рефераты скачать

МЕНЮ


Экономика АПК

подряд и в аренду, продавать коллективам или отдельным лицам. В результате

они, как правило, начинали работать более эффективно. В то же время уже в

процессе функционирования малого бизнеса вырабатывались меры по преодолению

тех или иных негативов, связанных с его развитием. При таком подходе

появлялась и возможность гибко комбинировать эти меры, чтобы не только не

подавить, но и повысить экономическую активность новых предпринимателей.

Развитие села в Китае и реформирование системы собственности.

Одна из важных особенностей экономической реформы в Китае состоит в

том, что она началась в сельской местности и повлекла за собой быстрое

экономическое развитие и рост национального дохода. Это создало

благоприятные условия для ускорения преобразований. Причем движущей силой

стал не сельскохозяйственный сектор, а прежде всего, промышленные

предприятия на селе.

История развития аграрных реформ и их значение.

Первая фаза: 1978-1984 годы.

Аграрная реформа началась с роспуска народных коммун и введения так

называемой “системы сельской ответственности”. Система сельской

ответственности сохраняет коллективную собственность на землю, но земля

разделенная на участки может обрабатываться крестьянами индивидуально. Эта

система позволила крестьянам оставлять себе весь доход после выплаты

установленных договором обязательств, а именно, сельскохозяйственного

налога и коллективной доли. Эта реформа реализовала социалистический

принцип распределения по труду и в значительной мере усилила

заинтересованность крестьян в увеличении производства. В 1979 году были

существенно подняты закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию,

вследствие чего производство сельскохозяйственной продукции, и в первую

очередь зерна, очень быстро выросло. В период с 1978 по 1984 год годовые

темпы роста производства зерна, хлопка, растительных масел и рыбы были

высокими: соответственно 5,0; 19,3; 14,7 и 10,3 процента. В результате

постоянного увеличения объем производства зерна в 1984 году перевалил за

400 миллионов тонн. Поскольку благодаря этому могла быть устранена

многолетняя нехватка зерна, создались чрезвычайно благоприятные исходные

условия для дальнейшего проведения реформ.

Вторая фаза: 1984-1988 годы.

После того, как в производстве сельскохозяйственной продукции, и

прежде всего зерна, были достигнуты столь крупные успехи, Правительство

ликвидировало существовавшую долге годы систему принудительных закупок

сельскохозяйственных продуктов и ввело договорную систему. При этом

правительство покупает определенный договором объем продукции по

установленной государством цене, а та часть продукции, которая превышает

этот объем, может быть свободно реализована на рынке. Тем самым была

введена так называемая “система цен двойной колеи”, то есть сосуществование

фиксированных и рыночных цен. Но данная реформа снизила заинтересованность

крестьян в производстве сельскохозяйственной продукции. Это снижение

произошло потому, что в условиях высоких урожаев рыночная цена упала ниже

уровня установленной государством закупки. В результате урожай зерна в 1985

году был меньше предыдущего, и некоторое время продолжалось сокращение

сельскохозяйственного производства. Но экономика села сохраняла высокий

темп роста. Причина заключалась в том, что многие крестьяне стали работать

в несельскохозяйственных секторах: промышленности, транспорте и сфере

услуг, которые по сравнению с сельским хозяйством давали значительно более

высокий доход, именно в частных, кооперативных или коллективных

предприятиях. Правительство поддерживало развитие несельскохозяйственного

сектора как налоговыми льготами, так и другими способами. Это было начало

быстрого роста сельских промышленных предприятий. Если рассматривать рост

реального дохода сельских семей, проводя развития между доходами от

сельского хозяйства и от несельскохозяйственного сектора, то создается

ясная картина: доходы от сельского хозяйства, которые увеличивались до

1984 года, после 1985 года стагнировали и рост доходов семей начал

происходить за счет увеличения доходов от несельскохозяйственной

деятельности.

Третья фаза: 1988-1997годы.

Когда во второй половине 1988 года начался период аустеритарной

(жесткой) политики правительства, помимо прочего, она вызвала кредитные

ограничения, которые затронули сельские промышленные предприятия и привели

многие из них к банкротству. В результате отток рабочей силы в

несельскохозяйственные секторы сократился и, напротив, возник феномен

обратного притока в сельское хозяйство. Кроме того, правительство приняло

меры к оживлению сельского хозяйства, и как результат повторного повышения

закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, производство стало расти.

