Автомобильная промышленность
Автомобильная промышленность
Российская Экономическая академия им.Плеханова
По предмету: “Размещение производственных сил ”
На тему: “Автомобильная промышленность в РФ и СНГ(частично)”
Работу выполнил
студент группы 9104
Ковалюк В.С.
Москва 2000
План
Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке.
II. Общая характеристика автомобильной промышленности.
III. Факторы, влияющие на размещение отрасли.
IV. Современная география автомобильной про мышленности.
V. основные проблеемы и перспективы дальнейшего развития автомобильной
промышленности.
Заключение
I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX –ом
веке.
Автомобиль, автомобильная магистраль, автомобильный парк,
автомобильная промышленность, автомобильный транспорт, автомобильные
войска вооруженных сил и правоохранительных органов, автомобильный спорт,
автомобильный полигон, автомобильный рынок, автоводитель-профессионал и
автоводитель-любитель - вот тот небольшой перечень понятий, который
отражается во всех энциклопедиях и словарях и представляет собой
совокупность функций, предметов и действий, пронизывающих жизнь
современного индустриального общества.
Что такое автомобильная промышленность в современном постиндустриальном
государстве? Эту отрасль по своей структуре, массовости и объемам
производства в настоящее время, проведя аналогии, можно сравнить с такими
новыми постиндустриальными отраслями, как вычислительная техника и
информационные технологии: огромные национальные и международные
автомобильные и компьютерные корпорации; высокий уровень кооперации
производственного процесса; всепроникающие системы сервисного
обслуживания автотранспорта и информационных технологий; наличие и
постоянный рост, с одной стороны, огромного количества высококлассных
специалистов и, с другой, массовое использование как автомобилей, так и
компьютеров квалифицированными пользователями, обладающими необходимым
уровнем знаний, которые к настоящему времени представлены практически
всем взрослым населением страны, включая учащихся. Таким образом, и
автомобиль, и компьютер представляют собой коммуникационную среду
современного постиндустриального общества.
Как и во многих других странах, в России автомобильная
промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных
центрах (Ярославль, Нижний Новгород,Москва), где было налажено в
основном мелкосерийное производство автомобилей. После революции в Москве
построили завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод,
специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они
требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и
моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками.
Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым
руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна
более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства,
начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ.
Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности
сыграла Великая Отечественная война. Т.к. немцы вели бомбёжку,
принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в
восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства
автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ),
а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности
кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод
кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов,
радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский
автоагрегатный завод.
Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяжении всех
послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой
научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом
уровне между отечественными машинами и лучшими зарубежными аналогами.
Однако общая нестабильная экономическая и политическая обстановка,
сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению
темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению
производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала
особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они
практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку
перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что, безусловно,
отразилось на техническом уровне наших автомобилей.
Главные причины такого положения –
1)это существенное сокращение государственного финансирования научных
разработок;
2)незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные
проекты.3)определенная растерянность руководства научно-
исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность
искать новые формы работ и организации своей деятельности. Правда, в
последнее время многие научно-производственные организации, институты и
заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными
государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к
новым, рыночным условиям. Доказательство тому - возобновление в 1993 г.
работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской
Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.
II. Общая характеристика автомобильной промышленности.
Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время
нестабильно.
Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал
неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств,
сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового
положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности,
свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании
деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393
пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет
средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на
трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.Хотя в общем за эти
10 лет структура автомобильной промышленности не претерпела значительных
изменений:новых крупных производителей не появилось,концентрация
производства не уменьшилась,а конкуренция между крупными автозаводами
практически отсутствует.
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении,
усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными
партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались
разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.
таблиц Для наглядности приведу несколько таблиц:
ТАБЛИЦА 1 [pic]
В автомобилестроении (без учета производства мотоциклов и велосипедов)
в апреле 1998 года по сравнению с апрелем 1997 года произошло увеличение
объема производства продукции в штучном выражении на 6.3%. Наилучший
результат по сравнению с апрелем 1997 года зафиксирован в производстве
троллейбусов (рост производства составил 57.1%). Наихудший результат
зафиксирован в производстве автобусов (падение производства составило
17.5%).
По сравнению с предыдущим месяцем (мартом 1998 года) в апреле 1998 года
рост производства составил 3.5%. Следует отметить, что в апреле 1997 года
рост производства в автомобилестроении по сравнению с мартом 1997 года
составлял 9.6%. Таким образом, наблюдается незначительное снижение темпов
роста производства в данной подотрасли машиностроения. Наилучший результат
по сравнению с предыдущим месяцем в апреле 1998 года зафиксирован в
производстве легковых автомобилей (рост 4.2%). Наихудший – в производстве
автобусов (падение 11.3%)
Рост производства за первые 4 мес. 1998 года по сравнению с аналогичным
периодом 1997 года составил 6.8%. Наибольший рост наблюдался в производстве
троллейбусов – 26.1%. Наименьший рост – в производстве легковых автомобилей
(4.7%).
