рефераты скачать

МЕНЮ


Антикризисное управление

Определяющим элементом ОЭМ предприятия является его производственная

структура, поскольку прежде чем организовать управление, планирование и

т.д., необходимо сформулировать объект управления – совокупность

производственных, научных, конструкторских, сбытовых и обслуживающих

подразделений, способных обеспечить достижения целей, стоящих перед

организацией. При этом следует иметь в виду, что рыночные отношения диктуют

необходимость развивать гибкость и разнообразие производственных структур.

В этих условиях традиционные управленческие подходы с их ориентацией

на валовые показатели, отсутствие внимания к потребителю, консерватизмом к

инновациям, уже не применимы. Возникает потребность в создании новых

организационных форм и реализации новых управленческих решений, которые

направлены на децентрализацию производства и управления, сокращение

аппарата управления, расширение экономической самостоятельности

хозяйственных единиц, на интеграцию научных, производственных и сбытовых

процессов.

Эффективность организационно-экономического механизма

функционирования предприятия обусловлена уровнем развития сложившейся в нем

экономических отношений. Оптимальная система экономических отношений

включает в себя следующие составляющие: полная экономическая

самостоятельность структурных единиц; централизация на добровольной основе

стратегических функций управления в целях получения конечного результата –

максимальной прибыли; реализация финансовых взаимоотношений через

коммерческий банк; сочетание централизованной и децентрализованной систем

налогообложения; договорная отношений между структурными единицами на всех

уровнях; единый баланс науки и производства.

Можно предложить два рабочих определения организационно -

экономического механизма:

Расширенное определение: ОЭМ функционирования предприятия производственно-

хозяйственного комплекса есть совокупность организационных и экономических

мер, осуществляемых на микро и макро уровнях на основе теории успеха и

управления при спаде в переходный период с целью разрешения противоречий,

преодоления кризисных явлений и достижения мирового уровня эффективности

производства.

Краткое определение: ОЭМ функционирования предприятия есть совокупность

организационных форм и экономических методов, на основе которых реализуется

отношения собственности и регулируется процесс воспроизводства предприятия.

Проведенные учеными исследования и эксперименты позволили

сформулировать совокупность основных составляющих ОЭМ функционирования

предприятия в новых экономических условиях:

1. Определение и понятие коллективом предприятия масштабной цели,

объединяющей его работников.

2. Создание условий для развития предпринимательской деятельности и участие

работников во владении собственностью и управлению предприятием.

3. Использование многообразие форм собственности, структур и видов

деятельности, в том числе переход от государственной формы собственности

к частной.

4. Создание оптимальной структуры организации и управления производством.

5. Оптимизация системы экономических отношений предусматривающая: полную

экономическую самостоятельность структурных единиц; добровольную

централизацию функций экономической стратегии в целях единого конечного

результата – максимальной прибыли; реализацию экономических связей через

коммерческий банк и центр внутренних взаиморасчетов и т.д.

6. Формирование системы трудовой мотивации и социальной защиты работников

посредством внедрения портативных методов управления.

7. Реализация концепции эффективного товарного производства и производства

мирового класса с поддержкой на макро уровне в переходный период.

8. Осуществление комплексной программы выживания в условиях перехода к

рыночным отношениям.

9. Развитие комплексной теории успеха и управления при спаде, а также

системы управления противоречий как базовой теории ОЭМ функционирования

предприятия в новых экономических условиях.

10. Внедрение новшеств в области организации и управления производством,

экономики и финансов.

Концепция эффективного товарного производства предполагает создание

приоритетных условий для развития эффективного товарного производства и

предпринимательской деятельности на микро- и макро уровнях с обеспечением

соответствующей законодательной основы; формирование эффективной системы

налогообложения; преодоление монополизма сырьевых и энергетических отраслей

путем государственного регулирования цен с учетом мирового опыта;

благоприятную инвестиционную и инновационную политику. ОЭМ реализуется

посредством конкретных рабочих документов, регламентирующих

функционирование предприятия: учредительными документами, положениями и

методиками по отдельным направлениям деятельности.

