рефераты скачать

МЕНЮ


Экономическая система

частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются

единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого

обязательными для всех нормами права и границами его владения, но

обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической

активности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общая

упорядоченность и регламентированность экономической деятельности

существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений

могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических

субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и

прежде всего система цен.

В каждый данный момент времени все системы координации экономической

деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в

различных соотношениях. Как было показано, каждая система имеет свои выгоды

и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты экономической

деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок

(transactions), приобретают форму трансакционных издержек (transaction

cost). В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные

с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации,

определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о

желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия

решения, в том числе выработки условий рыночного соглашения и его

оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и

юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и

иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав

собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения

соблюдения условий соглашения.

Затраты экономической деятельности, связанные с функционированием

административной системы, принимают вид административных издержек. К ним

относятся издержки информационного обеспечения (получения информации о

состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки подготовки

административных решений (выработки проектов решений, их согласования в

различных подразделениях административного аппарата, утверждения имеющими

право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до

непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения,

включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций,

функционирования системы стимулов и санкций).

Сопоставление уровней трансакционных и административных издержек определяет

соотношение и границы действия рыночного и административного механизмов в

данной конкретной экономической системе. Рынок обеспечивает наиболее

экономное функционирование процесса координации, сводя одну из частей

трансакционных издержек (на сбор информации) до минимума.

Проблема координации в рыночных условиях анализируется с помощью модели

кругооборота и модели спроса и предложения.

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства

и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от

продажи своих ресурсов — труда, капитала и земли, для покупки товаров и

услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи

товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

рис.1 Рыночный механизм

Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно — что

производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов

фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию

ограниченных ресурсов.

В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок

производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и

предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и

сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу

купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество

продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на

рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов.

Выводы по работе.

Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты,

части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна.

Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика

системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем.

Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при

типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее

значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в

валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему и остается

дискуссионной, этот признак является решающей при классификации

экономических систем.

Второй атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее элементов.

Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей «

взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет

особое значение для разработки проблем трансформации экономических систем.

Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней

системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая

терапия или градуализм при проведении реформ).

Третий важнейший признак сложной системы имеет внутреннюю структуру

взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь

определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак

составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация

экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной

целевой функции.

Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во

внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством

коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более

высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что

данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого

оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.

И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не

может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или

субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие

этого атрибута.

Характеристика сложных целостных систем может быть намного больше, но мы

ограничивались данными атрибутами, которые в достаточной степени показывают

возможные направления поисков в экономической теории.

В заключение отметим, что при сознательной трансформации экономической

системы главным условием недопущения окончательного ее распада является

«плавное» изъятие «лишних» элементов и введение новых; чтобы дать

возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости

элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного

исследования составлена табл. 2 в которой сведены основные отличительные

черты командно-административной, рыночной и смешанной экономических систем.

Таблица 2.

|Основные |Рыночная |Командно-администрати|Смешанная экономика |

|черты |экономика |вная экономика | |

|Масштабы |Обобществление|экспроприацию |Обобществление и |

|обобществлен|производства в|трудовой частной |огосударствление |

|ия |рамках |собственности, |части хозяйства в |

|производства|предприятия |насильственное |национальном и |

| | |объединение частных |интернациональном |

| | |товаропроизводителей |масштабах |

| | |в колхозы и совхозы | |

|Преобладающа|Экономическая |господствует |Экономическая |

|я форма |деятельность |государственная |деятельность на базе |

|собственност|единоличных |собственность |коллективной частной |

|и |предпринимател| |и государственной |

| |ей-капиталисто| |собственности |

| |в | | |

|Форма |Жесткая |Мягкая |- |

|бюджетного | | | |

|ограничения | | | |

|Стимул к |Факторные |Социалистическое |Факторные доходы |

|производител|доходы |соревнование | |

|ьному труду |(заработная | | |

| |плата, прибыль| | |

| |и т.д.) | | |

|Основной |Принцип |воля центрального |Принцип соответствия |

|принцип |соответствия |органа власти, |спроса и предложения |

|производства|спроса и |материализующая | |

| |предложения |принятые политические| |

| | |и идеологические | |

| | |решения. | |

|Регулировани|Саморегулирова|жесткий контроль |Активное |

|е экономики |ние |централизованным |государственное |

| |индивидуальных|государством, |регулирование |

| |капиталов на |полностью |национальной |

| |основе |монополизировавшим |экономики для |

| |свободного |экономику и власть. |стимулирования |

| |рынка при | |потребительского |

| |слабом | |спроса и предложения,|

| |вмешательстве | |предотвращения |

| |государства | |кризисов и |

| | | |безработицы и т.д. |

|Конкуренция |Есть |Нет |Есть |

|Теневая |Отсутствует |Присутствует |Только на запрещенный|

|экономика | | |государством товар |

| | | |(наркотики) |

|Координация |Роль |Правила и параметры |роль координации |

| |координации |экономического |действий |

| |действий |поведения, и |экономических |

| |экономических |соответствующее |субъектов и |

| |субъектов и |размещение благ |размещения благ |

| |размещения |определяются |определяется и |

| |благ в |воздействием |рыночным механизмом и|

| |экономике |командующей |государственным |

| |выполняет |(управляющей) |регулированием. |

| |рыночный |подсистемы, которой | |

| |механизм, и, |является, государство| |

| |прежде всего, | | |

| |система цен. | | |

|Ценообразова|ориентируется |Государство |гибкие цены |

|ние |на |устанавливает | |

| |предотвращение|постоянные | |

| |спада в |(фиксированные) цены | |

| |производстве. | | |

|Заработная |устанавливаетс|административное |устанавливается в |

|плата |я в процессе |установление |процессе конкуренции |

| |конкуренции |заработной платы |при соотношении |

| |при | |спроса и предложения |

| |соотношении | |на рынке труда, но |

| |спроса и | |государство |

| |предложения на| |устанавливает |

| |рынке труда | |минимальную |

| | | |заработную плату. |

|Социальные |Социальная |Гарантированное |Создание |

|гарантии |незащищенность|трудоустройство, |государственных и |

| |граждан в |бесплатная медицина и|частных фондов |

| |случаях |образование, |социального |

| |безработицы, |социальное |страхования и |

| |болезни и |обеспечение |социального |

| |старости | |обеспечения |

Заключение.

Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с

некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то

есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения

без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав

собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с

капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно

отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти

первичное накопление капитала.

Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на

базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть

приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как

раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность

установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской

специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский «первый

мир» от «второго мира» - Центральной Европы.

Основные очаги сопротивления рынку находятся в России за пределами

производственной системы, вдали от давления конечного платежеспособного

спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и

региональной.

Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде всего - правовой

регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства.

Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для

всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это

именно то, что обычно называют конкуренцией. Напротив, российская

вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически избегать

этого правила.

Каково возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в

следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского

общества осуществляется «сверху», государством или правящей верхушкой. Это

как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но «завязший» в

олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации

такого сценария является усиление центральной государственной власти,

которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону

авторитарности.

Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе

финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем

и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что

наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно

вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком

случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным

субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты?

Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений,

опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов,

чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

Может быть, Россию спасет третий сценарий, к сожалению маловероятный. Это -

демократический вариант, требующий прихода к власти новых людей, способных

предложить план развития, который найдет отклик у населения. Основным

условием является «освобождение» бюджета от финансовой олигархии. Сценарий

был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких

предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры,

действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные

приватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно

поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское

общество может модернизироваться «снизу».

В следующее тысячелетие Россия войдет с проблемой бедности. В числе «новых

бедных» больше других рискуют оказаться менее квалифицированные и менее

образованные работники ВПК, гигантов тяжелой промышленности, отсталых

производств, которые, вероятнее всего, перейдут в разряд нищих.

Нуждающимися и необеспеченными могут стать значительные контингенты

квалифицированных, хорошо образованных молодых работников ВПК, гигантов

промышленности, а также депрессивных регионов. Именно в среде

квалифицированных работников ВПК, тяжелой промышленности, прикладной науки

локализуется фокус, центральная точка современной российской бедности. В

ближайшие 15 - 20 лет именно они останутся лучшей частью трудового

потенциала России.

Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия ряда

факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического роста,

фискальной политикой государства и перераспределением доходов посредством

трансфертных платежей, проведением активной государственной политики

доходов. Последняя призвана решать две главные задачи: регулировать рост

заработной платы с целью стабилизации цен и поддерживать уровень доходов

посредством программ социального страхования и государственной помощи. Один

из признаков оптимизации распределения доходов в обществе - преобладающее

возрастание доли средних доходов и значительное сокращение доли наиболее

высоких доходов в общем «котле». В рамках политики регулирования доходов

перспективно - об этом свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов

добровольного (автономного от государства) регулирования заработной платы,

предоставляющих союзам предпринимателей и наемных работников право на

свободные переговоры по заключению тарифных соглашений без вмешательства

государства. Роль государства при такой системе - определение

законодательных рамок, регулирующих трудовые отношения.

Главной проблемой современного периода формирования научных экономических

систем в отечественной экономической науке можно считать проблему

совмещения универсальных подходов, выработанных мировой экономической

мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной

экономической действительности.

Список литературы:

Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг – М. Финансы и статистика 1992

Большая Советская Энциклопедия Т.27

Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель - М. Мысль 1991

Емцов Р.Г. Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник - М. ДИС 1999

Курс экономической теории Под ред. Чепурина М.Н. проф. Киселевой Е.А. -

Киров 1994

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,

микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие под.

Ред. А.В. Сидоровича - М. ДИС 1997

Кэмпбелл Р. Макконнелл Экономикс. Принципы, проблемы и политика – М.

Республика 1992

Нестеренко А.С. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы,

исторический опыт, уроки для России //Вопросы экономики №8 1998

Нуреев Р.М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов -

М. Высш.шк. 1996

Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики.

//Вопросы экономики. №10 1996

Платонова Е.С. Экономические системы и их трансформация – М. ЭММО 1998

самсон И.П. Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики №8 1998

Страны мира: Краткий полит. экон. Справочник - М. Политиздат 1989

Ходов Л.А. административное воздействие и моральное убеждение в

госрегулировании рыночной экономики. //Российский экономический журнал №4

1997

Хойер В.Р. Как делать бизнес в Европе – М. Прогресс 1990

Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны.

Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. В.П. Колесов – М. Высш.шк.

1990

Экономика: учебник Под ред. Доц. А.С. Булатова - М. БЕК 1994

Япония Ежегодник - М. Мысль, 1985

Япония. Региональная структура экономики. /Под ред. В.Я. Выборнова - М.

Наука 1987

-----------------------

[1] См., например: Корнаи. Я. Дефицит. М., 1990; ГайдарЕ. Экономические

реформы и иерархические структуры. М., 1990.

[2] ВВП — валовой внутренний продукт; ВНП — валовой национальный продукт

(см. гл. II).

-----------------------

Домашнее хозяйство

Рынок потребительских благ

Фирмы

Рынок ресурсов

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.