Бизнес-планирование на предприятии
Бизнес-планирование на предприятии
Оглавление
1. Введение.
2. Расчетная часть.
2.1. Таблица 1. Расчет стоимости основных фондов и нематериальных
активов.
2.2. Таблица 2. Расчет расхода основных материалов.
2.3. Таблица 3. Расчет расхода вспомогательных материалов.
2.4. Таблица 4. Расчет затрат на производство и реализацию продукции.
2.5. Таблица 5. Расчет прибыли от реализации продукции.
2.6. Таблица 6. Расчет прибыли и убытков.
2.7. Таблица 7. Расчет потребности предприятия в производственных
запасах основных материалов.
2.8. Таблица 8. Расчет потребности предприятия в производственных
запасах основных материалов.
2.9. Таблица 9. Расчет оборотных средств в НЗП.
2.10. Таблица 10. Расчет прибыли и рентабельности продукции
Заключение
Список литературы
Введение:
Структура раздела:
1. Определение бизнес – плана.
2. История возникновения бизнес – плана в России.
3. Основные сведения.
4. Что дает бизнес – план предприятию?
5. Заказчики и разработчики.
6. Цели и задачи бизнес - плана.
7. Разделы бизнес – плана.
1. Введение
1. Любая предпринимательская организация начинается с бизнес – плана. В
нем отражаются проблемы, с которыми предстоит столкнуться предпринимателям
в процессе достижения стоящих перед ним целей. Систематизация этих проблем
в соответствующих разделах бизнес – плана помогает выработать и обеспечить
их наиболее приемлемые пути решения. Содержание и степень конкретизации
разделов определяется спецификой и сферой ее деятельности.
По определению, бизнес – план – это система менеджмента, направленная
на совершенствование работы любой фирмы, независимо от сферы ее
деятельности. Бизнес – план – это не только внутренний документ фирмы, но
он нужен также для установления полезных контактов и должен быть в такой
форме, чтобы партнер мог получить четкое представление о существе и
перспективах фирмы.
2. В России применение бизнес – плана становиться обязательным в 1994 –
1995 г.г. Данный факт был вызван масштабным развитием в стране рыночной
экономики. В январе 1995 г. Московское правительство, например,
опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало использовать бизнес –
план в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности
проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в
проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов.
Крупные коммерческие банки разработали подробные перечни вопросов, на
которые нужно ответить в бизнес – плане, как в «необходимом документе».
3. Бизнес – план выступает как объективная оценка собственной
предпринимательской деятельности и в тоже время необходимый инструмент
проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В
нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия,
анализируется проблемы, с которыми оно столкнется, определяется способы их
решения. Следовательно, бизнес – план – одновременно поисковая, научно –
исследовательская и проектная работа.
Не будет преувеличением назвать бизнес – план основой управления не
только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес –
плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное
предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес – плана,
включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов,
заставляет мобилизоваться. Целью бизнес – плана может быть получение
кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и
фактических ориентиров фирмы и др.
Бизнес – план предусматривает решение стратегических и тактических
задач, стоящих перед предприятием, независимо от его фуекциональных
ориентаций:
- организационно – управленческая и финансово – экономическая оценка
состояния предприятия;
- выявление потенциальных возможностей предпринимательской
деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;
- формирование инвестиционных целей на планируемый период;
В бизнес – плане обосновывается:
- общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях
рынка;
- выбор стратегии и тактики конкуренции;
- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для
достижения целей предприятия.
4. Бизнес – план дает объективное представление о возможностях развития
производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной
прибыли, основных финансово – экономических результатах деятельности
предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес –
план используется независимо от сферы деятельности, масштабов,
собственности и организационно – правовой формы компании. В нем решаются
как внутренние задачи, связанные с управлением предприятия, так и внешние,
обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и
организациями.
Что дает фирмам грамотно составленный бизнес – план?
1. Перспективы развития фирмы, он позволяет быть готовым к
изменениям рыночной и экономической ситуации.
2. Повышает квалификацию аппарата управления, т.е. заставляет
думать, размышлять о возможностях фирмы, конкурентах и принимать
квалифицированные управленческие решения.
