Антикризисное управление
Определяющим элементом ОЭМ предприятия является его производственная
структура, поскольку прежде чем организовать управление, планирование и
т.д., необходимо сформулировать объект управления – совокупность
производственных, научных, конструкторских, сбытовых и обслуживающих
подразделений, способных обеспечить достижения целей, стоящих перед
организацией. При этом следует иметь в виду, что рыночные отношения диктуют
необходимость развивать гибкость и разнообразие производственных структур.
В этих условиях традиционные управленческие подходы с их ориентацией
на валовые показатели, отсутствие внимания к потребителю, консерватизмом к
инновациям, уже не применимы. Возникает потребность в создании новых
организационных форм и реализации новых управленческих решений, которые
направлены на децентрализацию производства и управления, сокращение
аппарата управления, расширение экономической самостоятельности
хозяйственных единиц, на интеграцию научных, производственных и сбытовых
процессов.
Эффективность организационно-экономического механизма
функционирования предприятия обусловлена уровнем развития сложившейся в нем
экономических отношений. Оптимальная система экономических отношений
включает в себя следующие составляющие: полная экономическая
самостоятельность структурных единиц; централизация на добровольной основе
стратегических функций управления в целях получения конечного результата –
максимальной прибыли; реализация финансовых взаимоотношений через
коммерческий банк; сочетание централизованной и децентрализованной систем
налогообложения; договорная отношений между структурными единицами на всех
уровнях; единый баланс науки и производства.
Можно предложить два рабочих определения организационно -
экономического механизма:
Расширенное определение: ОЭМ функционирования предприятия производственно-
хозяйственного комплекса есть совокупность организационных и экономических
мер, осуществляемых на микро и макро уровнях на основе теории успеха и
управления при спаде в переходный период с целью разрешения противоречий,
преодоления кризисных явлений и достижения мирового уровня эффективности
производства.
Краткое определение: ОЭМ функционирования предприятия есть совокупность
организационных форм и экономических методов, на основе которых реализуется
отношения собственности и регулируется процесс воспроизводства предприятия.
Проведенные учеными исследования и эксперименты позволили
сформулировать совокупность основных составляющих ОЭМ функционирования
предприятия в новых экономических условиях:
1. Определение и понятие коллективом предприятия масштабной цели,
объединяющей его работников.
2. Создание условий для развития предпринимательской деятельности и участие
работников во владении собственностью и управлению предприятием.
3. Использование многообразие форм собственности, структур и видов
деятельности, в том числе переход от государственной формы собственности
к частной.
4. Создание оптимальной структуры организации и управления производством.
5. Оптимизация системы экономических отношений предусматривающая: полную
экономическую самостоятельность структурных единиц; добровольную
централизацию функций экономической стратегии в целях единого конечного
результата – максимальной прибыли; реализацию экономических связей через
коммерческий банк и центр внутренних взаиморасчетов и т.д.
6. Формирование системы трудовой мотивации и социальной защиты работников
посредством внедрения портативных методов управления.
7. Реализация концепции эффективного товарного производства и производства
мирового класса с поддержкой на макро уровне в переходный период.
8. Осуществление комплексной программы выживания в условиях перехода к
рыночным отношениям.
9. Развитие комплексной теории успеха и управления при спаде, а также
системы управления противоречий как базовой теории ОЭМ функционирования
предприятия в новых экономических условиях.
10. Внедрение новшеств в области организации и управления производством,
экономики и финансов.
Концепция эффективного товарного производства предполагает создание
приоритетных условий для развития эффективного товарного производства и
предпринимательской деятельности на микро- и макро уровнях с обеспечением
соответствующей законодательной основы; формирование эффективной системы
налогообложения; преодоление монополизма сырьевых и энергетических отраслей
путем государственного регулирования цен с учетом мирового опыта;
благоприятную инвестиционную и инновационную политику. ОЭМ реализуется
посредством конкретных рабочих документов, регламентирующих
функционирование предприятия: учредительными документами, положениями и
методиками по отдельным направлениям деятельности.
