Анализ оптовой торговли
Анализ оптовой торговли
АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность оптовой торговли.
- 2-
2. Роль и функции оптовой торговли.
- 3 -
3. Анализ реализации товаров и услуг оптовыми
предприятиями.
- 6 -
4. Анализ выполнения плана и динамики оптового
товарооборота.
- 9 -
5. Особенности анализа влияния факторов на выполнение
плана и динамику товарооборота.
- 12 -
6. Оперативный анализ поставки товаров и оптового
товарооборота.
- 14 -
7. Таблица №1 «Анализ выполнения плана
Товарооборота по видам продаж».
- 16 -
8. Таблица №2 «Анализ оптового товарооборота». - 17 -
9. Таблица №3 «Анализ выполнения плана
поступления по источникам».
- 18 -
10. Таблица №4 «Динамика качественных
показателей торговой деятельности»
- 20 -
1. Сущность оптовой торговли.
Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и
розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к
потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное
предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно
решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в
ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не
ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу
производства, розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.
Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией
товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за
счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно
занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия
призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать
централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время
наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются
существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров,
нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству
поставляемых товаров.
От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность
функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность
внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых
условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена.
Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием
оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой
торговле средствами производства. Эти две формы станоятся важнейшими
каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.
Основной показатель хозяйственной деятельногти предприятий и
организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой
продажу товаров народного потребления и производственного назначения для
последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных
потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из
сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.
Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие
важнейшие показатели хозяйственной деятельности.
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий –
выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота,
улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В
процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового
товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике;
выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота;
изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они
имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить
стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ
должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности
учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона,
производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков,
наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого
поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего
зарубежья.
2. Роль и функции оптовой торговли.
Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических
связей между районами страны, отраслями производства, изготовителями
товаров и розничной торговлей. Напр., закупая у колхозов и совхозов лён и
реализуя его предприятиям текстильной промышленности, оптовая торговля
становится связующим звеном между сельским хозяйством и промышленностью.
Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности поставки её швейникам,
также обслуживается оптовой торговлей. Тем самым она соединяет текстильную
и швейную отрасли. Наконец, продавая розничной торговле готовую одежду,
предприятия оптовой торговли поддерживают связь между лёгкой
промышленностью и торговлей.
Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским
хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика товаров
народного потребления, в её функции входят закупка и завоз товаров от
предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно
вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить
децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуя завоз
товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорные
обязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и
качества, строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий
закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия
запросам покупателей, снижения потребительских качеств.
Оптовая торговля может и должна активно влиять на объём и
ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не
пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не
полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий.
Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности
товары низкого качества, что заставляетпромышленные предприятия улучшать их
потребительские свойства.
Чтобы целеноправлено воздействовать на изменение торговой
конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и
перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках,
исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о
возможностях поставщиков.
Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в
обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой
торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны,
добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах,
участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют
перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на
них имеется спрос.
На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:
. интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнёрами-
производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных
каналов сбыта продукции;
. оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда
через ценообразование;
. организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и
гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов,
стимулирующих структурные изменения.
Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на
микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых
предприятий, среди них можно назвать следующие:
~ функция экономической интеграции территорий и преодоление
пространственного разрыва;
~ функция преобразования производственного ассортимента в торговый
ассортимент товаров;
~ функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на
товары;
~ функция сглаживания цен;
~ функция хранения;
~ функция доработки, доведения товаров до требуемого качества, фасовки и
упаковки;
~ функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных
предприятий;
~ функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.
Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых
элементов в деятельности оптовых предприятий, напр., предоставление
разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам.
Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:
1) традиционные – главным образом организационно-технические (организация
оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование
ассортимента товаров, их транспортировка);
2) новые, возникающие под влиянием развития рынка.
Организация оптовой купли-продажи явл. одной из важнейших функций
оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда
она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с
производителями продукции оптовые посредники выступают в роли
представителей спроса, а предлагая товар покупателям, они действуют от лица
производителей.
Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы
страны, благодоря чему совершенствуется территориальное разделение труда.
Осуществление транспортной функции проявляется при достаке товаров со
складов предприятия в розничную сеть или внерыночным потребителям своего
региона.
3. Анализ реализации товаров и услуг
оптовыми предприятиями.
Целью анализа товарооборота явл. оценка положения оптового
предприятия на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения
необходимой прибыли. Высшей, основной целью деятельности любого предприятия
в условиях рыночной экономики явл. максимизация прибыли. Однако
предприниматели, менеджеры и владельцы предприятий на определённом этапе
ставят задачу достичь промежуточной цели, обеспечить безубыточную работу,
сократить или завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный рост
показателей и т.п. Каждая из этих промежуточных целей всегда выступает
средством для достижения основной (главной) цели. Такой подход явл.
