Движение капитала в России 1997-1998 гг
Движение капитала в России 1997-1998 гг
Содержание
Введение 2
I. Бегство Российского капитала в 1997-1998 годах 3
1. Специфика «бегства» капитала из России в 1997-1998 годах 3
Масштабы и последствия утечки капитала 5
II. Кризис 1998 года: причины, следствие, влияние на движение капитала. 6
1. Общеэкономические тенденции 1997-1998гг и причины промышленного
кризиса. 6
2. Экономические проблемы финансового кризиса и их влияние на движение
капитала. 9
3. Занижение стоимости экспорта 11
III. Инвестиции в России 1997-1998 года. 13
IV. Движение капитала в 1997-1998 годах с точки зрения анализа
экономических реформ. 15
Заключение. 21
Список используемой литературы. 24
Введение
Интересные события с точки зрения анализа экономических ситуаций
происходили в конце 90-х годов. За время реформ в российской экономике
произошли глубокие изменения. Экономические отношения были поставлены на
совершенно новую основу.
События, произошедшие в 1998 году кардинальным образом повлияли, на
дальнейшее развитие экономики. И для того чтобы проследить причины и
последствия кризиса 1998 года, необходимо рассмотреть этот вопрос с нового
фокуса зрения.
Данная работа посвящена изучению процесса движения государственного
капитала в 1997-1998 годах и его отражению в развитии экономики страны в
целом.
Целью работы является изучение основных тенденций движения
государственного капитала в период с 1997 по 1998 годы, их причин,
особенностей и последствиям.
Бесспорна актуальность рассматриваемой темы, так как анализ движения
государственного капитала в сложной экономической ситуации, позволяют
выявить новые экономические закономерности и дать подробный анализ причин
сложившейся ситуации. Кроме того, данная тема представляет для нас интерес
ввиду зависимости социально-политических явлений от курса экономических
реформ и преобразований.
Работа состоит из нескольких глав. В первой главе мы вводим понятие
бегство капитала, характерное для разбираемого периода и разбираем
специфику бегства капитала в России в 1997-1998 годах. Вторая глава
посвящена масштабам и последствиям бегства капитала в России. Далее мы
разбираем общеэкономические тенденции развития экономики второй половины
90-х годов и причины и последствия кризиса 1998 года. И, наконец,
рассматриваем движение капитала в 1997-1998 годах с точки зрения
экономических реформ 90-х годов.
При написании работы мною было использовано большое количество российской
периодической литературы, в том числе такие журналы, как «ЭКО», «Экономика
и жизнь», «Вопросы экономики» , «Рынок ценных бумаг» и другие, а так же
использовались материалы официального байта министерства финансов РФ
(www.govminfin.ru)
I. Бегство Российского капитала в 1997-1998 годах
1. Специфика «бегства» капитала из России в 1997-1998 годах
Говорить о движении капитала в 1997-1998 годах трудно, так как в
предкризисный и кризисный период оно было представлено таким явлением, как
бегство капитала.
Специфика заключается в уродливом сочетании нелегальной распродажи
экономических активов, утечки капитала в результате ценовых манипуляции при
заключении экспортно-импортных контрактов с легальными каналами перемещения
капитала через структуры финансового рынка.
1997-1998 гг. при сокращении ряда нелегальных каналов преобладающей
формой становится легальная распродажа иностранными инвесторами ГКО и
акций, которые они приобрели в результате принятия решения об открытости
российского фондового рынка для нерезидентов.
Дестабилизация финансовой системы России в конце 1997 г. и
неустойчивость мировой системы породили в последние два года массовый отток
иностранного капитала с российского фондового рынка.
Другой характерной особенностью является внутреннее «бегство» капитала
от рубля к иностранной валюте. Оно вызвано устойчивым недоверием инвесторов
к отечественной валюте, обусловленным отсутствием продуманной экономической
политики Правительства и слабостью банковской системы страны.
Большинство граждан России предпочитают не вкладывать свои сбережения в
российские банки, а тратить их на покупку иностранной валюты. В 1997 г. на
эти цели население израсходовало 349,4 трлн руб., а сбережения в виде
вкладов в отечественные банки и приобретения ценных бумаг составили 37,9
трлн руб., на уплату налоговых взносов пошло 88,5 трлн руб.
