рефераты скачать

МЕНЮ


Теневая экономика в России: причины, масштабы и пути ограничения

проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.

8. Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах,

причастных к совершению экономических преступлений или

правонарушений.

9. В значительной степени не регламентировано обращение капиталов

внутри финансово-промышленных групп.

Сохраняется тенденция распространения мошеннических операций в кредитно-

финансовой сфере, в том числе связанных с незаконным предоставлением

банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты,

оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный

вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств

в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а

также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные

преступления.

Более 2/3 всех выявленных за последнее время органами ВЭК России

нарушений валютного законодательства являются следствием

неудовлетворительного или недобросовестного осуществления коммерческими

банками функций агентов валютного контроля. Причем почти треть всех

выявленных нарушений действующего законодательства приходится на неполноту

и искажения банковского учета и отчетности по валютным операциям, а одна

пятая обусловлена осуществлением коммерческими банками разного рода

капитальных валютных операций без соответствующих разрешений (лицензий)

Банка России.

Следует отметить, что Банк России, последовательно реализуя свои

законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное

регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию

“теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.

Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом

законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в

Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и

кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу,

направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в

банковскую систему страны. В частности были подготовлены “Методические

рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения

доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные

организации“. В указанном документе особое внимание уделено основным

принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных

отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень

подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций,

в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.

В целях защиты интересов инвесторов, банков и их клиентов и в

соответствии с банковским законодательством и федеральным законом “О рынке

ценных бумаг“ Банк России приказом от 28.08.97 N 02-372 утвердил Положение

“Об организации внутреннего контроля в банках“. Его действие

распространяется на коммерческие банки и небанковские кредитные организации

- профессиональные участники финансовых рынков.

Вместе с тем возникает необходимость в принятии ряда других

законодательных актов, препятствующих развитию “теневой” экономики в

финансовой и банковской сфере.

2.4. Рынок ценных бумаг

На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде

мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных

бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования

служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными

бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в

крупных и особо крупных размерах.

Одним из каналов “теневой” экономики является практически

бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам

на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг

российский предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники

(“однодневки“) с использованием механизма так называемых депозитарных

расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных,

отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.

Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом

оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за

деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется

возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых

правонарушений и судебная практика по делам такого рода.

Одной из областей российского финансового рынка, в которой проблема

перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера

вексельного обращения. Существующая система правового регулирования

вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения

бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги. Расчеты

дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей

государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без

учета НДС, что только в 1996 году составило около 150-170 трлн рублей.

2.5. Пенсионное обеспечение

Другой, не менее опасной для социально-экономического развития страны

проблемой является фиксируемая правоохранительными органами тенденция

криминализации системы пенсионного обеспечения. Финансовые злоупотребления

в этой сфере стали носить массовый характер, прежде всего в виде

незаконного обналичивания денежных средств и практически повсеместного

ухода негосударственных пенсионных фондов от налогообложения.

Просматривается опасность создания новых мощных финансовых пирамид. Для

мировой практики - проблема, в общем, не нова, а способы ее разрешения за

счет введения специализированного депозитарного обслуживания и создания

управляющей компании достаточно хорошо известны.

Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России

3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику

Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и

подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной

стороны, бороться с “чистым криминалом“ - функция правоохранительных

органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда

мер по “легализации“ части теневого бизнеса, что позволит в определенной

степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить

проблему сокращения экономической базы организованной преступности,

использующей различные формы малого предпринимательства.

Основными причинами ухода малых предприятий в “теневую экономику“

являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов

(наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений

(неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры

при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам “теневая”

экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг

(оборота).

Субъекты малого предпринимательства, участвующие в “теневой” экономике,

могут быть разделены на три группы:

1. 1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые

с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная

предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас

“теневой” экономики в сфере малого предпринимательства и обладают

достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.

2. 2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в

тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них

существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом

дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная

основа среднего класса.

3. 3 группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные

работники - своего рода “солдаты“ “теневой” экономики. Значительную часть

этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность

является вынужденной.

3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики

Переход от системы административного распределения ресурсов к рыночному

механизму развития означает изменение динамики номинальных показателей.

Переход способствует росту сферы “агрессивной координации”, когда сделки

заключаются под влиянием силы, минуя мораль и закон.

В ходе реформ был фактически ликвидирован механизм контроля власти со

стороны общества. На сегодняшний день, к сожалению, нельзя дать ни

достоверной оценки финансовых ресурсов, так как Минфин тщательно скрывает

многие данные, ни выяснить объем приватизационной собственности. Впрочем,

и в случаях вскрытия самых серьезных злоупотреблений властью никаких

санкций не применяется. Все это способствует распределению собственности и

бюджетных денег криминальными структурами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что выйти из ловушки тотальной

криминализации социально-экономических отношений довольно-таки трудно.

Ведь если национальное богатство распределяется между кланами, имеет место

некий вариант феодализма, при котором не действуют механизмы

экономического роста. Анализ причин происходящего приводит, к сожалению, к

лидирующей роли государства. Далее приведены некоторые доказательства:

В 1992 г. государство начало с того, что фактически ликвидировало

накопления граждан. При спровоцированной гиперинфляции практически не было

предпринято никаких мер для того, чтобы сохранить трудовые сбережения

десятков миллионов людей в сберегательных банках. Параллельно произошла

очень серьезная криминализация финансового сектора. В том же году

Центробанк России распределял в условиях высокой инфляции кредиты под

высокий отрицательный процент, и те, кто стоял “у кормушки”, получили

колоссальные доходы.

