рефераты скачать

МЕНЮ


Типы экономических систем

обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров.

V Приватизация государственных предприятий, включая легализацию

права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей

части государственной собственности и демонополизацию

производства в различных отраслях.

V Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые

отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций,

предоставление возможности для репатриации прибылей и

конвертируемый рубль.

V Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.

Успешное завершение экономической реформы потребует полного

пересмотра традиционной роли государствa. Это означает отказ от

большей части функций, которые государственные учреждения

пытались выполнять в условиях командной экономики:

государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение

государством большей части инвестиционных проектов,

государственное установление большинства цен и т. д. Вместо

этого в рыночной экономике главной задачей государства является

защита и обеспечение возможностей реализации права собственности

и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на

рынках через проведение антимонопольной политики, разумная

налоговая и денежная политика, развитие системы социальной

защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры:

транспорта и средств связи и др.

V Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита

государственного бюджета.

Программа экономической реформы должна заменить командную экономику

Советского Союза системой рыночных отношений, но масштаб и сложность

экономических преобразований, безусловно, требовали экономического

сотрудничества с Западом.

Основным принципом этого сотрудничества была западная экономическая

поддержка, обусловленная принятием и реализацией программы экономических

реформ, а также продолжением демократических преобразований в соответствии

с уже принятыми в СССР решениями. Помощь должна была предоставляться шаг за

шагом в процессе обоюдного взаимодействия. Это значит, что Запад

предоставлял широкомасштабную помощь только в том случае, если советское

руководство следовало заранее согласованной программе реформ. Сама

поддержка предоставлялась за счет международных финансовых организаций, так

как ни одна отдельно взятая страна не смогла бы нести столь большой объем

финансовой нагрузки по оказанию помощи. Наиболее вероятными участниками

такой программы были индустриально развитые демократические страны и

некоторые страны МВФ, Мировой Банк и Европейский Банк реконструкции и

развития. Решения по оказанию помощи принимались на основе согласований

между советским правительством, правительствами стран Запада, оказывающих

помощь, и международными финансовыми организациями. Эта помощь должна была

быть масштабной, учитывающей резкое падение производства на начальной

стадии перехода к новой экономической системе, и достаточной, чтобы

обеспечить экономическую и политическую жизнеспособность реформ.

Эти виды программ многоплановой поддержки уже отработаны для стран

Восточной Европы, проводящих радикальные реформы, а также для многих стран

в других регионах мира, которые сотрудничают с мировым сообществом при

проведении политики фундаментальных изменений. Программа поддержки

Российских реформ опиралась на удачный опыт многих других стран, эти

процедуры выдержали проверку временем и предоставляли международному

сообществу исчерпывающие гарантии в том, что деньги на оказание поддержки

реформ будут использованы эффективно.

Понятие переходной экономики.

В первую очередь хочется определиться с самим понятием переходной

экономики, в большинстве учебников это понятие определено как промежуточное

состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в

результате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этих

изменениях играет трансформация отношений собственности. Если переходная

экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства

государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от

государственной собственности к частной. Это движение не знает мировых

аналогов. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от

«справедливого коммунизма» к «несправедливому», но свободному капитализму.

Именно экономику 90-х годов я буду в дальнейшем называть

“переходной экономикой”, дабы не загромождать текст лишними временными

характеристиками.

Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в

результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях

жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате

правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу,

имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе

государственной собственности и централизованного управления. В России

господствовала доктрина, что основа экономики — это тяжелая промышленность,

или производство средств производства. Производству потребительских товаров

отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90%

государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую

промышленность и оборонный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор:

пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным

оборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В России

производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не

может быть в рыночной экономике. Централизованная система управления

подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была

основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода

предпринимательства и свобода выбора не действовали.

В целом в середине 80-х гг. централизованная система управления с

неизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, поразивший всю

совокупность экономических отношений.

Россия на пути к «рынку».

Неудавшийся "прыжок в рынок".

