рефераты скачать

МЕНЮ


Виртуальная фирма: причины появления, отличительные особенности, перспективы развития

Виртуальная фирма: причины появления, отличительные особенности, перспективы развития

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

РЕФЕРАТ

ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ВИРТУАЛЬНАЯ ФИРМА: ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ,

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Выполнил: студентка Юшкина Светлана Валентиновна, группа №160

Научный руководитель: Плотников Владимир Александрович

Санкт-Петербург

2003 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Виртуальное предприятие 5

§1. Понятие «виртуального предприятия» и причины его появления 5

§2. Особенности и признаки виртуального предприятия. Достоинства и

недостатки 8

Глава II. Подходы виртуальных компаний к использованию Internet 13

§1. Особенности подхода «предприятие – предприятие» 13

§2. Особенности подхода «предприятие – потребитель» 15

§3. Коротко о других подходах 16

Глава III. Торговля и услуги в Internet 18

§ 1. Взгляд в будущее 18

§2. Российский опыт: www.Dostavka.ru 20

Заключение 23

Список литературы 24

ВВЕДЕНИЕ

XXI век – это информационный век, т. е. век господства автоматизированных

информационных технологий во всех сферах деятельности человека.

Информационная технология представляет собой технологию, в которой

предметом труда является информационный продукт, а орудием труда – средства

электронно-вычислительной техники и связи.

Бизнес является одним из наиболее перспективных направлений использования

современных технологий. На конференции, организованной Институтом

экономической стратегии в апреле 1999 года в Вашингтоне, председатель

совета директоров фирмы Intel Энди Гроув так охарактеризовал будущее

бизнеса: «Лет через пять каждая компания превратиться в Internet-компанию

(виртуальную компанию) либо прекратит свое существование, перестанет быть

компанией вообще»[1].

До 1992 года Internet с точки зрения пользователя представлял собой

мешанину из разнотипных файлов, для передачи которых использовались сложные

команды. И только после рубежа, означенного появлением «Всемирной паутины»

- World Wide Web, маркетинговым отделам многих компаний удалось доказать

необходимость подключения к Internet.

В результате появления новых сетевых возможностей изменился характер

деятельности организаций. Больше нет необходимости собирать людей в одном

месте или даже в одной компании для решения задач, связанных с их

совместной деятельностью. Новые инструменты и сети дают возможность

предоставления информации по мере необходимости, а прикладные системы

коллективного пользования дают возможность продуктивно работать

пользователям, распределенным в географическом отношении.

В то же время компании изменяют свою структуру информационных

технологий, распространяя свои линии связи за пределы компаний во внешние

сети. Возрастающая взаимозависимость современного мира экономики и

потребность в немедленном доступе к информации порождают необходимость

установления связи с поставщиками, заказчиками и партнерами компании в

реальном масштабе времени, а также наличия межсетевого интерфейса связи,

информационных услуг и включения в глобальную сеть Internet. Эта тенденция

к осуществлению важнейших коммерческих операций через линии связи часто

называют «электронной коммерцией» - и она изменяет образ многих предприятий

на рынке.

Эти новые режимы работы, связанные с распределенной системой расчетов и

взаимодействием между предприятиями, привели к возрастанию спроса на

глобальные сети, как в плане полосы пропускания, так и возможности связи с

любым объектом. Если бы эти виды связи осуществлялись через специально

выделенные каналы, они стали бы непозволительно дорогими.

В результате к связи предъявляется подход как к виртуальному

предприятию - этот термин отражает как эволюцию модели бизнеса, так и упор

на логическую соединимость. В сети виртуального предприятия пользователи

получают доступ к необходимым им ресурсам, а сеть обеспечивает канал

соединения и выделение необходимой полосы пропускания. Очевидно, что

созрели условия для создания новой сетевой инфраструктуры, оптимизированной

для объединения в сеть виртуального предприятия.

В ряде европейских источников существует несколько определений понятия

Internet-экономики, которые суммарно сводятся к следующему: «Среда, в

которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической

системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой

компанией или индивидом с целью совместной работы: торговли, обмены идеями

или просто для удовольствия».

ГЛАВА I

ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

§1. Понятие «виртуального предприятия» и причины его появления.

Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм

предприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием в

большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как

глобализация (универсальный процесс, охватывающий весь земной шар и

состоящий из новых интеллектуально-информационных технологий, активно

действующих на мировом рынке по укреплению связей денежного капитала с

инновациями) рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени

удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с

потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение

степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.

Термин «виртуальное предприятие» используется в двояком смысле. В более

абстрактном контексте виртуальное предприятие означает наиболее передовую и

эффективную форму организации предприятия, которая является наилучшей с

точки зрения имеющихся технических и экономических условий. В более

конкретном смысле, виртуальное предприятие подразумевает сетевую,

компьютерно-посредованную организационную структуру, состоящую из

неоднородных компонентов, расположенных в различных местах. Тогда

прилагательное «виртуальное» может интерпретироваться как «искусственно

образованное», или как «мнимое, не существующее в реальном физическом

пространстве», или как «расширенное за счет совместных ресурсов».

