Экономика предприятия
4. Конкуренция и предприятие.
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества . Он
в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей .
Наиболее яркое проявление соперничества - конкуренция.
Конкуренция - экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров
на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получения
благодаря этому максимальной выгоды .
Конкуренция - важное средство контроля в рыночной системе . Рыночный
механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-
продавцов, затем до предприятий-производителей продукции, а через них и до
потавщиков ресурсов . Однако именно конкуренция заставляет предприятие -
изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти
пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и
понижение цены товара до уровня, соответствующего издержкам производства.
Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на
экономику, её эффективность. Конкуренция заставляет фирму наиболее полно
воспринимать научно - технические достижения, применять эффективные
технику, технологии, современные методы организации производства и труда.
Понятием противоположным конкуренции, является монополия . В условиях
монополии имеется только один продавец и множество покупателей. Являясь
единственным производителем данного товара, монополист назначает за этот
товар на рынке монопольно высокую цену . В результате общество будет нести
повышенные издержки, так как относительно меньше потребителей будут
покупать товар, производимый и предлагаемый в условиях монополии, а те, кто
покупает этот товар, будут платить за него больше. В условиях свободной
конкуренции у монополиста меньше предложений.
Следует отметить также, что монополист, как единственный производитель
данного товара находится в очень выгодном положении. Он может свободно
повышать цену товара, так как не беспокоится о конкурентах, которые,
назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок . Однако это не
означает, что монополист может бесконечно повышать цену, назначать её сколь
угодно высокой. Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает
рыночный спрос, анализирует издержки своего производства, издержки сбыта
продукции . В соответствии с характером кривой рыночного спроса, чем выше
цена, тем ниже спрос, и наоборот ; при этом монополист устанавливает цену
товара и определяет объём его производства и продажи .
Насколько конкурентоспособны малые предприятия ? Могут ли они
противостоять крупным предприятиям ? По мнению ряда зарубежных экономистов,
основанному на практическом опыте, малым предприятиям присущи многие
положительные качества, которыми обделены крупные компании.
Какие же недостатки характерны для крупных фирм ? Прежде всего они не в
состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на
любые перемены как на риск. Крупные фирмы не в состоянии ладить с людьми
одержимыми, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такой фирме
очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно,
начнет давать прибыль через 70 лет . Крупные компании тратят слишком много
и слишком быстро. Процесс ожидания скорой отдачи средств начисто лишает их
необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать
за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не
товары.
В противоположность крупным компаниям малые фирмы действуют по принципу
“ориентации на нужды” . Им жизненно необходимо предлагать рынку что-то
новое, реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего является, как
правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить,
что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах.
Малые фирмы умеют мыслить перспективно. У них относительно не высоки
издержки производства на начальном этапе инновационного процесса,
поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение
и выпуск новой продукции.
Общеизвестна гибкость, присущая малым фирмам . При неудаче в одной
сфере деятельности они умеют быстро переключаться на другую, более
эффективную . Помимо того, малые фирмы, как правило, работают над
несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный
подход .
Надо отметить также, что мелкие фирмы “ терпимы к хаосу “ , что совсем
или почти невозможно для традиционной крупной компании . Вместе с тем надо
иметь в виду, что инновации - это в основном процесс неорганизованный,
проходящий, как правило, рывками то вверх, то в стороны. Если крупные
корпорации разрабатывают специальные меры для предотвращения такого
положения, то мелкие фирмы принимают такое положение совершенно
естественно.
Наконец, малые фирмы умеют работать с вкладчиками капитала в
рискованные предприятия . Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу
окупить много неудач .На крупной фирме одна неудача может серьёзно
подорвать всё её благополучие.
Таким образом, преимущества малых фирм подтверждают - они могут успешно
вести конкурентную борьбу.
5. Маркетинг.