По сути дела, экономика России находится в двойном кризисе: длительный

социально-экономический кризис, который начался со второй половины 1989 г.

и остатки острейшего финансового кризиса после катастрофы 17 августа 1998

г.

Необходимо отметить, что социально-экономический кризис зародился ещё

в централизованном плановом хозяйстве. Так со второй половины 1987 г. стал

резко расти дефицит бюджета, началась эмиссия денежной массы, постепенное

обесценение денег. Большое их количество в условиях плановой экономики

привело к исчезновению товаров. Фактически, к 1990-1991 гг. распался

потребительский рынок. Пытаясь как-то исправить ситуацию, государство пошло

на огромные долги. Если в начале перестройки внешний долг СССР был равен 20

млрд дол., то к ее концу он составлял уже 103 млрд. В Начале перестройки у

нас было 700 т золота, а 1 января 1992 г. осталось 80 т.[1] Мы объявили

дефолт, отказавшись оплачивать счета Внешторгбанка.

С 1990 г. началось небольшое падение производства. Оно постоянно

нарастало и в 1991г. составило 7%. К началу 1992 г. страна стояла перед

экономической катастрофой. Наряду с социально-экономическим кризисом был и

политический кризис (слабость центральной власти, борьба между

республиками, регионов с центром...). Крестьяне не стали сдавать урожай

1991 г. "в закрома Родины". В Москве и Ленинграде продовольствия

оставалось на 12-14 дней. Угольщики бастовали и заготовили всего треть от

потребности угля на зиму 1992 г. Все разваливалось буквально на глазах...

Вновь созданное Правительство Ельцина-Гайдара приняло решение

справиться с надвигающейся катастрофой путем прыжка в рынок. Буквально за

две недели были придуманы новые налоги, в том числе НДС. Прошла общая

либерализация цен. Резко усложнило переход России к рынку то, что он

начался в условиях развала Советского Союза. В первый же год в три раза

сократился товарооборот между бывшими союзными республиками, что сказалось

на объемах производства. Скажем, Узбекистан просто прекратил поставку в

Россию хлопка, и наша текстильная промышленность осталась без сырья.

Структура экономики России была также не приспособлена к рынку. Мы

были вынуждены проводить небывалую по масштабам конверсию военного

производства, которая даже в самых благоприятных условиях представляет

крайне сложный и болезненный процесс, связанный с падением производства.

Ситуацию усугубили ошибки, допущенные Правительством. В результате в 1992

г. объем промышленного производства упал на 19%, в основном это произошло

во втором полугодии.

Со второй половины 1992 г. политика была изменена. Увеличился дефицит

бюджета. Ценробанк дал гигантский кредит для того, чтобы оживить

промышленность, пополнить ее оборотные фонды. Но это резко подхлестнуло

инфляцию. В сентябре-ноябре она достигла 15-20% в месяц.

В это время произошла смена первого Правительства Е. Т. Гайдара,

который подготовил план финансовой стабилизации, намереваясь в первом

квартале 1993 года в основном справляться с инфляцией. Он рассматривал 1993

г. как депрессивный, а с 1994г. планировалось начать оживление экономики и

в последующем - подъем.

Правительство под председательством В.С.Черномырдина выдвинуло идею

реконструирования промышленности. Совершенно не реальную, поскольку денег

на это у государства не было. На протяжении 1993г. бушевала инфляция на

уровне 15-20% в месяц. Она подточила промышленность, и в конце 1994г.

произошло самое крупное за годы кризиса обрушение экономики, более

глубокое, чем в 1992г.: в 1993г. падение составляло 14%, а в 1994г. - 20%.

Но если брать показатели со второй половины 1993г. до второй половины

1994г., картина резкого обвала будет еще более удручающей. В Правительство

снова пригласили Е.Т.Гайдара, стали проводить жестокую финансовую политику,

что привело к снижению инфляции. Но действия эти проводились неумело, в

результате произошел "черный вторник" 11 октября 1994г., сопровождающийся

тридцатипроцентным падением курса рубля.

