Дефицит бюджета и государственный долг в переходной экономике России
Дефицит бюджета и государственный долг в переходной экономике России
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 4
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ 5
ГЛАВА 2 9
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, его основные виды 9
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 9
СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 12
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 15
ГЛАВА 3 18
способы финансирования дефицита государственного бюджета 18
Проблема финансирования дефицита государственного
бюджета в переходной экономике 24
ГЛАВА 4 31
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 31
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 33
ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 34
внешний ДОЛГ России 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ 43
ВВЕДЕНИЕ
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета. Правительство нашей страны
всеми силами старалось уменьшить его и ликвидировать вообще. Что же это за
понятие и почему оно так влияет на экономику? В своей курсовой работе я
постараюсь ответить на этот вопрос. Россия считается страной с переходной
экономикой, т.к. до сих пор окончательно не перешла к рыночной экономике.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования
дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины
государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление
путей его уменьшения и устранения вообще.
В моей курсовой работе шесть глав. В первой главе я попыталась описать
бюджетную систему государства, ее структуру и формирование государственного
бюджета как в странах с развитой рыночной экономикой, так и у нас в России.
Во второй главе я характеризую основные виды дефицита государственного
бюджета и причины их возникновения. В данной главе анализируются
циклический дефицит государственного бюджета, структурный дефицит,
операционный, первичный и квазифискальный дефицит государственного бюджета.
Наряду с теоретическим анализом даются статистические материалы, а также
связанные с этим допустимые меры бюджетно-налоговой политики. В третьей
главе «Проблемы и способы финансирования дефицита государственного бюджета
в переходной экономике» рассматриваются такие пути преодоления дефицита
государственного бюджета как монетизация бюджетного дефицита, внешнее
долговое финансирование, внутреннее долговое финансирование. Оцениваются
положительные и отрицательные стороны каждого из них. Эта глава посвящена
проблемам переходной экономики, связанным с дефицитом государственного
бюджета. В ней рассматриваются долгосрочная и краткосрочная напряженность в
бюджетно-налоговой сфере и ее причины, проблемы увеличения уровня налоговых
поступлений и обслуживания государственного долга, аннулирования
квазифискальных операций, а также утверждается необходимость структурной
бюджетной реформы. В четвертой главе рассматриваются две точки зрения на
государственный долг, а также влияние существования как внутреннего, так и
внешнего долга на бюджет страны в целом. А также идет речь о существующем
внешнем долге России и о влиянии его на экономику страны в целом,
перспективы его сокращения и погашения. И последним разделом моей работы
является заключение, содержащее выводы по всей работе с заключительными
выводами.
Я выбрала эту тему курсовой работы, во-первых, потому что
она близка и интересна мне как будущему экономисту, а во-вторых,
потому что я считаю ее жизненно важной для экономики любой
страны. По моему мнению, без сбалансированного государственного
бюджета трудно достичь макроэкономической стабильности и
примером этому являются практически все страны бывшего Союза. Если же нашей
стране удастся принять доходный бюджет и добиться снижения государственного
долга, то это поможет выйти из кризиса не только нам, но и всем странам
СНГ.
Глава 1.
Бюджетная система государства
Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм,
характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных
органов власти.
Структура бюджета страны зависит от её государственного
устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная
система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и
местный бюджеты. В странах с федеративным государственным
устройством (США, ФРГ к ним относится и Россия) имеется промежуточное
звено - бюджеты штатов, земель, регионов и соответствующих им
административных образований.
Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд
денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство
страны или администрация конкретной территории. К бюджетам
территории относятся: бюджеты крупных регионов - штатов, земель,
департаментов; бюджеты местных органов управления - городов,
графств, районов и т. д.
Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и
его расходы.
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По
своей структуре расходные статьи, например государства,
подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные
расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на
хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление
внешнеэкономической деятельности.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы
государственных расходов увеличиваются темпами, значительно
превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные
расходы в ХХ столетии выросли более чем в 350 раз. Только за
период с 1980 по 1989 годы расходы федерального бюджета
увеличились в два с лишним раза (с 433,5 млрд. дол. до 877,2
млрд. дол.).
