рефераты скачать

МЕНЮ


Экономические реформы в странах с переходной экономикой

Экономические реформы в странах с переходной экономикой

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………………2-3

ГЛАВА I. Экономические реформы в странах с переходной экономикой.

1.1. Национальные экономические программы………………………..………..4-5

1.2. Особые аспекты пенсионных реформ…………………………………….....5-8

1.3. Реформы банковской системы…………………………………………..….8-17

ГЛАВА II. Страны с переходной экономикой: итоги проведенных реформ и

Перспективы дальнейшего развития……………….……………………….…17-18

2.1. Факторы роста………………………………………………………….…..18-23

2.2. Перспективы развития стран с переходной экономикой……….……….24-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....27-28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………29

ВВЕДЕНИЕ.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономических реформ,

проводимых в ходе мирового развития и трансформации той или иной страны в

мировом хозяйстве, а также модернизации, итогов проведенных реформ и

перспектив дальнейшего развития стран.

В первой главе объясняется необходимость в составлении и реализации

национальных экономических программ, так как они являются одним из наиболее

действенных способов реформирования экономики той или иной страны. Также

приводятся примеры использования и применения соответствующих программ в

странах с переходной экономикой, где основная масса национальных

экономических программ сводится к изменениям налогового, социального,

банковского законодательства. В большинстве развивающихся стран составление

национальных программ обычно связано с попытками создать условия для

устойчивого экономического роста после очередного экономического кризиса

или перехода от авторитарного режима к демократии в данной стране. Они

обычно предполагают попытку решить несколько крупных экономических проблем

в обстановке высокой популярности того или иного лидера, в благоприятной

политической ситуации (“окно возможностей”). Пакет реформ, проводимый в

таких случаях, обычно охватывает очередную попытку макростабилизации,

несколько структурных реформ, меры по привлечению иностранных инвестиций

(приватизация).

В этом же разделе данной курсовой работы рассматриваются особые аспекты

пенсионных реформ в странах с переходной экономикой. Актуальность данного

вопроса подтверждается тем, что наряду с другими радикальными

экономическими реформами в рассматриваемых странах существуют одновременно

и неотложная необходимость исправить ситуацию с пенсиями. К тому же одна из

целей пенсионной реформы состоит именно в том, чтобы положить начало

появлению отечественных инвесторов и развитию рынков, что является задачей

первой необходимости для стран с переходной экономикой.

Банковская система выполняет важнейшие макроэкономические функции,

связанные с трансформацией сбережений в инвестиции и обеспечением

бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве.

Именно поэтому заключительная часть первой главы курсовой работы

представлена анализом проводимых банковских реформ.

Во второй главе освящаются итоги проведенных реформ и перспективы

дальнейшего развития стран с переходной экономикой. Одним из наиболее

значительных итогов признается результат умеренного роста ВВП, улучшения

показателей производительности, эффективности, издержек и соотношения

качества и цен. Для наиболее подробного рассмотрения динамики и

последовательности проходимых изменений в работе представлены

статистические данные в таблицах и графиках.

На основе вводимых соответствующих национальных экономических программ, их

частичной и полной реализации, реформирования и модернизации отдельных

секторов экономики необходимо рассмотреть ближайшие перспективы

экономического развития стран. Одной из перспектив является предстоящее

вступление определенных стран с переходной экономикой в ЕС. Это,

безусловно, принесет вступающим странам ряд полезных результатов, например,

в виде прямых иностранных инвестиций, трансфертов и облегчения доступа к

кредитным ресурсам. Однако стоит указать на возможные краткосрочные

трудности. Одна из них связана с высокими финансовыми затратами на

внедрение различных стандартов ЕС. Если вступающие в ЕС страны попытаются

очень быстро адаптироваться к маастрихтским критериям, они должны будут

проводить более жесткую политику, чем при прочих условиях. Нет сомнения,

что это не будет благоприятствовать ускорению роста. Однако в данный момент

трудно сказать, насколько серьезно страны, вступающие в ЕС, воспримут

провозглашенные намерения относительно соблюдения маастрихтских требований.

ГЛАВА I. Экономические реформы в странах с переходной экономикой.

1.1. Национальные экономические программы.

Составление и реализация национальной экономической программы является

одним из наиболее действенных способов реформирования экономики той или

иной страны.

Национальные экономические программы распадаются на три группы по их

целям и содержанию в зависимости от исторических условий и типа стран их

принимающих.

