Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания
Одним из важнейших вопросов организации деятельности “Телефона
Доверия” является вопрос отбора кадров. Первые месяцы были направлены на
подбор и обучение специалистов. Первоначально была написана образовательная
программа для обучения телефонных консультантов, где основными задачами
являлись:
- ознакомление с содержанием деятельности Службы ЭПП
- приобретение умения ориентироваться в кризисной ситуации абонента
- овладение навыками общения и выслушивания абонента
- приобретение знаний по часто встречаемым проблемам.
В отличие от западноевропейской модели “Телефоны Доверия” в России
построены на профессиональной основе. Но, согласно тарифно-
квалификационным характеристикам по должностям работников Центра ЭПП по
телефону системы органов Министерства социальной защиты населения, оклад
специалистов Службы никак не учитывает специфики работы на “Телефоне
Доверия”, работы в напряженно-экстремальном режиме, и является
символическим.
Люди обращаются на “Телефон Доверия” так как этот вид социальной
помощи имеет ряд специфических особенностей:
- во-первых, так как Служба работает круглосуточно, абонент может
обратиться в любое удобное для него время;
- во-вторых, анонимность, причем взаимная, и для обращающегося, и для
дежурного, т.е. телефонные консультанты, работают под псевдонимами;
- в-третьих, не директивность, т.е. отсутствие, какого бы то ни было
давления;
- четвертых, что является немаловажным фактором в наше время, помощь
оказывается бесплатно.
Специфика деятельности “Телефона Доверия” связана с решением задач
экстренной психологической помощи. Главным итогом беседы является снятие
напряжения, которое испытывает абонент, обращаясь на “Телефон Доверия”. Это
напряжение может иметь как внешнее (Результат конфликта, утраты), так и
внутреннее происхождение (стресс, кризис). Главная задача
телефонного консультанта - помочь абоненту наметить пути решения внешнего и
внутреннего конфликтов.
Итак, Центр экстренной психологической помощи по телефону “Телефон
Доверия” является Муниципальным учреждением. Свою деятельность строит на
основе общего положения Устава. Данный Центр является юридическим лицом и
может обладать обособленным имуществом и самостоятельным балансом.
На самом деле Центр экстренной психологической помощи не имеет
самостоятельного баланса, а находится на общем балансе Химкинского Комитета
социальной защиты населения., а также Центр не обладает обособленным
имуществом.
Для функционирования Центра создан бюджетный счет который образуется за
счет:
8. местного бюджета;
9. областного бюджета на социальное обслуживания населения
10. внебюджетный счет для поступления от предприятий, частных лиц,
общественных организаций;
У Центра нет внебюджетного счета
11. доходов от педагогической деятельности.
Центр не получает доходов от педагогической деятельности
Таким образом, фактически, бюджетный счет образуется лишь за счет:
местного бюджета
областного бюджета на социальное обслуживание населения
Кроме бюджетного счета Центр имеет право открывать валютный счет.
На самом деле валютного счета у Центра нет.
Средства Центра состоят из:
14. бюджетных ассигнований района;
15. средств, полученных безвозмездно от государственных органов,
общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том
числе зарубежных стран;
16. доходов от учебной деятельности.
Центр не получает доходов от учебной деятельности
Имущество Центра может состоять из помещения, оборудования, инвентаря
и других материальных ценностей, приобретенных, построенных, произведенных
за счет Центра или безвозмездно полученных Центром от общественных
объединений, организаций, предприятий и отдельных лиц.
Имущество закрепляется Учредителем за Центром на правах оперативного
управления. Центр в соответствии с целями своей деятельности, заданиями
Учредителя и назначением имущества осуществляет права владения, пользования
и распоряжения этим имуществом.
В соответствии с действующим законодательством РФ Центр экстренной
психологической помощи по телефону имеет право пользоваться налоговыми
льготами в качестве социального учреждения системы социальной помощи
населению, обращающего прибыль на уставные цели Центра.
Содержанием деятельности является: оказание заочных (по телефону)
психолого-социальных услуг населению.
Центр имеет право получать от российских и иностранных юридических и
физических лиц с баланса на баланс, безвозмездно, в аренду или во временное
пользование оборудование, образцы новой техники и средства, необходимые для
деятельности Центра.
Центр возглавляет Директор, который утверждает текущий и перспективный
планы работы, составляет штатное расписание, бюджет, обладает правом
принимать и увольнять сотрудников и осуществлять контроль за работой
сотрудников: руководит финансово-хозяйственной деятельностью Центра, несет
персональную ответственность за организацию работы Центра.
Права сотрудников Центра определяются Уставом Центра, условиями
контракта и должностными обязанностями.
