Внешний долг России
Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых
инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна.
Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на
правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности
и более велика "цена ошибки". В России эта цена непомерно высока. Для
успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо
сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного
экономического развития, создающего материальную основу для выплат по
задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области
внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью
деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан.
2.2.Место России среди задолжников
Управление государственным внешним долгом в последние годы оказалось в
центре отечественной экономической дискуссии Причиной этого явился
стремительный рост абсолютных и относительных размеров внешнего долга в
течении двух десятилетий (см. рис.2 (приложение)). Увеличение долгового
бремени стало результатом проведения последними советскими и первыми
российскими правительствами ошибочной экономической политики, в том числе
политики внешних заимствований, распада СССР, принятие Россией на себя его
финансовых обязательств. Относительная тяжесть долга возросла также в
результате значительного снижения курса рубля в 1991-1992гг. и в 1998г.
Увеличение внешнего долга сопровождалось взрывным ростом платежей
по его обслуживанию и погашению, неспособность осуществлять которые дважды
за последнее десятилетие приводила к национальным дефолтам - в декабре
1991г. и в августе 1998г. Ряд соглашений о реструктуризации долговых
платежей коммерческим (в декабре 1991г., июле1993г., ноябре 1995г., ноябре
1998г., феврале 2000г.) и официальным (в апреле 1993г., июне1994г., июне
1995г., апреле 1996г., августе 1999г.) кредиторам позволил уменьшить
долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992-2000гг.
В тоже время проведённые реструктуризации существенно увеличили её как в
целом[1], так и в части, приходящейся на первое десятилетие наступившего
столетия (см. рис.3 (приложение)). Долговой кризис не был преодолён, но
созданные таким образом "пики" платежей в 2003, 2005, 2008гг. породили так
называемую "проблему 2003г."
Достигнутая в начале 2000г. договорённость о полномасштабной
реструктуризации российского коммерческого долга Лондонскому клубу
кредиторов с частичным его списанием вызвала у некоторых представителей
российских властей надежду на повторение подобного успеха в отношениях с
Парижским клубом. В рамках осуществления такого плана в бюджет 2001г. не
были включены необходимые финансовые средства , а в начале 2001г. была
предпринята попытка в одностороннем порядке прекратить платежи Парижскому
клубу в части долга, унаследованного от бывшего СССР. Угроза применения
санкции со стороны официальных кредиторов вынудила российские власти
отказаться от дальнейшего осуществления этого плана. 19 января 2001г. они
официально заявили о проведении политики обслуживания и погашения долга в
соответствии с официальным графиком платежей. В течении февраля-апреля
2001г. возникшее отставание по платежам было ликвидировано.
Сравним значение показателей внешней задолженности России с
аналогичными показателями других стран мира. Источником такой информации
послужила Debtor Reporting System (DRS) - база данных Всемирного банка о
состоянии внешнего долга большинства стран мира. В качестве года сравнения
выбран 1999 год. Использование значений 1999г. представляется полезным
также и потому, что в силу значительной девальвации рубля в реальном
выражении в результате августовского кризиса 1998г. российские показатели в
1999г. оказались существенно более низкими, чем в предыдущие ему и
последующие за ним годы
(см. рис 2 (приложение)). Таким образом, российские значения 1999г.
представляют собой своего рода "пиковые" величины, преувеличивающие уровень
внешней задолженности страны с точки зрения их среднесрочного тренда.
Среди 130 стран, данные по которым наиболее полно представлены в DRS,
по пяти важнейшим показателям внешней задолженности, традиционно
рассчитываемым Всемирным банком, Россия в 1999г. заняла места с 58 до 81
(см. табл. 2). Следовательно, в тяжелейший для России год от 57 до 80 стран-
в зависимости от показателя - опережали её по относительной величине
внешней задолженности. Иными словами, от 47 до 62% стран с сопоставимыми
экономическими условиями находились в более тяжёлом с точки зрения долга
положении, чем Россия.
