9 |4.4 |5.1 |10.1 |11.1 |
|Мебель, бытовая техника |14.6 |14.5 |2.1 |1.8 |5.8 |5.0 |
|Другие товары и услуги |34.8 |42.2 |38.6 |49.6 |34.6 |37.9 |
Факторы потребительского спроса. Структура и масштабы личного
потребления определяются величиной доходов населения, уровнем занятости,
уровнем богатства и другими факторами. В краткосрочном периоде общая
экономическая обстановка играет ключевую роль в развитии потребительских
рынков. В долгосрочном плане на него большее воздействие оказывают
изменения в структуре населения и рабочей силы, определяемой возрастом и
устройством жизни, структурой домашних хозяйств, миграцией населения.
Наибольшее влияние на потребительский спрос оказывает население в возрасте
25—45 лет. В этот период жизни людей формируются домашние хозяйства и
достигаются высокие доходы.
1. Основная масса наемной рабочей силы в индустриальных странах
состоит из квалифицированной рабочей силы, оплата которой достаточно
высока. Так, в 1995 г. стоимость рабочей силы в обрабатывающей
промышленности Германии превышала 28 долл. в час, в Швейцарии — 25, Японии
— 22, США, Франции — 18, Италии — 17 долл. в час. Номинальная зарплата
составляет 72—76% доходов в Британии, США и Канаде, 63—64% — в Германии,
Швеции, где пособия и социальные выплаты составляют 16—29%.
Заработная плата во многом определяет объем всего потребительского
спроса. Во многих странах в 70—80-е годы произошло сокращение реальной
зарплаты, что не могло не сказаться на темпах потребительского спроса.
Динамика реальной часовой зарплаты рабочих обрабатывающей промышленности
(1985 г. *100)
| |1979 |1987 |1990 |1995 |
|Страны ОЭСР |93.8 |99.8 |100.9 |94.7 |
|всего | | | | |
|США |104.1 |98.5 |93.8 |92.1 |
|Япония |93.5 |102.3 |112.3 |118.5 |
|Западная |89.4 |101.3 |96.3 |89.3 |
|Европа | | | | |
|ЕС |91.0 |103.5 |107.4 |112.7 |
2. Изменения в динамике заработной платы привели к заметным
структурным сдвигам в распределении доходов населения. Несмотря на
значительное повышение уровня благосостояния населения во второй половине
текущего столетия, разрывы в доходах между различными слоями населения
оставались большими. В начале 80-х гг. они колебались в пределах 4,5—9 раз
между 20% самых богатых и самых бедных людей. В распоряжении 20% самых
богатых людей сосредотачивается от 37 до 50% всех доходов. Наибольшее
неравенство в доходах отмечается в США и ФРГ, а наибольшая степень
равенства — в Швеции.
В отличие от послевоенных десятилетий последняя четверть века
характеризовалась увеличением разрывов в распределении доходов между
различными слоями населения промышленно развитых стран. В этот период стала
преобладать тенденция, когда богатые становились богаче, а бедные —
относительно беднее. Так, коэффициент Джини в распределении доходов семей в
США за 1970—1990 гг. поднялся с 0,401 до 0,435. Наряду с вышеотмеченной
тенденцией практически во всех странах достаточно ясно обозначилось
замедление роста доходов средней группы населения (средний класс).
Распределение доходов домашних хозяйств в середине 80-х годов, %
| |ЕС |ФРГ |Британия |США |Швеция |
|Верхний квинтель|39.9 |38.7 |39.5 |41.9 |36.9 |
|Второй квинтель |24.0 |24.1 |25.0 |25.0 |24.5 |
|Третий квинтель |17.5 |17.8 |18.2 |17.1 |17.4 |
|Четвертый |12.1 |12.7 |11.5 |11.О |13.2 |
|квинтель | | | | | |
|Нижний квинтель |6.5 |6.8 |5.8 |4.7 |8.0 |
По данным национальных статистик, наибольший уровень бедности
отмечается в США и Канаде, а наименьший — в Скандинавских странах. Но если
оценивать уровень бедности по среднему доходу на базе покупательной
способности валют, то в США к бедным будет относиться 18,4 %, в Германии —
18.6, во Франции — 20, Британии — 30,4, в Италии — 35,2 % населения.
