Автоматизация учета основных средств в бюджетной организации
o рабочие машины и оборудования;
o измерительные и регулирующие приборы и устройства;
o вычислительная техника;
o транспортные средства;
o производственный и хозяйственный инвентарь;
o многолетние насаждения;
o прочие основные средства.
Основные средства бюджетного учреждения отражаются в бухгалтерском
учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим
затратам их приобретения, сооружения и изготовления.
К основным средствам, в соответствии с требованиями бухгалтерского
учета, не относятся предметы, приобретенные по цене ниже лимита,
установленного Минфином России и действовавшего на момент приобретения,
независимо от срока их службы.
Основные средства учитываются по первоначальной стоимости, а
предметы, которые переоценивались – по восстановительной стоимости.
Учтенная на бухгалтерских счетах первоначальная (восстановительная)
стоимость объектов основных средств может изменяться лишь при проведении
работ по достройке, дооборудованию или реконструкции, увеличивающих их
стоимость.
Основные средства в учреждении могут поступать в результате
приобретения за счет средств бюджета или безвозмездного получения от других
организаций.
Основные средства, пришедшие в негодность, списываются в
установленном порядке. В случае нарушения действующего порядка списания с
баланса основных средств, а также бесхозяйственного отношения к
материальным ценностям (уничтожение, сжигание и т.п.), виновные в этом лица
привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Все полученные, безвозмездно переданные, а также выбывшие основные
средства отражаются в учете по балансовой стоимости.
Учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов по
местам их хранения и ответственным лицам. Отдельным инвентарным объектом
считается законченное устройство со всеми относящимися к нему
приспособлениями и принадлежностями или предмет, предназначенный для
выполнения определенных самостоятельных функций.
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных
средств каждому объекту присваивается инвентарный номер.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется
за ним на период его нахождения в учреждении. Номера инвентарных объектов,
выбывших или ликвидированных, не должны присваиваться другим, вновь
поступающим объектам основных средств.
Стоимость приобретенных основных средств в бухгалтерии записываются в
дебет соответствующих субсчетов счета 01 и кредит соответствующих субсчетов
разд. V “Денежные средства” или разд. VII “Расчеты”. Одновременно делается
запись по дебету соответствующего субсчета счета 20 или 21 и кредиту
субсчета 250.
На сумму выбывших из эксплуатации основных средств производится
запись по кредиту соответствующих субсчетов счета 01 и дебету субсчетов
020, 250.
Поступление в эксплуатацию основных средств оформляется актом приемки-
передачи, в котором приводятся характеристика объекта, его балансовая
стоимость и сумма износа. Акт с технической документацией передается в
бухгалтерию.
При поступлении основных средств в учреждение материально-
ответственные лица на документе поставщика или на акте приемки
расписывается в получении этих ценностей.
Для списания пришедшим в негодность основных средств составляются
акты о ликвидации основных средств в бюджетных учреждениях; акты о
ликвидации транспортных средств и т.д.
Учет операций по выбытию и перемещению основных средств ведется в
накопительной ведомости – мемориальном ордере № 9. Записи в накопительную
ведомость производятся по каждому документу. При этом в графе “Итого”
записывается сумма выбывших и перемещенных материальных ценностей, которая
должна равняться сумме записей по дебету субсчетов. По окончании месяца
итоги по субсчетам записываются в книгу “Журнал-главная”.
Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках
форм ОС-6 и ОС-8. Карточки ведутся по каждому инвентарному объекту.
Карточка формы ОС-6 предназначена для учета зданий, сооружений,
передаточных устройств, машин и оборудования, инструментов,
производственного и хозяйственного инвентаря, транспортных средств.
Карточка формы ОС-8 служит для учета многолетних насаждений. Эти карточки
регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств.
Опись ведется в одном экземпляре. Записи в ней производятся в разрезе групп
основных средств с указанием года открытия карточек. Для каждой группы
отводится соответствующее число страниц. Нумерация ведется по каждой
группе, начиная с №1.
Карточки хранятся в картотеках бухгалтерии и располагаются по
соответствующим субсчетам и группам с подразделением внутри их по
материально-ответственным лицам.
В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются,
т.е. их первоначальная стоимость постоянно уменьшается. Для этого
необходимо ежегодно производить начисление износа.