К числу важнейших статей государственных расходов относятся
затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок
для функционирования производственных секторов экономики. Всё более
значительное место занимают и расходы на создание объектов
социальной инфраструктуры, в первую очередь - на образование и
здравоохранение.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы.
Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые,
но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты
процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны,
ветеранам и т. д.
Важной составной частью финансовой системы государства являются
местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в первую
очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог,
школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство.
Бюджеты местных органов власти используются также на социально-
культурные нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания
экологического равновесия.
Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из
налогов, собранных как центральными, так и местными органами власти,
государственных займов, а также поступлений так называемых
внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода фондов
обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов
для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического
характера. К числу их относятся социальное страхование,
строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и
переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно
растет, примером этому может служить, к сожалению, не наш бюджет, а
федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800
подобных фондов.
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И В
РОССИИ
Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального
правительства, местных органов власти всех уровней, а в ряде стран
и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть
хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью
которого правительство оказывает огромное воздействие на весь
процесс производства и распределения. Бюджетная система выполняет
при этом три функции:
1. фискальную - через изъятие налогов обеспечивает необходимые
ресурсы для правительственной деятельности, то есть для
покрытия расходов на военные, экономические и социальные
программы, а также на существование аппарата управления;
2. экономического регулирования - налоги и расходы
используются как рычаги управления хозяйственной
деятельностью и осуществления определённых целей
экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования
её роста, структурных сдвигов и т. п.);
3. выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов,
благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе
трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным
гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п.
Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в
том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те
общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное
предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают
плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных
слоёв общества или населения в целом.
Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как:
содержание вооружённых сил и государственного аппарата;
финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение,
здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства;
выплата процентов по государственному долгу.
Соотношение между этими глобальными категориями определяется
многими факторами: социальной и экономической структурой в
конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и
политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики.
Сравнительная характеристика структуры бюджетных расходов в США,
Японии, ФРГ и Англии в конце 80-х - начале 90-х годов
представлена в таблице (т.к. некоторые виды расходов опущены, то
приведенные суммы отличаются от показателя «все расходы»).
Таблица 1 (15, с.44)
Государственные расходы по функциям в % к ВВП
| | |Япония | ФРГ | Англия |
| |США | |1989 г. |1990 г.|
| | |1990 г. | | |
|1. Общественные |9,3 |4,9 |9,2 |9,7 |
|товары, в т. ч. | | | | |
| оборона |6,0 |0,9 |2,5 |4,3 |
|2. Общественные услуги, |6,0 | |10,9 |12,2 |
|в т. ч. | |10,8 | | |
| образование |4,7 |3,7 |4,2 |5,0 |
| здравоохранение |0,9 |4,8 |6,0 |5,1 |
| жилищное строительство |0,4 |2,2 |0,7 |2,1 |
|3. Трансферты, в т.ч. |11,9 |7,8 |18,5 |13,4 |
| поддержание доходов |7,8 |7,2 |15,7 |9,9 |
| административные расходы|0,6 |0,6 |2,4 |1,6 |
| Прочие трансферты |3,5 |0,0 |0,4 |1,8 |
|4. Экономические услуги, |4,6 |4,4 |4,5 |4,0 |
|в т. ч. | | | | |
| капиталовложения |1,7 |2,9 |1,4 |1,8 |
| субсидии |0,6 |0,5 |1,8 |0,5 |
|5. Проценты по |5,1 |4,0 |2,7 |3,5 |
|государственному долгу | | | | |
|6. Все расходы |36,9 | |45,8 |43,2 |
| | |32,5 | | |
Таблица 2 (16,с. 15)
Структура расходов консолидированного бюджета
РФ в 1995 году
| |Доля в % |Доля в % к |
|Основные расходные статьи |к ВВП |бюджетным |
| | |Расходам |
|РАСХОДЫ ВСЕГО |29,8 |100 |
|Из них: | | |
|Государственное управление |0,7 |2,3 |
|Международная деятельность |1,7 | |
|Национальная оборона |3,0 |10,0 |
|Правоохранительная деятельность и |1,6 | |
|обеспечение безопасности | | |
|Промышленность, энергетика, |2,1 |11,4 |
|строительство | | |
|Сельское хозяйство и рыболовство |1,3 | |
|Социально-культурные мероприятия, |7,9 |24,0 |
|в т. ч.: | | |
| образование |3,5 |12,0 |
| культура и искусство |0,5 | |
| здравоохранение и |2,5 | |
|физкультура | | |
| социальная политика |1,3 | |
|Прочие |11,5 |40,0 |
Как видно, структура расходов российского бюджета существенно
отличается. За годы реформ, прежде всего, произошло резкое
снижение доли военных расходов - с примерно 20% ВВП в 1990 г.