Увеличение доли бедных сдерживает рост потребительского спроса. Малоимущие
слои населения основную часть получаемых ими средств расходуют на предметы
первой необходимости, которые обладают слабой эластичностью не только к
росту цен. но и к возможностям их замещения.
3. Изменения в личном богатстве (жилье, акции, облигации) в большей
мере оказывают влияние на потребительские расходы, чем изменения в доходах.
Так, в Британии в течение 1982— 1995 гг. увеличение личного богатства на 3
% и более приводило к увеличению потребительских расходов на 2,5 %. В
отношении распределения богатства в промышленно развитых странах отмечались
неоднозначные изменения. Они произошли в основном в рамках 10 % самых
богатых домашних хозяйств. Так, по данным Федеральной резервной системы
США, в 1992г. 1 % самых богатых домашних хозяйств владел 30,4 % чистого
национального богатства страны по сравнению с 36,8 % для следующих 9 %
домашних хозяйств. В 1989г. 1 % самых бога-тых домашних хозяйств
концентрировал 37,1 % богатства. Доля остальных 10 %-ных групп хозяйств
изменилась мало. За 1983— 1992 гг. реальное чистое богатство 90 % домашних
хозяйств увеличилось только на 3,2 %. Незначительное увеличение богатства
подавляющей части населения явилось одной из причин медленных темпов роста
потребительского спроса и соответственно увеличения ВВП.
4. Существенную роль в формировании спроса играет потребительский
кредит. Противоречия между предложением и спросом вызвали увеличение продаж
в рассрочку. Частичное перераспределение денежных фондов позволяет создать
дополнительный платежеспособный спрос населения, что способствует ускорению
реализации продукции и сокращению сроков обновления ассортимента
потребительских товаров и услуг. Без потребительского кредита сбыт
определенной части общественного продукта был бы невозможен. Рост
потребительского кредита имеет определенные пределы. Уже в начале 90-х
годов в США потребительский долг составлял 1/5 часть семейного
располагаемого дохода, в Британии личная задолженность по отношению к
валовому личному доходу за 1980—1995 гг. возросла с 50% до более чем 100%.
Рост личной задолженности сам по себе становится фактором, сдерживающим
рост потребления.
Производственный спрос
Производственный спрос занимает ключевое положение в совершенствовании
производительных сил. Он предъявляется на орудия и предметы труда, в
которых воплощается научно-технический прогресс общества. На его масштабы
оказывает влияние межотраслевая и внутриотраслевая специализация
производства. Величина производственного спроса определяется объемом
производственных капиталовложений. Их годовой объем за 1970—1990 гг.
увеличился в 1,8 раза (США). Норма накопления в индустриальных странах
Запада за этот период снижалась, составляя свыше 16% в 70-с годы, 13,6 — в
80-с годы и 14% ВВП - в 1990-1993 годы.
Структура капиталовложений. Основная масса производственных
капиталовложений направлялась в материальную базу отраслей инфраструктуры и
сферы услуг. Стабильным приоритетом пользовались инвестиции в транспорт и
связь, что отражало постоянство потребностей в создании условий для
эффективного функционирования, как сферы производства, так и сферы
потребления. В 1970—1980 гг. почти удвоилась доля вложений в преобразование
финансовой системы, что обусловлено значительным расширением ее функций, в
частности, по обслуживанию населения.
Доминирующей тенденцией в технологической структуре основных фондов,
было повышение активной части — машин и оборудования, а в последней
—повышение доли современной электронной и электрифицированной техники. В
конце 80-х годов она составляла до 30% по всему хозяйству.
Высокая доля машин и оборудования после циклического спада начала 90-х
годов связана не только с обновлением капитала в промышленности, но и в
сельском хозяйстве. Сельское хозяйство в связи со специализацией
производства почти полностью зависит от приобретения основных средств
производства, начиная от закупки техники, удобрений, комбикормов и кончая
семенами и молодняком.