Дальнейшее совершенствование ОЭМ предполагает модификацию его

составляющих при сохранении неизменным его принципиального свойства –

гибкой адаптированности, то есть способности оперативно реагировать на

изменения как внутренней, так и внешней среды.

Как показала мировая практика, наиболее совершенной на сегодняшний

день, формой фиксирования организационно-экономического механизма

предприятия является акционерное общество.

Акционерным обществом называется коммерческая организация, уставной

капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих

обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к

обществу.

Современное АО – это объединение различных юридических и физических

лиц, нескольких групп основных, ключевых участников-акционеров (владельцев

обыкновенных и привилегированных акций), членов совета директоров и

правления, наемных работников и других. Весьма различен круг акционеров по

участию в трудовом процессе: одни работают в акционерном обществе, другие

уже пенсионеры, третьи уволились и т.д. каждый владеет своим количеством

акций, различию и их отношения к акционерному обществу, к перспективам его

развития. Тем не менее, все они акционеры одного акционерного общества, и

очень важно объединить их интересы, цели, преодолеть возникающие

разногласия, укрепить имеющиеся противоречия, достичь согласия между ними в

поведении и действиях. Важная роль в реализации этих задач отводится

системе корпоративного управления.

Корпорация – объединение каких-то сил, сторон, участников; а

корпоративное управление – система взаимодействия этих сторон (участников

друг с другом и совокупность способов, с помощью которых каждый из них

представляет свои частные интересы. Поиск этих форм взаимодействия,

объединение интересов, выработка концепции единых действий – новая

перспективная и, главное, крайне актуальная задача трудовых коллективов,

общественных организаций. Это направление деятельности в акционерном

обществе могла бы взять на себя такая организация, с большим опытом работы,

как профсоюз.

Система корпоративного управления АО четко распределяет роль, права и

обязанности, представленных в корпорации сторон. Очень важно, чтобы каждая

из сторон (акционеры, совет директоров, наемные работники и т.д.) знали

свои возможности и пользовались ими так, чтобы не ущемлять интересы друг

друга.

Для более глубокого понимания системы корпоративного управления, а

так же полного использования ее возможностей, полезного знакомства с

моделями корпоративного управления в других странах. В настоящее время в

мире сложились три модели корпоративного управления: англо-американская,

японская и немецкая. Их особенности зависят от ряда факторов: наличия

правовой базы, сложившейся практики делового общения в стране,

экономического положения, исторического опыта, культуры и т. д.

Главное, что отличает одну модель от другой в системе корпоративного

управления, это состав и структура ключевых участников, их права и

обязанности, механизм взаимодействия между ними; порядок формирования и

возможности действия правления и совета директоров акционерного общества;

доля в уставном капитале отдельных юридических и физических лиц;

обязательства по сообщению информации об акционерных обществах.

Рассмотрим, как эти особенности реализуются на практике в разных

странах.

В англо-американской модели ключевыми участниками являются менеджеры

(управляющие), директора и акционеры – индивидуальные и коллективные

(агентства, биржи, консалтинговые фирмы). Механизм взаимодействия между

ними представляет собой треугольник. Интересы акционеров и менеджеров не

всегда совпадают. Для решения конфликтных ситуаций существует совет

директоров, который избирается акционерами и выступает как бы их доверенным

лицом.

Менеджеры занимаются вопросами управления корпорацией, их нанимают на

эту работу и за это им платят. В совет директоров входят директора,

работающие в корпорации или тесно связанные с управлением (так называемые

инсайдеры), а также независимые директора (аутсайдеры). В последнее время в

Великобритании и США наметились тенденции увеличения числа независимых

директоров, то есть не работающих в корпорации. Однако чаще всего в

настоящее время председатели совета директоров и генеральным директором

корпорации является одно и то же лицо. Такое положение приводит к

концентрации власти в одних руках (или группы лиц), злоупотреблениям,

пренебрежением к интересам акционеров.