По предварительным данным Госкомстата, в мае 1998 года по сравнению с
апрелем 1998 года в автомобилестроении произошло падение
производства на 27.6%. Если эти данные подтвердятся, то можно говорить о
начале очередного спада в отечественном автомобилестроении после более чем
3-летнего роста. Последний раз падение производства в автомобилестроении в
штучном выражении продукции было зафиксировано по итогам 1994 года по
сравнению с 1993 годом. Тогда падение составило более 40%. Причиной резкого
сокращения производства в мае 1998 года может служить кризис
перепроизводства на АвтоВАЗе. Продукция АвтоВАЗа составляет более 60%
продукции отечественного автомобилестроения, что ставит в зависимость
результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе.
Снижение производства на АвтоВАЗе в результате оказало негативное влияние
не только на автомобилестроение, но и на все машиностроение в целом.
Производство грузовых автомобилей
Уже второй месяц подряд российским предприятиям удается перевыполнять
среднемесячный плановый показатель производства грузовых автомобилей в 1998
году. В апреле текущего года грузовых автомобилей в России было выпущено на
3.3% больше, чем в марте, и на 0.5% больше, чем за аналогичный месяц
предыдущего года. Правда, следует отметить, что в апреле 1997 года по
сравнению с мартом 1997 года рост производства был значительно большим –
14.9%. Таким образом, в производстве грузовых автомобилей, как и в целом по
автомобилестроению, наметилось снижение темпов роста.
|Основную массу грузовых автомобилей в настоящий момент производят 3 |
|предприятия, которые заняли 92% рынка. Наиболее динамично развиваются |
|те заводы, которые еще год назад были в затруднительном положении – |
|Ижмаш и ЗИЛ. Ульяновскому автозаводу пока удается превосходить |
|прошлогодние результаты, но по сравнению с предыдущими месяцами |
|текущего года у него заметно снижение объемов производства, что можно |
|объяснить частыми остановками конвейеров на ремонт и переналадку. |
| |
|Таблица 1.1 |
|Производство грузовых автомобилей предприятиями России|
|в январе – апреле 1998 года |
|Предприя|Апрель|К |К марту|Январь |К январю –|
|тие |1998 |апрелю |1998 |– |апрелю |
| |года |1997 |года, %|апрель |1997 года,|
| | |года, %| |1998 |% |
| | | | |года | |
|ЗИЛ |2250 |151.1 |102.7 |7925 |165.4 |
|ГАЗ |8285 |103.4 |102.8 |32506 |114.1 |
|КамАЗ |115 |5.9 |1642.9 |123 |4.6 |
|УралАЗ |322 |70.0 |91.7 |1293 |98.5 |
|АвтоУАЗ |2414 |130.3 |87.1 |8955 |167.2 |
|ОЗТП-Сар|4 |80.0 |25.0 |20 |222.2 |
|мат | | | | | |
|Уральски| | | | | |
|й |62 |72.1 |66.0 |389 |111.1 |
|автомото| | | | | |
|рный | | | | | |
|завод | | | | | |
|Ижмаш |688 |340.6 |338.9 |1177 |151.3 |
|Брянский| | | | | |
|автозаво|- |- |- |3 |75.0 |
|д | | | | | |
|Всего |14140 |100.5 |103.3 |52391 |119.7 |
|Производство легковых автомобилей. |
|В производстве легковых автомобилей, так же как и в производстве грузовых|
|автомобилей, второй месяц подряд происходит перевыполнение |
|среднемесячного плана. Суммарный результат апреля приблизился к |
|среднемесячному результату 1990 года. Рост производства в апреле 1998 |
|года по сравнению с аналогичным месяцем 1997 года составил 8.4%. Это |
|второй показатель после производства троллейбусов, что особенно |
|примечательно, так как легковые автомобили – это 80% всего российского |
|автомобилестроения (в штучном выражении продукции без учета производства |
|мотоциклов и велосипедов). Рост произошел несмотря на сокращение |
|производства почти всеми заводами и был в основном обеспечен крупнейшим |
|российским производителем легковых автомобилей – АвтоВАЗом. Наибольшие |
|темпы роста по сравнению с прошлым годом показывает постепенно выходящий |
|из кризиса Москвич. Второе по объему выпускаемых легковых автомобилей |
|предприятие – ГАЗ – в апреле несколько снизило производительность по |
|сравнению с апрелем прошлого года. По сравнению с мартом 1998 года рост |
|производства был не столь значительным – 4.1%. По данному соотношению |
|увеличение объемов выпущенной продукции показали почти все предприятия, |
|за исключением КамАЗа и СеАЗа, имеющие долю на данном секторе |
|автомобильного рынка всего 2.5%. Важным фактом является наметившийся рост|
|производства легковых автомобилей после нескольких месяцев спада на |
|Горьковском автозаводе. В несколько раз нарастил производство по |
|сравнению с предыдущим месяцем Ижмаш. Однако уровня прошлого года |
|удмуртское предприятие до сих пор достигнуть не может. |
|Производство автобусов. |
|Текущая динамика производства данного вида продукции пока демонстрирует |
|наихудшие результаты в автомобилестроении и отстает от запланированных |
|среднемесячных показателей, что в основном связано с сокращением объема |
|производства автобусов, наблюдаемым у лидера на этом сегменте |
|автомобильного рынка – АвтоУАЗа, который изготавливает более 40% |
|производимых в России автобусов. Два других крупнейших производителя |
|автобусов – ГАЗ и ПАЗ – наращивают производство очень незначительными |
|темпами. |
