Безработица в России
Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение
безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности
производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому
времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой
стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного
капитала путем мобилизации ресурсов накопления.
В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне
естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и
сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности
источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену
социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические
задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших
монополий, возникших в результате «народной» приватизации.
Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем
государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без
оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без
долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой
мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными
компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами
неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся,
им пытаются вернуть как социально незащищенным.
Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя
квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных
производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет
депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены
перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в
ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же
надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,
неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему
отношений труда и капитала?
Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:
окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном
труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,
предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически
обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является
социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную
реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями
рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,
бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого
является свободный от внеэкономического принуждения и административного
диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет
на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,
образования, квалификации, опыта.
Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от
рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных
ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем
желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и
ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них
принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные
условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков
потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования
трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда
в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного
регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной
заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты
на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные
нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить
минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу
тарифных систем.
Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над
государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.
Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,
включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать
нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.
Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной
администрации систему активного содействия безработным на основе страховых
взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка
труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно
безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием
преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить
обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно
очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений
популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую
активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы
социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к
посильным для них занятиям.
Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать»
официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб
занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в
результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем
настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на
перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,
вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре
борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.
По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой
пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за
труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в
соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая
на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного
развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию
взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что
является условием социально - экономической сбалансированности. Только так
может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых
рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,
приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации
развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой
перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям
в экономике социально - трудовой сферы.
Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы.
Распределение занятого населения в России по секторам экономики
показано в табл. 2.
Анализ изменения числа занятых по отраслям экономики в 1997 году
показывает их увеличение по 0,1 млн. чел. в сельском хозяйстве, в бытовом
обслуживании и жилищно-коммунальном хозяйстве, в образовании, культуре и
искусстве, науке и научном обслуживании, а также в сфере финансов,
кредитовании и страховании.
В целом по экономике ожидается за этот период сокращение числа занятых
на 0,6 млн. чел., в основном в промышленности, а также на транспорте и в
связи.
Наблюдается дальнейшее увеличение числа занятых в негосударственном
секторе экономики с 62,2% в 1995 году до 66,7% в 1997 году и,
соответственно, сокращение занятых в государственном секторе - с 37,8% до
33,1% .
Анализ ситуации на рынке труда России в 1996 г. свидетельствует, что из-
за ухудшения основных макроэкономических показателей общественного развития
(дальнейшего падения объемов промышленного производства и снижения
инвестиций), положение на рынке труда было очень сложным.
Происходило увеличение масштабов неполной занятости, при которой часть
населения вынуждено работала меньше установленной продолжительности
рабочего времени. Ежемесячно на крупных и средних предприятиях в режиме
неполного рабочего времени трудилось свыше 3 млн. чел., что в 1,5 раза
превысило данный показатель в 1995 г.