В некоторых работах виртуальные предприятие обозначают и другими

терминами: «сетевые предприятия»[2], «безграничные предприятия»[3],

«расширенные предприятия»[4]. Как правило, речь идет о сети партнеров

(предприятий, организаций, отдельных коллективах и людей), совместно

осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту

определенной продукции.

Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся

организационно-технологических ресурсов с различных предприятий и их

интеграции с использованием компьютерной сети. Это приводит к формированию

гибкой и динамичной организационной системы, наиболее приспособленной для

скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок.

Следует подчеркнуть метафорический характер понятия «виртуального

предприятия». Полностью виртуального, т.е. не имеющего базовых структур в

реальном физическом пространстве, предприятия, конечно, быть не может.

Здесь речь идет об интенсивном взаимодействии реально существующих

специалистов и подразделений различных предприятий в виртуальном

пространстве, реализованным на основе новейших информационных и

коммуникационных технологий. Такое взаимодействие призвано повысить уровень

кооперации и координации предприятий, а в конечном итоге

конкурентоспособность производимой ими продукции и, соответственно,

прибыль.

В то же время виртуальное предприятие полностью ориентировано на

заказчика, поскольку его основные характеристики — это быстрота выполнения

заказа (minimal time-to-market) и полнота удовлетворения требований

клиента. С включением заказчиков и исполнителей в единую открытую

организационную структуру границы между взаимодействующими предприятиями

становятся довольно нечеткими, прозрачными и подвижными. Уровень

партнерских отношений между поставщиками и клиентами возрастает:

преуспевание одних есть необходимое условие преуспевания других.

Предприятие имеет больше шансов остаться довольными своими поставщиками,

если они будут активно участвовать в начальной разработке новых продуктов,

услуг и даже стратегий предприятия. Так, в частности, производственная

функция может смещаться на более ранние стадии и выполняться одним из

поставщиков. Например, ныне изготовители интегральных схем выполняют ряд

функций, ранее присущих разработчикам компьютеров.

C практической точки зрения, виртуальное предприятие есть сеть свободно

взаимодействующих агентов, находящихся в различных местах. Эти агенты

разрабатывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов),

находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества,

координации и т.п. Многоагентные системы являются одной из наиболее быстро

развивающихся областей искусственного интеллекта. Pазработка виртуального

предприятия связана с интеллектуальным моделированием взаимодействия

сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов. Построение

многоуровневых дружественных интерфейсов между агентами играет

первостепенную роль. Поэтому в первую очередь требуется построить модели

взаимоотношений производителя с заказчиком, поставщиком, подрядчиком и пр.,

отработка которых позволяет достигнуть большей гибкости и реактивности

предприятия. Здесь важное место должны занимать модели организации

партнерских отношений в виртуальных предприятиях на основе многозначных

логик взаимодействия отдельных предприятий и их подразделений (например,

трехзначная логика — кооперация, конкуренция, безразличие), строящихся в

зависимости от таких параметров, как совместимость целей предприятий,

взаимное доверие и ответственность партнеров при выполнении их

обязательств, необходимость объединения ресурсов и недостаток

производственного опыта отдельного предприятия.

Виртуальное предприятие может рассматриваться как метапредприятие

(своего рода предприятие над предприятиями), объединяющее цели, ресурсы,

традиции и опыт нескольких предприятий при разработке сложных инновационных

проектов или при производстве продукции мирового уровня. Создание

виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта,

производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий —

партнеров вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым

из них в отдельности. В частности, образование виртуального предприятия из

разнородных предприятий обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и

усиление преимуществ. Так, например, можно объединить достоинства больших

предприятий (мощных, но обладающих сильной инерционностью и медленно

реагирующих на изменения рынка) и малых предприятий (испытывающих

недостаток в ресурсах, но способных быстро перестраиваться). Виртуальное

предприятие не ведает отраслевых или ведомственных границ.

Яркими примерами практической реализации идей виртуального предприятия в

компьютерном бизнесе служат объединение усилий фирм Apple и Sony при работе

над проектом Powerbook, а также партнерство компаний AT&T, Marubeni

Matsushita при проектировании компьютера (notebook) Safari. Другим

классическим примером виртуального предприятия является европейский

консорциум AIRBUS Industries, производящий аэробусы A-310 и др.

§2. Особенности и признаки виртуального предприятия. Достоинства и

недостатки.

Существует множество определений виртуального предприятия как сетевой

организационной формы. Однако, с учетом особенностей практического

функционирования таких структур, виртуальное предприятие можно определить

как временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных

коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего

выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной

системе[5].

С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия – это

получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей

потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов.

Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок

предприятиям. Но, во-первых, виртуальные предприятия, как правило,

ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то

«усредненного» сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных

заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных

потребителей (заказчиков). И, во-вторых, виртуальное предприятие

увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения

ресурсов различных партнеров в единую систему.

