Анализ финансово-хозяйственной деятельности и перспективы развития АТП №9
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и перспективы развития АТП №9
Аннотация
Малиборская Г.С. совместно с Мезиновой Д.А.
Финансово-хозяйственный анализ деятельности и
перспективы развития ОАО «АТП №9» : Дипломный
проект. – Нижневартовск: ЮУрГУ, ФЭиП, 2000. – 96
с., илл.Библиография литературы 13
наименований. 12 листов плакатов.
В дипломном проекте дается общая характеристика ОАО «АТП №9»:
организационно-правовой формы, административной структуры, основные
показатели деятельности.
На основе описываемой методики, дается анализ финансового состояния
предприятия. Оценивается формирование финансовых результатов. Дается
характеристика технико-экономических показателей, охарактеризованы и
определяются основные перспективы развития предприятия.
Выделяются основные пути и перечисляются наиболее важные мероприятия
оздоровления финансового состояния предприятия.
Оценивается эффективность инвестиционного проекта по созданию и
реализации производства пиломатериалов.
Содержание
Введение……………………………………………………………………
1.Автомобильный транспорт Российской Федерации………………….
2.Общая характеристика ОАО«Автотранспортного предприятия №9..…
2.1.Правовое положение ОАО «АТП №9»………………………….……
2.2.Организационная структура управления ОАО «АТП №9»…………
2.3.Основные показатели деятельности ОАО «АТП №9»………………
3. Анализ финансовой деятельности ОАО «АТП №9» ………………….
3.1.Цель, содержание и метод финансового анализа ………………….
3.2.Оценка и анализ экономического потенциала субъекта
хозяйствования ……………………………………………………....
3.3.Вертикальный анализ баланса………..……………………………..
3.4.Горизонтальный анализ баланса…………………………………....
3.5.Показатели имущественного положения…………………………..
3.6.Анализ качественных сдвигов в имущественном положении……
3.7.Оценка финансового положения…………………………………...
3.8.Оценка деловой активности………………………………………...
3.9.Оценка структуры и платежеспособности баланса ………………
4.Технико-экономический анализ ………………………………………
4.1.Проблемы и перспективы развития ОАО №АТП №9»…………...
5.Инвестиционный проект «Организации производства и сбыта
пиломатериалов ………………………………………………………...
5.1.Описание технической стороны инвестиционного проекта……...
5.2.Методологические основы оценки эффективности
инвестиционного проекта …………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………...
Список литературы …………………………………………………….
Введение
Переход к рыночной экономике коренным образом изменил хозяйственную
ситуацию в России, оказался мощным толчком к созданию новых предприятий.
Многие государственные предприятия преобразовывались в акционерные
общества.
Государственное предприятие «Автотранспортное предприятие №9»
преобразовалось в ОАО «АТП №9».
ОАО « АТП № 9» столкнулось с множеством трудностей ожидающих новое
предприятие в зарождающейся рыночной экономике России. Практически
непреодолимым препятствием для ОАО «АТП № 9» оказались хронические
неплатежи, на предприятии сформировалась значительная дебиторская
задолженность, чтобы не остановиться и не прекратить своего развития , оно
вынуждено было пойти на рост кредиторской задолженности. В конечном счете,
это привело к существенному ухудшению финансового положения предприятия и
поставило его на грань банкротства. Вместе с тем ОАО «АТП №9» располагает
значительным производственным потенциалом. В этих условиях тема дипломного
проекта ОАО «АТП № 9» является актуальной .
Цель дипломного проекта состоит в анализе финансово –хозяйственной
деятельности ОАО «АТП №9» и определение возможных путей улучшения его
финансового состояния.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- общей характеристики ОАО «АТП №9», его организационно -правовой формы,
производственной и административной структуры;
- оценке финансового состояния ОАО «АТП № 9»;
- анализа аспектов производственной деятельности ОАО «АТП №9», связанных с
формированием финансовых результатов;
- выявление возможных путей улучшения финансового состояния;
- оценки эффективности предлагаемого к осуществлению
инвестиционного проекта по организации производства пиломатериалов,
реализация которых, предполагает увеличить объем продаж и поступления
денежных средств.
Перечисленные задачи определили содержание настоящего дипломного
проекта.
1.Автомобильный транспорт Российской Федерации.