Дальнейшее совершенствование ОЭМ предполагает модификацию его
составляющих при сохранении неизменным его принципиального свойства –
гибкой адаптированности, то есть способности оперативно реагировать на
изменения как внутренней, так и внешней среды.
Как показала мировая практика, наиболее совершенной на сегодняшний
день, формой фиксирования организационно-экономического механизма
предприятия является акционерное общество.
Акционерным обществом называется коммерческая организация, уставной
капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих
обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к
обществу.
Современное АО – это объединение различных юридических и физических
лиц, нескольких групп основных, ключевых участников-акционеров (владельцев
обыкновенных и привилегированных акций), членов совета директоров и
правления, наемных работников и других. Весьма различен круг акционеров по
участию в трудовом процессе: одни работают в акционерном обществе, другие
уже пенсионеры, третьи уволились и т.д. каждый владеет своим количеством
акций, различию и их отношения к акционерному обществу, к перспективам его
развития. Тем не менее, все они акционеры одного акционерного общества, и
очень важно объединить их интересы, цели, преодолеть возникающие
разногласия, укрепить имеющиеся противоречия, достичь согласия между ними в
поведении и действиях. Важная роль в реализации этих задач отводится
системе корпоративного управления.
Корпорация – объединение каких-то сил, сторон, участников; а
корпоративное управление – система взаимодействия этих сторон (участников
друг с другом и совокупность способов, с помощью которых каждый из них
представляет свои частные интересы. Поиск этих форм взаимодействия,
объединение интересов, выработка концепции единых действий – новая
перспективная и, главное, крайне актуальная задача трудовых коллективов,
общественных организаций. Это направление деятельности в акционерном
обществе могла бы взять на себя такая организация, с большим опытом работы,
как профсоюз.
Система корпоративного управления АО четко распределяет роль, права и
обязанности, представленных в корпорации сторон. Очень важно, чтобы каждая
из сторон (акционеры, совет директоров, наемные работники и т.д.) знали
свои возможности и пользовались ими так, чтобы не ущемлять интересы друг
друга.
Для более глубокого понимания системы корпоративного управления, а
так же полного использования ее возможностей, полезного знакомства с
моделями корпоративного управления в других странах. В настоящее время в
мире сложились три модели корпоративного управления: англо-американская,
японская и немецкая. Их особенности зависят от ряда факторов: наличия
правовой базы, сложившейся практики делового общения в стране,
экономического положения, исторического опыта, культуры и т. д.
Главное, что отличает одну модель от другой в системе корпоративного
управления, это состав и структура ключевых участников, их права и
обязанности, механизм взаимодействия между ними; порядок формирования и
возможности действия правления и совета директоров акционерного общества;
доля в уставном капитале отдельных юридических и физических лиц;
обязательства по сообщению информации об акционерных обществах.
Рассмотрим, как эти особенности реализуются на практике в разных
странах.
В англо-американской модели ключевыми участниками являются менеджеры
(управляющие), директора и акционеры – индивидуальные и коллективные
(агентства, биржи, консалтинговые фирмы). Механизм взаимодействия между
ними представляет собой треугольник. Интересы акционеров и менеджеров не
всегда совпадают. Для решения конфликтных ситуаций существует совет
директоров, который избирается акционерами и выступает как бы их доверенным
лицом.
Менеджеры занимаются вопросами управления корпорацией, их нанимают на
эту работу и за это им платят. В совет директоров входят директора,
работающие в корпорации или тесно связанные с управлением (так называемые
инсайдеры), а также независимые директора (аутсайдеры). В последнее время в
Великобритании и США наметились тенденции увеличения числа независимых
директоров, то есть не работающих в корпорации. Однако чаще всего в
настоящее время председатели совета директоров и генеральным директором
корпорации является одно и то же лицо. Такое положение приводит к
концентрации власти в одних руках (или группы лиц), злоупотреблениям,
пренебрежением к интересам акционеров.