Учреждение применяет порядок равномерного начисления износа по
основным средствам в течение срока их полезного использования, величина
которого зависит от двух факторов: величины первоначальной стоимости
основных средств, сложившейся из покупной стоимости, затрат на
транспортировку, монтаж, установку и норм амортизационных отчислений.
Износ определяется и учитывается по зданиям, сооружениям,
передаточным устройствам, машинам и оборудованию, производственному и
хозяйственному инвентарю, транспортным средствам. Необходимо помнить, что
начисленная сумма износа не может составлять свыше 100% стоимости основных
средств. Ежегодно из карточек сумма износа записывается в ведомость. На
общую сумму износа в последний рабочий день декабря составляется
мемориальный ордер с отражением по дебету субсчета 250 и кредиту субсчета
020. После сумма износа по мемориальному ордеру записывается в книгу
“Журнал-главная”.
Согласно постановлениям Правительства РФ, начиная с 1992 года
проводятся регулярные переоценки основных средств. Основные средства
переоцениваются по восстановительной стоимости, путем умножения их
балансовой стоимости на соответствующий индекс (коэффициент).
Переоценки подлежат все основные средства, находящиеся в
собственности организаций, их хозяйственном ведении.
Переоценка производится в течение года, без отражения в бухгалтерском
учете и отчетности результатов в текущем году.
2.3. Технические средства автоматизации учета основных средств
2.3.1. Общий анализ современного рынка программного обеспечения
Выбор программ предлагаемый сегодня разработчиками, впечатляет и
пугает. Каждый заявляет, что его программа лучшая. Трудно разобраться во
всем этом многообразии.
Однако далеко не всем фирмам, занимающимся индустрией программных
технологий, удается открыть формулу успеха и «сводить Баланс» интересов со
своими партнерами, пользователями, конкурентами, с государством, многие
годы получать положительное «Сальдо» практически на всех направлениях этого
нелегкого пути в условиях нынешней российской действительности.
Среди отечественных разработчиков прикладного экономического
программного обеспечения особо выделяются следующие: 1С, АйТи, Галактика,
ДИЦ, Интеллект-Сервис, Информатик, Иифософт, Ий-фин, Инэк, КомТех +, Ланке,
ЛокИС, Никос-софт, Парус, R-Style, Цефей, Электронные деньги, а из
разработчиков информационно – правовых систем - Гарант, ЦКР (Кодекс),
Консультант + и другие.
То, что развитие идет по спирали, наглядно видно на примере
деятельности корпорации «Галактика», которая прошла тернистый путь длиною в
12 лет: от разработки индивидуальных заказных и локальных отраслевых
программ к универсальным тиражируемым комплексам и обратно, к отраслевым,
но уже на значительно более высоком уровне. Создание новых технологий
управления, неотъемлемой частью которых являются корпоративные
информационные системы и программные комплексы - вот основная
«галактическая» линия сегодня. Корпорация «Галактика» разработала широкий
спектр отраслевых решений, учитывающих особенности различных бизнес -
процессов. Новые модули системы «Галактика» - «Техническая подготовка
производства», «Управление розничной торговлей», «Кредиты, векселя, займы»,
«Спецодежда», «Экспорт-импорт» - существенно расширяют возможности
адаптации типовых решений корпорации применительно к отраслевой специфике.
«Интеллект-Сервис» - один из ведущих производителей программных
продуктов для автоматизации бухгалтерского учета, торговли и управления.
Компания основана в 1990 г. Центральный офис находится в Москве, работают
филиалы в Киеве и Минске. Общая численность персонала - более 300 человек и
свыше 500 дилеров в различных регионах России, Украины и Беларуси. Кроме
программ фирма осуществляет поставку компьютеров, оргтехники, торгового
оборудования, установку и поддержку локальных сетей, занимается обучением
персонала клиентов и пр. Оборот компании в 1998 г. составил более 5 млн.
долл. Программы серии «БЭСТ», известные многим тысячам пользователей,
пополнились на сегодняшний день новыми разработками: системой «БЭСТ-Ф» -
для анализа финансово-хозяйственной деятельности; «БЭСТ - Маркетинг» - для
проведения маркетингового анализа эффективности рекламы, рынков, товаров,
конкурентов и прочие; «БЭСТ - Плановик» предназначена для автоматизации
планирования деятельности предприятий. Для розничной торговли выпущен
вариант «БЭСТ-4-Магазин», имеющий связь с кассовым и торговым
оборудованием, удаленным магазином (филиалом). Кассовый программный модуль
«БЭСТ-КПМ» автоматизирует рабочее место кассира-операциониста.