до 3% ВВП в 1995 г. (в США к 1995 г. они снизились до 3,7%
ВВП). Но самое главное различие состоит в том, что удельный вес
социальных расходов (статья “Социально-культурные мероприятия”) в
России значительно ниже уровня развитых стран. Крайне низка у нас
доля финансирования науки, причём она непрерывно снижалась: с 1,03%
в 1991 г. до 0,41% в 1995 г. (в развитых странах этот
показатель колеблется в пределах 2-2,7%).
Главным источником покрытия государственных расходов являются
налоги. Подавляющую часть налоговых поступлений дают три источника:
во-первых, индивидуальный подоходный налог, от которого поступает
примерно треть всей суммы (кроме Франции, где его доля довольно
низка - 13,4%); во-вторых, налог на заработную плату, доля
которого колебалась в конце 80-х годов от 19% в Англии до 46%
во Франции; в-третьих, налоги на потребление. Если в США и Японии
эти налоги давали по 18% поступлений, то в европейских странах
их фискальная роль была гораздо выше. Удельный вес налогов на
потребление, главным образом благодаря существованию здесь налога на
добавленную стоимость, колебался в пределах 30%. Общим для всех
перечисленных стран - является низкая доля поступлений от налога
на прибыли корпораций. Если исключить Японию (21,1%), то эта доля
составляла лишь 7% в США, 4% во Франции, 5% в ФРГ и около 11%
в Англии. Это говорит о том, что налоговые системы построены
таким образом, чтобы максимально снизить налогообложение
предпринимательского сектора, с тем, чтобы предприятия имели
благоприятные возможности для инвестирования получаемых прибылей.
С 1992 года российский бюджет в основном перешел на те виды
налогов, которые характерны для стран с рыночной экономикой, -
подоходный налог, налог на прибыль предприятий, имущественный налог,
налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Сразу же большую
роль стал играть налог на добавленную стоимость, хотя его пресс
постепенно снижали: в 1992 г. он дал 37,5% всех бюджетных
поступлений. А в 1995 г. - 22,0%. Что касается поступлений по
остальным видам налогов, то их структура почти не изменилась.
Значительную часть бюджетных поступлений дают прямые налоги на
прибыль предприятий, хотя их доля несколько снизилась - с 29 до
26%. Если учесть, что налоги на предприятия забирают до 80%
прибыли, то становится ясно, что их главная роль - фискальная,
никакого простора для инвестиционной деятельности такие налоги не
оставляют. Ничтожно малую долю дают налоги с населения - 8%. По-
видимому, необходима более прогрессивная шкала налогообложения
физических лиц, которая до 80-х годов во всех странах Запада была
весьма дифференцированной,
с высокими предельными ставками.
В данной главе мной было рассмотрено понятие гос.бюджета, его основные
составляющие: расходную и доходную статьи. К функциям бюджетной системы
относятся: фискальная политика, экономическое регулирование, выравнивание
доходов. Из рассмотрения структуры расходов бюджета в развитых странах по
сравнению с российской можно сделать следующий вывод: в РФ крайне низка
доля финансирования науки, социально-культурных мероприятий, доля военных
расходов значительно снижена. Главным источником гос. расходов в развитых
странах являются такие налоги как: подоходный налог, налог на з/плату,
налог на потребление. В России основными являются: подоходный налог, налог
на прибыль предприятий, имущественный налог, НДС, акцизы, но в России налог
с населения соответствует 8%, таким образом, нам нужна более прогрессивная
шкала налогообложения физических лиц.
Глава 2.
Понятие бюджетного дефицита, его основные виды
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета
превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности
государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В
зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.
Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного
долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет
не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|