Таблица 2
Место России в списках стран мира,
ранжированных по важнейшим индикаторам
внешней задолженности, традиционно рассчитываемым Всемирным банком, в
1999г. (130 стран) *
|Показатели |Место России |
|Государственный внешний долг в % к экспорту |62 |
|Государственный внешний долг в % к ВНП |80 |
|Полные платежи по внешнему долгу в % к экспорту |72 |
|Процентные платежи в % к экспорту |58 |
|Процентные платежи в % к ВНП |81 |
Используя показатели ВНП на душу населения и относительной величины
приведённой стоимости полных платежей по внешнему долгу к ВНП и экспорту
товаров и услуг, Всемирный банк классифицирует страны мира в зависимости от
величины относительной задолженности и уровня дохода по шести группам: 1-
страны с высоким уровнем задолженности и низким уровнем дохода; 2- страны с
высоки уровнем задолженности и средним уровнем дохода;
_____________________________________________________________________
*А. Илларионов "Платить или не платить?" "Вопросы экономики", №5/2001г.
3- страны со средним уровнем задолженности и низким уровнем дохода ; 4-
страны с низким уровнем задолженности и низким уровнем дохода; 5- страны с
низким уровнем задолженности и средним уровнем дохода.
В качестве критериев, разделяющих данные группы стран, по состоянию на
1999г. использовались следующие величины: 755 долл. для показателя ВНП на
душу населения, 80 и 48% для отношения приведённой стоимости долговых
платежей к экспорту.
В настоящем исследовании душевой уровень ВНП, разделяющий страны
с низким и средним уровнями дохода, был оставлен тем же- 755 долл., а
отношения приведённой стоимости долговых платежей к ВНП и экспорту были
пересчитаны для отношений номинальной стоимости государственного внешнего
долга к ВНП и экспорту. Полученные значения -соответственно 80 и 40% к ВНП
и 260 и 130% к экспорту, - а также отношения полных платежей к экспорту и
процентных платежей к экспорту и ВНП были нормированы таким образом , чтобы
странам с максимальными значениями по каждому показателю соответствовала
величина нормированного показателя , равная 100%, а остальным странам-
величины нормированных показателей, пропорциональные соотношениям их
исходных показателей.
Полученные результаты (см. рис. 6 (приложение)) наглядно
демонстрируют, что даже в посткризисном 1999 голу по трём важнейшим
показателям относительной задолженности Россия находилась в 4 группе -
группе стран со средним уровнем задолженности, а по двум другим важнейшим
показателям ( отношению государственного долга к ВНП и экспорту)- в 6
группе стран с низким уровнем внешней задолженности. Благодаря действию в
последнее время ряда факторов (переход к практике полного обслуживания и
погашения государственного долга, значительное сокращение внешних
заимствований , рост национальной экономики и экспорта , существенное
повышение курса рубля в реальном выражении) относительное бремя внешней
задолженности в 2000-2001гг. сократилось по сравнению с 1999г.
Влияние краткосрочных конъюнктурных колебаний на показатели
задолженности можно ослабить при усреднении их значений за несколько лет.
Приведённые в таблице 3 величины показателей относительной задолженности
России за пятилетие 1995-1999гг. подтверждают, что она не относится к
странам с неприемлемо высокой долговой нагрузкой. По величинам
относительных показателей полных платежей по внешнему долгу среди 130 стран
мира Россия занимает места с 48 по 124, а по показателям чистых платежей- с
69 по 126.