3. Он позволяет сохранять средства инвесторов, что является
моральным юридическим делом фирмы.
4. Облегчает молодым фирмам наем квалифицированного персонала.
5. Помогает определить основных потребителей и стратегию
конкурентной борьбы.
6. Помогает держать обслуживающий персонал в курсе дел фирмы.
7. Облегчает поставку сырья, товаров без предоплаты, т.к.
поставщики могут убедиться в надежности фирмы – партнера.
8. Снимает вероятность банкротства.
5. Заказчиками бизнес – плана являются юридические и физические лица,
осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и
результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес – плане.
Разработчиками бизнес – планы выступают фирмы, специализирующиеся в области
маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При
необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
При разработке бизнес – плана подлежат взаимному учету интересы всех
участвующих сторон:
- заказчика (клиента) бизнес – плана, являющеюся самостоятельным
инвестором и использующего привлеченный капитал посредством акционирования,
займов, выпуска облигации и т.д.;
- подрядных фирм, детализирующих концепцию бизнес – плана,
осуществляющих технические изыскания, проектирования, составление сметной
документации, авторский надзор за строительством, монтажом оборудования,
запуском технологического процесса и т.д.;
- потребителя, использующего продукцию или услуги.
6. Цель разработки бизнес – плана – спланировать хозяйственную
деятельность фирмы на ближайший и отдаленный период в соответствии с
потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Задачами бизнес – плана являются:
- сформировать долговременный и краткосрочные цели фирмы, стратегию и
тактику их достижения;
- определить конкретные отношения деятельности фирмы, целевые рынки и
место фирмы на этих рынках;
- оценить производственные и непроизводственные издержки;
- определить состав маркетинговых предприятий по изучению рынка,
стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся
финансовых и материальных ресурсов возможностями достижения поставленных
целей.
В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес – планы
могут быть различны и разрабатываются в различных модификациях в
зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги,
технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему).
Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его
финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего
предприятия или его отдельного подразделения.
7. Международные стандарты составления бизнес – плана предусматривают
следующую структуру, хотя на деле разделов может быть больше или меньше,
чем в изучаемом здесь варианте, т.к. бизнес – план представляет собой
результат свободного творчества предпринимателя или менеджера.
I. Раздел. Цели фирмы.
В разделе показываются основные цели фирмы и их комбинация в различные
периоды действия бизнес – плана. Цели ранжируются, конкретизируются;
определяются возможные компромиссы между ними.
Первый раздел как и все остальные строятся таким образом, чтобы решить
две задачи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя состоит в том, чтобы убедить
партнеров – кредиторов в успехе дела; внутренняя – служит надежной основной
и ориентиром предпринимательской деятельности в течении периода на который
рассчитан план.
II. Раздел. Информация о фирме в целом.
В разделе представлено название фирмы, ее юридическая форма, дата
регистрации в государственной органе, адрес. В отдельных случаях в разделе
может отражаться история фирмы и ее предшествующая деятельность.
III. Раздел. Организационная структура и персонал.
В отличие от крупного бизнеса, организационная структура фирмы
определяется функциями, технологиями, рынками сбыта и т.п., в малом она
формируется «под команду», что позволяет минимизировать риск.
В разделе отражаются: принципиальная организационная структура фирмы;
потребность в основных работниках по видам работ, квалификации, опыту,
ответственности за конкретное направления; перспективы потребности
изменения в кадрах; способы повышения квалификации; формы правового
обслуживания.
IV. Раздел. Продукт и услуга.
В разделе показываются назначение продукта и возможные сферы его
применения, основные его технические, качественный и т.п. партнеры,
оригинальные и уникальные черты, причины ценности для потребителя,
недостатки, возможные модификации.
Дается информация о жизненном цикле продукта, времени, необходимом для
его освоения и запуск в производство, возможностях выпуска и реализации,
защищенности патентами и лицензиями, о предположительной
конкурентоспособности, в том числе на внешнем рынке.
V. Раздел. Рынок.
В разделе дается обстоятельная характеристика рынка сбыта товаров,
выпускаемых фирмой.