Снижение инфляции подготовило стагнационный 1995 год. В целом он был

неплохой. Была надежда с 1996г. перейти к оживлению экономики. Но не тут-то

было. Это был год выборов Президента РФ. Денег в стране не хватало, тем не

менее предприятиям и организациям предоставлялись налоговые и таможенные

льготы, выделялись дополнительные средства. Бюджетных средств тоже был

минимум, поэтому раскрутили задействованный еще в 1995г. механизм

государственных казначейских обязательств. Их доходность превысила 100%.

Резко выросли процентные ставки на кредиты банков, предприятия лишились

оборотных средств. Падение промышленности в 1996г. составило 6%. Нарастали

неплатежи пенсий и зарплаты.

В Правительство в третий раз пригласили Е.Т.Гайдара. Под его

руководством было подготовлено Послание Президента Федеральному Собранию.

Основная тема неудач, по мнению составителей послания, состояла в том, что

в стране не было порядка, замедлился темп реформ. Чтобы исправить ситуацию,

в Правительство ввели так называемых молодых реформаторов - А.Б.Чубайса и

Б.Е. Немцова, которые пришли со своими командами. Они стали "наводить

порядок", в значительной мере административными методами. "Выкручивали

руки" Газпрому, который взял 2млрд дол. кредитов и расплатился с долгами.

На эти деньги выплатили пенсии. Потом стали разбираться с нефтяниками,

олигархами, как их стали называть. В результате почти полностью

расплатились с бюджетниками.

При этом велась довольно жесткая финансовая политика. Инфляция с 20% в

1996г. была снижена до 11%. Резко, до 17%, была снижена доходность ГКО.

Ставка рефинансирования Центрального банка опустилась до 22%, уже появилась

возможность взять кредит на 20-25% годовых. Стало выгодно брать кредит на

полгода, год. Экономика резко приободрилась. Объем промышленного

производства увеличился за последний квартал 1997г. на 3%. В сельском

хозяйстве впервые за десять лет не было спада, правда, благодаря хорошему

урожаю. Замедлились темпы снижения инвестиций. На 4% выросли реальные

доходы граждан.

Довольно хорошие перспективы просматривались на 1998г. Так если в

1997г. валовой продукт вырос на 0,4%, то в 1998г. планировалось достичь 2%.

Международный валютный фонд с этим не был согласен, его специалисты

считали, что рост составит минимум 4%, а специалисты ОБСЕ утверждали, что

рост составит 5%. Инфляция планировалась на уровне 5,4%, ставка

рефинансирования - 15-17%, доходность ГКО - 11-12%. Просматривалась

возможность ипотечного на кредитования, на этот счет был принят закон. При

росте цен на 11% количество денег безинфляционно увеличивалось на 37%. В

общем, по всем признакам можно было говорить о переходе от кризиса к

депрессии. Правда, некоторые реформистски настроенные специалисты

поторопились и утверждали, что наша экономика перепрыгнула через депрессию

и перешла в стадию оживления. Но, как мне кажется, экономические показатели

упали в два раза, а потом повысились на 1,9%, то об оживлении говорить не

приходится. Я думаю, что об оживлении в нашей экономике можно будет

говорить при росте как минимум на 4%, а о подъеме - при росте самое

меньшее на 8-10%.

К сожалению, благоприятные прогнозы не оправдались. Политическое

противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти привело к

тому, что к осени 1997г. Правительство пересрало быть работоспособным, хотя

некоторое время дела шли по инерции неплохо.

В это время на нас стали накатываться волны последствий юго-восточного

кризиса. Первая волна пришла в начале октября - конце ноября Чтобы ее

отразить ,ЦБ РФ во главе с С.К.Дубининым и С.В.Алексашенко поднял ставку

рефинансирования до 42%. В жертву был принесен рынок акций, цены на

которые сразу же упали более чем на 30%. Сосредоточились на защите ГКО.