Промежуточная продукция. В отраслях материального производства
западных стран высоко развит рынок промежуточной продукции, представленный
сырьем, различными вспомогательными материалами, комплектующими изделиями,
которые выступают предметами внутри- и межотраслевого обмена. Главными
потребителями промежуточной продукции являются обрабатывающая
промышленность и строительство. В ведущих странах доля промежуточной
продукции составляет порядка 60% валового производства отраслей
материального сектора. Объективная основа высокой доли промежуточной
продукции — углубляющаяся специализация произ-водства. Происходит
последовательное выделение из состава предприятий отдельных стадий
технологического процесса, выпуск частей конечного продукта и передача его
отдельным, самостоятельным предприятиям. Переход к более дробным и
совершенным видам предметной и технологической специализации позволял
значительно повышать производительность труда и другие технико-
экономические показатели, что способствовало удовлетворению спроса по более
низким ценам.
Как отмечалось, промежуточная продукция обслуживает не только межот-
раслевой спрос, этот же процесс активно идет внутри отраслей
промышленности, которые являются крупными потребителями продукции,
производимой в них же. Наиболее высокая доля внутриотраслевого потребления
в авиа космической промышленности (свыше 90%), автомобилестроении (свыше
70%), радиотехнической и электронной промышленности (свыше 50%), химической
промышленности (свыше 35%). Следствием развития процесса увеличения доли
промежуточной продукции является все более полная и всеобъемлющая
взаимозависимость отдельных составляющих общественного производства
развитых стран, которая уже переросла национальные границы.
Структура предложения. Состояние и развитие внутренних рынков опреде-
ляются как спросом, так и предложением или товарным обеспечением,
структурой и динамикой местного производства. Между спросом и предложением
существует тесная взаимосвязь. Развитие производительных сил и качественная
дифференциация трудовой деятельности ведет к обособлению различных видов
труда и потребления. Сдвиги в предметной структуре предложения происходят
под влиянием несоответствий в темпах роста отдельных отраслей экономики и
непосредственно зависят от параметров воспроизводства: величины и динамики
ВВП, размеров фонда накопления, эффективности его использования. В свою
очередь, изменение отраслевой структуры хозяйства оказывает
непосредственное влияние на темпы и пропорции производства.
Каждому относительно длительному периоду в развитии производительных
сил соответствует определенная структура предложения или отраслевая
структура хозяйства, опирающаяся на реальный спрос. Исходным моментом ее
выступает техническая база, производственные ресурсы. Во второй половине XX
в. структурные сдвиги в экономике капиталистических стран отличаются
значительными структурными преобразованиями» особенно в последние
десятилетия. При умеренных темпах роста они происходят, прежде всего на
микроуровне, внутри отдельных секторов и отраслей хозяйства.
Одной из важнейших особенностей отраслевой структуры стало расширение
сферы услуг, которая аккумулирует огромные материальные и трудовые ресурсы.
В середине 90-х годов здесь было сосредоточено более 60% всех занятых,
создавалось порядка 65% ВВП (1913 г. — 33%). Перелив ресурсов в пользу
отраслей нематериальной сферы обусловлен действием целого рада факторов.
Услуги непосредственно обслуживают производство, выполняют функции обмена,
распределения. Особая роль принадлежит отраслям непроизводственной сферы в
постоянном воспроизводстве интеллектуального потенциала как важнейшего
фактора развития производства, повышения его эффективности.
Анализ данных показывает, что крупнейшими секторами сферы услуг
являются услуги производству и населению. К числу последних относится
быстро развивающийся комплекс предприятий отдыха. В современных условиях
использование достижений науки и техники повышает требования, предъявляемые
к рабочей силе. Усложнение производственных процессов ведет к увеличению
объема и качества званий, требует от работников устойчивости к длительным
нервно-психическим нагрузкам. Интенсификация труда, вызванная его
механизацией, означает все большее уплотнение рабочего времени, возрастает
однообразие процессов. Все это ведет к увеличению физической усталости и
нервного напряжения. Большое влияние на повышение роли отдыха в процессе
воспроизводства рабочей силы оказывают условия жизни в городах.