Англо-американская модель основывается на строгой и детально

разработанной законодательной базе. Одним из важнейших ее положений

является жесткие требования по раскрытию информации. Корпорации США должны

ежеквартально сообщать: о финансовом положении корпорации; о структуре

капитала; о деятельности членов совета директоров и о количестве акций,

которым они владеют в корпорации; данные об акционерах, владеющих пакетами

акций свыше 5 процентов акционерного капитала; размеры совокупного

вознаграждения, возлагаемого руководству, а также каждому из пяти высших

должностных лиц; даны выплаты, вознаграждения каждому из них; информацию о

возможном слиянии или реорганизации акционерного общества; данные о

предполагаемых изменениях в уставе, имена лиц, предлагаемых для аудиторской

проверки.

Кое-что из такой информации обязаны доводить до акционеров и наши

акционерные общества, хотя это делается крайне редко.

Хорошая проработка законодательной базы, достаточно полная

информированность акционеров позволяет в англо-американской модели всем

зарегистрированным акционерам получить необходимые сведения о проведении

собрания, годовой отчет корпорации. Они могут также получить бюллетень для

голосования и проголосовать, не присутствуя лично на собрании.

Особо хотелось бы отметить, что основными кредиторами корпорации

являются коллегиальные акционеры. Приобретая пакеты акций той или иной

компании, участвуя в совете директоров, в управлении через своих

независимых директоров, биржи, страховые компании заинтересованы в развитии

корпорации. Акционеры, работающие в корпорации, своим трудом также

обеспечивают рост котировок акций, ее прибыльности, и таким образом

интересы ключевых участников совпадают

В японской модели корпоративного управления ключевыми участниками

являются: коллективные акционеры, так называемые «кейрецу», представляющие

собой группы компаний крупных финансовых организаций и корпораций,

объединенным совместным владением и управлением; индивидуальные акционеры;

ключевой банк; менеджеры и правление. Ведущая роль принадлежит ключевому

банку, который неофициально контролирует корпорацию и при необходимости

всегда может вмешаться в решение менеджеров. Велика роль и «кейрецу», а

роль индивидуальных акционеров незначительна. Поэтому совет директоров

почти полностью состоит из представителей крупных компаний и нередко бывших

правительственных чиновников.

Несмотря на такую систему управления, решение ряда вопросов требует

одобрения рядовых акционеров. Это касается, в частности, выплаты

дивидендов; внесения дополнения или изменения в устав; изменения

численности и состава совета директоров; изменения деятельности корпорации

и уставного капитала; определение размеров выплачиваемого директорами

аудиторам выходного пособия; повышения верхнего предела вознаграждения

директорам и аудиторам; выборов совета директоров; назначение аудитора;

слияние с другими корпорациями; покупки контрольного пакета акций других

компаний.

Дается также полная информация о лицах и компаниях, привлекаемых к

аудиторской проверке, а также финансовая информация о каждом кандидате в

главы совета директоров.

Годовые отчеты и материалы здесь доступны всем акционерам, они могут

присутствовать на собрании, голосовать лично, по доверенности или по почте.

Поэтому годовые собрания – чисто формальное мероприятие.

Подробнейшая информативность акционеров всех ключевых групп, развитая

законодательная база способствует укреплению взаимоотношений между ними,

заинтересовывают (особенно коллективных акционеров) в развитии и укрепления

их сотрудничества, долгосрочных связей.

Немецкая модель корпоративного управления значительно отличается от

англо-американской и японской. Она характеризуется двухпалатным правлением,

состоящим из исполнительного (чиновники корпорации) и наблюдательного

(рабочие, служащие компании и акционеры) совета; ограничением прав

акционеров в голосовании (одна акция не всегда один голос); возможность

структурного владения акциями, когда банки имеют крупные и долгосрочные

пакеты акций и поэтому являются основным источником финансирования

корпораций.