типичным во многих сферах торговли, в том числе и в оптовом звене.
В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый
ряд задач и оценивают их с позиции достижения поставленных целей. Множество
таких задач целесообразно разделить на две группы:
задачи, связанные с реализацией, и задачи, связанные с закупками товаров и
услуг.
В условиях рыночных отношений, во-первых, необходимо исследовать
процесс реализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных
предприятий, частных торговцев и т.д.), степень удовлетворения их
потребностей и оценить уровень конкуренции и какое место занимает оптовое
предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде
и т.д. Для этого предприятию необходимо использовать различные методы
маркетингового исследования всех сторон товарных рынков.
Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок (провести
маркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым
критериям поставщиков товаров, выработке мер по активизации закупок
(использование инструментов маркетинга закупок), условий разовых и
постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику
цен, осуществлять контроль за поступлением товаров.
Из приведённых положений видно, что главным для предприятия явл.
определение потребностей оптовых покупателей, установление постоянных
связей и нахождение источников приобретения товаров в целях полного
удовлетворения указанных потребностей. Деление задач на две группы
позволяет более глубоко исследовать оптовую реализацию товаров и услуг.
В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают
следующие показатели:
- динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота
в действующих и сопоставимых ценах;
- долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму
на товарных рынках региона;
- долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным
товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе;
- заявки покупателей и структуру оптового товарооборота;
- отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент
звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового
товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в
динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по
региону в целом).
Для более обоснованного исследования дел в оптовой торговле
предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на
развитие торговой деятельности.
На данном этапе важно разобрать какие структуры выступают в
качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно действующих
контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок
расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент
погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров
на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п.
Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество
надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и
наращивать объёмы торговой деятельности.
Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних
источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних
(данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах,
путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и
т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое
предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему
лучшим образом достичь своих целей – обеспечить получение прибыли,
увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках,
решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.
Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы
поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем
объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках
поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных
предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в
своих интересах.
В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в
динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности
показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.
Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения каждого
контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества
товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в контракте. Этот
же показатель может исчисляться и в стоимостном выражении как отношение
фактического объёма поставок к её величине по контракту.
При анализе необходимо установить и абсолютное отклонение
фактического количества поставленных товаров от объёма их поставок по
контракту. В случаях изменения цен рассчитывается влияние этого изменения
на стоимостную величину поставок.
Оптовые предприятия изучают и ритмичность поставок:
V = b * 100 : П, где
V – коэффициент вариации;
b – среднее квадратическое отклонение фактического объёма
поставок от среднго уровня поставок, исчисленное по формуле:
bn = ? (Пi - П)2 / n, где
Пi – поставка за первый период;
П – средний уровень поставки, рассчитанный как П = ? П / n;
n – число поставок.
При оценке исчисленного показателя нужно иметь в виду, что чем
ближе его величина к нулю, тем ритмичнее поставка, и наоборот, чем больше
этот показатель, тем ритмичнее поставка товваров.
Оптовое предприятие при анализе поставок и оценке их влияния на
товарооборот должно учитывать целый ряд факторов, связанных с
ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать:
1) в какой степени действующие цены могут обеспечить реализацию товаров и
услуг;
2) какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах;
3) каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации;
4) каков уровень рентабельности.
Такая политика в области цен может быть признана успешной в том
случае, если она позволит восстановить или улучшить позицию предприятия на
конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия.
В процессе анализа товарооборота и закупок товаров и услуг нужно
разобраться в маркетинговой стратегии предприятия и установить имело ли
место проникновение товаров на новый рынок; как происходило развитие рынка
товаров, которыми торгует оптовая база; какие сегменты рынка товаров
сложились в данном регионе. Особо следует проанализировать как повлияло на
развитие товарооборота и обеспечение прибыльной работы использование
активных мер в области ценообразования.
На практике предприятие имеет возможность выбирать одно из трёх
типовых ценовых стратегий:
1) установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов;
2) установление цен на уровне конкурентов;
3) установление цен несколько ниже, чем у конкурентов.
В процессе анализа предприятие должно привести доказательства
обоснованности ценовой стратегии и провести расчёт её влияния на конечные
результаты оптового предприятия – объёмы товарооборота и прибыли.
Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия
явл.:
( расчёт влияния на изменение складского товарооборота изменений поставок
товаров и товарных запасов (путём использования балансовой увязки
показателей товарооборота: З1 + П = Р + З2);
( изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оптового
товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);
(разработка мер по использованию резервов увеличение товарооборота и
прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде.
4. Анализ выполнения плана и динамики
оптового товарооборота.
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется прежде
всего степенью выполнения планов и динамики оптового товарооборота. Многие
Страницы: 1, 2
|