Доходность этих ценных бумаг подпрыгнула с 17 до 35%, а цена снизилась.

Поэтому стало невыгодно продавать ГКО, и иностранные инвесторы немного

задержались у нас.

В это время ЦБ РФ имел довольно крупные (для нас) валютные резервы.

Они составляют 24 млрд дол . К примеру: Центральный банк Китая имеет 150

млрд ,Тайвани-96 млрд дол. Я уж не говорю о валютных резервах Японии, США,

Великобритании… В России сразу 6 млрд. дол. бездумно кинули на то , чтобы

“отоварить” рубли, которые иностранные инвесторы изъяли с рынка ГКО. Чтобы

дальше не жертвовать резервами, подняли ставку рефинансирования.

Вторая волна накатилась в январе 1998г. Ставка рефинансирования была

увеличина до 60%, рынок ценных бумаг умер, поскольку цены на акции упали в

три раза. Инфляция была минимальной, а дохрдность ГКО поднялась до 55%. В

бюджете резко выросла доля средств,Идущих на обслуживание долга.

Планировалось на эти цели выделить 17% федерального бюджета, а фактичеки

было использовано 35%. Если бы не был объявлен дефолт,эта доля стала бы еще

более высокой.Весь бюджет “полетел”.

Надо сказать, что “молодые реформаторы” были согласны с такой

политикой Центрального банка и все решения принимались согласованно Банком

России и Правительством РФ.

В этот напряженный момент Президент РФ отдал команду сменить

Правительство. Разразился месячный правительственный кризис. Пришедший в

Правительство С.В.Кириенко одобрил действия Центробанка. По его подсчетам,

чтобы справиться с ситуацией, нужно было изыскать 110 млрд рублей. Решили

60 млрд “забрать” у населения и представителей бизнеса, повысив сборы и

налоги, а остальные 50 найти, сократив расходы. Но Дума приняла законы,

позволяющие изыскать лишь 26 млрд руб. Правительство воззвало к МВФ. В это

время в мае накопилась самая тяжелая, третья волна финансового кризиса в

Юго-Восточной Азии. ЦБ подняло ставку рефинансирования до 150%, доходность

ГКО “зашкалила” за 100%. Понятно, что это уже была агония…

С октября 1997г. по август 1998г. правительство В.С..Черномырдина и

С.В.Кириенко вместе с Центральным банком РФ истратили на поддержку курса

рубля 25 млрд дол. Этих денег заведомо хватило бы на пенсии, зарплаты,

выплату многочисленных долгов… Ведь это больше федерального годового

бюджета 1999г.! Резервы ЦБ РФ дошли до 11 млрд, причем треть этих резервов

– золото, а не быстроликвидная валюта. За две недели был израсходован транш

Международного валютного фонда.

В этой ситуации руководители Правительства РФ и ЦБ РФ не придумали

нечего лучшего, чем 11 августа 1998г., заседая всю ночь без участия

специалистов в банковском деле, международном праве, юриспруденции, принять

решение о стихийной девольвации рубля , об отказе от обязательств по

возмещению внутреннего долга по ГКО, что явилось нарушением восьми статей

Гражданского кодекса РФ. На 90 дней был объявлен также мораторий на выплату

валютных долгов честными российскими компаниями иностранным банкам.

Я считаю, что кризис 17 августа не был не избежным, ведь о том, что

необходимо девальтировать рубль, говорили некоторые экономисты, но

Центробанк и Правительство РФ считали, что это делать не следует.

Неправомерно представлять эти события неизбежным результатом экономической

политики, проводимой, по мнению одних, с 1917г., а других (в зависимости от

политических убеждений)-с 1991г. Конечно, за всеми событиями в экономике

стоит какая-то история, но тем не менее есть новейшие их причины, о которых

было сказано выше.

Итак, после кратковременной депрессии в 1997г. и январе-

августе1998г.страна опять оказалась ввергнута в полосу кризиса.

Экономические условия 1999г.