Что касается производства зерна, то в 1989 году оно опять достигло уровня

1984 года и с тех пор постоянно увеличивалось. Из-за недостатков в торговой

системе возникли так называемые “трудности сбыта”, или “росло производства,

но не дохода”.

Четвертая фаза: с 1997 года по настоящее время.

После того, как весной 1997 года Дэн Сяопин произнес речь, во время

так называемой “поездки на юг”, народное хозяйство вновь вернулось к

высоким темпам роста, и для сельской экономики также сложилась

благоприятная конъюнктура. В деревнях следующий важный шаг на пути

перехода к рыночной экономике был сделан, когда торговлю

сельскохозяйственными продуктами полностью либерализовали, восстановился

высокий рост сельских промышленных предприятий, возросла мобильность

населения в перенаселенных областях и началась эндогенная урбанизация

сельских районов.

Оценка аграрных реформ

|Показатели |Выпуск |Место в мире |1997 в % к |

| | | |1998 г. |

| |1978 г.|1996 г. |1997 г. |1978 г. |1996 г. | |

|Производство |30477 |50455 |49417 |2 |1 |62,1 |

|продовольстве| | | | | | |

|нного зерна | | | | | | |

|Хлопка |216,8 |420,3 |460 |3 |1 |112,4 |

|Мясо |865,3 |5915,1 |- |3 |1 | |

|Масло семян | | |2157 | |1 |313,5 |

|Сахар |- |- |- |- |3/4 |- |

С 1993 по 1996 год Китай удерживал первое место в мире по производству

зерновых культур, хлопка, масло семян, мяса, каменного угля, текстиля и

телевизоров. По производству электроэнергии – поднялся с четвертого на

второе место, минеральных удобрений – с третьего на второе, по производству

сахара – удерживает 3 или 4-ю позицию. По внешнеторговому обороту Китай уже

давно вошел в число ведущих стран и в течение шести лет занимал 11 место. В

1997 году объем торговли достиг 325,1 млрд. долларов США (10 место), по

размерам валютных резервов, запасам продовольственного зерна и другим видам

стратегических запасов страна достигла самого высокого уровня в своей

истории. Это укрепило возможности государства в отношении

макрорегулирования, наука, техника и оборудование достигли такого

состояния, которое можно определить как переходное от среднего к высшему

уровню.

Аграрная реформа с точки зрения системы отношений собственности.

А) О значении введения системы ответственности.

Созданные в 1958 году народные коммуны были символом китайского

социализма и воплощали лозунг “Единство политики и экономики”. Их целью

была коллективизация средств производства, обобществление труда и

распределения.

В течение 20 лет, вплоть до начала 80-х годов, народные коммуны

доминировали в качестве единственных субъектов собственности. Хотя

формально хозяевами коллективной собственности считались члены народных

коммун – крестьяне, право собственности крестьян стало функцией: у них,

помимо излишков зерна, отнимались сельскохозяйственные орудия и жилые дома,

так что в конце концов у крестьян не осталось почти никакой личной

собственности.

За счет исключения крестьян из владения коллективной собственностью

была создана система так называемой “уравниловки” (в негативном смысле –

равномерное распределение, которое никак не связано с вкладом в

производство). Производительность на так называемых коллективных полях,

находившихся в общей собственности, была в пять-шесть раз ниже, чем на

собственных полях, свободно обрабатывавшихся крестьянами. Кроме того,

чувство ответственности за состояние ирригационных систем и прочих

общественных сооружений почти отсутствовало, и крестьяне о них практически

не заботились. Как только у крестьянина появлялась возможность, он старался

незаметно присвоить себе какую-либо часть коллективной собственности.

Введение в сельском хозяйстве системы ответственности должно было

устранить недостатки народных коммун. Следствием этого процесса стали

глубокие перемены в отношениях собственности на селе.

