Ценообразование на уровне предприятия
Ценообразование на уровне предприятия
1.ВВЕДЕНИЕ
Ценообразование на уровне предприятия в современных рыночных условиях -
такова тема этой работы. Из всего этого длинного словосочетания становится
ясно, что речь пойдет о цене как об экономической единице, о роле
ценообразования на предприятии и, конечно, о том как все это происходит в
нашей стране на современном этапе.
Ключевым понятием в этой работе, естественно, является цена. Поэтому
необходимо сразу дать четкое определение, что же такое "ЦЕНА".
"Словарь – справочник предпринимателя", Л. Лозовский, Б. Райзберг, изд-во
"Ось", Москва 1997г
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая
количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов
купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его
стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как денежной стоимости
единицы товара. В случае, когда единица данного товара обменивается на
определенное количество другого товара, количество становится товарной
ценой данного товара.
Говоря проще: Цена – это эквивалентная стоимость товара, как правило,
выраженная в денежных единицах.
Но не стоит так упрощать, ведь цена, как таковая, играет очень
важную роль в процессе товарообмена и в экономике в целом.
В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или
предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и
тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования
состоит в том, что цена — категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает
существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических
и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а
завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Итак, возникает вопрос: Какую же роль играет цена в условиях рынка?
2. РОЛЬ, ФУНКЦИЯ ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Нельзя недооценить ту роль, которую играет цена в рыночной экономике. Хочу
подчеркнуть, именно в РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, так как, например, при плановой
экономической системе роль цены значительно ниже.
Обратимся к истории:
Значение и формирование цен в социалистических странах имели тенденцию в
ряде случаев обратную той, которая наблюдается в капиталистических странах.
В самом деле, здесь проводился последовательный переход от связанного с
централизованным планированием режима предопределения цен к более гибкой
системе, вплоть до введения механизмов рыночной экономики. После
революционных перемен 80-90-х годов страны Восточной и Центральной Европы,
государства Балтии и СНГ постепенно продвигаются к смешанной системе,
допускающей значительную либерализацию цен. Поэтому все происходившее ранее
представляет (по крайней мере для Европы) лишь исторический и теоретический
интерес.
. Изначально и вплоть до 1960 года в социалистических странах существовал,
за исключением особых случаев, волюнтаристский режим цен. Этот режим
основывался одновременно на теоретической базе и на практической
целесообразности: считалось, что закон стоимости, установленный Марксом,
действовал лишь в условиях капиталистической экономики. Согласно этому
закону, средняя цена производства товара стремится к равенству С + V =
Т, где С - часть стоимости постоянного капитала, израсходованная на это
производство (промежуточное потребление и амортизация оборудования), V -
переменный капитал, то есть заработная плата, Т -средняя норма прибыли
по отношению к вложенному капиталу.
В социалистической экономике этот закон мог действовать лишь частично,
временно и как вспомогательный, в той мере, в какой существовал рынок
товаров потребления, а в производственной сфере — необобществленные секторы
(например, в сельском хозяйстве). Впрочем, допускалось, что, поскольку в
социалистическом обществе сохранялось использование денег, система цен
могла способствовать плановой организации экономики. Под этим углом зрения
система цен приобретает особые характеристики:
. она больше не является механизмом автоматической координации решений
по обмену между хозяйствующими субъектами (предложение и спрос), а
становится средством воздействия органов планирования на процесс
достижения целей, поставленных в плане;
. цены, в принципе, больше не являются результатом торга, но
определяются в приказном порядке;
. цены больше не составляют систему связи между производством и
потреблением. Однако они остаются инструментом ориентации спроса. На
деле с завершением восстановительного периода дефекты этой системы
мало-помалу становились все более очевидными:
. в сфере производства она выделяла ферменты склероза и неэффективности.
Действительно, практика ценообразования, сводившаяся к поддержанию
низких оптовых цен на оборудование и сырье, приводила к тому, что
убыточные предприятия, в частности в базовых отраслях, не заботились о
результатах своей деятельности, рассчитывая на дотации государства.
Кроме того, такая система цен способствовала росту бесхозяйственности
в промышленности;
. она не позволяла с достаточной гибкостью уравновесить спрос и
предложение на предметы потребления. Некоторые полагали, что эти
дефекты были вызваны плохим планированием. Другие пошли дальше и
поставили под вопрос саму основу системы, исходя обычно из принципа,
согласно которому марксистский закон стоимости может быть применен к
социалистической экономике.
Среди этих последних одни предлагали устанавливать цены строго
пропорционально стоимости произведенных товаров; другие предлагали
определять цены стоимостью производства, увеличенной на норму
прибыли, пропорциональную сумме инвестированного капитала; третьи
предлагали даже сделать цены на средства производства пропорциональными их
"предельной" производительности.