Почему маркетинг необходим для уснешной деятельности на рынке? Прежде
всего потому, что в основу работы фирмы, придерживающейся стратегии и
тактики маркетинга, кладется наиболее эффективный с точки зрения сбыта
товара принцип : сначала узнать, какой товар, с какими потребительными
свойствами, по какой цене и в каких местах хочет приобретать потенциальный
покупатель, а потом уже только думать об организации производства .
Иными словами, речь идет о том, чтобы производить и продавать изделия,
которые безусловно пользуются спросом .
Однако спрос - это не что иное, как платежеспособная потребность
покупателя, потребность в решении какой - либо из проблем, выдвинутых
жизнью. Т.е. внешнеторговая фирма и предлагает не товары и услуги, а
средства решения проблем покупателей .
Именно этот принцип является ведущим в маркетинге и именно поэтому
маркетинг столь эффективен по сравнению с прежними методами производства и
торговли, когда предприниматель стремился выпустить как можно больше
изделий, а потом постараться навязать их покупателям .
Хозяйственная деятельность фирмы, если товар сначала проектируется, а
потом сбытовики получают команду любой ценой его продать, обречена на
крупные неудачи, особенно на внешнем рынке .
Сила маркетингового подхода к экономической деятельности состоит ещё и
в том, что все технические, коммерческие и сбытовые мероприятия, связанные
с товаром, рассматриваются всегда комплексно, системно, т.е. в тесной связи
внешнеторговой деятельности фирмы с её внутренней структурой, общением с
поставщиками сырья и коплектующих изделий, а также собственными
производственными и сбытовыми возможностями.
Современный мир товаров чрезвычайно динамичен. Каждый товар рыночной
новизны нередко вызывает весьма существенные изменения в потребностях
покупателей. Все это приводит к тому, что неплохо сбывавшийся товар вдруг
становится ненужным, катастрофически быстро теряет покупателей.
Программа маркетинга позволяет прогнозировать такие изменения и с той
или иной степенью вероятности определитьть требуемый ассортимент товаров,
производственные возможности, структуру товаропроводящей сети , рекламные
мероприятия, необходимые изменения структуры фирмы как целого. Кроме того,
опираясь на принципы маркетинга , можно формировать рынок для будущих
товаров фирмы, организовывать в сознании покупателей прямую связь между
решением их проблем и товарами фирмы, высокими потребительными свойствами
этих товаров .
Далее, действуя в рамках маркетинга, фирма неизбежно организует
обратную связь между покупателями и своими разработчиками товаров и
продавцами. Это дает возможность целенаправленно регулировать качество
изделий и услуг, эффективно расходовать назначенные для этого средства.
.
8.Внутрифирменное планирование.
1.Понятие внутрифирменного планирования.
Руководство фирмы все время находится перед необходимостью выбора . Оно
должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, величины серии
выпускаемой продукции, принимать решение в области кредитной и
инвестиционной политики и многое другое. Чтобы обеспечить возможность
принятия экономически обоснованных решений, на предприятиях создаются и
анализируются расчеты альтернативных предложений.
Недостаточно , однако , чтобы отдельно принимаемые решения были бы
экономически эффективными сами по себе. Необходимо добиться такого
положения, чтобы вся деятельность фирмы в комплексе была бы рентабельна и
обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем
заинтересованные в результатах работы фирмы группы лиц(владельцев,
кредиторов и пр.) описание ожидаемых результатов экономической деятельности
в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов ) фирмы .
Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение
некоторых из принимаемых решений распространяются на очень долгую
перспективу. Это относится, на пример, к решениям в таких областях, как
приобретение элементов основного капитала, кадровая политика , определение
ассортимента выпускаемой продукции . Такие решения определяют деятельность
фирмы на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах ,
где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные
планы должны представлять собой рамочную конструкцию, составными элементами
которой являются краткосрочные планы .
2.Цели внутрифирменного планирования
Цели внутрифирменного планирования могут быть различными на разных
предприятиях. Распространенное мнение , что внутрифирменное планирование
уместно только на крупных фирмах, ошибочно . Однако функциям
внутрифирменного планирования может придаваться разное значение в
зависимости от вида и величины предприятия .