Национальные программы в большинстве стран с переходной экономикой обычно

связаны с попытками создать условия для устойчивого экономического роста

после очередного экономического кризиса или перехода от авторитарного

режима к демократии в данной стране. Они обычно предполагают попытку решить

несколько крупных экономических проблем в обстановке высокой популярности

того или иного лидера, в благоприятной политической ситуации (“окно

возможностей”). Пакет реформ, проводимый в таких случаях, обычно охватывает

очередную попытку макростабилизации, несколько структурных реформ, меры по

привлечению иностранных инвестиций (приватизация). В 80–90-х годах такие

программы обычно сопровождались поддержкой международных финансовых

организаций. Как правило, они требуют существенных изменений в

законодательстве и иногда – даже изменений в конституции (сокращение

социальных обязательств государства, допуск иностранцев в те или иные

сектора экономики, бюджетные ограничения и др.).

Программы национального возрождения или радикальной модернизации страны

были типичны для популистских лидеров; ситуации послевоенного

восстановления или обретения независимости. “Харизматические” программы

обычно направлены не столько на решение некоторого конечного набора

проблем, сколько на создание атмосферы единства нации вокруг лидера и

необходимости решения крупных национальных проблем (восстановление,

развитие и проч.), формулирования интересов и целей страны. К этому типу

программ в общем можно причислить и первые трансформационные программы

стран Восточной и Центральной Европы 90-х годов, базировавшиеся на идеях

трансформации экономики и общества. Такие программы не могут ограничиваться

экономическими рамками и реформами. Они идут дальше, и успех таких

трансформационных программ определялся национальной спецификой истории,

религии, реальной политической ситуации.

В этой классификации будущие российские программы выполняют двоякую роль.

Во-первых, это завершение процесса самоидентификации страны в новых

геополитических условиях, возрождение страны на основе политической

консолидации. В этом отношении – это как бы завершение харизматических

программ постсоциалистической трансформации. С другой стороны – это

неизбежно будет новая программа типичных для развивающейся страны

структурных реформ.

1.2. Особые аспекты пенсионных реформ.

В странах с переходной экономикой существуют одновременно и неотложная

необходимость исправить ситуацию с пенсиями, и возможность осуществить

изменения наряду с другими радикальными реформами. Проще получить

политическую поддержку реформам, так как отсутствуют группы, преследующие

частные интересы (размер пенсий в старой системе мал).

Страны с переходной экономикой открыты иностранным консультантам, таким,

как специалисты Всемирного Банка, которые имеют опыт в отношении пенсионной

реформы.

В странах с переходной экономикой начало пенсионной реформы приходится на

период, когда рынки капитала еще отсутствуют. Ликвидность на внутренних

рынках низка, набор инструментов скуден, квалификация и опыт отечественных

управляющих ограничены. Органы регулирования и надзора не совсем готовы к

выполнению своих функций.

Привлекательный момент: благодаря рыночной эффективности, частные

пенсионные фонды смогут обеспечивать более высокую пенсию. Для этого

необходима "благоприятная цепочка": фонды идут на долгосрочные вложения,

принимая краткосрочные колебания; формируется надежная база отечественных

институциональных инвесторов, которая поддерживает отечественные рынки

капитала в неблагоприятные периоды.

Одна из целей пенсионной реформы состоит именно в этом: положить начало

появлению отечественных инвесторов и развитию рынков. Но также существует

опасность создания "порочного круга": вложения в основном носят

краткосрочный характер (из-за мер регулирования или других ограничений),

фонды избирают консервативную стратегию, и их подходы начинают напоминать

друг друга. Таким образом, отдача в долгосрочной перспективе оказывается

ниже оптимальной, и отечественные институциональные инвесторы играют менее

значительную роль, чем та, что от них требуется.

Переход неизменно связан с наличием долга - как его финансировать. Если

государство (органы регулирования) желают продать фондам слишком большой

объем государственного долга, то такой шаг может стать простым решением в

краткосрочной перспективе, однако он не обеспечивает эффективности фондов в

долгосрочной.

Требуется смотреть за четырехлетний горизонт, которым оперирует

большинство политиков, чтобы понять, что хорошо диверсифицированный

портфель отвечает только целям частных фондов: получению более высокого

дохода в долгосрочной перспективе. Что понимается под риском с точки зрения

пенсионного фонда? Соответствует ли это традиционному определению

нестабильности? Являются ли акции более рискованными, чем облигации?

