Экономика 90 вопросов
- всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году
продукции (ВВП по расходам);
- всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном
году (ВВП по доходам).
На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый
национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД). ЧНП представляет
собой ВНП за вычетом амортизации. НД рассчитывается путем вычета из ЧНП
косвенных налогов. ВНП рассчитывается путем суммирования продукции (благи и
услуги), приносящие доход, затем из этой величины вычитаем текущие
материальные затраты и вычитаем разницу между импортом и экспортом.
ВНПр=ВНПн/Упц, где ВНПн - номинальный (в текущих ценах), ВНПр - реальный (в
фиксированных ценах), Упц - индекс цен.
Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость,
характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию
общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных
налогов, государственных субсидий.
НД - это чистый «Заработный доход» общества (з/плата, доходы населения,
прибыль).
Различают произведенный и использованный НД.
Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и
услуг.
Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных
потерь, ущерба и т.д.) и внешнеторгового сальдо.
Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных
и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на
образование, оборону и т.д.).
Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства.
В развитых странах ФП - 90% от НД; ФН - 10%. В 90 гг. Россия ФП - 80%
ФП>ФН.
81. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия инфляции.
Измерение инфляции. Антиинфляционная политика
С лат. Инфляция – вздутие (т.е. вздувается денежная масса и цены). Инфляция
— это переполнение денежного обращения избыточным количеством денег,
покупательная способность которых падает. Формы проявления инфляции:
1. неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию
денег, снижению их покупательной способности.
2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к
иностранным.
3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Существует три основных направления в теории инфляции:
1. Кейнсианская теория (теории инфляции спроса) утверждает, что она вызвана
избыточным спросом, и исходит из анализа расходов и доходов со стороны
государства. Кейнс считал, что увеличение спроса со стороны государства и
предпринимателей ведет к росту производства и занятости, тогда как
увеличение спроса населения — ведет к инфляции. Поэтому необходимо
стимулировать инвестиции в производство, но ограничивать заработную
плату. На основе этой теории инфляции спроса возникла «кривая Филипса» —
график зависимости между ростом цен и занятостью. По которой с помощью
инфляции можно преодолеть спад производства и увеличить занятость
(инфляция не должна превышать 5%). Однако экономические кризисы 70-80-х
гг. опровергли эти выводы из кривых Филипса. Они выявили новый феномен —
стагфляцию — инфляция, при которой возможен не только рост цен, но и
сокращение производства и занятости.
2. Теория инфляции (теория инфляции издержек), связывающая рост цен с
увеличением издержек производства. Когда растут материальные и трудовые
издержки производства, но при этом снижается производительность труда,
рост заработной платы приводит к раскручиванию «инфляционной спирали».
Приверженцы этой теории — Торн, Самуэлссон.
3. Монетаристская теория инфляции. Фридмен рассматривал инфляцию как
денежный феномен, т.е. как результат избыточных денег в обращении.
Инфляция возникает за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой для
покрытия бюджетного дефицита. Монетаристы считают, что деньги играют
активную роль, т.е. денежная масса порождает спрос. Отсюда вывод —
поскольку инфляция вызывает подъем производства, ее следует поддерживать
в умеренных размерах. Согласно правилу Фридмена, увеличение денежной
массы М2 необходимо проводить систематически, но постепенно, исходя из
роста ВНП и скорости обращения денег. Оптимальная величина прироста
денежной массы (при 3% росте ВНП в год) составляет 4%
Инфляция связана с «заболеванием» денег, но причины инфляции очень
глубинные. Внешними причинами инфляции могут явиться: рост цен на мировом
рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъюнктура на
зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых и т.д. Внутренними
причинами могут быть: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит
бюджета, эмиссия и увеличение скорости обращения денег, ошибочный курс
экономической политики гос-ва.
С теоретической точки зрения инфляцию можно определить как дисбаланс между
спросом и предложением, поэтому можно выделить типы инфляции:
1)."инфляция покупателей" (инфляция спроса) Избыточный спрос приводит к
взлету цен.
