рефераты скачать

МЕНЮ


Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

I. Общая характеристика работы.

Актуальность темы данного исследования определяется тем, что

совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью в

условиях преодоления кризиса российской экономики, безусловно,

способствует оздоровлению народного хозяйства, становится ведущим

фактором экономического роста. Объективной необходимостью является

более полная реализация региональных преимуществ

внешнеэкономических связей. Тенденции расширения самостоятельности

регионов в организации внешнеэкономической деятельности

настоятельно требуют создания региональных механизмов регулирования

деятельности всех участников ВЭД, включая торговых посредников.

Институт внешнеэкономических посредников становится неотъемлемым

элементом коммерческой инфраструктуры общества, который в равной

мере обслуживает как общегосударственные, так и региональные

экономические интересы.

Минувшее десятилетие самостоятельной деятельности на внешних

рынках отечественных товаропроизводителей предоставляет возможность

провести научный анализ противоречий и проблем, возникающих при

использовании торговых посредников во внешнеэкономической сфере.

Необходимо исследование как накопленного различными регионами

России опыта внедрения региональных механизмов регулирования

деятельности торговых посредников, так и явлений, сдерживающих эти

процессы. В периоды обострения экономического кризиса с завидным

постоянством возникают упрощенные предложения вернуться к монополии

государства на широкий спектр статей экспорта и полному

лицензированию импорта как основного источника бед для

неконкурентоспособной отечественной продукции. В этих условиях

волевое сокращение посреднических структур, осуществляющих

внешнеторговые операции, закрытие доступа “челнокам” и другим

мелким торговым посредникам на внешние рынки означало бы резкое

сужение возможностей для развития внешнеэкономической деятельности

регионов. Для обеспечения возрастающей активности субъектов

Российской Федерации в реализации внешнеэкономической политики

нужен постоянный поиск форм и методов стимулирования ВЭД, в том

числе и торгового посредничества. Все это определяет актуальность и

практическую значимость выполненного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблематики. По теме

внешнеэкономической деятельности и управлению экономикой регионов

опубликовано немало книг, монографий и диссертаций, среди которых

следует отметить работы Л. Абалкина, Ю. Алексеева, А. Алисова, Г.

Анисимовой, С. Борисовой, Л. Вардомского, Н. Глазырина, С.

Глазьева, А. Гранберга, И. Доронина, Э. Кочетова, Л. Максимовой, П.

Максимова, Т. Морозовой, А. Некипелова, Н. Некрасова, В.

Оболенского, В. Орешкина, М. Сарафанова, С. Ситаряна, Е. Строева,

И. Фаминского, Г. Шагалова и других.

Различные аспекты проблемы становления института торгового

посредничества в постсоветском обществе рассматриваются в трудах Н.

Беликовой, О. Бодягиной, Е. Пузиковой, Н. Семенова, Л. Стровского,

В. Таций, А. Шохина, А. Яковлева. Значимость института торгового

посредничества как устоявшейся категории международной торговли для

экономик переходного периода освещена в работах зарубежных

экономистов Я. Корнаи, В. Леонтьева, П. Линдерта, Ф. Хайека, Л.

Эрхарда.

Проблемы регионализации российской экономики, механизмы,

формы и методы управления во внешнеэкономической сфере регионов,

становление коммерческой инфраструктуры и, в частности, института

торговых посредников изучены слабо, фрагментарно. Это приводит к

необходимости углубленного исследования названных проблем по

управлению деятельностью торговых посредников в регионе.

Цель данного диссертационного исследования состоит в

выявлении места и роли института торговых посредников в

формируемом механизме управления внешнеэкономической деятельностью

(ВЭД) региона.

Исходя из этой цели были поставлены следующие основные

исследовательские задачи:

— раскрыть теоретические основы формирования института

торговых посредников во внешнеэкономической сфере как

неотъемлемого элемента рыночной экономики и ее коммерческой

инфраструктуры;

— охарактеризовать процесс либерализации внешнеэкономической

деятельности и ее влияние на развитие торгового посредничества;

— выявить эволюционные этапы развития механизма регулирования

внешнеэкономической деятельности;

— проанализировать процессы регионализации российской

экономики и их влияние на внешнеэкономическую деятельность торговых

посредников;

— исследовать на примере отдельного региона (Орловской

области) зарождение форм и методов регулирования

внешнеэкономической деятельности, этапы возрождения торгового

посредничества;

— на основе развивающейся теории и практики регионального

менеджмента предложить варианты оптимизации регулирования ВЭД

торговых посредников.

Объектом настоящего диссертационного исследования является

региональная система внешнеэкономических связей и ее подсистема

торговое посредничество.