Компании «Инфософт» в январе 1999 г. исполнилось 10 лет, возраст по
нынешним временам немалый. Эта фирма - одна из немногих серьезно и
последовательно занимавшаяся автоматизацией учета в промышленности, успешно
осваивала и другие отрасли, в том числе и бюджетную сферу. За этот период
создано три поколения программных продуктов, получивших признание многих
тысяч пользователей самых разных сфер деятельности: комплекс «Бухучет-
Финансы-Бизнес»; сетевая бухгалтерская система «Интегратор», программа
«Зарплата»; программные модули корпоративной системы.
Фирма «1С» сохраняет несокрушимость и уверенность позиций лидера.
Закончив прошедший кризисный год с рекордным оборотом в 17,2 млн. долл.,
фирма не свернула ни одного своего проекта. Продукция фирмы «1С» и ее
деятельность получают все большее признание и распространение. Опрос
показал, что около 46% фирм – пользователей ПО отдают предпочтение
продукции «1С».
Среди наиболее популярных программных продуктов фирмы «1С» особое
место занимают программы системы «1С:Предприятие 7.5». Существуют
модификации этого комплекса для отраслевых применений, бюджетных
организаций, для торговли, медицины, автотранспортных предприятий, учета по
международным стандартам и др., системы «1С:Предприятие 7.5» с англоязычным
и украинским интерфейсами, конвертор табличных документов «1С:Предприятия
7.5» для Microsoft Excel и многое другое. Отметим, что объемы продаж
программ «1С:Предприятие 7.5» (платформа V7) составили, к примеру, в
феврале 1999 г. 66% общего объема фирмы.
Это говорит о желании пользователей получить самые современные
технологии и программы (хотя может быть и более дорогие), а также об
эффективности и правильности предпринимаемых усилий и вложений фирмы.
Спектр новых разработок фирмы столь обширен, что трудно выделить какую-
либо. Но все же наиболее значимой из них можно назвать, пожалуй,
комплексную конфигурацию «1С:Предприятие 7.5» -«Бухгалтерия+ Торговля+
Склад+ Зарплата+ Кадры» , позволяющую организовать в единой системе
эффективный всесторонний учет фирмы. В комплект данной поставки, кроме
того, входит база «1С:ГАРАНТ. Правовая поддержка» по бухгалтерскому и
кадровому учету, налогообложению и предпринимательству, формируемая фирмой
«1С» совместно с «Гарант-Сервис».
Учитывая сложность сегодняшней ситуации, фирма «1С» выпустила ряд
недорогих «антикризисных» вариантов своих популярных экономических программ
стоимостью в среднем примерно в два раза ниже обычных версий. Их
использование дает возможность эффективной работы предприятиям с очень
ограниченными финансовыми ресурсами,
Никто не утверждает, что бухгалтер должен обладать знаниями и навыками
программиста-профи. Между тем грань, их разделяющая, становится год от года
все более неразличимой. И причины, этому способствующие, лежат на
поверхности. Дело состоит в том, что сколько есть предприятий - столько
существует и рабочих планов счетов, столько есть и традиций ведения учета
(вариантов учетной политики предприятия). Производители программных
продуктов, учитывая это обстоятельство и пытаясь сделать свой товар
универсальным, вынуждены выпускать на рынок программы, требующие проведения
целого комплекса предварительных настроек. Некоторые из них однозначно
требуют от бухгалтера-пользователя владения начальными навыками общения с
вычислительной техникой. И эта тенденция год от года усиливается.
2.3.2 Обзор возможностей комплекса
«1С: Предприятие 7.5»
«1С:Предприятие 7.5» является мощной системой предназначенной для
комплексной автоматизации бухгалтерского учета во всех мыслимых масштабах.
Компонентность этой системы позволяет в каждом индивидуальном случае
подобрать оптимальное решение, учитывающее специфику организации. Набор
компонент может определяться индивидуально и в последствии пополняться.
Компонента «Бухгалтерский учет» предназначена для учета наличия и
движения средств предприятия. Она может использоваться как автономно, так и
совместно с другими компонентами «1С: Предприятия» в любых «соотношениях».