Англо-американская модель основывается на строгой и детально
разработанной законодательной базе. Одним из важнейших ее положений
является жесткие требования по раскрытию информации. Корпорации США должны
ежеквартально сообщать: о финансовом положении корпорации; о структуре
капитала; о деятельности членов совета директоров и о количестве акций,
которым они владеют в корпорации; данные об акционерах, владеющих пакетами
акций свыше 5 процентов акционерного капитала; размеры совокупного
вознаграждения, возлагаемого руководству, а также каждому из пяти высших
должностных лиц; даны выплаты, вознаграждения каждому из них; информацию о
возможном слиянии или реорганизации акционерного общества; данные о
предполагаемых изменениях в уставе, имена лиц, предлагаемых для аудиторской
проверки.
Кое-что из такой информации обязаны доводить до акционеров и наши
акционерные общества, хотя это делается крайне редко.
Хорошая проработка законодательной базы, достаточно полная
информированность акционеров позволяет в англо-американской модели всем
зарегистрированным акционерам получить необходимые сведения о проведении
собрания, годовой отчет корпорации. Они могут также получить бюллетень для
голосования и проголосовать, не присутствуя лично на собрании.
Особо хотелось бы отметить, что основными кредиторами корпорации
являются коллегиальные акционеры. Приобретая пакеты акций той или иной
компании, участвуя в совете директоров, в управлении через своих
независимых директоров, биржи, страховые компании заинтересованы в развитии
корпорации. Акционеры, работающие в корпорации, своим трудом также
обеспечивают рост котировок акций, ее прибыльности, и таким образом
интересы ключевых участников совпадают
В японской модели корпоративного управления ключевыми участниками
являются: коллективные акционеры, так называемые «кейрецу», представляющие
собой группы компаний крупных финансовых организаций и корпораций,
объединенным совместным владением и управлением; индивидуальные акционеры;
ключевой банк; менеджеры и правление. Ведущая роль принадлежит ключевому
банку, который неофициально контролирует корпорацию и при необходимости
всегда может вмешаться в решение менеджеров. Велика роль и «кейрецу», а
роль индивидуальных акционеров незначительна. Поэтому совет директоров
почти полностью состоит из представителей крупных компаний и нередко бывших
правительственных чиновников.
Несмотря на такую систему управления, решение ряда вопросов требует
одобрения рядовых акционеров. Это касается, в частности, выплаты
дивидендов; внесения дополнения или изменения в устав; изменения
численности и состава совета директоров; изменения деятельности корпорации
и уставного капитала; определение размеров выплачиваемого директорами
аудиторам выходного пособия; повышения верхнего предела вознаграждения
директорам и аудиторам; выборов совета директоров; назначение аудитора;
слияние с другими корпорациями; покупки контрольного пакета акций других
компаний.
Дается также полная информация о лицах и компаниях, привлекаемых к
аудиторской проверке, а также финансовая информация о каждом кандидате в
главы совета директоров.
Годовые отчеты и материалы здесь доступны всем акционерам, они могут
присутствовать на собрании, голосовать лично, по доверенности или по почте.
Поэтому годовые собрания – чисто формальное мероприятие.
Подробнейшая информативность акционеров всех ключевых групп, развитая
законодательная база способствует укреплению взаимоотношений между ними,
заинтересовывают (особенно коллективных акционеров) в развитии и укрепления
их сотрудничества, долгосрочных связей.
Немецкая модель корпоративного управления значительно отличается от
англо-американской и японской. Она характеризуется двухпалатным правлением,
состоящим из исполнительного (чиновники корпорации) и наблюдательного
(рабочие, служащие компании и акционеры) совета; ограничением прав
акционеров в голосовании (одна акция не всегда один голос); возможность
структурного владения акциями, когда банки имеют крупные и долгосрочные
пакеты акций и поэтому являются основным источником финансирования
корпораций.