|Тем не менее за первые 4 мес. 1998 года производство автобусов |
|превосходит результат аналогичного периода 1997 года на 13.4% |
|На результат мая в большей степени окажет влияние тот факт, что, по |
|предварительным данным, общий объем производства на АвтоУАЗе в мае 1998 |
|года сократился по сравнению с апрелем на 8%, а за первые 5 мес. 1998 |
|года увеличился на 29.9% по сравнение с аналогичным периодом 1997 года. |
|По словам госкомстата, в 1999 г было произведено всего 1 млн 180 тыс |
|автомобилей, в том числе 955 тыс легковых машин. Говоря о ситуации в |
|текущем году, в январе объем производство автомобильной промышленности |
|России вырос на 5,1 проц по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. |
|Всего в текущем году планируется произвести 180 тыс грузовых автомобилей,|
|что на 6 проц превышает прошлогодний показатель, 54 тыс автобусов, что |
|составит 4 проц роста к прошлому году. |
|Касается производства легковых автомобилей, то в ближайшем будущем |
|основными российскими автомобилями станут "Ока", "ВАЗ-1119" и семейство |
|автомобилей "ВАЗ-2110". Парк автомобилей может составить около 25 млн |
|машин против 19 млн в 1998 г. По-моему,надо сказать пару слов о самих |
|таблицах:они содержат наиболее полную информацию до 1999 года.Более новые|
|данные пока труднодоступны и неточны.например в ТАБЛИЦЕ 1 данные по |
|странам СНГ за 1998,99 года отсутствуют.И сказать что положение не |
|изменилось было бы в корне не верно.За это время образовалось несколько |
|совместных предприятий по производству легковых(FORD-ESCORT, FORD-TRANSIT|
|– в Беларуси, ЗАЗ-CRYSLER- на Украине и т.д) , грузовых и |
|автобусов(MAZ-MAN,MAZ-NEOPLAN,предприятия по сборке автобусов IKARUS и |
|MERSEDES) |
|III. Факторы, влияющие на размещение отрасли. |
|Факторами размещения принято считать совокупность различных |
|пространственных неравнозначных условий и ресурсов , при использовании |
|которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев |
|и поставленной цели размещаемых производственных объектов. |
|Различают следующие группы факторов: природные - количественные запасы и |
|качественный состав природных ресурсов , горно-геологические и другие |
|условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, |
|орографические условия и т.д.; экологические - охранные и конструктивные |
|мероприятия по бережливому использованию природных ресурсов и обеспечению|
|здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - |
|достигнутый и возможный уровень техники и технологии; социально – |
|демографические – обеспеченность трудовыми ресурсами , состояние |
|социальной инфраструктуры; экономические – экономико-географическое и |
|транспортное положение , стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки |
|строительства, эффективность производства, назначение и качество |
|продукции, территориальные экономические связи и т.д. |
|На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и |
|топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой |
|продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы. |
|IV. Современная география автомобильной промышленности. |
|Основные районы и центры специализации автомобильной отрасли |
|промышленности. |
|В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация |
|предприятий на выпуск отдельных типов машин . Только "старые" заводы в |
|Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и |
|легковые машины. Все остальные специализируются на выпуске отдельных |
|видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе|
|(Москва, Брянск), в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском |
|районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа - в Поволжском районе |
|(Ульяновск). Автобусы разной вместительности производят в Центральном |
|районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Курган). |
|Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, среднего - |
|Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины - Поволжский |
|(Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а |
|микролитражные - Юго-Западный (Луцк) районы. |
|Возникнув в силу особенностей своего размещения в центральных районах |
|европейской части бывшего СССР (заводы Москвы, Горького, Ярославля), где |
|имелись наиболее благоприятные условия для организации внутри- и |
|межотраслевой кооперации , автомобилестроение в годы войны и послевоенные|
|годы стало развиваться в новых районах (Уральский, Поволжский). К этому |
|времени в этих районах также сложились необходимые условия для массового |
|производства сложной продукции автомобильной промышленности. Помимо |
|Центрального района в важный район автомобильной промышленности |
|превратился Поволжский, где к действующим заводам Тольятти и Ульяновске в|
|1976 г. прибавился Камский завод тяжелых грузовиков в г. Набережные |
|Челны. |
|Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральныйглавным |
|образом на производстве грузовых машин, а Поволжский - преимущественно |
|легковых). Районы автомобильной промышленности формируются на Урале |
Страницы: 1, 2
|