Во-первых, большая часть недвижимости, находившейся в коллективном

владении (пригодные для возделывания и застройки площади, а также пруды,

леса и прочее), была передана крестьянам для независимого использования, а

получаемый доход в определенной пропорции распределялся между ними и

коллективом. К моменту введения системы ответственности срок владения

крестьянами землей был ограничен в договорном порядке лишь 3-5 годами,

после 1984 года его увеличили до 15 лет и, наконец, в 1993 году продлили до

30 лет. Помимо этого, крестьянам передано право владения скотом, крупными

сельскохозяйственными орудиями и прочими средствами производства.

Во-вторых, сельские предприятия, находившиеся в коллективном владении

административных и обычных деревень, добились высоких показателей

экономического роста. После введения системы производственной

ответственности они пережили второе рождение. В настоящее время многие

коллективные предприятия находятся под управлением директоров или групп

директоров, заключивших договоры об управлении. Эта форма получила название

“коллективная собственность, частное управление”, и она является

характерной чертой системы ответственности в сельском хозяйстве.

В чистом виде ни коллективная, ни кооперативная формы собственности,

несмотря на кажущееся наличие высокого уровня мотивации труда, не получили

широкого распространения в рыночной экономике. Объясняется это тем, что

эффективность данных форм высока лишь в сфере малого бизнеса, где довольно

четко прослеживается связь между долей собственности и участием в

управлении, распределении дохода и получении прибыли. Наиболее рациональное

и эффективное сочетание коллективных и индивидуальных интересов достигается

при акционерной форме собственности. Поэтому она и стала главной,

определяющей в условиях перехода к рыночной экономике.

В-третьих, очень быстро прирастало частное имущество крестьян.

Используя переданную землю и по мере накопления, крестьяне направляли его в

несельскохозяйственную сферу. Быстрый рост количества индивидуальных и

кооперативных предприятий, которые отвечают признаку “частная

собственность, частное управление”, обусловил коренные изменения аграрной

реформы. По расчетам Ча Чженьсяна (1994г.), частное имущество крестьян,

состоявшее из средств производства, домов, сбережений и излишков зерна, в

1981 году оценивалось в 2388,6 юаня, а к 1990 году увеличилось до 9210,7

юаней, что означало высокий годовой темп прироста – 14,3 процента.

Постоянное углубление реформ в различных отраслях жизни, непрерывное

развитие народного хозяйства способствуют росту доходов как в городе, так и

в деревне. Китайцы, как правило, не склонны “забегать вперед в своих

расходах”, они сначала копят, а затем расходуют. По этой причине Китай

входит в группу стран с высоким уровнем сбережений жителей. Это является не

только важные резервом для решения проблемы инвестиций в строительство, но

и предпосылкой расширения внутреннего рынка, действительным фактором

экономического роста.

В соответствии с вышесказанным, монолитная система собственности

народных коммун в виде “коллективной собственности, коллективного

управления” после введения системы производственной ответственности

претерпела изменения. Возникла так называемая система “двойного

управления”, при которой коллективные экономические организации берут на

себя заботу о дальнейших инвестициях и устройстве учреждений для

общественных нужд, а крестьяне и соответственно предприниматели в качестве

субъектов частной экономической деятельности определяют производственную

деятельность (в сельском хозяйстве, на частных и коллективных предприятиях,

находящихся в аренде). Что касается отношений между формой собственности и

управление, то здесь параллельно сосуществуют три различные формы

собственности и управления, а именно “коллективное владение, коллективное

управление”, “коллективное владение, частное управление” и “частное

владение, частное управление”.

Б) Возникновение противоречий в системе собственности.

Решение о введении системы ответственности было эффективным средством

борьбы с недостатками системы “коллективное владение, коллективное

управление” в народных коммунах. Фактически, в более развитых районах

возникла ситуация, при которой вследствие увеличения имущества – неважно,

частного или коллективного – в сельском хозяйстве из-за многообразия форм

пользования имуществом возникли внутренние противоречия, которые

рассматриваются ниже.

Во-вторых, возникли проблемы в сфере владения землей. Важнейшим видом

имущества в сельской местности по-прежнему является земля. Сегодня в

отдельных районах Китая существуют большие различия в способах, которыми

находящиеся в коллективном владении земля предоставляется отдельным семьям.

В соответствие с различными формами предоставления земли степень соединения

крестьянина с землей различна, соответственно сильнее или слабее.