. Эти разработки в разной степени оказали влияние на эволюцию,
наблюдавшуюся с 60-х годов. Не отвергая полностью старых основ системы,
выявились две новые ориентации:
. в странах, где планирование оставалось централизованным и
императивным, возникла тенденция ввести некоторую внутреннюю
рациональность в определение цен исходя из того, что в
производственной сфере они должны быть инструментом оценки
рентабельности и что, следовательно, они должны включать в себя
некоторую социалистическую прибыль (которую экономисты-марксисты
называют "средней нормой чистого прибавочного продукта");
. в странах, где планирование становилось более гибким, возникла
тенденция, допускавшая разнообразие цен на некоторые товары, вплоть до
возвращения к ценам свободного рынка, договорным или контролируемым.
Итак, из приведенных выше доводов мы видим, что при плановой экономике
цены в основном устанавливаются директивным путем и поэтому не могут
выполнять ряд функций, которые обычно им присущи .
В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок.
Путеводителем обычно выступает спрос. На рынке действует так называемый
закон спроса, состоящий в том, что объем покупок обратно пропорционален
уровню цен. При понижении цен сделать покупку может больше , а при
понижении цен – меньше потребителей.
Взаимосвязь цен и спроса можно изобразить на графике:
Мы обратили внимание на начальную зависимость между спросом и ценами. В
свою очередь, и это не менее важно, спрос реагирует на изменение цен.
Реакция эта при сопоставлении разных групп товаров оказывается достаточно
неравномерной.
3.ВИДЫ ЦЕН И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕНАХ
3.1. Виды цен и их регулирование
В условиях рыночной экономики цены различаются по особенностям купли
продажи товаров. Представим наиболее общее представление о практикуемых
ценах.
"Базисная цена" используется для определения сорта или качества
товаров (услуг) и согласовывается на переговорах между покупателем и
продавцом.
"Фактурная цена" (цена купли-продажи), определяется условиями
поставки, согласованными в контракте; различают следующие фактурные цены:
- "Ex works", когда продавец обязан поставить товар в распоряжение
покупателя на своем заводе (или складе);
- "FOB", когда товар поставляется продавцом на борт судна в порту,
указанном в контракте;
- "CAF", когда продавец обязан оплатить все расходы по фрахту до места
назначения товара;
- "CIF", т. е. цена CAF. дополняемая обязательством продавца заключить
договор страхования от риска гибели или порчи товара при перевозке.
" Мировая цена ", определяемая в зависимости от вида товара: по
одним товарам - уровнем цен стран-экспортеров, по другим - ценами бирж
(аукционов), а по готовым изделиям - ценами ведущих фирм мира.
" Номинальная цена" - денежные цены товаров, публикуемые в
прейскурантах, справочниках и биржевых котировках.
" Оптовая цена" - цена, по которой товар поставляется крупными
партиями.
" Договорная цена" , которая устанавливается по согласованию сторон
на определенные объемы продукции и сроки ее поставки, в течении которых
цена не должна меняться.
В Российской Федерации переход к рынку предопределил радикальные
изменения и в механизме ценообразования. Введенная в1992 г. система
ценообразования базируется на ведущей роли свободных рыночных цен.
Основными документами, определяющими порядок ценообразования явились:
Постановление правительства РФ "О мерах по либерализации цен" и
"Временное положение о порядке применения свободных (рыночных ) цен и
тарифов на продукцию производственно - технического назначения, товаров
народного потребления и услуги". Тем не менее в России все еще нет закона о
ценообразовании ( данные на момент 1995 года ) , который бы создавал
законодательную базу реализации основ ценовой политики.
Согласно названному выше " Временному положению ", свободные оптовые
цены на продукцию производственно - технического назначения
устанавливаются изготовителем по согласованию на равноправной основе с
потребителями продукции (услуг). Они применяются с учетом налога на
добавленную стоимость при расчетах изготовителей со всеми потребителями
(кроме населения) , в том числе с посредниками (включая снабженческо-
сбытовые, торгово-закупочные предприятия и организации).
Структура "свободной оптовой цены предприятия" на продукцию
производственно - технического назначения ( СОЦППТН) имеет следующий вид:
СОЦППТН = С + П + НДС + СН, где :
С - себестоимость изделия,
П - прибыль от реализации изделий
НДС - налог на добавленную стоимость
СН - специальный налог.
Отметим, что " специальный налог " предназначен для формирования
бюджетного фонда финансовой поддержки отраслей экономики ( в первую очередь
- сельского хозяйства и угольной промышленности).
В настоящее время налоги составляют 45% от СОЦППТН..