С учетом сложности и неоднозначности природы «бегства» капитала и
суммируя важнейшие признаки этого явления, дадим следующее определение.
«Бегство» капитала из России есть устойчивый и в больших масштабах отток
экономических и финансовых активов, происходящий в легальной и нелегальной
формах и сокращающий финансово-инвестиционные ресурсы страны.
«Бегство» капитала есть часть вывоза капитала, включающего
целенаправленный экспорт частного и государственного капитала путем
легальных и официально зарегистрированных операций резидентов,
осуществляющих прямые и портфельные инвестиции, и другие инвестиционные
вложения в виде приобретения недвижимости, предоставления государственных
кредитов, лицензирования финансовых кредитов нерезидентам, торговых
кредитов на отсрочку платежа, накопления наличной иностранной валюты у
резидентов, изменения остатков на открытых за рубежом с разрешения ЦБ РФ
счетах.
Одним из главных признаков экспорта капитала в отличие от его «бегства»
является то, что операции резидентов по вывозу финансовых ресурсов приводят
к увеличению их финансовых активов. «Бегство» капитала, напротив,
увеличивает финансовый потенциал страны, в которую происходит утечка.
Возрастающая взаимозависимость фондовых рынков отдельных стран и
глобального мирового фондового рынка повышает риск «бегства» капитала,
осложняет прогнозирование последствий влияния единовременного оттока
капитала на финансовое положение ряда стран и в целом на мировую финансовую
систему.
Перелив - капитала - нормальное явление рыночной экономики. Он
способствует расширению выпуска новой конкурентоспособной продукции,
развитию регионов мировой экономики, испытывающих недостаток экономических
и финансовых активов.
Если масштабы «бегства» капитала сокращают финансово-инвестиционные
ресурсы страны, то это свидетельствует о том, что механизм перелива
капитала действует в направлении оттока, а не притока капитала, как это
было в нашем случае.
Масштабы и последствия утечки капитала
Оценки масштабов «бегства» капитала варьируют от 50 до 300 млрд дол. В
Центре финансово-банковских исследовании Института экономики РАН
разработана методологическая база для определения объемов «бегства
капитала. Авторы методики, учитывая недостаточную прозрачность
информационной базы, предлагают определять его минимальную и максимальную
границы. Минимальную границу можно установить, используя данные платежного
баланса страны. Основой для расчета объема «сбежавшего» капитала является
баланс текущих торговых расчетов, сальдо притока и оттока вложений в ценные
бумаги (портфельные инвестиции и сальдо прямых инвестиций). Учитываются
также изменения в величине официальных золотовалютных резервов и в объеме
внешнего долга. «Бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для
экономики страны.
1. Сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса
(денежный агрегат М2). Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и
вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых
манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз
экономических активов.
2. Сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской
межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля
становится неустойчивым.
Сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на
зарубежные кредиты.
3. Уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании
вывоза капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются и налоги.
В страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу
капитала.
II. Кризис 1998 года: причины, следствие, влияние на движение капитала.
1. Общеэкономические тенденции 1997-1998 гг и причины промышленного
кризиса.
Накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило
постепенно и параллельно кажущейся стабилизации, давшейся, однако, большой
ценой. Борьба с инфляцией путем ограничения роста денежной массы привела к
недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота:
монетизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех
развитых странах. Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет
сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции" (девальвации,
неплатежей, внутреннего и внешнего государственного долга и т.д.).
В России рост "отсроченной инфляции" происходил на фоне постоянного
повышения реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости.
Вследствие непродуманной фискальной политики все большее количество
предприятий уходило в теневую экономику. Активно работали "обналичивающие
фирмы", и только в 1997 г. они вынуждены были перейти на нелегальное
положение, хотя это их, по-видимому, мало смутило, поскольку стоимость
данных услуг практически не возросла. До 40% экономики функционировало в
теневом секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10-12 млрд. долл.
ежегодно.
Все это время баланс бюджетных расходов поддерживался за счет роста
"отсроченной инфляции". Общий объем неплатежей в 1998 г. составил более 1,4
трлн. руб.