Независимо от того, какой метод применяется (за исключением деревень с

коллективно обрабатываемой землей), существует, однако, общая тенденция:

права пользования крестьян стабилизируются и все более ориентируются на

длительную перспективу.

Крупные противоречия не возникают, когда функционирующее

индивидуальное хозяйство имеет минимальный размер, если только права

собственности очень четко очерчены. Однако в развитых сельскохозяйственных

районах возросшее использование земли в несельскохозяйственных целях

повлекло за собой трудности.

В качестве примера рассмотрим поселок Хэнган в провинции Гуандун. До

начала реформ этот городок был во всех отношениях обычной деревней. Но из-

за географического положения – близости к Гонконгу с проведением политики

открытых дверей в это поселение устремился большой приток иностранного

капитала, с участием которого основались разного рода предприятия. Они

платили налог за землепользование. Однако, будь земля в частном владении,

налога за землепользование иностранными предприятиями выплачивался бы

владельцам земли. Система производственной ответственности гарантирует

только право пользования землей в хозяйственных целях. Если площадь

отводится под несельскохозяйственное пользование, то извлекаемые доходы

остаются в распоряжении коллектива. В результате, для администрации

деревень и меленьких городов возникла проблема: как могут быть распределены

доходы от землепользования при передаче земли для несельскохозяйственного

использования.

Во-вторых, возникли сложности с распределением доходов от коллективных

предприятий. Большинство предприятий, находящихся в местном подчинении

обычных и административных деревень, в рамках системы ответственного

управления были переданы управляющим или группам управляющих. Когда

коллективные предприятия еще были бригадами, речь шла главным образом о

структурах, обслуживающих сельское хозяйство, но не получающих прибылей.

Так что если они не обладали сколько-нибудь значительным объемом капитала,

то решение вопроса об использовании прибылей не представляло почти никаких

трудностей. Но в развитых сельскохозяйственных регионах, в которых переход

к рыночному хозяйству повлек за собой бурный рост числа коллективных

предприятий, очень быстро увеличился и объем капитала. Вследствие этого во

многом обострилась проблема распределения доходов от коллективных

предприятий.

Например, на коллективных предприятиях плохо поставлена отчетность,

разделение общественной и частной сфер было нечетким. По этой причине

руководители предприятий и управленцы имели возможность злоупотреблять

своими правами и извлекали личную выгоду. В связи с этим, среди населения

отмечалось большое недовольство такой ситуацией. Кроме того, после введения

системы ответственности члены коллектива оказались заняты самыми разными

видами ремесел, возникли в высшей степени отличные друг от друга интересы в

связи с формированием коллективного имущества. Что же касается отношений с

коллективными предприятиями, то теперь имелись различные группы лиц – среди

них кадровые работники, директора, а также группы, которые вовсе не

поддерживали прямых контактов с предприятием. В итоге возник вопрос, а по

какому, собственно, принципу могут распределяться прибыли, полученные на

коллективном предприятии?

В-третьих, возникли проблемы с частными предприятиями. По мере

углубления аграрной реформы они (т.е. индивидуальные предприятия)

развивались очень быстро. В нормальных условиях здесь не должны были

возникать такие же юридические вопросы по поводу собственности, как на

коллективных предприятиях. Соотношение между правом собственности и

управлением на частных предприятиях вполне определенное. Но если частный

капитал достиг определенного уровня развития, то и здесь возникают

осложнения.

К примеру, город Вэньчжоу в провинции Чжэцзян. Это репрезентативный

район развития частных предприятий, первоначально характеризовавшийся

крайней ограниченностью площадей, пригодных для возделывания, и высокой

перенаселенностью. До 1949 года занятие торговлей было здесь исторически

сложившейся традицией, и в соответствии с этим индивидуальная торговля в

традиционной форме получила в данной местности быстрое развитие. Поскольку

в основном это очень мелкие предприятия с низким уровнем технологической

оснащенности, то возник замкнутый круг: насыщение рынка, обострение

конкуренции, падение цен и рост убытков. Возникла необходимость увеличить

объем инвестиций, чтобы решить эти проблемы и добиться путем увеличения

производственной мощности экономичности за счет крупных объемов операций, а

также поднять уровень технологий. Однако капитал, накопленный частными

лицами, оказался рассеян между отдельными крестьянскими семьями, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.