Автомобильному транспорту принадлежит большая роль в обеспечении
перевозок для экономики страны. Появлению автомобиля предшествовали попытки
создания «самобеглых колясок» русского крестьянина Леонтия Шамшуралова,
«сомокаталок» русского механика Кулибина, легкой на ходу колесной повозки и
малогабаритного двигателя. Первый бензиновый двигатель - вес 240 кг.,
мощность 60л.с. – был сконструирован в 1879 году русским моряком, офицером
Катовичем О.С.
Бурное развитие автомобилестроения наблюдается с начала нашего века .
В дореволюционной России выпуск автомобилей начался в 1910 году на
Русско-Балтийском заводе. В 1910 году было произведено 10 легковых
автомобилей, а всего с 1910 по 1915 года изготовлено 451 легковой и 10
грузовых автомобилей.
В 1940 году в СССР выпускалось 145тысяч штук автомобилей , в том числе
грузовых – 136тысяч, автобусов – 3,9 тысяч, легковых 5,5 тысяч. В 1975 году
их было выпущено 1964 тысячи штук, в том числе 696 тысяч грузовых, 1201
тысяч легковых и автобусов 67 тысяч штук. В 1988 году было выпущено 2368
тысяч штук , в том числе 787 тысяч грузовых, 1500 тысяч легковых и
автобусов 81 тысяча штук.
Весь подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на
грузовой, пассажирский и специальный .
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили,
автомобили-тягачи, прицепы ,полуприцепы ; к пассажирскому – автобусы,
легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы; к специальному –
автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных,
преимущественно нетранспортных работ, производимых при помощи установленных
на них машин, аппаратов или оборудования.
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от устройства
кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их
использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и
специализированный.
Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют
неопрокидывающийся кузов типа бортовой платформы и используются для
перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары.
К специализированному грузовому подвижному составу относятся
автомобили, прицепы, полуприцепы, кузова которых приспособлены для
перевозки определенных видов грузов, и которые разделяются на самосвалы,
фургоны, цистерны со специальными платформами и прочий специализированный
подвижной состав.
Автомобилями – тягачами называются автомобили, предназначенные для
буксировки прицепов и полуприцепов.
Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом или полуприцепом называется
автопоездом.
Пассажирские автомобили в зависимости от вместимости, конструкции и
назначения разделяются на легковые автомобили и автобусы.
По назначению автобусы подразделяются на следующие группы общего
назначения : городские и пригородные, местного сообщения, междугородние,
туристические и экскурсионные.
Все автомобили по числу ведущих колес условно обозначаются колесной
формулой, где первая цифра показывает число колес автомобиля, а вторая –
число ведущих колес.
По роду потребляемого топлива автомобили разделяются на
карбюраторные, дизельные, газогенераторные, газобаллонные, по принципу
двигателя – на карбюраторные, дизельные, электромобили (аккамуляторные
автомобили ), паровые и газотурбинные автомобили.
Автомобиль стал одним из крупнейших явлений XX столетия . Влияние
автомобиля на общественную, личную жизнь оказалось колоссальным.
Автомобильная промышленность сегодня развивается под сильным влиянием
крупнейших фирм США и Европы. Автотранспортные средства становятся более
удобны, легки в управлении, безопасны, улучшается дизайн автомобилей. Новые
модели обладают повышенной грузоподъемностью, увеличенной мощностью
двигателей, повышаются ( почти в три раза ) сроки службы. Увеличивается
выпуск специализированных автоцистерн, фургонов, самосвалов. Значительное
развитие получает производство автомобильных прицепов, агрегатов и запасных
частей.
В настоящее время главным автомобильным цехом страны стало Поволжье (
ВАЗ – Тольятти, КАМАЗ – Набережные Челны, УРАЛАЗ- Миасс, УАЗ – Ульяновск,
ГАЗ – Нижний Новгород, ИЖ – Ижевск ). Производство автобусов – Лукино –
Дулево, Галицино, Яхрона, Курган; микроавтобусов на базе ЗИЛ – Москва.
Конечно, сегодня мы наблюдаем существенный спад производства (20-40%).
Вероятно это явление временное. Ведь транспорт – это «кровеносная система
экономики» страны, особенно такой протяженной ,как Россия. Транспортный
комплекс – необходимое условие функционирования хозяйства, жизни населения
, существования любого государства, он связывает во едино все его части.