Особый практический интерес представляют данные не только о
фактической долговой нагрузке в прошлые периоды, но и об ожидаемой нагрузке
в предстоящие годы и особенно в 2003г. Для ужесточения требований к
результатам расчётов последние были проведены для показателей как
Таблица 3
Место России в списках стран, ранжированных по показателям бремени
обслуживания государственного внешнего долга,
и параметры регрессионных уравнений зависимости
темпов экономического роста от платежей по внешнему долгу (данные в
среднем значении за пятилетие 1995-1999гг., 130 стран)*
| |В % к |В % к |В % к |За |В % к |В % к |В % к |В % к |
| |ВВП |Монети|экспор|вычето|дохода|расход|дохода|расход|
| | |зирова|ту |м |м |ам |м |ам |
| | |нной |товаро|сальдо|бюджет|бюджет|бюджет|бюджет|
| | |части |в и |счёта |а |а |а |а |
| | |ВВП |услуг |текущи|центра|центра|расшир|расшир|
| | | | |х |льного|льного|енного|енного|
| | | | |операц|правит|правит|правит|правит|
| | | | |ий в %|ельств|ельств|ельств|ельств|
| | | | |к ВВП |а |а |а |а |
|Полные платежи | | | | | | | | |
|по внешнему | | | | | | | | |
|долгу |83 |48 |88 |124 |52 |62 |-0,018|104 |
|Место России | | | | | | | | |
|Статистические | | | | | | | | |
|параметры | | | | | | | | |
|регрессионных | | | | | | | | |
|уравнений | | | | | | | | |
|a |-0,065|-0,022|-0,028|0,025 |-0,025|-0,021| |-0,012|
|(t-статистика) | | | |(0,85)| | |-0,018| |
|b |(-0,94|(-1,79|(-1,35| |(-1,33|(-1,05| |(-0,57|
|(t-статистика) |) |) |) |2,965 |) |) |(-0,92|) |
|R2 |3,500 |3,635 |3,632 |(7,96)|3,730 |3,577 |) |3,408 |
| |(9,61)|(11,64|(9,286| |(8,86)|(8,72)|3,533 |(8,403|
| | |) |) |0,006 | | |(8,57)|) |
| |0,007 |0,025 |0,012 | |0,016 |0,009 | |0,003 |
| | | | | | | |0,007 | |
_____________________________________________________________________
*А. Илларионов "Платить или не платить?" "Вопросы экономики", №5/2001г.
полных, так и частичных платежей по внешнему долгу. Во втором случае
рассматривался вариант осуществления всех приходящих на 2003г. долговых
платежей исключительно за счёт бюджетных доходов- без привлечения каких бы
то ни было внутренних или внешних ресурсов для полного или частичного
рефинансирования основной части долга. Соответствующие величины долговой
нагрузки были рассчитаны по отношению к ВВП, экспорту, сальдо платёжного
баланса, доходам и расходам бюджетов центрального и расширенного
правительства. Их прогнозные значения в 2003г. рассчитывались по двум
вариантам: оптимистическому (о)- в соответствии со среднесрочным прогнозом
российского правительства на 2001-2004гг. и получившему наименование
"Россия (о)" и пессимистическому (п)- с более низкими значениями по
сравнению с правительственными параметрами и получившему наименование
"Россия 2003(п)". Полученные значения сопоставлялись с фактическими
значениями чистых годовых платежей по внешнему долгу 130 стран мира в
течении 1981-1999гг.(см. табл.9 (приложение ) и табл.4 ).
Эти данные показывают , что даже в случае наиболее неблагоприятного
варианта развитие событий в 2003г. Россия по величине чистых долговых
платежей оказывается на 102 месте в списке наблюдений, равном 2021.
Развитие событий по более благоприятному сценарию приводит к перемещению
России на 122 место. Хотя по значениям 2003г. относительное бремя
российских долговых платежей оказывается более высоким, чем по значениям
1995-1999гг., оно всё же не является рекордным. По сравнению с, очевидно,
максимально возможной величиной российских чистых долговых платежей в
2003г. в 5,2% ВВП в некоторых странах этот показатель превышал 10% и даже
15% ВВП (например, Ямайка в 1986г.). Удельный вес расходов центрального
правительства, направляемых на обслуживание и погашение внешнего долга, в
32,5% нельзя назвать незначительным. Однако есть страны, которые в
отдельные годы направляли на эти цели более половины, две трети и даже три
четверти расходов своих центральных правительств.