Процент индивидуальных акционеров здесь низок. Ключевыми участниками

немецкой модели являются банки и корпоративные акционеры. Банки –

одновременно акционеры и кредиторы. Немецкие корпорации, как правило,

являются коллегиальными акционерами в других корпорациях, то есть в

компаниях, не связанных с ними. Такое положение дел позволяет разным

компаниям иметь широкие связи друг с другом. Представители банков и крупных

корпораций входят в состав наблюдательных советов друг друга и поэтому

заинтересованы в прибыльности различных компаний, в развитии,

взаимоподдержке.

В немецкой модели довольно жесткие правила раскрытия информации. Так,

каждая информация должна сообщать: финансовую информацию (каждое

полугодие); данные о структуре капитала; некоторую информацию о каждом

кандидате в наблюдательный совет; совокупную информацию о вознаграждении

членов наблюдательного совета, данные об акционерах, владеющих более 25

процентами акций корпорации; изменения в уставе; информацию о слиянии и

реконструкции корпорации, имена аудиторов или названия фирм, привлекаемых

для аудиторской проверки.

Ряд вопросов требует одобрения акционеров, в частности: внесение

изменений и дополнения в устав; изменение уставного капитала, выплата

дивидендов, утверждение решений исполнительного и законодательного советов

за пережитый год; выборы наблюдательного совета и назначение аудиторов;

принятие согласия о сотрудничестве с филиалами; утверждение верхнего

предела вознаграждения членам наблюдательного совета.

Система взаимодействия ключевых участников корпорации хорошо

проработана и основывается на законодательной базе, а наличие

исполнительного и наблюдательного совета усиливает контроль за управляющими

по защите интересов рядовых акционеров.

Российская система акционирования содержит некоторые элементы англо-

американской системы корпоративного управления. Однако следует отметить,

что она имеет ряд уникальных особенностей, которые отличают ее от других

систем. В чем суть этих особенностей?

Во-первых, в наших акционерных обществах, весьма значительное число

ключевых участников. Это владельцы обыкновенных и привилегированных акций,

инвестиционные фонды, фонд имущества, совет директоров, различные кредиторы

и юридические лица – владельцы акций (банки, биржи, различные акционерные

общества). При этом в акционерных обществах зачастую работают не акционеры,

а наемные работники. В некоторых отраслях, например в нефтяной и газовой

промышленности, владельцами акций являются коренные представители

национальных меньшинств севера.

У каждой из этих групп свои интересы, которые зачастую не совпадают.

Такое рассредоточение собственности затрудняет контроль со стороны

акционеров и приводит к их пассивности.

Во-вторых, важную роль в создании и развитии АО играет государство.

Оно не только создает нормативно-законодательную базу, но является

владельцем акций ряда АО, а в газовой, нефтяной промышленности, оборонных и

других отраслях сосредоточено более 50 процентов на ближайшие три года.

В-третьих, весьма большая роль в АО отводится в настоящее время

рядовым акционерам. Это проявляется: в кумулятивном голосовании при выборах

членов в совет директоров; в невозможности решения ряда вопросов без

согласия трех четвертей владельцев обыкновенных акций на общем собрании: в

способе и доле владения собственностью акционерных обществ.

Никто не в праве заставить акционера продать (или купить) акции АО,

то есть акционер может контролировать свою долю собственности.

В-четвертых, у нас слабо развит фондовый рынок. К тому же он мало

ликвидный, что затрудняет продажу или покупку акций любого АО рядовым

акционерам.

И, наконец, в пятых, для нашей системы характерна плохая правовая

подготовка рядовых акционеров, неумение распоряжаться собственностью,

затруднение с осуществлением контроля деятельностью совета директоров и

правления, отсутствие необходимости информации, наличие посредников

(например, инвестиционных фондов), отсутствие преемственности исторического

опыта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.