Реальное определение риска в том, что фонд может не достичь своей цели в

долгосрочной перспективе (достаточно высокого размера пенсий по сравнению с

государственными пенсиями, или с обещанными уровнями при плане УВ). Важно,

чтобы и фонды, и органы регулирования быстро уяснили концепцию

сопоставления с "ориентиром". Сигналом к смене управления фондом является

постоянная более низкая доходность по сравнению со сбалансированным

"ориентиром". Если доходность такого портфеля оказывается ниже доходности

государственных облигаций в течение года-двух, то это не обязательно должно

стать причиной для паники. Ежегодная "требуемая" доходность привязана к

индексу государственных облигаций. Методика привязки к "ориентиру" пока не

слишком распространена, инвестиционные стратегии не доводятся до

общественности. Наблюдается конкуренция среди абсолютных ставок доходности,

что приводит к чрезмерной осторожности и "стадному поведению". А инвестиции

за рубежом еще больше затрудняют финансирование долга перехода. Вложения за

рубежом обеспечивают необходимую диверсификацию для небольшой страны.

В условиях неразвитого рынка годовой доход может быть очень нестабильным,

так как на него могут влиять глобальные тенденции и представления

инвесторов, причем это влияние практически не зависит от внутренних

аспектов. Возможно, вложение всех пенсионных сбережений там, где уже

присутствуют все прочие типы риска, может оказаться слишком рискованным:

уровень жизни, стабильность работы и т.д. зависят от экономической ситуации

в собственной стране.

С другой стороны, экономическая реформа и рост могут привести к развитию

внутренних рынков: почему бы не инвестировать только в них?

Установлено ограничение на инвестиции за рубежом: 20-30%. Для фондов

второго уровня предусмотрен постепенный подход (0% в первые два года, до

30% в течение пяти лет). Такой компромисс был необходим, чтобы идея

получила поддержку. Основное препятствие - жесткое ограничение на

инвестиционные фонды.

"Молодым" пенсионным фондам особенно рекомендуется осуществлять

инвестиции за рубежом через инвестиционные фонды. С точки зрения

соотношения риска и отдачи, желательно как можно скорее отменить

ограничения на классы активов, инвестиции за рубежом, лицензии иностранным

компаниям на право управления фондами, и т.п. Из-за недостаточного развития

рынков и квалификации управляющих (а также - недостаточных знаний у членов

их фондов) в первые несколько лет могут потребоваться некоторые

ограничения. Эти ограничения должны быть максимально разумными, не иметь

политической направленности и не носить разового характера. Если эти

положения не будут соблюдены, то вся система - включая инвестиции - не

будет оптимальной. В странах континентальной Европы либерализация жестких

инвестиционных норм идет медленно. Ограничения на инвестиции за рубежом

тоже не исчезают стремительно (здесь помогает введение евро). Идея

предоставления иностранным компаниям свободы в управлении фондами также

редко оказывается популярной.

1.3. Реформы банковской системы.

БАНКОВСКАя СИСТЕМА ВЫПОЛНяЕТ ВАЖНЕЙШИЕ МАКРОЭКОНОМИчЕСКИЕ ФУНКЦИИ,

СВяЗАННЫЕ С ТРАНСФОРМАЦИЕЙ СБЕРЕЖЕНИЙ В ИНВЕСТИЦИИ И ОБЕСПЕчЕНИЕМ

БЕСПЕРЕБОЙНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИя СИСТЕМЫ РАСчЕТОВ В НАРОДНОМ ХОЗяЙСТВЕ. В

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ ЕЕ ОСНОВНАя РОЛЬ ЗАКЛЮчАЕТСя В СОЗДАНИИ ДЕНЕГ,

НАРяДУ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ, И ФОРМИРОВАНИИ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ ПО ДЕПОЗИТАМ

И КРЕДИТАМ. ОДНАКО ВЫПОЛНЕНИЕ БАНКАМИ ИХ ФУНКЦИЙ В ЗНАчИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ

ЗАВИСИТ ОТ ХАРАКТЕРА ЭКОНОМИчЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

В административно-командной системе деятельность банковской сферы была

подчинена основной задаче - выполнению народнохозяйственных планов. Как

следствие, природа денег и кредита отличалась от свойственной рыночной

экономике. В частности, в советские времена кредит был "системно

невозвратным"1. В современной рыночной экономике банковская система

становится составной частью более сложной - финансовой, включающей в себя

многочисленные финансовые рынки (валютный и рынок ценных бумаг). Банковский

кредит перестает быть преобладающим источником внешнего финансирования для

предприятий, поскольку развиваются рынки долговых ценных бумаг, прежде

всего облигаций.

Проблемы реформирования банковской системы и способы ее решения.