Таблица 4
Место России в списках стран, ранжированных
по показателям бремени обслуживания государственного
внешнего долга, и параметры регрессионных уравнений зависимости темпов
экономического роста от платежей по внешнему долгу
(годовые значения за период1981-1999гг., 2021 наблюдение)*
| |Чистые платежи по обслуживанию внешнего долга: |
| |В % к |В % к |В % к |За |В % к |В % к |В % к |В % к |
| |ВВП |монети|экспор|вычето|дохода|расход|дохода|расход|
| | |зирова|ту |м |м |ам |м |ам |
| | |нной |товаро|сальдо|бюджет|бюджет|бюджет|бюджет|
| | |части |в и |счёта |а |а |а |а |
| | |долга |услуг |текущи|центра|центра|расшир|расшир|
| | | | |х |льного|льного|енного|енного|
| | | | |операц|правит|правит|правит|правит|
| | | | |ий в %|ельств|ельств|ельств|ельств|
| | | | |к ВВП |а |а |а |а |
|2000г. |183 |31 |301 |1642 |110 |42 |342 |246 |
|2003г.(оптим|122 |43 |81 |1130 |49 |32 |233 |195 |
|истический) | | | | | | | | |
|2003г.(песси| | | | | | | | |
|мистический)|102 |24 |53 |963 |42 |27 |214 |177 |
| | | | | | | | | |
|Статистическ| | | | | | | | |
|ие параметры| | | | | | | | |
|регрессионны| | | | | | | | |
|х уравнений | | | | | | | | |
|a |0,063 |0,000 |0,010 |0,004 |0,013 |0,014 |0,017 |0,011 |
|(t-статистик|(2,21)|(0,13)|(1,84)|(0,85)|(2,67)|(1,88)|(2,71)|(1,47)|
|а) | | | | | | | | |
|b |3,080 |3,020 |3,090 |3,050 |3,090 |3,060 |3,100 |3,064 |
|(t-статистик|(24,92|(21,57|(24,6)|(24,54|(25,07|(24,95|(24,96|(24,79|
|а) |) |) | |) |) |) |) |) |
|R2 |0,002 |0,000 |0,002 |0,000 |0,004 |0,002 |0,004 |0,001 |
_____________________________________________________________________
*А. Илларионов "Платить или не платить?" "Вопросы экономики", №5/2001г.
Таким образом, относительно параметров платёжного баланса, объёма ВВП,
размеров фискальных показателей российские долговые платежи(не только
фактически проведённые в последние годы, но и ожидаемые к осуществлению в
ближайшем будущем, включая и 2003г.) не уникальны. Международные
сопоставления убедительно показывают, что в настоящее время и в предстоящие
годы Россия не является страной с экстремально высокой долговой нагрузкой.
2.3.Альтернативные стратегии взаимоотношений с кредиторами
В зависимости от фактически исполняемого графика платежей, факта проведения
реструктуризации и размеров отклонения фактических платижей от
первоначальной приведённой стоимости долга (ППСД)можно сформулировать шесть
основных вариантов управления внешним долгом, отличающхся друг от друга
следующими основными характеристиками (см табл. 5)
1- отсутствии реструктуризации долга, соблюдение оригинального графика
платежей (ОГП), равенство фактических платежей ППСД;
2- реструктуризация долга (РД), согласование нового графика платежей (НГП),
превышение фактическими платежами ППСД;
3- РД, НГП, равенство фактических платежей ППСД;
4- РД, НГП, фактические платежи меньше ПСД;
5- согласованное с кредиторами полное списание долга, отсутствие графика
платежей, фактические платежи равны нулю;
6- дефолт, отсутствие графика платежей, фактические платежи равны нулю.
Ещё одной характеристикой данных вариантов, имплицитно представленной
на схеме, является уровень платежей по внешнему долгу в краткосрочной
перспективе (в течении нескольких ближайших лет)-ПКП находятся в 1
варианте, что, собственно , и является одной из важнейших причин проведения
реструктуризации долга и изменения оригинального графика платежей. При
последовательном переходе от1 варианта к 6 варианту величина ПКП, как
правило, уменьшается, достигая нуля в 5 и 6 вариантах.
Таблица 5
Варианты управления внешним долгом
в зависимости от используемого графика платежей*
|Критерии |Оригинальный график платежей |
| Договорённость | | |
|с кредиторами |Наличие договорённости |Отсутствие |
| | |договорённост|
|о платежах |о продолжении платежей о|и (дефолт) |
| |прекращении | |
|в соответствии | | |
|с графиком |по ОГП по НГП, ведущему к: | |
|платежей, |платежей- | |
|отличающихся |полное спи | |
|от ППСД |сание долга | |
| | | |
| |увелич- сохране- снижению | |
| |ению нию ППСД | |
| |ППСД ППСД | |
Страницы: 1, 2, 3
|