С мая 1998г. объём промышленного производства в России после

полуторогодовалой стабилизации и даже некоторого оживления стал сокращаться

из-за нарастающихфинансовых трудностей. В преддверии разразившегося в

августе финансового краха объем промышленного производства в июне-июле

1998г. в сравнение с соответствующим периодом предшествующего года

уменьшилась на 10%, а в августе-сентябре – ещё на 15%.

Затем с октября размеры спада производства стали сокращаться. В январе

1999г. он составил 4,9%. Если исключить фактор сезонности, то промышленное

производство в январе сохранилось на уровне декабря 1998г. Особенно заметно

было продвижение в импортозаменяющих отраслях – пищевой и лёгкой

промышленности, производстве товаров длительного пользования.

Объём промышленности в этом году не снизился на 3-5%, как ожидалось,

а увеличится примерно на 2%. Этому способствует низкая валютная стоимость

рубля, при которой эффективность экспорта российского товара резко

возросла, С другой стороны, импорт иностранных товаров сократился в два

раза, освободились обширные «ниши» в товарообороте, занятые в прошлом

импортными товарами, так что повысился спрос на отечественную продукцию.

Тяжелые финансовые условия вынудили многие предприятия провести

реорганизацию, сократить штаты, ввести режим экономии, более серьёзно

заняться маркетингом и упорядочением своих финансов, и это тоже

положительно сказалось на деятельности ряда предприятий.

В то же время ряд важных экономических условий хозяйствования

ухудшился.

Во-первых, сократился платёжеспособный спрос, прежде всего, населения.

Реальные располагаемые денежные расходы населения снизились в январе 1999г.

на 31% по сравнению с январём прошлого года. Средняя начисленная заработная

плата на одного работника составила всего 1200 руб. (не многим более 50$).

Во-вторых, резко возрос процент за кредит – более чем в двое по

сравнению с осенью 1997., так что во многих случаях невыгодно использовать

кредитные деньги для пополнения оборотных средств. Предприятия испытывают

хронический дефицит финансовых ресурсов.

В-третьих, многие предприятия полностью или частично лишились

заработанных ранее накоплений из-за банкротства банков.

В-четвёртых, иностранные фирмы резко сократили свою часть в

инвестиционных проектах России, некоторые сворачивают бизнес, уходят с

рынка портфельных инвестиций.

В-пятых, сказывается недовольство трудящихся задержками с выплатой

зарплаты, ростом безработицы с 8% в 1997г. до 12.4 в 1999г., а так же

снижением реальных доходов населения, К тому же многие потеряли часть своих

сбережений.

Экономические условия 2000-2001г.

Рост производства говорит сам за себя. В 2000 году он достиг

рекордного уровня, но к концу года замедлился. Пессимистичные прогнозы,

согласно которым рост должен был в начале 2001г. прекратиться не сбылись.

Стабильность идёт на пользу России. Снизилась безработится по сравнению с

1999г. , рост производства, улучшается инвестиционная ситуация.

Но все же еще много несоответствий. Например налоговая система: в США

70% налогов берётся с населения, остальное - с бизнеса, в других странах

это соотношение 50:50. У нас же с населения берётся 8%, а с бизнеса 92%.[2]

Сейчас этот вопрос обсуждается.

Мы оплачиваем только часть нашего жилья, остальное платит государство.