Государственный внешний долг, несмотря на относительно небольшую его
величину и неплохую структуру, вследствие накопления краткосрочных валютных
обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), внешних займов субъектов
Федерации, падения цен на нефть и газ, неблагоприятных внутренних условий
стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.
Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установлению
неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары. Цены на
экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну, а
цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность
отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка
обеспечивается за счет импорта: большинство видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции просто невыгодно стало производить.
По-видимому, в 1995-1996 гг. "отсроченная инфляция" вышла из-под
государственного контроля и стала развиваться самопроизвольно.
В подобных условиях могли развиваться лишь экспортоориентированные
сырьевые отрасли промышленности и теневые предприятия малого и среднего
бизнеса, тогда как российская индустрия в целом, особенно наукоемкие
отрасли промышленности, была обречена на вымирание.
Финансовые средства оказались оторванными от реального сектора экономики
и вращались либо в рамках рынка ГКО-ОФЗ, либо в замкнутых цепочках сырьевых
экспортеров.
Объемы инвестиций продолжали снижаться опережающими темпами даже несмотря
на некоторую стабилизацию промышленного производства. За восемь лет
капиталовложения в экономику страны сократились почти в пять раз. Все это
свидетельствует с том, что у государства не было сколько-нибудь продуманной
политики экономического роста.
Нынешний экономический кризис был фактически подготовлен:
. накоплением "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика
страны оказалась неспособна обслужить;
. неоправданно низкой долей накопления, то есть государство жило не по
средствам, "проедая" доходы будущих поколений;
. чисто спекулятивным характером фондового рынка, не отражающим реального
состояния экономики;
. полным отсутствием какой-либо государственной программы экономического
роста и развития промышленного производства;
. непродуманной фискальной политикой.
Внешние факторы (восточно-азиатский и мировой экономические кризисы,
падение цен на нефть и т.д.) лишь ускорили наступление кризиса в России и
увеличили его тяжесть.
Однако начало кризиса было спровоцировано непосредственно правительством.
Оно попыталось одним махом девальвировать рубль, повысить налоговые
поступления в казну, облегчить положение крупнейших банков путем
замораживания расчетов с их зарубежными кредиторами, объявить войну
неплатежам.
Экономические причины кризиса 1998 г. коренным образом отличают его от
кризиса начала 90-х, который был следствием шоковой терапии, но при этом и
определенной степени сохранялся потенциал дальнейшего экономического роста.
Кризис 1998 г. связан в первую очередь с истощением резервов экономического
развития - основы существования самого государства, В результате его
последствия сказались значительно тяжелее.
2. Экономические проблемы финансового кризиса и их влияние на движение
капитала.
Среди важнейших экономических последствий финансового кризиса в России,
особенно обострившегося к августу 1998 года, можно выделить следующие:
. Снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к
Правительству, Центральному банку и Министерству финансов России означает
утрату возможностей занимать деньги как на внешних, так и на внутренних
рынках, а также отток зарубежных инвестиций и, как следствие, дальнейшее
отдаление перспектив экономического роста.
. Закрытие как внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита
государственного бюджета означают в сложившееся ситуации переход к
инфляционному характеру финансирования и возвращение к практике
кредитование Центробанком Правительства России. Это, в свою очередь,
повысит темпы роста денежной массы и неизбежно скажется на росте
потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной
политики.
. Кризис отечественного банковского сектора, происходящий не только из-за
потерь на финансовых рынках, но и из-за самого факта ликвидации основного
источника и взаимосвязанных источников получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ,
приведет к обострению кризиса неплатежей.
. Обвал на российском рынке акций, отразивший реальную привлекательность
портфельных инвестиций в российский корпоративный сектор (индекс РТС-1 с
начала октября 1997 года до начала сентября 1998 года упал на 90%)
приведет к дальнейшему снижению возможностей российских предприятий по
привлечению финансирования.