VI. Раздел. Внешнеэкономические связи.
В разделе отражается прежде всего организационное обеспечение
внешнеэкономических связей: порядок регистрации предприятии как их
участника, сроки открытия валютного счета, процедуры декларирования
имущества и товаров, вывозимых за рубеж, а также специфика законодательства
страны – импортера.
VII. Раздел. Анализ конкурентоспособности.
В разделе рассматриваются пути поиска фирмой в рыночной ниши и дается
ее сравнение с конкурентами в различных областях, таких как качество
товара, его имидж, реклама, упаковка, дополнительные и послепродажные
услуги, возможности снижения цен.
VIII. Раздел. Прогнозирование продаж.
В этом разделе присутствует расчет объема продаж до 5 лет в целом для
всех рынков и по каждому рынку в отдельности в денежном и натуральном
выражении, приблизительно уровня цен по отдельным продуктам на различных
рынках, определяется стратегия продаж.
IX. Раздел. Затраты на реализацию.
В разделе отражаются ожидаемые затраты на упаковку продукции,
перевозку, складирование и хранение.
X. Раздел. Организация производства.
Прежде всего в разделе дается характеристика технологии, которую фирма
намеревается использовать, затрат на ее внедрение, необходимых патентов,
лицензии, ноу – хау. Описывается производственная база (наличие площадей,
оборудования, источники, формы и сроки ее развития). Перечисляется
продукция, которая будет производиться на собственной базе.
В разделе показываются предполагаемые источники, сроки и формы
обеспечения производства сырьем, материалами, энергией и т.д.
Представляется организация контролем за качеством продукции и затраты на ее
организацию.
XI. Раздел. Ожидаемая прибыль
Здесь представлены:
- предполагаемые объемы продаж за 5 лет, в том числе за первый год
предварительно; а также соответствующие переменные затраты, разность между
которыми покажет ожидаемую валовую прибыль;
- постоянные расходы за 5 лет;
- торговую прибыль и потери, как разность между валовой прибылью и
накладными расходами;
- чистую прибыль или потери, как разность торговой прибыли и суммарных
производственных издержек.
XII. Раздел. Риск и страхование.
В разделе рассматриваются основные типы рисков, связанных с
функционированиями фирмы, их причины, предполагаемое время возникновения.
Формируются основные мероприятия, направленные на снижение или
предотвращение ущерба, как экономические, так и технические.
XIII. Раздел. Обобщающий.
В сжатой форме и соответствующей последовательности описываются
наиболее интересные для партнеров разделы и составляются несколько
конкретных вариантов таких обобщений для различного типа контрагентов.
2. Расчетная часть.
Справочный материал
2. Расчетная часть
2.1. Таблица 1. Расчет стоимости основных фондов и нематериальных
активов.
|Тип |Количест|Затраты |Регламентирован|Эффектный |Мощность|Плани-руе|
|оборудо|во ед. |времени на |ные простои на |фонд |(ед.) |мый |
|вания |оборуд. |обраб. ед. |ремонт оборуд. |времени ед.| |выпуск |
| | |продукции | |оборуд. | |(ед.) |
|Тип1 |1 |1,7 |6 |3880,3 |2282,5 |135 |
|Тип 2 |2 |3,2 |6 |3880.3 |2425,2 |85 |
|Тип 3 |3 |3.5 |6 |3880.3 |3326 |75 |
Регламентированный простой на ремонт оборудования: данные взяты из
справочного материала и составляют по всем типам оборудования 6%.
Затраты времени на обработку единицы продукции: данные взяты из
справочного материала и составляют по всем типам оборудования 1,2,3
соответственно 1,7; 3,2; 3,5.
Эффективный фонд времени: рассчитывается один показатель для всех типов
оборудования по следующей формуле:
Тзф = Др*Ксм*tсм*100% - %Простоя/100=258*2*8*100% - 6% /100 = 3880,3
(ч/ед.)
Др- количество рабочих дней в году;
Ксм- количество смен=2;
Тсм- продолжительность смены.
Мощность: определяется по формуле:
М = Тэф * n/N,
где n-количество единиц;
N - затраты времени.