|Таблица 2 |
|Занятость населения России в 1995-1997 гг. (в среднегодовом |
|исчислении, млн. чел.) |
|Наименование |1995 |1996 |1997 |1996 год |1997 год |
|отрасли |год |год |год |в % к |в % к |
| | | | |1995 |1996 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Численность | | | | | |
|занятых в |67,1 |66,5 |65,9 |99,1 |99,1 |
|экономике | | | | | |
|в том числе: | | | | | |
|в отраслях | | | | | |
|материального |45,6 |45,1 |44,4 |98,9 |98,4 |
|производства, | | | | | |
|из них в: | | | | | |
|промышленности|17,2 |17,1 |16,8 |99,4 |98,2 |
|сельском и | | | | | |
|лесном |10,6 |10,8 |10,9 |101,9 |100,9 |
|хозяйстве | | | | | |
|строительстве |6,5 |6,2 |6,0 |95,4 |98,4 |
|торговле, | | | | | |
|общественном | | | | | |
|питании, | | | | | |
|материально- |6,5 |6,2 |6,2 |95,4 |98,4 |
|техническом | | | | | |
|снабжении и | | | | | |
|сбыте, | | | | | |
|заготовках | | | | | |
|прочих видах | | | | | |
|деятельности в| | | | | |
|сфере |1,5 |1,5 |1,5 |100,0 |100,0 |
|материального | | | | | |
|производства | | | | | |
|в отраслях | | | | | |
|непроизводстве|21,5 |21,4 |21,5 |99,5 |100,5 |
|нной сферы, | | | | | |
|из них в: | | | | | |
|жилищно-коммун| | | | | |
|альном | | | | | |
|хозяйстве и |3,3 |3,2 |3,3 |97,0 |100,5 |
|бытовом | | | | | |
|обслуживании | | | | | |
|транспорте и | | | | | |
|связи | | | | | |
|(обслуживание |1.7 |1,6 |1,5 |94,1 |93,7 |
|населения) | | | | | |
|здравоохранени| | | | | |
|и, физической | | | | | |
|культуре и | | | | | |
|социальном |4,5 |4,4 |4,4 |97,8 |100,0 |
|обеспечении | | | | | |
|образовании, | | | | | |
|культуре и | | | | | |
|искусстве, |9,3 |9,4 |9,5 |101,1 |101,1 |
|науке и | | | | | |
|научном | | | | | |
|обслуживании | | | | | |
|прочих видах | | | | | |
|деятельности в| | | | | |
|непроизводстве|2,9 |2,8 |2,8 |96,6 |100,0 |
|нной сфере | | | | | |
В различных хозяйственных структурах ежемесячно около 2 млн. чел.
находились в отпусках по инициативе администрации без сохранения или с
частичным сохранением заработной платы.
Продолжалось сокращение потребности организаций в работниках. По
сравнению с 1995 г. число вакантных рабочих мест сократилось почти на 30%.
На крупных и средних предприятиях в 1996 г. было ликвидировано в 3 раза
больше рабочих мест, чем введено дополнительных. Общий прием на работу в
течение 1996 г. был меньше выбытия на 2,4 млн. чел., что почти в 2 раза
превышает показатель 1995 г. Основная часть граждан - 67% увольнялась по
собственному желанию.
Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально
ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики
занятости провозглашают активную политику , направленную на содействие
полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той
или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и
учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для
всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая
работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала
свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности
для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих
способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.
В развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают
работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например
ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры.
Государство выступает в качестве работодателя на государственных
предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально
значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в
том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и
регулирования интересов партнеров на рынке труда.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения,
государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную,
продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная
политика Российской Федерации в области содействия занятости населения
направлена на:
•развитие людских ресурсов для труда;
•обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации
независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,
политических убеждений и отношения к религии в реализации права на
добровольный труд и свободный выбор занятости;
•создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека;
•поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан,
осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их
способностей к производительному, творческому труду;
•обеспечение социальной защиты в области занятости населения,
проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости
граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по
заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь
или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в
возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста
(за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию);
беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и
члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие
несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя
признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации
вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
•предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)
безработицы;
•поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые
рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы;
•сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости
населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной
программы содействия занятости населения;
•координацию деятельности в области занятости населения с
деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики,
включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение,
регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
•координацию деятельности государственных органов, профессиональных
союзов, иных представительных органов работников и работодателей в
разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля
за ними;
•обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных
народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их
национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов
занятости;
•международное сотрудничество в решении проблем занятости населения,
включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской
Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных
граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных
трудовых норм.
В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной
целевой программой содействия занятости населения, основными задачами
государственной политики на рынке труда в 1996-1997 годах являются
следующие три направления:
•формирование благоприятных условий для занятости населения и
обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;
•повышение качества и конкурентоспособности работников;
•развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы
занятости.
Трудовая активность населения и предложение труда в 1996-1997 годах
будут характеризоваться показателями, приведенными в табл.3.
|Таблица 3 |
|(в среднем за год, млн. чел.) |
| |1996 год |1997 год |
|Экономически активное население |72,3 |71,8 |
|в том числе: занятое население или |66,5 |65,9 |
Страницы: 1, 2, 3
|