Бюджет как экономический прогноз . Руководство любого предприятия
независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области
экономической деятельности оно может запланировать на следующий период.
Группа заинтересованных в деятельности фирмы лиц предъявляют определенные
минимальные требования к результатам ее работы. К тому же при планировании
некоторых видов деятельности необходимо знать ,
какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач.
Это относится, на пример, к планированию в области привлечения капитала и
определения объема инвестиций.
Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете
планов необходимо регистрировать фактические результаты фирмы . Сравнивая
фактические показатели с запланированными , можно осуществлять так
называемый бюджетный контроль . В этом смысле основное внимание уделяется
показателям , отклоняющимся от плановых, и анализируются причины этих
отклонений . Таким образом пополняется информация обо всех сторонах
деятельности фирмы. Бюджетный контроль позволяет, например, что в каких-
либо областях деятельности фирмы намеченные планы выполняются
неудовлетворительно. Но можно предположить и такую ситуацию , когда
окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных
положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении
информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, изменить
способ выполнения планов или реализовать положения, на которых основывается
бюджет.
Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в
стоимостных показателях программу действий в области производства, закупок
сырья или товаров, реализации произведенной продукции и т. д. . В
программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная
координация отдельных мероприятий . Рентабельность сбыта зависит ,
например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства;
количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации ;
величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов
требует программа производства и реализации , и т. д. .
Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий
период , необходимо принимать решения заблаговременно, до начала
деятельности в этот период . В таком случае существует большая вероятность
того , что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа
альтернативных предложений , чем в той ситуации когда решение принимается в
самый последний момент .
Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством фирмы
бюджета подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативное
решение принимается на уровне этого подразделения (децентрализовано) , если
они не выходят за установленные бюджетом рамки . Если же бюджеты на уровне
подразделений не разрабатываются , руководство фирмы вряд ли будет в такой
степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений .
3. Организация работ по внутрифирменному планированию.
Организация работ по внутрифирменному планированию зависит от величины
предприятия . На очень мелких фирмах не существует разделения
управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители
имеют возможность самостоятельно вникнуть во се проблемы . На крупных
предприятиях работа по составлению бюджетов должна производиться
децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры,
имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации,
оперативного руководства и т. д. . По этому именно в подразделениях
разрабатываются не изолированно друг от друга . При расчете , например ,
плановых показателей реализации, а значит , и величины покрытия необходимо
знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы
обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях
разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится
повременной план, а так же распределение обязанностей и ответственность при
расчете бюджетных показателей.
Заключение.
Различные формы организации деловых предприятий подходят разным фирмам в
зависимости от размеров и масштабов их опеций.Небольшие фирмы зачастую
избирают тип фирмы- фирма с одним владельцем ввиду её гибкости и
полновласттного контроля со стороны владельца . Однако ограниченная
ответственность и непрерывность во времени делают корпорацию более
подходящей формой организации больших фирм. Между ними некоторые фирмы,
особенно объединенные по профессиональным признакам, избирают иную форму
организации - партнерство.
Экономическая деятельность может быть организована либо через рынки, либо
через иерархическую струкуру . Выбор альтернативы зависит от минимизации
суммы призводственных и непризводственных затрат - затрат на определение
партнеров, переговоров в процессе заключения договоров, управление и
контроль за работой, приспособление к изменению обстоятельств. Для сложных
задач, требующих привлечения специализированных средств и ресурсов,
иерархическая структура внутри фирмы может значительно уменьшить
непроизводственные затраты, особенно учитывая ограниченную рациональность и
проявление возможной экономической недобросовестности.