Расчет мощности для каждого типа оборудования:
М1-3880,3*1/1,7-2282,5
М2 = 3880,3*2/3,2-2425,2
М3 = 3880,3*3/3,5=3326
Анализируемый выпуск единиц: данные по всем типам взяты из справочного
материала и составляют: тип 1 – 135 (ед.); тип 2 – 85 (ед.); тип 3 – 75
(ед.)
Вывод: в результате расчета стоимости основных фондов и не материальных
активов определены основные показатели использования всех 3 – х типов
оборудования предприятия и представлены в виде: затрат времени на
обработку единицы продукции (в часах); регламентированный простой на ремонт
оборудования, количество единиц оборудования, а также мощность
оборудования, представленную в виде количества единиц изделий
обрабатываемых на каждом из типов.
2.2. Таблица 2. Расчет расхода основных материалов.
|Изделия |Норма |Выпуск |Выпуск |цена |Расходы |затраты на |
| |расхода|в месяц|в год |1кг. |материалов |основные |
| | | | |материал| |материалы |
| | | | |а | | |
| | | | | |В мес.|В ГОД |В мес. |В год |
|А |19 |135 |1620 |50 |2565 |30780 |6750 |81000 |
|Б |17 |85 |1020 |56 |1445 |17340 |4760 |57120 |
|В |25 |75 |900 |70 |1650 |19800 |5250 |63000 |
Показатели: «норма расходов на единицу», «выпуск в месяц», «цена 1 кг
материалов» взяты из справочного материала.
Выпуск в год: находится из расчета:
выпуска в месяц * 12 и составляет по моделям:
Модель А=135*12=1620
Модель Б=85*12=1020
Модель В=75*12=900
Расход материалов в месяц: находится из расчета:
норма расхода * выпуск в месяц и составляет по моделям:
Модель А=19*135=2565
Модель Б=17*85=1445
Модель В=22*75=1650
Расход материалов в год: находится из расчета:
норма расхода * выпуск в год и составляет по моделям:
Модель А=19*1620=30780
Модель Б=17*1020=17340
Модель В=22*900=19800
Затраты на основное материалы: находятся из расчета:
выпуск в год * цена материала и составляет по моделям:
Модель А=1620*50=81000
Модель Б=1020*56=57120
Модель В=900*70=63000
Вывод: по итогам расчетов расхода основных материалов определены:
выпуск единиц продукции в год, количество расхода основных материалов в
месяц и в год, а также затраты на материалы в месяц и в год. Расчет
производился для каждой модели по отдельности, на основе данных, полученных
из справочного материала. Анализ найденных данных показывает, что
наибольший расход материалов требуется для производства изделий модели А и
наименьший для модели Б, соответственно расходов распределяются и затраты
на основные материалы.
2.3. Таблица 3. Расчет расхода вспомогательных материалов.
|Изде|Норма |Выпуск |Выпуск |Цена 1кг. |Расходы |Затраты на вспом. |
|лия |расхода |в |в год, |материала |материалов, |материалы, руб. |
| |на ед., |месяц, |ед. |(тыс. р.) |кг. | |
| |кг. |ед. | | | | |
| | | | | |В мес.|В год |В мес.|В год |
|А |0,8 |135 |1620 |16 |108 |1295 |2160 |25920 |
|Б |0,9 |85 |1020 |20 |76,5 |918 |1700 |20400 |
|В |0,22 |75 |900 |24 |16,5 |198 |1800 |21600 |
Данные графа «норма расхода на единицу», «выпуск в месяц» и «цена 1кг.
материала» взяты и справочного материала.
Данные графы «выпуск в год» взяты из соответствующей графы таблицы 2.
Расход материалов в месяц: находятся из расчета:
норма расхода * выпуск в месяц и составляют по моделям:
Модель А=0,8*135=108
Модель Б=0,9*85=76,5
Модель В=0,22*75=16,5
Расход вспомогательных материалов в год: находится из расчета:
норма расхода * выпуск в год и составляют по моделям:
Модель А=0,8*1620=1296
Модель Б=0,9*1020=918
Страницы: 1, 2
|