Выделяют цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную
продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают:
закупочные, оптовые, отпускные и розничные.
Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, оптовые —
на продукцию производственно-технического назначения, отпускные — на товары
народного потребления. Закупочные цены - это цены на продукцию,
поставляемую через посредников ( торгово-закупочные и снабженческие
организации).Они определяются исходя из СОЦППТН и " снабженческо-сбытовой
надбавки", уровень которой устанавливается по согласованию сторон (между
посредником и потребителем, в том числе и торгующими организациями), но не
более 25% (с НДС) к свободной отпускной цене.
Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются
предприятиями-изготовителями этой продукции.
Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на
некоторые виды продукции производственно-технического назначения,
реализуемые населению.
Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные,
бытовые, коммунальные.
В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки
товаров) могут быть следующие виды франко:
—франко (до) показывает до какого места пути следования товара транспортные
расходы включены в цену;
—франко—станция отправления показывает, что транспортные расходы включены в
цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх
цены;
— франко — станция назначения показывает, что в цену товара включены
транспортные расходы до выгрузки его из вагона.
Могут быть и другие виды франко: — франко-вагон — станция назначения; —
франко-вагон — станция отправления; — франко-вагон — склад поставщика; —
франко— склад покупателя.
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и
свободные.
Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и
предложения.
Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных
методов.
Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую,
кредитную, таможенную и бюджетную политику.
Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:
установление фиксированных цен и тарифов; установление предельных цен и
тарифов; установление предельных коэффициентов изменении установление
предельного уровня рентабельности.
Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования,
местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.
Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе
повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб,
молоко, кефир, творог нежирный, соль. сахар, масло растительное), спирт,
водку, спички, лекарства, а также основные виды услуг. Объем этих товаров
составлял всего 10% в товарообороте страны.
Местным органам власти разрешалось изменять эти коэффициенты.
С марта 1992 года были отпущены цены на многие товары. Регулирование цен в
1992 и 1993 годах осуществлялось на основе предельного уровня
рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к
розничному товарообороту. в оптовой — 3% к оптовому товарообороту, а в
отдельных отраслях промышленности — в пределах 25-50% к затратам.
Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих
элементов: себестоимость, прибыль предприятия-изготовителя товара, акциз и
НДС (до 1.01.96 г. включался спецналог).
Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредников (снабженческо-
сбытовые организации, оптовые организации) розничным предприятиям торговли,
помимо элементов свободной оптовой (отпускной) цены включают снабженческо-
сбытовую, оптовую и торговую надбавки, каждая из которых включает издержки
обращения и прибыль соответствующего звена, а торговая надбавка еще и НДС.
Структура свободной цены при поставке товара от производителя
непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов:
отпускная (оптовая) цена плюс торговая надбавка.
При поставке товара через оптовое звено структура свободной розничной цены
принимает такой вид: свободная отпускная цена плюс оптовая надбавка. Это
цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей,
плюс торговая надбавка.
Если товар в розничную торговлю поступает через посредника (снабженческо-
сбытовую организацию), то структура свободной розничной цены будет такой:
свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это будет
цена закупки плюс торговая надбавка.
При движении товара в розничную сеть через посредника (снабженческо-
сбытовую организацию или оптовую организацию) структура розничной цены
будет такой:
свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это цена
закупки плюс оптовая надбавка, т. е. цена, по которой розничная торговля
рассчитывается с оптовой торговлей. Плюс торговая надбавка.
Снабженческо-сбытовые и оптовые надбавки устанавливаются к свободной
отпускной цене без НДС, а торговые надбавки — с НДС.
7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление
№ 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)», в котором отмечается: «... не применять государственное
регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов
независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной
подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен,
предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен,
предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды
продукции производственно-технического назначения и товары народного
потребления, кроме указанных в этом постановлении».
В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров
народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен
(тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами
исполнительной власти, входят:
газ природный (кроме реализуемого населению и жилищностроительным
кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению);
продукция ядерно-топливного назначения; электроэнергия и теплоэнергия,
тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
перекачка, перевалка и налив нефти; продукция оборонного значения;
драгоценные металлы, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия;
перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном
транспорте;
перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме
перевозок в пригородном сообщении);
обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции
программ Российских государственных телерадиоорганизаций по перечню,
утвержденному Правительством РФ.
Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров
народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен
(тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной
врасти субъектов РФ, включает:
газ — населению и жилищно-строительным кооперативам; электроэнергия и
теплоэнергия;
топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в
городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме
железнодорожного транспорта); оплата населением жилья и коммунальных услуг;
ритуальные услуги;
услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на
лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному
Правительством РФ;
перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций,
по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|