Максимизация прибыли в краткосрочном периоде конкурентной фирмой может быть
исследована, используя принцип сопоставления валового дохода с валовыми
издержками или принцип сопоставления предельного дохода с предельными
издержками. Фирма будет максимизировать прибыли , производя такой оъём
продукции , при котором валовый доходж превышает валовые издержки на
наибольшую величину. Убытки будут минимизированны путем призводства, при
котором преевышение валовых издержек над валовым доходом является
минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки .
При условии, что цена превышает минимум средних переменных издержек,
конкурентная фима будет макссимизировать прибыли или минимизировать убытки
в краткосрочном периоде, роизводя такой объём продукции при котором цена
или предельный доход равны предельным издержкам . Если цена меньше, чем
средние переменные издержки,, фирма будет минимизировать свои убытки,
закрываясь. Если цена выше, чем срение переменные издержки, но меньше , чем
средние валовые издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, производя
объём продукции, при котором цена равна ппредельным издержкам . Если цена
превышает средние валовые издержки, объём продукции, при котором цена равна
предельным издержкам, будет обеспечивать максимум экономических прибылей
для фирмы.
В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с
минимумом средних издержек производства . Это так, потому что экономические
прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти
прибыли не будут сведены на нет конкуренцией . Наоборот, убытки вызовут
массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока ццена продукта снова не
покроет издержки на единицу продукции.
В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли
производителей привидут к такому распределению ресурсов, которое
максимизирует удовлетворение потребителей. Равенство в долговременном
периоде цены и минимума средних издержек указывает на то , что конкурентные
фирмы будут использовать наиболее эффективную из известных технологий и
назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства .Равенство
цены и предельных издержек указывает, что ресурсы будут распределены в
соответствии с потребительскими вкусами .Конкурентная система цен будет
перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах,
технологии или запасах ресурсов, с тем чтобы поддерживать эффективность
распределения ресурсов длительное время .
Расширение сферы деятельности фирмы дополнительными функциями или
увеличение сети призводственных специализаций иногда увеличивает, а не
снижает непроизводсвенные расходы. Фирма большего размаха могла бы
оказаться не в состоянии управылять всеми своими подразделениями в
оптимальном масштабе или страдать от грядущей бюрократизации . Вероятна
утрата такой фирмой мощных стимулов. Эти проблемы могут, хотя далеко не
всегда, быть решены посредством избирательного вмешательства . Короче
говоря, большая фирма не в состоянии делать всё то, что с успехом
разрешается группой небольших компаний .
В действительности свобода выбора целей не ограничена только дилеммой :
максимизация прибыли или продаж. В число этих целей могут входить и
следущие : повышение производительности труда ; количественный рост и
использование преимуществ крупных предприятий ; расширение спроса за счет
обновления продукции; повышение конкурентоспособности ; сокращения циклов
жизни важнейших продуктов ; диверсификация производства - расширение его
номенклатуры, включая и продукцию, непрофильную для данного предприятия.
Причем в своих планах фирмы обычно количественно конкретизируют цели,
трансформируя их в конкретные задачи.
Список литературы :
1) Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс.- М., 1992.
2) Самуэльсон П. Экономика.- М., 1992.
3) Долан Эдвин Д., Линдсей Дэйвид Е. Рынок : микроэкономическая модель.-
Санкт-Петербург, 1992.
4) Б. В. Зайцев, Г. Г. Лебединская, Т. К. Пономарева,
Л. Ф. Первакова, И. А. Хисамутдинов. Фирма в условиях
рынка.- Уфа, 1996.
5) Й. Ворст, П. Ревентлоу. Экономика фирмы.-М., 1996.
6) Харри Роузен. Стань миллионером.- М.,1992.
7)В. П. Кодацкий. Анализ прибыли предприятия. // Финансы.-1996.- N 12.- с.
16.
8) В. Фальцман. Микроэкономика плановой и предпринимательской систем :
основы рыночного поведения. // Российский экономический журнал.-1993.- N 3.-
с. 100- 106.
Страницы: 1, 2, 3
|