С практической точки зрения, обычному предприятию, например, для

разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение

значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых

партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами,

знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой

деятельности. Т.е. выбираются предприятия (организации, отдельные

коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и

способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

Как правило, партнерство заключается на определенный срок или до

достижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другими

словами, партнерство является временным, и, например, на определенных

этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации могут в

сеть привлекаться новые партнеры или исключаться старые.

С учетом выше сказанного, можно выделить ключевое достоинство

виртуальных форм организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие

ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого

достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные

конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:

- скорость выполнения рыночного заказа;

- возможность снижения совокупных затрат;

- возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;

- возможность гибкой адаптация к изменениям окружающей среды;

- возможность снизить барьеры выхода на новые рынки.

Проведенный Катаевым А. В. анализ деятельности виртуальных

предприятий[6] показал, что основными особенностями виртуальной формы

организации являются:

- открытая распределенная структура;

- гибкость;

- приоритет горизонтальных связей;

- автономность и узкая специализация членов сети;

- высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельности

виртуальных предприятий необходимы и соответствующие управленческие

подходы. Легко заметить, что при создании виртуальных предприятий могут

быть предприятия, которые концентрируют свои усилия исключительно на

управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такое предприятие

должно обладать как минимум следующими способностями:

- уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимые

для реализации проекта (аспекты менеджмента знаний);

- на основе привеченных компетенций организовать процесс создания и сбыта

продукции (аспекты функционирования сети).

Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальные предприятия

обладают и некоторыми недостатками, точнее, слабыми местами:

- чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой

специализацией членов сети;

- практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих

партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и

обычных трудовых отношений;

- опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из

разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней,

открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании

для членов виртуального предприятия.

Ниже приведены главные признаки, раскрывающие содержание понятия

«виртуальное предприятие».

. Интеграция лучших средств и опыта различных предприятий в рамках

стратегически целесообразных объединений и союзов.

. Организация по проектам или вокруг ключевых процессов (сквозных

деловых процессов предприятия или жизненного цикла продукта).

. Образование автономных рабочих групп, обеспечение сотрудничества и

координации лиц и коллективов, пространственно удаленных друг от

друга.

. Временный характер, гибкость, возможность быстрого образования,

развития, переструктурирования и расформирования в нужное время.

. Сочетание децентрализации и централизации в управлении при

преимущественном развитии децентрализованного (распределенного)

управления, приоритет координационных связей.

. Максимально широкое распределение и гибкое перераспределение

полномочий власти, принятие решений на всех уровнях организационной

иерархии, сочетание восходящего и нисходящего проектирования.

. Организация группового взаимодействия специалистов с помощью ЭВМ,

включая «встречу в сети» (meeting on the network) и согласованные

потоки работы (workflow), обеспечение свободного обмена идеями внутри

и между уровнями организационной иерархии.

. Разработка неоднородных компьютерных сред и сетей, использование

архитектуры клиент-сервер, применение программных средств обеспечения

коллективной деятельности (groupware) различного класса.

В современных условиях конкурентоспособность предприятий на мировом рынке

(и особенно на рынке компьютерных средств) зависит от возможностей

преобразования ключевых процессов предприятия в стратегические инициативы,

нацеленные на как можно более полное удовлетворение требований заказчика, и

вообще, на гибкое отслеживание и прогнозирование изменений в конъюнктуре

рынка. Новейшими примерами таких инициатив служат перестройка или

реинжиниринг (business process reengineering) и инновация (process

innovation) процессов деятельности предприятия. Указанные примеры связаны с

широким развитием и использованием новых информационных и коммуникационных

технологий (НИТ/ НКТ) для управления человеческими ресурсами и планирования

будущей деятельности предприятия, моделирования и оптимизации процессов

взаимодействия (кооперации и координации) между различными агентами

(специалистами и подразделениями) предприятия. А это и означает

актуальность и реальность создания виртуальных предприятий.

Глава II

ПОДХОДЫ ВИРТУАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ INTERNET

§1. Особенности подхода «предприятие - предприятие».

Модель В2В (business – to – business) предполагает полностью

автоматизированное взаимодействие фирм или организаций в ходе

предпринимательской деятельности. За рубежом модель В2В появилась около 30

лет тому назад и получила довольно большое распространение.

Говоря о модели В2В, следует отметить два аспекта ее использования. С

одной стороны, эта модель имеет место, когда две или более фирмы

осуществляют различные сделки между собой. Например, через Интернет они

могут направлять предложения о заключении сделок, получать котировки от

своих поставщиков, заключать контракты, получать и оплачивать счета.

С другой стороны, характерной чертой развитых систем ведения электронной

коммерции в секторе В2В является их интеграция с корпоративными

информационными системами (КИС). Таким образом, в потенциале обеспечивается

не только автоматизация процессов закупок и сбыта, но и решение

соответствующих задач комплексной автоматизации управления фирмой.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.