Процент индивидуальных акционеров здесь низок. Ключевыми участниками
немецкой модели являются банки и корпоративные акционеры. Банки –
одновременно акционеры и кредиторы. Немецкие корпорации, как правило,
являются коллегиальными акционерами в других корпорациях, то есть в
компаниях, не связанных с ними. Такое положение дел позволяет разным
компаниям иметь широкие связи друг с другом. Представители банков и крупных
корпораций входят в состав наблюдательных советов друг друга и поэтому
заинтересованы в прибыльности различных компаний, в развитии,
взаимоподдержке.
В немецкой модели довольно жесткие правила раскрытия информации. Так,
каждая информация должна сообщать: финансовую информацию (каждое
полугодие); данные о структуре капитала; некоторую информацию о каждом
кандидате в наблюдательный совет; совокупную информацию о вознаграждении
членов наблюдательного совета, данные об акционерах, владеющих более 25
процентами акций корпорации; изменения в уставе; информацию о слиянии и
реконструкции корпорации, имена аудиторов или названия фирм, привлекаемых
для аудиторской проверки.
Ряд вопросов требует одобрения акционеров, в частности: внесение
изменений и дополнения в устав; изменение уставного капитала, выплата
дивидендов, утверждение решений исполнительного и законодательного советов
за пережитый год; выборы наблюдательного совета и назначение аудиторов;
принятие согласия о сотрудничестве с филиалами; утверждение верхнего
предела вознаграждения членам наблюдательного совета.
Система взаимодействия ключевых участников корпорации хорошо
проработана и основывается на законодательной базе, а наличие
исполнительного и наблюдательного совета усиливает контроль за управляющими
по защите интересов рядовых акционеров.
Российская система акционирования содержит некоторые элементы англо-
американской системы корпоративного управления. Однако следует отметить,
что она имеет ряд уникальных особенностей, которые отличают ее от других
систем. В чем суть этих особенностей?
Во-первых, в наших акционерных обществах, весьма значительное число
ключевых участников. Это владельцы обыкновенных и привилегированных акций,
инвестиционные фонды, фонд имущества, совет директоров, различные кредиторы
и юридические лица – владельцы акций (банки, биржи, различные акционерные
общества). При этом в акционерных обществах зачастую работают не акционеры,
а наемные работники. В некоторых отраслях, например в нефтяной и газовой
промышленности, владельцами акций являются коренные представители
национальных меньшинств севера.
У каждой из этих групп свои интересы, которые зачастую не совпадают.
Такое рассредоточение собственности затрудняет контроль со стороны
акционеров и приводит к их пассивности.
Во-вторых, важную роль в создании и развитии АО играет государство.
Оно не только создает нормативно-законодательную базу, но является
владельцем акций ряда АО, а в газовой, нефтяной промышленности, оборонных и
других отраслях сосредоточено более 50 процентов на ближайшие три года.
В-третьих, весьма большая роль в АО отводится в настоящее время
рядовым акционерам. Это проявляется: в кумулятивном голосовании при выборах
членов в совет директоров; в невозможности решения ряда вопросов без
согласия трех четвертей владельцев обыкновенных акций на общем собрании: в
способе и доле владения собственностью акционерных обществ.
Никто не в праве заставить акционера продать (или купить) акции АО,
то есть акционер может контролировать свою долю собственности.
В-четвертых, у нас слабо развит фондовый рынок. К тому же он мало
ликвидный, что затрудняет продажу или покупку акций любого АО рядовым
акционерам.
И, наконец, в пятых, для нашей системы характерна плохая правовая
подготовка рядовых акционеров, неумение распоряжаться собственностью,
затруднение с осуществлением контроля деятельностью совета директоров и
правления, отсутствие необходимости информации, наличие посредников
(например, инвестиционных фондов), отсутствие преемственности исторического
опыта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|