Вексель, как средство преодоления кризиса платежей
управления экономикой и оздоровлению экономической ситуации, финансовое
состояние базовых отраслей народного хозяйства остается напряженным.
Недостаточен объем денежных средств, направляемых на производственные
инвестиции, недопустимо медленно формируется вторичный рынок ценных бумаг -
один из важнейших механизмов перераспределения и концентрации
инвестиционных ресурсов, увеличивается взаимная задолженность предприятий
между собой и перед бюджетами различных уровней. В отличие от
государственных, медленно развивается рынок частных (корпоративных)
долговых обязательств.
Опыт достаточно эффективной расшивки неплатежей накоплен рыночными
финансовыми структурами, использующими обращение векселей. Однако они не
обладают единством принципов управления и контроля и масштабом
государственного подхода, в большинстве своем не имеют встроенных
механизмов защиты от финансовых нарушений и склонны к использованию
дефицита платежно-расчетных средств в народном хозяйстве для размещения
необеспеченных векселей. Об этом свидетельствуют, в частности, финансовые
скандалы с векселями "Сибирьэнерго", Акцептного Дома "ЕЭС" и других
эмитентов.
Таким образом проблема неплатежей требует срочного создания
антикризисного механизма, эффективно оперирующего рыночными неинфляционными
платежно-расчетными инструментами.
Масштаб и актуальность этой проблемы приводят к необходимости
адекватных мер государственной поддержки и контроля. Это тем более важно в
связи с участившимися предложениаллм узкоотраслевых суррогатов
необеспеченных векселей и векселей коммерческих структур для межотраслевых
расчетов, что таит опасность утраты контроля над объемами выпуска и
порядком обращения векселей.
Прогноз инвестиций
Интенсивность промышленного производства в России в целом за период с
января 1990г. по декабрь 1995г. снизилась на 51,4%. Снижение произошло в
большинстве отраслей народного хозяйства. Наибольшее снижение зафиксировано
в легкой промышленности - 85%, машиностроении - 66%, промышленности
строиматериалов - 64%, лесной, древообрабатывающей и целлюлозно-бумажной -
61%, пищевой - 59%. В наименьшей степени интенсивность снизилась в цветной
металлургии - на 16%, ТЭК - на 34% и черной металлургии - на 42%.
После стабилизации с июля 1994г. по январь 1995г., с февраля 1995г.
отмечался некотрый рост интенсивности и в августе его стабилизация. Новый
цикл спада начался с сентября 1995г. Падение в сентябре - 2%, в ноябре -
2,1%.
Программа инвестиций в прошлом году осталась невыполненной. В связи с
этим Минэкономики прогнозирует при успешном выполнении программ по
финансовой и экономической стабилизации 1996г. объем инвестиций за счет
всех источников финансирования в объеме 365-375 трлн. руб. или 101-104% к
уровню 1995г. (индекс дефлятор 1,5). При неблагоприятном ходе реформ 385-
395 трлн. руб., или 92-94% (индекс дефлятор 1,75). В объекты
производственной сферы предполагается направить в первом случае 195-200
трлн. руб. и во втором - 205-210 трлн. руб. (темп роста к предыдущему году
98-101% и 89-91% соответственно). Темпы капитальных вложений в
непроизводственную сферу в 1996г. составят 105-108% и 95-98% к уровню
прошлого года.
В ообщем объеме инвестиций в этом году будут основными собственные
средства предприятий - 65%. Доля амортизационных отчислений возрастет и
ожидается на уровне 47% капвложений.
Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять за счет
эмиссии ценных бумаг, кредитов коммерческих банков и иностранных
инвестиций. Доля инвестиций за счет вторичной эмиссии ценных бумаг составит
2%. Основным из способов привлечения инвестиций на втором этапе
приватизации станет передача по конкурсу в доверительное управление
госпакетов акций.
Государственные инвестиции определены в размере 27,7 трлн. руб., что
составит 98-84% к уровню 1995г. , что будет направлено на поддержку
объектов социальной сферы и в быстроокупающиеся коммерческие проекты. В
производственной сфере крайне ограниченные средства направляются в осовном
на обеспечение надежного функционирования жизнеобеспечивающих систем
районов с суровыми климатическими условиями. Предполагается 3 трлн. руб.