Отраслевая структура ВВП промышленно развитых
капиталистических стран, %
|Отрасли |1960 |1970 |1975 |1985 |1989 |1993 |
|Сельское |6.3 |3.9 |4.1 |3.2 |2.4 |2.0 |
|хозяйство | | | | | | |
|Промышленность |36.4 |31.6 |29.9 |29.9 |27.1 |31.0 |
|Обрабатывающая |31.0 |27.7 |25.4 |24.2 |22.7 |22.0 |
|промышленность | | | | | | |
|Строительство |5.6 |6.2 |6.5 |6.5 |6.2 |— |
|Услуги |51.6 |58.3 |59.5 |60.4 |64.2 |67.0 |
Институциональная структура внутренних рынков
Функционирование внутренних рынков определяется не только спросом и
предложением, их структурой, но и институциональной, организационной
структурой, характером взаимоотношений контрагентов. Институциональная
структура рынков, т. е. совокупность хозяйствующих субъектов, имеет
отраслевой, размерный и социальный аспекты. Наибольшее значение имеет
размерная структура, которая формируется в результате концентрации и
специализации производства. Она характеризуется определенным соотношением
предприятий различных размеров. Тип размерной структуры определяется в
основном степенью дифференциации отраслевой продукции и размером ее рынка.
Крупные и крупнейшие компании. Организационная структура экономики
представляет собой соотношение различных компаний с точки зрения
достигнутой интеграции, форм организации в стоимости продукции отрасли,
страны, числе занятых, в общем числе компаний. На рынках целого ряда
крупных стран во многих секторах ведущее место занимают крупные и
крупнейшие компании (число занятых соответственно свыше 500 и свыше 1000
человек). Основой их возвышения являлась концентрация и централизация
капитала в рамках отрасли.
В ходе роста компаний развивалась горизонтальная, внутриотраслевая
интеграция, вершиной которой становилась отраслевая монополия.
Одноотраслевая компания соответствует низшей ступени интеграции в экономике
и является низшей формой организации. Образование подобных крупнейших
компаний приходится на конец XIX в., их организационной формой выступал
трест (объединившиеся капиталы). Стимулом их развития являлось достижение
монопольного положения и экономия на масштабе производства, которая
образуется при увеличении объема выпуска за счет сокращения средних
издержек на единицу продукции.
Стремление к получению экономии на масштабе сферы деятельности или
экономия на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта
способствовала движению компании за пределы отрасли и зарождению процесса
вертикальной интеграции. Этот вид экономии, называемой также экономией на
росте, образуется в результате несбалансированности роста фирмы, в которой
постоянно возникают не используемые в данный момент времени
производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих
ресурсов становится стимулом к расширению сферы деятельности компании. Она
зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми
располагает фирма, поэтому многие компании стремятся к проникновению в те
области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с их
основным производством. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности
образовались крупные вертикально интегрированные компании (комбинаты). Их
появление относится к концу 20-х годов, в начале 50-х годов этот процесс в
основном закончился.
Сектор крупных и крупнейших компаний сосредоточивает основную долю
промышленных товаров, услуг связи, транспорта, торговли и операций
кредитных учреждений — 40—70%. В 70— 80-е годы произошло некоторое
сокращение доли крупнейших компаний в производстве продукции обрабатывающей
промышленности. Так, доля ста крупнейших компаний за 1970— 1990-е гг.
снизилась в Британии — с 40 до 36%, в Германии — с 30 до 24%, в Японии — с
22 до 21%, но в США она повысилась (табл. 17.6).
Уровень концентрации в обрабатывающей промышленности
(доля 100 фирм )
|Годы|США |ФРГ |Британия |ЕС |Япония |
|1918|22 |17 |17 |— |24 |
|1947|23 |— |— |— | |
|1949|— |— |22 |— |— |
|1963|33 |— |37 |— |— |
|1972|33 |30 |41 |— |22 |
|1975|— |— |42 |24 |— |
|1977|33 |— |41 |24 |— |
|1982|— |— |41 |26 |— |
|1990|34 |24 |36 |— |21 |
Крупнейшие компании промышленно развитых стран составляют подавляющую
часть крупнейших промышленных и банковских компаний мира. Из 500 крупнейших
промышленных компаний мира свыше 420 базируются в западных странах.
Ведущие позиции занимают американские и японские корпорации —
соответственно 157 и 119 в 1991 г. Компании западноевропейских стран,
отдельно взятых, представлены значительно меньшим количеством: Британия —
43, ФРГ — 33, Франция — 32. Немногие западноевропейские компании наукоемких
отраслей входят в число ведущих: среди 15 компаний по выпуску электронно-
вычислительной техники — только 2, среди 9 ведущих компаний по выпуску
Страницы: 1, 2, 3, 4
|