Транспорт хоть и не производит ни кокой продукции, относится к
отраслям производственной сферы, его продукция – это перевозки грузов и
пассажиров. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между
предприятиями и доставку населению предметов потребления ; главный
показатель эффективности его работы – грузооборот ( произведение количества
перевозимого груза (т)
на расстояние (км)).
На автомобильном транспорте в 1998 году перевезено 1002 млн.т. грузов,
что на 30 % меньше, чем в 1997 году. Этот спад вызван замещением услуг
специализированных предприятий собственным автотранспортом и
перерегистрируемыми частными фирмами. В целом снижение перевозов грузов и
грузооборота автомобильного транспорта в1998 году по сравнению с 1997 годом
оценивается в 12-15%.
Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный
показатель пассажирооборот (произведение количества перевозимых пассажиров
(чел.) на расстоянии (км.)). Существует несколько видов транспорта , каждый
из которых имеет свою специфику, но для обеспечения работы хозяйства страны
они должны быть взаимосвязаны, работая согласованно.
2.Общая характеристика ОАО«Автотранспортного предприятия №9»
2.1Правовое положение ОАО «АТП № 9»
ОАО «АТП № 9» является юридическим лицом и действует на основании
устава и законодательства Р.Ф .
ОАО «АТП № 9» создано и зарегистрировано постановлением главы
администрации г.Нижневартовска № 245 от 11.07.94г. в соответствии с Указом
Президента Р.Ф. «Об организационных мерах по преобразованию государственных
предприятий в акционерные общества» № 721 от 01.07.92г. и государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Р.Ф.,
утвержденной Указам Президента Р.Ф. № 2284 от 24.12.93 г.
ОАО «АТП № 9» создано путем преобразования государственного
предприятия «Автотранспортное предприятие № 9», являющегося правопреемником
в отношении прав и обязанностей преобразованного предприятия.
ОАО «АТП № 9» является юридическим лицом и имеет в собственности
обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе.
Целью ОАО «АТП № 9» является извлечение прибыли.
ОАО «АТП №9» осуществляет следующие вид деятельности:
- автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров;
- техническое обслуживание автотранспорта;
- ремонтно-вспомогательные работы, капитальный и текущий ремонт
технологического оборудования;
- предоставление во временное пользование по договорам аренды
административных и производственных помещений;
- содержание платной автостоянки.
Уставный капитал ОАО «АТП № 9» составляет 3096000 рублей. Уставный
капитал складывается из номинальной стоимости обыкновенных именных акций,
приобретенных именных акций
составляет 3096 акций, стоимостью 1000 рублей.
Органами управления ОАО «АТП № 9» являются :
- общие собрания акционеров. Это высший орган общества.
- совет директоров. В компетенцию совета директоров ОАО «АТП №9» входит
решение вопросов общего руководства деятельностью ОАО «АТП № 9» за
исключением вопросов, отнесенных уставом ОАО «АТП №9» к исключительной
компетенции общего собрания акционеров.
- генеральный директор является единоличным исполнительным органом.
Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью
ОАО «АТП №9» является ревизионная комиссия.
Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия
избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном уставом и
положениями об общем собрании акционеров, совете директоров ревизионной
комиссии.
ОАО «АТП № 9» находится в г.Нижневартовске Ханты-Мансийского
автономного округа Тюменской области , ул.Мира 16 п.Почтовый индекс –
626440.
ОАО «АТП № 9», согласно уставу, может создавать филиалы и открывать
представительства на территории Р.Ф. и за ее пределами с соблюдением
требований действующего законодательства Р.Ф., а так же законодательств
государств СНГ и соответствующих законодательств иностранных государств по
месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено
международным договором. Филиалы и представительства осуществляют свою
деятельность от имени общества, которое несет ответственность за их
деятельность.
Филиалом ОАО «АТП № 9» является его обособленное подразделение –
ремонтно-механическая мастерская. Это подразделение предоставляет платные
услуги по ремонту транспортных средств населению. В услуги входит
техническое обслуживание транспортных средств; замена узлов, агрегатов,
деталей; рихтовка
кузовов и их деталей; частичная покраска. Численность рабочих составляет –
10 человек. Ремонтно-механическая мастерская расположена на территории АОА
«АТП № 9» и действует в соответствии с положением о подразделениях.