разместить на конурсной основе. Так для конкурсного размещения в 1995г.
было представлено 600 проектов.
Величина привлекаемого частного капитала ожидается порядка 15 трлн.
руб.
В объеме за счет всех источников финансирования, направляемых в
производственное строительство доля отраслей ТЭКа составит 42-44%.
Государственные инвестиции в ТЭК будут в основном на финансирование
пусковых объектов с высокой пусковой готовностью по государственной целевой
программе “Топливо и энергия”.
Инвестиции в АПК планируются в объеме 25-34 трлн. руб., из них на
производственное строительство - 17-23 трлн. руб.
Предприятия машиностроительного комплекса будут производить перестройку
производств за счет собственных средств.
В лесном комплексе инвестиции оцениваются в 4,3 трлн. руб., в т.ч. 4,2
трлн. руб. за счет собственных средств. Намечается 800 млн.долларов
иностранных инвестиций.
В строительном комплексе государственная поддержка предусмотрена в
объеме 35 млрд. руб.
На развитие транспорта и связи из федеральноо бюджета планируется
привлечь 1174,4 млрд. руб.
Общий объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику
на 01.01.96г. составил около 6,7 млрд. долларов. Большие надежды по
улучшению инвестиционного климата Правительство возлагает на реализацию
“Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных
инвестиций”, где в частности предусматривается создание систем страхования
и гарантий, механизма залога, решение вопросов приобретения участков земли.
Финансовое положение регионов
Финансы предприятий и организаций
Оценка региональных различий в состоянии финансов предприятий и
организаций (далее - финансов предприятий или корпоративных финансов)
проводилась на основе показателей задолженности предприятий по выплате
средств на потребление (задолженности по зарплате), а также финансовых
результатов деятельности предприятий.
Уровень и динамика задолженности по выдаче средств на потребление
оценивались по объему просроченной задолженности в расчете на 1 занятого на
01.01.1996 (в % к среднему по РФ уровню) и коэффициенту изменения этого
параметра за 1993-1996 гг. (табл. 1).
Основной географической закономерностью данной классификации является
преобладание северных и восточных регионов в верхней части таблицы (высокий
уровень задолженности по зарплате на 1 занятого). В большинстве регионов
европейского Центра задолженность по зарплате на 1 занятого заметно ниже
среднего по России уровня, однако за последние 2-3 г. наметилась четкая
тенденция к ее сближению со среднероссийскими параметрами.
Формально в наиболее сложном положении находятся регионы "левой
верхней" группы, в относительно благоприятном - "правой нижней", в
относительно благополучных (и наиболее многочисленных) регионах "левой
нижней" группы ситуация ухудшается, а в регионах "правой верхней" группы -
улучшается.
Однако такая трактовка не вполне соответствует показателям динамики
объема промышленного производства. Так, объем просроченной задолженности по
выдаче средств на потребление в расчете на 1 занятого на различные даты
рассматриваемого периода имеет прямую зависимость с ИФОПП (за 1991-1994гг.)
со значениями коэффициента корреляции на уровне 0,36-0,41. Это значит, что
чем выше в регионе задолженность по зарплате в расчете на 1 занятого, тем в
среднем меньше спад промышленного производства. Интерпретация этого факта
может' быть как формально- статистической (влияние различий в структуре
производства), так и "ситуационной" (например, "лежащие" предприятия вообще
не начисляют зарплату и потому не имеют задолженности по ее выплате).