Предмет исследования — внешнеэкономические и управленческие

отношения в сфере торгового посредничества на региональном уровне.

Методологическую и теоретическую основу исследования

составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по

теории и практике управления ВЭД, программные разработки,

директивные и законодательно-нормативные документы. В работе

использованы диалектический метод познания, методы анализа и

синтеза, сравнения и обобщения, системного и историко-логического

подхода к рассмотрению объекта исследования. Применялись также

методы экономического, финансового, статистического анализа

внешнеэкономической деятельности торговых посредников — юридических

и физических лиц, методы экспертной оценки, социологического

исследования и прогнозирования.

Эмпирической основой исследования являются Законы Российской

Федерации и нормативные акты, издававшиеся Президентом и

Правительством России, относящихся к стратегии и тактике

реформирования системы внешнеэкономических связей; фактологические

материалы статистических сборников и публикаций справочного

характера; документы органов государственного и муниципального

управления Орловской области; опыт принятия управленческих решений,

касающихся торгового посредничества в малом бизнесе; личный опыт

работы автора в торгово-посреднических фирмах г. Орла.

Для подтверждения некоторых теоретических положений автору

удалось организовать массовый опрос субъектов неорганизованной

торговли (“челноков”), реализующих на вещевых рынках г. Орла

импортированные ими товары.

В рамках единого замысла перечисленные выше методы

теоретического и эмпирического анализа составили методику данного

диссертационного исследования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Переход от командно-административных методов управления

экономикой к рыночной саморегуляции объективно вызвал процессы

либерализации внешнеэкономической деятельности, воссоздания

коммерческой инфраструктуры, в том числе института торгового

посредничества. Вместе с тем возникла необходимость усилить роль

государственного регулирования деятельности субъектов

внешнеэкономических отношений как на общероссийском, так и на

региональном уровнях, поскольку противоречивость воздействия

либерализации ВЭД на эффективность и общую направленность развития

торгового посредничества обусловлена недостаточностью

государственного протекционизма в экономической политике.

2. Для восстановления института торговых посредников как

нормального элемента цивилизованного предпринимательства в России в

качестве основы выступили, с одной стороны, либерализация

внешнеэкономической деятельности , а с другой — создаваемая

коммерческая инфраструктура национальной экономики. Оба эти

экономических процесса важны для укоренения института

внешнеэкономических посредников в создаваемой социально

ориентированной (смешанной) экономике. Но направить этот процесс

мимо “криминального русла” возможно только в условиях

государственного регулирования, государственного вмешательства,

государственного контроля.

3. Явно затянувшийся переходный период от плановой экономики

к рыночной, многообразие противоположных экономических воззрений на

природу и предназначение института торгового посредничества не

способствуют прояснению правового статуса внешнеэкономического

посредничества и оставляют многочисленные лазейки для использования

торгового посредничества в сфере теневой экономики. Это приводит к

открытому столкновению внешнеэкономических интересов Российского

государства и криминальных интересов организованной преступности,

мешает утверждению института торговых посредников как нормальной

составляющей коммерческой инфраструктуры национальной экономики и

логически подводит к необходимости государственного регулирования и

контроля, “возвращения” государства в экономику.

4. Выгодное для России вхождение в мировое экономическое

пространство, планировавшееся в конце 80-х годов на основе

осмысленной и взвешенной внешнеэкономической доктрины, в

действительности обернулось для нашей страны в 90-х годах

хаотическим ее втягиванием в мировой рынок, но не как равноправного

партнера развитых стран, а как сырьевого придатка и рынка сбыта

залежалых товаров. Ослабление позиций государства во внешней

торговле усилило зависимость внутреннего рынка от импорта, что не

только привело к резкому снижению производства отечественных

товаров, вызвало массовый рост безработицы и резкое обострение всех

социальных проблем, но и объективно заставило внешнеторговых

посредников работать против интересов собственной страны, в ущерб

интересам развития национальной экономики.

5. Минувшее десятилетие самостоятельной деятельности на

внешних рынках отечественных товаропроизводителей и нынешнее

состояние ВЭД в субъектах РФ показывают, что на региональном уровне

регулирование деятельности внешнеэкономических посредников гораздо

эффективнее при наличии крупных рыночных структур, в том числе и

посреднических фирм, на базе собственности субъектов Федерации, а

также сети унитарных предприятий или предприятий муниципальной

собственности, способных на основе регионального или муниципального

заказа поставлять на потребительский рынок импортные товары.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— уточнено понятие торгово-посреднических операций во

внешнеэкономической сфере;

— определены место и роль института торговых посредников в

формирующемся механизме регулирования внешнеэкономической

деятельности предприятий, организаций, регионов;