«1С: Бухгалтерия 7.5» позволяет автоматизировать ведение всех разделов
бухгалтерского учета, а именно:
o учет операций по банку и кассе;
o учет основных средств и нематериальных активов;
o учет материалов и МБП;
o учет товаров и услуг;
o учет производства продукции;
o учет валютных операций;
o учет взаиморасчетов с организациями;
o учет расчетов с подотчетными лицами;
o учет расчетов по зарплате;
o учет расчетов с бюджетом и др. разделы учета.
«1С: Бухгалтерия 7.5» позволяет реализовать самые гибкие схемы учета.
А именно, предусмотрено:
o использование нескольких планов счетов одновременно;
o многоуровневые планы счетов;
o многомерный, многоуровневый количественный аналитический учет;
o многовалютный учет по неограниченному числу валют;
o ведение на одном компьютере учета для нескольких предприятий.
«1С: Бухгалтерия 7.5» позволяет автоматизировать подготовку, печать и
хранение любых первичных документов:
o платежные поручения;
o счета на оплату и счета-фактуры;
o приходные и расходные кассовые ордера;
o накладные, требования, доверенности и др. другие документы.
Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов,
их произвольное распределение по журналам и поиск любого документами по
различным критериям: номеру, дате, сумме, контрагенту.
Исходной информацией в «1С: Бухгалтерии 7.5» является операция,
которая отражает реальный хозяйственный акт, произошедший на предприятии.
Каждая операция может содержать бухгалтерские проводки для отражения
совершённой хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Проводки
«принадлежат» операции и всегда существуют вместе с операцией.
Операции могут формироваться автоматически на основе вводимых
документов. Вместе с операцией документ может порождать бухгалтерские
проводки. Такой способ позволяет быстро вводить большое количество
проводок, например, при начислении амортизации основных средств.
Операции могут вводиться вручную. Для удобного ввода операций «1С:
Бухгалтерия 7.5» использует типовые операции - сценарии формирования
бухгалтерских проводок для оформления типовых актов хозяйственной
деятельности.
«1С: Бухгалтерия» включает набор стандартных отчетов, позволяющих
бухгалтеру получить информацию за произвольный период, в различных разрезах
и с необходимой степенью детализации. Это две группы отчетов:
Отчеты по синтетическому учету:
o оборотно-сальдовая ведомость;
o шахматная ведомость;
o главная книга;
o журнал-ордер и ведомость по счету;
o анализ счета - за период и по датам;
o карточка счета.
Отчеты по аналитическому учету:
o оборотно-сальдовая ведомость по счету в разрезе объектов
аналитического учета;
o анализ счета в разрезе объектов аналитики;
o анализ объекта аналитики по счетам;
o карточка операций по объекту аналитики.
«1С: Бухгалтерия 7.5» включает набор форм бухгалтерской и налоговой
отчетности «на все случаи жизни». Эти формы ежеквартально обновляются
фирмой «1С» и бесплатно распространяются среди зарегистрированных
пользователей программы.
«1С:Бухгалтерия» может быть адаптирована к любым особенностям учета на
конкретном предприятии силами самих пользователей. В состав системы входит
Конфигуратор, который позволяет:
o настраивать систему на различные виды учета и реализовать любую
методологию учета;
o редактировать свойства справочников: изменять состав хранимой
информации, количество уровней вложенности;
o создавать новые справочники произвольной структуры;
o настраивать внешний вид и поведение форм для ввода информации;
o редактировать существующие и создавать новые необходимые документы
любой структуры;
o изменять экранные и печатные формы документов;
o создавать новые журналы для работы с документами и произвольно
перераспределять документы по журналам;
o редактировать формы и алгоритмы формирования стандартных отчетов;
o создавать любые дополнительные отчеты и процедуры обработки
информации;
o описывать поведение элементов системы на встроенном языке.
И, наконец, сервисные функции:
o контроль корректности вводимых проводок;
o табло счетов (оперативный просмотр итогов по счетам);
o проверка возможности удаления "неиспользуемых" бухгалтерских
счетов, объектов аналитики, документов;
o возможность подключения компьютерного видеокурса и правовой системы
«1С: Гарант»;
o поддержка "2000 года";
o управление правилами округления сумм.
Связь с другими приложениями Windows:
o возможность импорта и экспорта информации через текстовые файлы
позволит обмениваться данными практически с любой программой;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|