табл.1
Таблица 1. Группировка регионов РФ по объему и динамике просроченной
задолженности по выдаче средств на потребление
| |Изменение за 1993-1996гг. |
|Объем |Рост (более 10%) |Стабильность в |Падение (более|
|задолжен| |пределах 10% |10%) |
|ности на| |изменения | |
|1 | | | |
|занятого| | | |
|более |Архангельская, |Читинская, |Тюменская, |
|120% от |Оренбургская, |Камчатская, |Иркутская, |
|среднеро|Челябинская, |Приморский край |Амурская, |
|ссийског|Кемеровская, | |Магаданская, |
|о уровня|Сахалинская, | |Красноярский, |
| |Башкирия, Якутия, | |Хабаровский |
| | | |края, Коми, |
| | | |Бурятия, |
| | | |Хакассия |
|от 80 до|Костромская, |Мурманская, |Тамбовская, |
|120% |Тульская, |Брянская, |Пензенская, |
| |Липецкая, |Белгородская, |Пермская, |
| |Волгоградская, |Курская, |Новосибирская,|
| |Самарская, |Саратовская |Томская |
| |Ульяновская, |области, Тува |области, |
| |Ростовская, | |Алтайский край|
| |Курганская, | | |
| |Свердловская, | | |
| |Омская области, | | |
| |Карелия, Чувашия, | | |
| |Татарстан, | | |
| |Удмуртия | | |
|менее |г-Москва, г |Владимирская, |Вологодская, |
|80% |.С-Петербург, |Калужская, |Псковская, |
| |Ленинградская, |Смоленская |Ивановская, |
| |Московская, |области, Марий Эл,|Кировская |
| |Новгородская, |Северная Осетия, |области, |
| |Орповская, |Алтай |Ставропольский|
| |Рязанская, | |край, |
| |Тверская, | |Мордовия, |
| |Ярославская, | |Калмыкия, |
| |Нижегородская, | |Кабардино-Балк|
| |Воронежская, | |ария, |
| |Астраханская, | |Карачаево- |
| |Калининградская | |Черкессия |
| |области, | | |
| |Краснодарский | | |
| |край, Адыгея, | | |
| |Дагестан | | |
Для более точной оценки необходим анализ финансовых результатов
деятельности предприятий региона.
Наиболее простой показатель для этого анализа - доля убыточных
предприятий. В группу регионов с высокой долей убыточных предприятий в 1996
г. (более 46% при среднем по РФ показателе в 36%) вошли Костромская,
Тамбовская, Пензенская, Курганская, Томская, Читинская, Амурская,
Камчатская, Магаданская, Сахалинская области. Приморский и Хабаровский
края, республики Мордовия, Калмыкия, Карачаево- Черкессия, Алтай, Тува,
Саха. В ней явно преобладают восточные регионы (ярко выраженное "пятно"
убыточности охватывает Восточную Сибирь и Дальний Вестей) и экономически
слаборазвитые республики. Низкая доля убыточных предприятий (менее 26% от
общего числа предариятий) сложилась в индустриально развитых регионах
европейского Центра и Урала *.Санкт-Петербург, г.Москва, Московская,
Ярославская, Свердловская области, республика Башкортостан).
Классификация регионов по объему убытков на 1 занятого (в % к среднему
по РФ уровню) на 1.01.96 и направлению изменения этого параметра по
сравнению с 1994 г. представлена в табл. 2.
Таблица 2.
Группировка регионов РФ по объему и направлению изменения
показателя величины убытков по всем видам деятельности
в расчете на 1 занятого в 1995 г.
| |Изменение за 1993-1996гг. |
| |Рост (более 10%) |Стабильность |Падение |
| | |в пределах |(более 10%) |
| | |10% изменения| |
|более |Архангельская, Тверская, |Мурманская, |Тюменская, |
|120% |Курганская, Иркутская, |Тамбовская, |Камчатская, |
| |Читинская, Амурская, |Кемеровская, |Сахалинская,|
| |Магаданская, Алтайский |Томская |Хабаровский |
| |край, Марий Эл Мордовия, |области, |край, Коми, |
| |Калмыкия, |Бурятия |Тува, Якутия|
|от 80 до |Ленинградская, |Оренбургская,|Калининградс|
|120% |Новгородская, Ивановская,|Омская |кая области,|
| |Костромская, Орповская, |области, |Кабардино-Ба|
| |Рязанская, Смоленская, |Адыгея |лкария, |
| |Курская, Липецкая, | |Карачаево- |
| |Вологодская, Пензенская, | |Черкессия |
| |Саратовская, Челябинская,| |Северная |
| |области, Краснодарский | |Осетия |
| |Красноярский, край, | | |
| |Карелия, Хакассия | | |
|менее 80%|г .С-Петербург, |Московская, |г-Москва, |
| |Вологодская, Псковская, |Белгородская,|Астраханская|
| |Брянская, Владимирская, |Новосибирская|, Самарская,|
| |Калужская, Тульская, |области, |Пермская |
| |Ярославская, Кировская, |Удмуртия |области, |
| |Нижегородская, | |Приморский |
| |Воронежская, Ульяновская,| |край |
| |Ростовская, Свердловская | |Татарстан, |
| |области, Ставропольский | |Дагестан |
| |край, Чувашия | |Башкирия, |
| | | |Алтай |
Факторы, в наибольшей степени влияющие на региональные различия в
удельном объеме убытков, в значительной степени совпадают с факторами
дифференциации доли убыточных предприятий. В отличие от предыдущего случая
выявлена достаточно выраженная прямая связь ИФОПП, т.е. в среднем спад был
глубже в регионах с меньшими убытками на 1 занятого и наоборот (этот факт -
еще одно проявление "обратной" зависимости между состоянием финансов и
динамикой промышленного производства регионов).