Оплата труда сотрудников Центра производится на основе Единой тарифной
сетки по оплате труда в соответствии с тарифно-квалификационными
характеристиками по должностям.
6 марта 1998 года, был принят Федеральный Закон “Об упорядочении
оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, в котором было
установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки
по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной
сферы.
с 1 октября 1998 года - в размере 1,3 установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда;
с 1 января 1999 года - в размере 1,7 установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда;
с 1 июля 1999 года - в размере 2,0 установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда. [15]
Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной
сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций
бюджетной сферы определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада)
первого разряда, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев,
установленных законом.
Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации
по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и
общероссийскими объединениями работодателей.
При формировании соответствующих бюджетов на 1998 год и последующие
годы, а также при определении размеров субсидий и трансфертов,
предусмотреть выделение средств для финансирования расходов на заработную
плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда
оплаты труда с вышеизложенным.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
на 1998 год
ЦЕНТР
экстренной психологической помощи
|Должность |Число |Разря|Оклад |Оплата в |Оплата за |Всег|Фонд |
| |едениц|д | |соц. уч. |стаж в соц|о |зар.пла|
| | | | |15% |уч. 20% | |ты |
|Директор |1 |16 |490200|73530 |98040 |6617|661770 |
| | | | | |661770 |70 | |
|Зам. |1 |15 |441180|66177 | |5073|507357 |
|Директора | | | | | |57 | |
|Секретарь |1 |4 |113200|16980 | |1301|130180 |
| | | | | | |80 | |
|Спец. Отдела|5 |12 |306000|45900 | |3519|1759500 |
| | | | | | |00 | |
ИТОГО: 8 1350580 202587
98040 1651207 3058807
ИТОГО В ГОД:
36705684
Смета расходов - это финансовый план учреждения[16].
Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование
не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением
средств равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На
основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социально-
культурные потребности, который включается в состав бюджета на текущий
год.
В данной таблице вы можете увидеть примерную смету расходов для
центра экстренной психологической помощи на 1998 год.
СМЕТА РАСХОДОВ
На 1998 г.
ЦЕНТРА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
|Статья | |
|Статья 1. |36.705.684 |
|Статья 2. |50.837.373 |
|Статья 3. |20.899.000 |
|Статья 4. |6.700.000 |
|Статья 12. |77.020.000 |
|Статья 14. |3.090.000 |
|Итого: |1 195.252.057 |
Например, ст. №4 включает в себя следующие расходы:
1.- Курсы повышения квалификации
3000000
- Приобретение методической литературы, метод. пособий 1200000
ИТОГО:
4200000
2.- Командировочные расходы
2500000
ИТОГО по ст.№4
6700000
Бухгалтерский баланс – способ экономичекой группировки и обобщения
информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их
образования в денежной оценке на определенную дату. [17]
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном
выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами
предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли. Обе
части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается
одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с
другой - по источникам его образования.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за
состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Данная глава посвящена разработке рекомендаций по усовершенствованию
экономической деятельности учреждений социального обслуживания В частности
учреждений, чью практику мы анализировали в главе №2
В соответствии со ст.24 Федерального Закона “Некоммерческих
организациях” от 12 января 1886 года некоммерческая организация может
осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности,
которые не запрещены законодательством Российской Федерации и
соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые
предусмотрены ее учредительными документами.
Также некоммерческая организация может осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь поскольку это служит достижению
целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются:
17. приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям
создания некоммерческой организации
18. приобретение и реализация ценных бумаг
19. приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав
20. участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в
качестве вкладчика.
Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по
предпринимательской деятельности.
Из учредительных документов Химкинского Центра реабилитации детей с
ограниченными возможностями следует, что это учреждение имеет право
предоставлять платные услуги. Например,
21. сдавать в аренду свободное помещение;
22.
23. осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;
24. оказывать посреднические услуги;
25. получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим
ценным бумагам
26. предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;
27. предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)
Но данный Центр не пользуется своими правами, а именно:
нет самостоятельного баланса
нет расчетного счета, валютного счета, и внебюджетного счета, для
поступления средств от государственных предприятий и организаций,
общественных объединений.
оказывать платные услуги российским и иностранным гражданам
создавать филиалы
пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами
33. сдавать в аренду свободное помещение;
получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим ценным бумагам
35. осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;
36. предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;
37. оказывать посреднические услуги;
38. предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)
А в учредительных документах Центра психологической помощи
населению “Телефон Доверия” написано, что «Средства Центра состоят из
бюджетных ассигнований из района
средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных
объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных
стран
доходов от учебной деятельности.»
Но в данном случае, Центр не предоставляет платные услуги в учебной
сфере. Таким образом, данный пункт не соответствует истине.