2)."инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом
случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут
издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.). В
реальном мире ситуация гораздо сложнее, и разделить два вида инфляцию
весьма сложно. Инфляцию можно подразделить на: скрытая – предполагает
ухудшение качества продукции, услуг, но цена остается на прежнем уровне;
открытая – резкий рост цен. По темпам инфляции различают:
- Ползучая– постепенное обесценение дензнаков, для которой характерны
относительно невысокие темпы роста цен, примерно от 5% до 10% в год.
Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной
экономикой. И она не представляется чем-то необычным. Средний уровень
инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы
около 3 - 3.5%.
- Галопирующая – резкое, быстрое, скачкообразный рост цен и обесценение
денежных знаков. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится
трудноуправляемой. Темп ее роста 10-15%
- Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 50%. Особенность
гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой;
обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами
не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается
невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить
или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным
мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет.
Измеряется инфляция с помощью показателя среднегодового прироста цен в
процентах — темп инфляции. Темп инфляции за год находится как частное от
деления среднего значения цен в этом году на значение в предыдущем году и
умноженное на 100%. Кроме того, в результате инфляции население как бы
платит инфляционный налог — потери реальных доходов, рассчитывающиеся по
формуле:
t = (С х p) + D х (i - p), где С - наличность, D - депозиты, i -
номинальная ставка процента, p -темп инфляции.
Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное
диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся,
прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что
ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных
социальных групп. Социально-экономические последствия инфляции охватывают
все аспекты: темпы и пропорции эк. роста, денежно-кредитный, финансовый и
валютный механизм, и т.д.
1. Ухудшается экономическое положение:
- снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают
неуверенными перспективы его развития;
- перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции,
где быстрее его оборот, больше прибыль и легче уклоняться от
налогообложения;
- рост спекуляции в результате резкого изменения цен;
- уменьшение кредитных операций;
- обесценивание финансовых ресурсов государства.
2. Возникает социальная напряженность:
- снижаются реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно
купить на сумму номинального дохода).
- перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных
слоев;
- особенно страдают от инфляции люди, живущие на фиксированные доходы:
пенсии, зарплата госслужащих, пособия. Для их защиты необходима система
индексации пособий; люди, живущие на нефиксированные доходы, могут и
выиграть от инфляции;
- обесценивание сбережений.
- непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам за счет кредиторов.
Получатель ссуды берет в долг «дорогие» рубли, а возвращает -
«дешевые».
последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми, если
бы люди могли предвидеть инфляцию и имели бы возможность корректировать
свои номинальные доходы.
Государственная антиинфляционная политика: Антиинфляционная политика: Это
комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на
борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и
инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики –
дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.
Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через
денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных
расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового
пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной
политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление
экономического роста и даже кризисные явления. Политика доходов
предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем
полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным
мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко
Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов.
Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась
дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста,
то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель
обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода
антиинфляционной политики.
82. Безработица, ее причины, виды и последствия. Государственная политика
занятости
Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного
населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в Российской
Федерации признаются граждане, которые не имеют работы и заработка
зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы
приступить к ней. Уровень безработицы определяется отношением численности
безработных к численности экономически активного населения в процентах.