Перед странами с переходной экономикой встала задача трансформировать

банковскую систему. Сложность ее определялась тем, что изначально банки не

были готовы взять на себя функции, свойственные финансовым институтам в

рыночной экономике.

Одной из первых проблем банковских систем в странах с переходной

экономикой стали "плохие кредиты". Ее причинами были, с одной стороны,

системно невозвратный характер кредита в прежней плановой экономике, а с

другой - резкое ухудшение положения предприятий и снижение реальных доходов

населения в условиях трансформационного кризиса.

Существовало несколько вариантов решения этой проблемы: списание долгов

банкам с последующим прекращением кредитования убыточных предприятий,

списание долгов и продолжение кредитования, сохранение долгов на балансах

коммерческих банков и помощь им со стороны государства, переложение всей

тяжести проблемы на коммерческие банки.

Практически в странах с переходной экономикой на различных этапах

применялись все перечисленные варианты, а также их комбинации.

Но в любом случае проблема "плохих долгов" сохранялась надолго. Постоянно

возникали своеобразные "порочные круги", например, списание долгов -

продолжение кредитования убыточных предприятий - накопление новых "плохих

долгов"; списание долгов - прекращение кредитования - ухудшение положения

предприятий – сокращение депозитной базы банков; сохранение долгов на

балансах банков - временное ослабление остроты проблемы в связи с высокой

инфляцией — снижение

1См.: Ростовский Я. Макроэкономическая нестабильность в

посткоммунистических странах. М., 1997.

темпов инфляции — возобновление проблемы. Добавим, что не исключено

возникновение и других "порочных кругов".

Решение проблемы "плохих долгов" на первом этапе не гарантировало от ее

повторного появления. Во многих странах продолжался трансформационный спад,

обусловленный, в частности, и институциональными факторами. Чешский ученый

М. Хорчикова выделяет те из них, которые приводили к накоплению "плохих

долгов" - отсутствие независимой кредитной политики у коммерческих банков и

плохое управление государственными компаниями2.

На начальном этапе переходного периода эти проблемы уже породили кризисы

в банковских системах Венгрии и Хорватии. Создание двухуровневой банковской

системы в Венгрии в конце 80-х годов сопровождалось специализацией банков

по отраслевому признаку. Это позволило сохранить определенные взаимосвязи

между предприятиями и банками, но предопределило и продолжение кредитования

убыточных предприятий.

В то же время банки могли получать дополнительную прибыль вследствие

инфляции, которая обесценивала ранее выданные и оказавшиеся безвозвратными

кредиты и увеличивала в номинальном выражении ресурсную базу банков за счет

депозитов предприятий. Коммерческие банки не стремились и не поощрялись

налоговой политикой государства к созданию резервов по ссудам.

Ситуация в корне изменилась в конце 1991-1992 гг. После вступления в

силу в конце 1991 г. Банковского закона коммерческие банки были вынуждены

улучшить свои кредитные портфели и создать резервы под определенные виды

предоставленных ссуд. Тогда же вступил в действие жесткий закон о

банкротстве предприятий. В 1992 г. были изменены положения, позволявшие

учитывать неполученные проценты как прибыль. В результате к концу 1992 г.

все государственные банки и банки, обслуживавшие промышленность, потеряли

свой капитал, часть клиентов и оказались несостоятельными.

2 См.: Horcicova М. The Old Loans Problem: The Czech Experience. Eastern

European Economics. March-April. 2002.

Государство начало активно помогать банкам, попавшим в столь

затруднительную ситуацию. В конце 1992 г. в обмен на необеспеченные кредиты

банкам с нормативом достаточности капитала ниже 7% были предоставлены

государственные облигации. Общая сумма сделок по этой операции составила

98.4 млрд. форинтов. Государство, в свою очередь, продало часть "плохих

долгов" с дисконтом Венгерскому банку развития.

Однако положение банков продолжало ухудшаться, и правительство вновь

предприняло шаги по улучшению ситуации, подойдя к проблеме с позиций

должников. Долги снова были изъяты из портфелей банков в обмен на

государственные облигации. Тем не менее, объем необеспеченных кредитов по-

прежнему рос и составил к концу 1993 г. 30% всей суммы банковских кредитов.

Поэтому в 1993-1994 гг. была проведена масштабная рекапитализация

банковской системы. Ее осуществляли в форме увеличения государством

регистрируемого капитала банков и выкупа им вновь выпущенных акций. В

результате отношение капитала к активам в четырех крупных государственных

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.