При такой зарплате мы на большее и не способны. Эта система зарплаты

досталась в наследство от Советской власти, в неё не заложено, например,

то, что теперь квартиры не распределяются бесплатно. При такой зарплате

нельзя перейти к накопительному принципу формирования пенсий, нельзя

обеспечить страховку по здоровью…

|(в % к предид.) |199|199|199|1999|200|20| |

| |6г.|7г.|8г.|г. |0г.|01| |

| | | | | | |г.| |

|ВВП |-3,|0,8|-4,|3,5 |7,7| | |

| |5 | |9 | | | | |

|Промышленное |-4 |1,9|-5,|8,1 |9 |5,|Янва|

|производство | | |2 | | |3 |рь |

|Инвестиции в |-18|-5 |-6,|1 |17,| | |

|основной капитал | | |7 | |7 | | |

|Инфляция |22 |11 |84,|36,5|20,|22|Февр|

| | | |8 | |2 |,2|аль |

|Денежная масса М2 |30 |29,|36,|57,2|64,|55|Янва|

| | |5 |3 | |2 |,3|рь |

|Безработица(%) |9,3|9 |11,|11,7|10,|9,|Янва|

| | | |8 | |2 |6 |рь |

|Баланс фед. |-7,|-6,|-4,|-1,7|2,5| | |

|Бюджета(%ВВП) |9 |7 |9 | | | | |

|Баланс по текущим |3 |0,5|0,3|13,5| | | |

|операциям(%ВВП) | | | | | | | |

Таблица[3]

Таблица свидетельствует о росте экономики в России. Некоторые говорят

что это не надолго, но я думаю иначе.

Заключение

После работы над своей курсовой, я должен признать превосходство

рыночной экономической системы в большинстве сфер, но и она имеет свои

недостатки.

Как мы видим экономическую систему России можно отнести только к

переходной, до «рынка» ей ещё далеко.

Огрубленно путь к рынку можно представить в виде ста шагов, из

которых мы сделали примерно двадцать пять.

. Переход к равновесной, в рыночном понимании, экономике. Примерно 40

шагов. Мы продвинулись на 20. У нас нет рынка земли, недвижимости,

акций и т.д. Да и рынок товаров беден. Нет общероссийского перелива

товаров, цены сильно разнятся в зависимости от региона. Какой может

быть рынок труда если в Москве доходы в 10-12 раз больше, чем в

Иваново?

. Создание рыночного механизма, который толкал бы экономику вперёд.

Примерно 60 шагов. Здесь мы почти совсем не продвинулись. У нас нет

нормальной частной собственности, гос. монополии, защита

правительством отсталых российских предприятий не даёт «работать»

конкуренции.

Переход к рынку, как я уже отмечал, - очень сложный и длительный

процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную

рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения

своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и

хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую

экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

Я бы хотел отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного,

как я думаю, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации

России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку

и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими

показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит

очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверен,

если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет

цивилизованным государством во всех отношениях.

Литература

1. Экономика: Учебник / Под. Ред. Доц. Булатова А.Ф. 2-е издание,

пререраб. и доп. - М.: Издательство Бек, 1997 – 816 с.

2. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т .: пер с анг. 11-ого

изд. Т1:- М.: Республика, 1992.-399с.

3. Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны. // Социально -

политический журнал - 1993 г. - № 3.

4. Маневич В.А. О закономерностях становления рынка. // Вопросы экономики -

1993 г - № 3.

5. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России/

Рывкина Р.В.,- М.: Наука, 1994 г.

6. Наследие социалистической экономики: Макро- и микроэкономические

последствия мягких бюджетных ограничений. / Гайдар. Е.Т. – М.:1998г.

7. Состояние и противоречия эк. реформы /Мкртчян М.Ц.- М.: Наука,1999.-

308с.

8. Аганбегян А.Г. Россия на пути к равновесной рыночной экономике.//ЭКО-

1999г. - №6 - с.22-34.

9. Голдман М.А. Что мешает становлению цивилизованного рынока в России. //

Проблемы теории и практики управления. – 2000-№1- с.25-28.

10. Бутенко А.П. Россия сегодня.// Проблемы прогнозирования. - 2001-№2-

с.102-115.

11. Обзор российской экономики. - 2001г. - №5.

-----------------------

[1]В Новосибирске в 1999г. состоялась встреча членов Международного

клуба директоров. Вся статистика взята из этих выступлений, опубликованных

в ЭКО (8).

[2] Данные из: Проблемы прогнозирования. 2001 №2 (10).

[3] Обзор российской экономики.2001г.№5(11)

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.