В группу регионов с высокими объемами убытков в промышленности в
расчете на 1 рубль произведенной продукции в 1995 г. входили Костромская,
Орловская, Тверская, Читинская, Амурская, Магаданская, Сахалинская,
Калининградская области. Алтайский край, республики Марий Эл, Калмыкия,
Северная Осетия, Алтай, Бурятия, Тува, Якутия (наивысшие значения, в 5 и
более раз превышающие среднероссийский уровень, отмечены для ряда
дальневосточных территорий и индустриально слаборазвитых республик).
Относительно благополучной была ситуация в Вологодской, Ярославской,
Кировской, Нижегородской, Белгородской, Липецкой, Астраханской, Самарской,
Ульяновской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Омской, Камчатской
областях. Приморском крае, республиках Карелия, Марий Эл, Башкортостан,
Удмуртия.
В целом, согласно полученным данным, тяжелое по формально-
статистическим параметрам состояние корпоративных финансов, как правило,
сопряжено с относительно неглубоким спадом промышленного производства и
наоборот. Исходя из этого, можно предположить, что состояние финансов
предприятий скорее ослабляет, чем усиливает влияние экономического кризиса
(в частности, спада промышленного производства) на межрегиональные различия
в уровне жизни населения.
Бюджетная обеспеченность
Бюджетная обеспеченность региона может рассматриваться как бюджетная
обеспеченность населения (уровень расходов региональных бюджетов на душу
населения) и бюджетная обеспеченность региональных властей (зависимость
бюджета региона от поступлений из федерального бюджета).
Типология регионов по уровню и тенденциям изменения бюджетной
обеспеченности населения (по отношению к среднему по РФ уровню)
представлена в табл.
Таблица 3
Типология регионов по уровню и динамике бюджетной
обеспеченности населения в 1992-95гг.
|Бюджетная| |Тенденции | |
|обеспечен| | | |
|ность | | | |
| |рост более |в пределах 10% |падение более |
| |10% |изменения |10% |
|более |г.Москва, |Иркутская, Камчатская|Мурманская, |
|120% от |республика |области, |Самарская, |
|среднерос|Коми |Красноярский, |Кемеровская, |
|сийского | |Приморский края, |Омская, |
|уровня | |Ханты-Мансийский, |Тюменская, |
| | |Ямало-Ненецкий, |Магаданская, |
| | |Таймырский, |Сахалинская |
| | |Эвенкийский АО |области, |
| | | |Хабаровский |
| | | |край, Карелия, |
| | | |Калмыкия, |
| | | |Татарстан, |
| | | |Башкортостан, |
| | | |республика |
| | | |Алтай, Бурятия, |
| | | |Тува, Саха, |
| | | |Ненецкий, |
| | | |Усть-Ордынский, |
| | | |Агинский, |
| | | |Бурятский, |
| | | |Корякский, |
| | | |Чукотский АО |
|от 80% до|г. |Архангельская, |Новгородская, |
|120% |С-Петербург, |Костромская, |Орловская, |
| |Вологодская, |Ярославская, |Белгородская, |
| |Московская, |Нижегородская, |Челябинская, |
| |Липецкая |Ульяновская, |Мордовия, |
| |области |Пермская, |Адыгея, |
| | |Свердловская, |Еврейская АО, |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|