— раскрыты основные тенденции противоречивого влияния

либерализации внешнеэкономической сферы на создание национальных

рыночных структур;

— сформулированы концептуальные положения совершенствования

регионального механизма регулирования внешнеэкономической

деятельности торговых посредников в условиях регионализации

экономики;

— обоснованы основные направления государственного

регулирования внешнеэкономической деятельности торговых посредников

в регионе, связанные с взаимодействием федеральных и региональных

органов, совершенствованием механизма и технологий регулирования

внешнеэкономической деятельности на различных уровнях,

установлением качественно новых отношений регионального управления

по поддержке предпринимательских структур;

— предложена система мер регулирования деятельности торговых

посредников в регионе.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выдвинутые

положения, выводы, предложенные методы и практические рекомендации,

содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть

использованы для изучения становления рыночного хозяйства, для

дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы института

торгового посредничества, для повышения эффективности управления

внешнеэкономическими связями на уровне региона, в практике

деятельности региональных и местных органов власти и управления.

Апробация результатов исследования. Основные результаты

исследования докладывались и обсуждались на международной научно-

практической конференции “Центральная Россия на рубеже XXI века”

(г. Орел, 1996 г.), на межвузовских конференциях г. Орла (1997,

1998 гг.), на научно-практических конференциях и семинарах

Орловской региональной академии государственной службы (г.Орел,

1997, 1998 гг.).

Рекомендации, предложенные автором, легли в основу некоторых

документов, принятых исполнительной властью Орловской области

(Постановление главы администрации № 475 от 30 сентября 1997 года

“О региональной целевой Программе “Реформирование и развитие

торговли Орловской области до 2000 года”). Результаты исследования

приняты к использованию управлением внешнеэкономических и

межрегиональных связей администрации Орловской области при

формировании “Концепции развития внешнеэкономической деятельности

Орловской области на 1999 — 2001 годы”. Ряд материалов исследования

может быть использован в учебном прцессе в курсах

“Внешнеэкономические связи” и “Международные экономические

отношения”.

Основные положения, содержащиеся в диссертации опубликованы в

4-х печатных работах общим объемом 1,5 п. л.

Структура диссертационной работы подчинена целям и задачам

исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав,

содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованной

литературы и приложений.

II. Основное содержание работы.

Во введении обосновываются актуальность, теоретическая и

практическая значимость темы, определяются цель, задачи, предмет и

методология исследования, отмечены ее научная новизна и способы

апробации.

В первой главе “Торговое посредничество во

внешнеэкономической деятельности России как объект регионального

менеджмента” дается исторический и логический анализ изменений

организационно-экономических отношений при переходе от командно-

административной к рыночной системе, приведших к восстановлению

института торговых посредников как полноценного элемента

коммерческой инфраструктуры национальной экономики.

Возобновление посреднической деятельности внешнеторговых

фирм, организаций и отдельных лиц после длительного периода запрета

самостоятельного выхода на внешний рынок отечественных предприятий

и организаций стало возможным в результате совершенного на рубеже

80 — 90-х годов ХХ века перехода от номенклатурных принципов

распределения произведенной продукции к принципам свободной

торговли, связанного с вхождением России в рыночную экономику. До

этого периода посредническая деятельность осуществлялась

централизованно министерствами и ведомствами и носила исключительно

формальный характер. И только со времени разрешения

самостоятельного выхода на внешний рынок отечественных предприятий

и объединений, введенного в августе 1986 года, в стране стали

появляться специализированные внешнеторговые организации разных

видов и направлений деятельности. При этом учитывается опыт,

накопленный Россией до 1917 года, когда торговое посредничество во

внешней торговле осуществлялось в тех же многообразных формах, что

и в других странах с развитым товарным производством, а также опыт,

имевший место в период проведения новой экономической политики

(НЭПа).

В диссертации подробно прослеживаются различные периоды

восстановления торгового посредничества во внешнеэкономической

сфере, выявляется сущность посреднических операций в коммерческой

инфраструктуре национальной экономики, а также те деформации,

которые наложил на институт посредничества курс монетаристских

реформ. В качестве основного способа исправления сложившихся

деформаций в работе предлагается усиление государственного

регулирования рынка посреднических услуг.

Для экономической науки посредничество — это операция,

заполняющая промежуток между созданием продукции и доведением ее до

потребителя. Отсюда посредническая деятельность заполняет четко

выраженный разрыв в цепи "производство—потребитель", который в

условиях рыночных отношений опосредуется договорами купли-продажи

товара. Институт торгового посредничества наряду с маркетинговой и

рекламной деятельностью имеет глубокие и широко развитые формы,

определенные традиции в мировом сообществе, а также достаточно

развитую нормативно-правовую базу. К собственно посреднической

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.