Экономически активное население (рабочая сила)— часть населения
трудоспособного возраста. Порождается безработица в условиях рыночной
экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период
экономических кризисов и последующего резкого сокращения спроса на рабочую
силу. Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста,
женщины, молодежь. Различают три вида безработицы: фрикционную,
структурную, циклическую. Фрикционная безработица существовала всегда, так
как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы
идут на это добровольно. Структурная безработица связана с изменением
структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей
силы и спроса на нее. Циклическая безработица возникает в определенные
моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д.,
когда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица принимает самые
разнообразные формы: временную, сезонную (например, связанную с пищевой
промышленностью и с/х), региональную (например, высокая безработица в связи
с отсутствием рабочих мест для мужчин), молодежную, скрытая (официально не
признанная, искусственно создаваемая занятость — сокращенный рабочий день
или неделя, вынужденный отпуск) и т.д. Ожидается, что к 2000г. проблемы
безработицы еще более обострятся, поэтому государство, стремясь не
допустить или минимизировать безработицу, должно активно выполнять
социально-защитные, регулирующие функции. Причины безработицы в России:
- структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития;
- закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство
предприятий;
- высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов
хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия;
- внедрение в производство новой техники и технологии;
- структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по
специальности;
- ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного
мнения.
Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных,
экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты. Важным для
ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является
снятие административных, правовых и экономических ограничений,
препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института
прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной
собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости
населения, открытых дверей и т.д.
Особенности безработицы на современном этапе:
- Большой удел. вес в ней квалифицир. рабочих, в том числе и управляющих.
- Большой уд. вес молодежи
- Длительность ее превышает период, в течение которого выплачивается
пособие.
- Главная причина - это НТР.
Меры по сокращению безработицы следующие:
- Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых
рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация
на др. специальности и т.д.);
- Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных
массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз.
продукции);
- Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости
населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы,
фермерские хозяйства);
- Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным
специальностям и профессиям
- Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий
день, неделя);
- Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение
ярмарок вакансий, дней
Каждая страна заинтересована в полной занятости. Если материальн. ресурсов
не достает, то часть трудовых ресурсов не занято в эк-ке, что влечет
безработицу => при централизованном управлении эк-кой всегда кол-во
дополнит мест учитывалось в зависимости от прироста населения, =>
обеспечивалась полная занятость, то она относительна (около 7% лишних
рабочих по предприятиям на 3 млн. свободных мест). Предприятия строились
там, где не было недостатка в раб. силе. За рубежом полная занятость -
занятость, при естественном % безработицы. Потери трудовых ресурсов
невосполнимы, т.к. они связаны с потерей потенциальн. объема ВНП. Если
безработица увелич на 1%, страна недополучает 69 млрд. $ => каждая страна
старается сократить число незанятого населения.
В Законе РФ «О занятости населения в РФ» определена политика госуд-ва в
области занятости населения, права граждан в области занятости, а также
вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной
службы занятости населения.
Закон определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии
реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики,
равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие
занятость населения с учетом норм Конституции России и международного
права. В международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ
осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой
оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной
привести к созданию большего числа мест в промышленности, в сел/хоз., на
общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и
программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы
в целях экономического и социального прогресса.
Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в
работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на
республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа
содействия занятости. Государственные республиканская и региональная
программы занятости предусматривают:
- Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической
заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких
формах занятости населения;
- Меры содействия занятости населения в сельской местности;
- Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан
пенсионного возраста;
- Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с
развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением
квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением
эффективности использования трудовых ресурсов;
- Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую
очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;
- Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости,
формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й,
финансовой и научно-методической базы;
- Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением
соответствующих материальных и финансовых средств.
Государственная политика в области занятости населения направлена также на
поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию
деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов,
ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за
выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное
сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости.
В республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в
краях, областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие
бюро, агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за
рубежом, допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии
сертификата, полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В
обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и
предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет
свободных мест, регистрация безработных; выплата пособий и т.д.
83. Государственное регулирование в различных макроэкономических школах
Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования
экономики и единого мнения по поводу государственного регулирования среди
представителей различных школ.
В процессе развития экономической теории сформировались два принципиально
разные подходы к проблеме государственного регулирования в экономике.
1.Первый обстоятельно изложил Адам Смит в своей работе «Исследование о
природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная
система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный
со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив
экономического развития. Лучший вариант для государства — это
придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита
последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название
«экономического либерализма». На ранней стадии развития либерализма
считалось, что самым главным условием процветания государства является
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|