Решение о создании подразделении и ликвидации , о назначении
руководителя принимается в соответствии с законодательством Р.Ф.
Руководитель действует на основании доверенности выданной обществом.
2.2. Организационная структура управления ОАО «АТП № 9»
Оперативное руководство деятельности ОАО «АТП № 9» осуществляет
генеральный директор.
Генеральному директору непосредственно подчиняются :
- заместитель генерального директора;
- главный бухгалтер;
- главный механик;
- инженер отдела кадров;
- инженер безопасности движения;
- юрист.
Заместитель генерального директора обеспечивает бесперебойную работу
предприятия. Координирует деятельность подчиненных ему подразделений.
Принимает меры по обеспечению организации необходимым оборудованием и
материалами.
Главный бухгалтер осуществляет , исходя из Положения о главных
бухгалтерах, организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой
деятельности предприятия и контроль за экономным использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Обеспечивает организацию
учета и отчетности на предприятии. Осуществляет контроль за соблюдением
оформления первичных и бухгалтерских документов. Участвует в проведении
экономического
анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Главный механик координирует работу мастеров. Организует работу
связанную с эксплуатацией и ремонтом автотранспортных средств.
Инженер отдела кадров ведет учет личного состава предприятия и
установленную документацию по кадрам. Оформляет прием, перевод и увольнение
работников в соответствии с трудовым законодательством, инструкциями и
приказами руководителя предприятия.
Инженер безопасности движения осуществляет контроль за соблюдением на
предприятии действующего законодательства, инструкций, правил, норм пот
охране труда и технике безопасности, следит за предоставлением работникам
установленных льгот и компенсации по условиям труда.
Юрист разрабатывает или принимает участие в разработке документов
правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работы
на предприятии. Подготавливает материал о хищениях, растратах, недостачах.
Анализирует и обобщает результаты рассмотрения претензий судебных и
арбитражных дел. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных
договоров, а также в рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской
задолженности.
Организационная структура ОАО «АТП № 9» приведена на рисунке 2.2.
По своему типу ОАО «АТП № 9» является комплексным предприятием, в нем
выполняются все виды технического обслуживания, текущий ремонт ,содержание
подвижного состава.
В настоящее время на балансе предприятия находится 48 единиц
разномарочного подвижного состава и 6 прицепов. Весь подвижной состав
содержится в теплых боксах – стоянках, что положительно сказывается на
эксплуатации автомобилей в зимнее время . Для качественной работы в ОАО
«АТП № 9» имеются укомплектованные необходимым оборудованием , оснащенные
кран балками и смотровыми ямами, ремонтно-механические мастерские.
Генеральный директор
Заместитель главный инженер инженер юрист
генерального бухгалтер безопасно- отдела
директора сти движе- кадров
ния
диспетчер главный заместитель бухгалтер
механик главного кассир
бухгалтера
начальник
ремонтно-технических
мастерских
Рисунок 2.2. – Структура управления ОАО АТП №9
2.3. Основные показатели деятельности ОАО «АТП №9»
К основным показателям за анализируемый период, представленным в
таблице 2.1.относятся :
- среднесписочное количество автомашин, которое в 1996 году составляла
58единиц, в 1997 году – 55 единиц, в 1998 году – 50 единиц;
- коэффициент технической готовности в 1996 году был равен 0,97, в 1997
году – 0,98, в 1998 году – 0,97;
- коэффициент использования парка составил в 1996 году – 0,34, в 1997 году
– 0,38, в 1998 году – 0,33;
- грузоподъемность всего парка была равна в 1996 году – 396,5, в 1997 году
– 359,9, в 1998 году – 291,8;
- фонд заработной платы (тыс.рублей) составил в 1996 году – 2771,2 , в 1997
году – 3681,5, в 1998 году – 3631,2;
- себестоимость всего (тыс.рублей) исчислялась в 1996 году – 5754,6, в
1997 году – 8966,1, в 1998 году – 8301,0;
- выручка всего (тыс.рублей) составила в 1996 году – 5581,7, в 1997 году –
6637,7, в 1998 году – 5984,0;
- прибыль (+), убытки (-) ( тыс.рублей) в 1996 году – (-) 172,8, в 1997
году – (-)2338,4, в 1998 году –(-) 2317,0.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|