Ожидаемого усиления деловой активности в нефтегазовом и других
экспортоориентрованных секторах экономики, благодаря изменению соотношения
"затраты в рублях/выручка в валюте", может не произойти, поскольку в
условиях обострения бюджетного кризиса государство постарается выбирать все
дополнительные прибыли из сектора даже без введения дополнительных налогов
в счет просроченной задолженности в бюджет. Точно так же трудно
прогнозировать способность ряда отечественных импортозамещающих отраслей
быстро нарастить выпуск продукции, воспользовавшись резким падением
реального курса рубля и соответствующим снижением конкурентоспособности
импортных товаров. Эти перспективы зависят также от уровня инфляции.
По отношению к первому кварталу в ходе кризиса произошла почти 160-
процентная девальвация рубля. В то же время наблюдался интенсивный рост
индекса потребительских цен.
Кроме того, наблюдается резкое снижение уровня жизни населения что
приводило к снижению вкладов не только как следствию снижения политического
доверия, но и просто из-за недостаточности экономического положения.
Реальная заработная плата и доходы населения в марте 1999г, по данным
Госкомстата РФ составили 58 и 75% от показателей годичной давности. И, хотя
падение уровня жизни в последнее время несколько замедлилось, это является
слабым утешением для большинства людей, чье благосостояние было существенно
подорвано финансовым кризисом.
По сравнению с первым кварталом 1998г. минимальный потребительский набор
подорожал почти вдвое. И, хотя денежные доходы населения увеличились в
марте 1999г. на 54,1% по сравнению с тем же периодом 1998г, инфляционный
скачок полностью «ликвидировал» эту прибавку. Таким образом, сейчас в
среднем по РФ месячные доходы населения лишь в 1,5 раза превышают
прожиточный минимум. Аналогичная ситуация складывается и с реальной
средней заработной платой. Начисленная номинальная заработная плата, по
данным Госкомстата РФ, составила в марте 1999г. 1295 руб. и возросла по
сравнению с мартом 1998г. на 20,4%. Тем не менее, в долларовом эквиваленте
она снизилась более чем в 3 раза. Еще летом 1998г. средняя зарплата по
России составляла 180 долл. США, то в марте 1999г. она опустилась в среднем
по всем отраслям экономики до 54 долл. США.
Однако, и столь низкая заработная плата далеко не всегда выдается в
срок по состоянию на 1 апреля 1999г. суммарная задолженность по зарплате
составила 67686 млн. рублей.
3. Занижение стоимости экспорта
Необоснованное не поступление экспортной выручки Непогашение импортных
авансов Невыделенный контрабандный экспорт Торговые кредиты сверх выданных
Б лицензий и разрешений на отсрочку платежа и предварительную оплату
импорта Превышение отраженных в платежном балансе финансовых кредитов сверх
выданных Б лицензий и разрешений Вывоз капитала по статье «Чистые ошибки и
пропуски» платежного баланса
Капитальные трансферты эмигрантов Средства, затраченные россиянами на-
приобретение недвижимости за границей Контрабандный вывоз наличной валюты
Так, в 1997 г. значительный чистый приток валюты по линии госсектор?
(+12,8 млрд долл.) был связан с финансированием бюджетного дефицита за счет
портфельных инвестиций нерезидентов в государственные долговые ценные
бумаги (ГКО/ОФЗ, а также еврооблигации). I ., , .
Общая сумма обязательств государства по портфельным инвестициям
нерезидентов составляла 44 млрд долл. В 1998 г. чистый приток госсектора
был достигнут за счет значительной просроченной задолженности после
августовского дефолта по ГКО/ОФЗ. При этом в 1997—'1998 гг. сальдо
торгового баланса и баланса услуг находилось на очень низком уровне (12—13
млрд долл.) в связи с неблагоприятной конъюнктурой на рынке энергоносителей
и высоким объемом импорта (1997 г. — 89,04 млрд, в 1998 г. — 74,7 млрд
долл.).
Растет спрос со стороны нерезидентов на российские активы, в том числе
на акции предприятий, ориентированных на внутренний рынок (региональные
предприятия связи, энергетики). В то же время не вполне понятно, как будет
развиваться ситуация при условии затяжной мировой рецессии и
продолжительного снижения цен на энергоносители.
На примере российского кризиса 1997—1998 гг. и азиатского кризиса
очевидно, что краткосрочные портфельные инвестиции очень мобильны и их
отток при ухудшении внешнеторгового баланса и повышении инвестиционных
Страницы: 1, 2
|