рефераты скачать

МЕНЮ


Теория спроса и предложения. Неценовые детерминанты спроса и предложения

Теория спроса и предложения. Неценовые детерминанты спроса и предложения

Университет Российской Академии Образования

Курсовая работа на тему:

«Теория спроса и предложения.

Неценовые детерминанты спроса и предложения.»

студента 1-го курса

факультета «Экономика и Бизнес»

кафедра «Экономическая теория»

Авдеева Максима Андреевича

Москва 2001 год

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

А. Понятие спроса, закон спроса, неценовые детерминанты спроса,

поведение спроса, график спроса.

В. Понятие предложения, закон предложения, неценовые детерминанты

предложения, поведение предложения, график предложения.

3. Заключение

4. Список литературы

«Экономика - это наука о повседневной деловой жизни и

хозяйственной деятельности людей, а ее предметом

является исследование богатства и частично человека,

точнее стимулов к действию и мотивам противодействия.»

А.МАРШАЛЛ

ВВЕДЕНИЕ.

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала

внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что

изучение экономики – это реализация объективной необходимости познания

мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов

хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних

дней.

Сегодня интерес образованных людей к экономике (экономической теории или

политэкономии) не только не иссяк, но даже возрастает. Объясняется это теми

глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в России в

частности. Видный американский ученый П.Самуэльсон назвал экономикс или

политическую экономику королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М.Фридмен

писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее

фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе

бумаги, тем не менее, их понимают немногие. Сложность данной науки,

отражающей сложный мир хозяйствования, в том, что при изучении она требует,

по словам известного в мире специалиста по истории экономической мысли

А.Хейльброннера, «выносливости верблюда и терпения святого».

Предмет экономической теории – это исследование отношений между людьми

по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных

благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для

удовлетворения безграничных потребностей.

Людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные

потребности. Чтобы удовлетворить эти потребности (в пище, одежде, жилье и

бесконечном множестве других товаров и услуг), необходимо использовать

имеющиеся ресурсы: рабочую силу и предпринимательские способности, капитал,

здания и сооружения, природные богатства. Соединение ресурсов,

осуществляемое в рамках определенных производственных отношений, называется

способом производства.

Ограниченность ресурсов не позволяет иметь все, что хотелось бы

человеку. Потребности человека превышают его возможности, так как все

имеющиеся ресурсы в каждой стране, да и в мире в целом, ограничены. Поэтому

всеобщее изобилие – это миф.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Экономический анализ предложения и спроса является универсальным

средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных

проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых

экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка

влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата

и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот

потребителей и производителей.

Общие представления о спросе и предложении стали частью повседневного

языка и опыта. Например, если у продавца большая партия автомобилей, то он

снижает цену. В этом случае, очевидно, что цена упала вследствие того, что

предложение данного товара увеличилось. С другой стороны, цены на курортах

летом выше, чем зимой. Это связано с тем, что летом спрос выше, чем зимой.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и

потенциальных покупателей товара. Спрос – это потребность, выраженная в

денежной форме. Объем спроса – это количество товара, которое покупатели

желают приобрести за некоторый период времени (день, месяц, год и т.д.).

«Желание приобрести» здесь означает, что покупатели действительно имели бы

желание и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы

таковое имелось в наличии. Важно различать объем спроса и объем фактической

покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как

объем покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно. Объем

спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, неценовых

детерминант, включающих, доходы покупателей и их вкусы, накопленное

имущество, инфляционные и дефляционные ожидания покупателей, цены на

взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Поэтому спрос очень подвижен и

изменчив. Есть и другие неценовые факторы (возраст покупателей,

национальные особенности и т.д.), которые способны влиять на объем спроса.

Их необходимо выявлять, прежде чем начинать внедрять на рынок тот или иной

товар.

В зависимости от уровня экономики, на котором формируется спрос,

выделяют:

1. Совокупный спрос.

Он формируется на уровне макроэкономики.

2. Отраслевой спрос.

Он формируется на мезоуровне и представляет собой спрос со стороны

других отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли.

3. Рыночный спрос.

Это спрос на какой-либо определенный вид продукции.

4. Спрос индивидуального покупателя.

Зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках

населения, в сберкассах, от различных выплат и наследства, размеров рынка,

цены, полезности и качества товаров, субъективных вкусов и предпочтений.

Как уже говорилось выше, объем спроса зависит от многих факторов. Одним

из основных является цена на данный товар. Устойчивая повторяющаяся

взаимосвязь между объемом спроса и ценой, имеющая обратно пропорциональный

характер называется законом спроса.

Количество товаров, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на

товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое

предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая

цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как

правило, обуславливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между

ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике (рис.1)

Р

P2 A

P1

B

Qd2

Qd1

Q2

Q1 Q

Рис.1 Кривая спроса

При цене Р1, которая является более низкой по сравнению с ценой Р2,

спрос предъявлен на большее количество продукта Q1. Когда цена повышается

до Р2, спрос снижается. Причина этого кроется в том, что при росте цены

люди делают выбор, какие продукты им потреблять. Из закона спроса можно

сделать вывод, что при равноценности других составных величин результатом

повышения цены всегда будет уменьшение количества покупаемого товара.