Давайте представим, что данные учреждения занимаются
предпринимательской деятельностью. Я думаю, что вскоре эти учреждения
стали бы окупаемыми, и не пришлось и без того “бедной” казне финансировать
эти центры.
Но, к сожалению, в ситуации, анализируемых учреждений (Химкинский
центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр
психологической помощи населению “Телефон Доверия”), органы местного
самоуправления создали данные муниципальные учреждения, и закрепили за ними
имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное
финансирование.
Таким образом, данные учреждения социального обслуживания предоставлять
населению платные услуги могут только с разрешения органов местного
самоуправления.
Итак, вследствие анализа данных учреждений можно порекомендовать
следующее:
1. Пользоваться правами, которые отражены в Учредительных документах.
2. Стремится к частичной независимости от органов местного
самоуправления.
3. Новые функционально-должностные обязанности, которые возникли в
некоммерческих организациях за последние годы:
фандрайзер - специалист по сбору средств и привлечению ресурсов;
специалист по маркетингу - сотрудник, ответственный за взаимовыгодный
обмен;
“имиджмейкер” - ответственный за "лицо" некоммерческой организации во
внешнем мире;
юрист - ответственный за правовое обеспечение работы некоммерческой
организации;
"интернетчик" - специалист по телекоммуникациям;
менеджер офиса - ответственный за организацию труда в офисе;
служба безопасности - охрана сотрудников и имущества некоммерческих
организаций.
Эти новые "профессии" дополняют перечисленные ранее элементы
оргуправления и, формируя расширенную область деятельности некоммерческих
организаций, образуют предпосылки для устойчивого функционирования и
развития организации:
Формирование общественного мнения;
Социальная реклама и социальный маркетинг;
Правовое обеспечение;
Социальное партнерство (взаимодействие некоммерческой организации с
государством и бизнесом);
Информационно-телекоммуникационная активность некоммерческой организации;
Современная организация работы офиса.
Очевидно, что для подавляющего большинства некоммерческих организаций штат
ограничивается 3-7 сотрудниками. Как правило, это руководитель (директор)
учреждения, программный директор, главный бухгалтер, секретарь-референт
(технический работник), специалист по ЭВМ и, редко, менеджер офиса.
Часто используются:
- "совмещение" - сотрудники некоммерческих организаций кроме своих основных
исполняют и некоторые новые обязанности (как правило, руководитель
учреждения берет на себя функции фандрайзера и имиджмейкера);
- привлечение оплачиваемых внешних консультантов;
- временное вовлечение внешних консультантов на добровольной основе;
- использование услуг инфраструктурных и ресурсных центров поддержки
учреждения.
После образования некоммерческой организации само собой
подразумевается, что каждая организация, выбравшая ту или иную из
законодательно закрепленных форм (фонд, некоммерческое партнерство и т.п.)
автоматически получает достаточный набор признаков, чтобы быть названной
“организацией”. На самом же деле, даже если некоммерческая организация
официально зарегистрирована и имеет Устав и Программу, это далеко не так.
Некоммерческая организация - это не просто группа людей, объединенных некой
идеей и миссией и разделяющих общие ценности.
Вопросы управления, планирования, маркетинга, взаимоотношений в
коллективе, связей с общественностью, взаимодействия с государством обычно
считаются "вторичными" по отношению к основной деятельности некоммерческой
организации. Но именно недостатки в организационном строительстве,
управлении и организационном развитии некоммерческой организации часто
губят множество прекрасных идей. Невнимание к оргразвитию некоммерческих
организаций со стороны самих некоммерческих организаций идет вразрез с тем,
что сегодня управленческие решения приходится принимать во все более
сложном контексте проходящих в стране процессов, значительно изменяющих
условия деятельности и предъявляющих к некоммерческим организациям
требования.
Для устойчивого функционирования в современных условиях некоммерческие
организации уже не могут ограничиться обеспечением таких считающиеся
традиционно "оргразвивающими" сфер деятельности как
- уточнение миссии организации,
- стратегическое планирование,
42. разработка проектов,
43. подбор и расстановка сотрудников,
44. сбор и привлечение средств,
45. привлечение добровольцев,
46. работа со средствами массовой информации и другие.
Формирование гражданского общества в России, принятие новых законов,
изменения отношений между различными участниками демократических
преобразований в стране выдвигают на первый план новые направления:
6. социальное партнерство и взаимодействие с государством, бизнесом и
населением;
7. социальный маркетинг и формирование общественного мнения;
8. укрепление сотрудничества с другими общественными организациями;
9. развитие инфраструктуры ;
подготовка и обучение сотрудников и добровольцев и др.
Не будет преувеличением сказать, что успех, имидж, статус, авторитет,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|