Этот закон впервые сформулировал французский математик Антуан Огюстен

Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». В

соответствии с его формулировкой закона спрос на товар составляет некоторую

функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне

обосновано и не противоречит рынку.

Формула закона падающего спроса А.Курно такова:

D = f(P),

где f(P)0, где S - предложение, f - функция, P -

цена.

Кривая предложения может менять свое положение на графике (рис.4).

Р Qs1

Qs2

Qs3

Q

Рис.4 Кривые предложения

Qs1 - это линия перемены в предложении. То есть был введен какой-то

элемент, который вызвал значительное структурное изменение во

взаимоотношении между ценой и количеством товара. Стоимость товара

повысилась. Qs1 имеет больший объем ценностей, судя по осям P и Q, чем Qs2.

Qs2 - это условие, когда что-то вмешалось в процесс рынка. Например,

налог на товар или другой элемент, который вызвал подъем цены. Это может

быть условие, которое увеличивает прибыль продавца, но подрывает рынок.

Qs3 - это ситуация, повлекшая за собой понижение цены. Она обычно

возникает при введении более современной технологии. Поэтому на рис.4

изображена ситуация перемены предложения: сначала повышение цены на продукт

(Qs1), а затем - понижение цены (Qs3). Найдя подходящую цену и

соответствующее ей количество товара на рис.4, можно легко определить,

каким образом эти перемены в предложении отражаются на рынке.

Наиболее простые элементы, вызывающие изменения в предложении, - это

новая технология и налоги. Налог вызовет изменение в предложении от Qs2 до

Qs1. Технология приведет к изменениям от Qs2 до Qs3. Вмешательства в

систему рынка также вызовут изменения в этом графике. Например, дотации на

продукт могут привести к изменению предложения. Нормирование товара тоже

подрывает предложение.

Рыночное равновесие представляет собой ситуацию, при которой интересы

покупателей и продавцов совпадают. Это выражается в том, что количество

товаров, которое продавцы хотят и могут продать по определенной цене,

совпадает с количеством товаров, которые покупатели хотят и могут купить по

этой же цене.

Равновесное положение рынка можно выразить на графике (рис.5).

Р

Qs

pe Е

Qd

qe

Q

Рис. 5 Равновесное состояние рынка

Есть понятия определяющие с качественной и количественной стороны

равновесное состояние рынка. Это понятие единственности и устойчивости

равновесия. Равновесие единственное, если : 1. Оно присутствует 2. Ему

соответствует единственное значение P и Q.

Рассмотрим примеры состояния рынка на котором это условие не соблюдается

(рис. 6).

Р

Р

Qd 1 Qs

Qd Qs

A

Ре

B

2

Qs

Qd Qs

Qd

А В

Q Qe

Q

P

P

Qd

Qs

Qs

3

4

Qd

Q

Q

Рис. 6. Примеры

Примеры 1 и 2 иллюстрируют множественность состояния равновесия. На

примере 1 при одной и той же цене Ре может быть продано любое количество

товара на отрезке АВ. На примере 2 при одном и том же значении Qe товар

может быть продан по различным ценам в отрезке АВ. Пример 3 иллюстрирует

ситуацию в которой объем предложения всегда превышает объем спроса. Пример

4 иллюстрирует ситуацию при которой товар не доступен для покупателей при

любой цене, которые предлагаются продавцом на рынке. Для любого количества

товара цена продавца превышает цену, которую готов заплатить покупатель.

Устойчивым равновесие называется тогда, когда рынок, после любого

нарушения равновесия способен самостоятельно вернуться к равновесному

состоянию (рис.7).

Р

Q

Рис.7 Паутинообразная модель рынка

Эта модель называется паутинообразной моделью рынка. Ее впервые

разработал Вальрас. Она также называется моделью с затухающими колебаниями

цены. С течением времени цена возвращается к своему равновесному значению,

дефицит и излишек стремятся к нулю, объем продаж стремится к Qe. Движущими

силами приводящими рынок к равновесию является конкуренция продавцов и

покупателей.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у покупателей, ни у

продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой

другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его

результат выражают сущность закона спроса и предложения.

А.Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть

результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства

производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон - всеобщая

форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих

движение производства и цен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. «Экономика» С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи

Изд. «Дело»,Москва,1993

2. «Экономикс» Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стенли Л.Брю

том 1. Изд. «Республика», Москва, 1992

3. «Курс экономической теории» под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой

Изд. «АСА», Киров, 1994

4. «Экономическая теория» Носова С.С.

Изд. «Владос», Москва, 1999

5. «Экономическая теория» К.Ховард, Г.Журавлева, Н.Эриашвили

Изд. «ЮНИТИ», Москва, 1998

6. «Экономика» Том 1 и 2 П.Самуэльсон

Изд. НПО «АЛГОН» «Машиностроение», Москва, 1997


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.