В 1993 г. развернулась спонтанная приватизация снизу, когда всем было

разрешено хватать государственное имущество по принципу “кто первый”. В

результате в экономике возобладали стереотипы чисто хищнического

распределения: предпринимательская энергия была устремлена не на создание

нового, наращивание экономической активности и повышение эффективности

производства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши.

В конце 1993 г. произошло, свертывание демократических институтов

контроля власти над обществом. И после этого началась легализация

криминальной деятельности. Если раньше деньги из бюджета воровали

преимущественно в нелегальных формах, то, начиная с осени 1993 г.,

правительственные структуры пошли по пути легального предоставления

незаконных льгот “придворным” коммерческим структурам. Соответствующие

примеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о том, что в

денежно-бюджетной сфере легализация криминальных отношений — факт

свершившийся.

Небезызвестная денежная политика 1994 г. привела к тому, что

существенная часть хозяйственных отношений постепенно трансформировалась и

перешла в “теневой” сектор. Искусственно вызванный кризис ликвидности в

расчетах в реальном секторе экономики привел к тому, что предприятия стали

широко практиковать бартер и расчеты наличными и, естественно, уходить от

налогов.

В общем, этот небольшой анализ показывает, что именно государству и

государственной политике мы обязаны тем, что отечественная экономическая

система погрузилась в “квазиколумбийское” состояние: в 1995 г. фактически

уже сформировались механизмы его устойчивого самовоспроизводства.

Еще совсем недавно существовала точка зрения, согласно которой наличие

“теневой” экономики — прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственную

жизнь административной системы управления, с устранением которой и

переходом к рыночному хозяйствованию запрещенные и потому не регистрируемые

сделки неизбежно легализуются и выйдут из “тени” в “свет”. Сегодня

наивность подобных надежд очевидна.

В 1992 г., когда руководители предприятий требовали от российского

правительства индексации оборотных средств, на многих из них имелись

значительные запасы сырья и материалов, оставшиеся в наследство от

административной системы распределения ресурсов. Эти запасы товарно-

материальных ценностей составляли большие трети валового общественного

продукта СССР в 1991 г., и торговля ими, в том числе вывоз за рубеж,

осуществлялась весьма бойко. Фактически имело место массовое “поедание”

предприятиями их оборотных средств, а сегодняшняя “стабилизация” — это

“поедание” уже средств основных: на большинстве предприятий о создании

амортизационных фондов и каком-то поддержании прежнего уровня

производственных мощностей ныне не идет и речи. Именно “экономия” за счет

“бесплатного” использования основных средств представляет собой главную

особенность новейшего этапа эволюции “теневой” экономики.

3.3. Негативные последствия экономики переходного периода

За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что

преобразования идут плохо или вообще остановились, перестали замечать

совершенно новую социально-экономическую реальность. Реальность не столько

перехода от централизованной к рыночной системе хозяйствования, сколько

формирование устойчиво воспроизводящейся системы высококриминализованных

экономических отношений, характеризующейся рядом признаков:

. огромный вес теневого сектора;

. огромная роль неформальных и вне правовых отношений;

. Колоссальные проблемы — почти тотальная коррумпированность

госаппарата;

. низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность

административному аппарату и теневому капиталу.

Интересные сведения:

. пост заместителя министра в России “стоит” 2 млн. долл.;

. подпись председателя Кабинета министров – 10 тыс. долл.;

. государственный кредит под инвестиционную программу можно получить

за 20% от запрашиваемой суммы наличными;

. деньги из бюджета можно получить за 25% от запрашиваемой суммы

наличными. Деньги переводятся на счет какой-нибудь фирмы – и

порядок. Можно закладывать эти деньги сразу в себестоимость

продукции. Это совет консультантов: не обивать московские пороги, а

сразу заплатить эти деньги, поскольку без них производство не

вытащишь;

. сегодня можно получить “портфельный” кредит от 1 млн. до 100 млн.

долл. Его отдадут в портфеле, но нужно подписать обязательство о

выплате определенной суммы.

Одно из следствий формирования соответствующей олигархии,

присваивающей связанные с монополизмом колоссальные доходы, и вместе с тем

- обнищание огромной части населения.

Второе следствие — деградация бюджетной системы (на которой эти

клановые структуры паразитируют, используя такой главный источник

сверхдоходов, как манипулирование с бюджетными ресурсами и государственной

собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных

условиях средство решения финансовых проблем в обществе. А с этим, как и с

отмеченными выше моментами, сопряжено сужение реального сектора экономики,

разорение значительной части предприятий (согласно имеющимся оценкам, до

двух их третей в реальном секторе не имеют шансов выжить в сложившейся

экономической ситуации, а не менее трети уже фактически находятся в

состоянии банкротов).

Третье следствие — перераспределение национального дохода в пользу

паразитического потребления. Мы видим, как оно растет у рассматриваемой

элитной группы, включая “подставное“ потребление, связанное с

развертыванием охранных и других структур, обслуживающих кланы, тогда как

народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части

населения (индустрия народного потребления, здравоохранение, образование и

т.п.), приходят в упадок.

Четвертое следствие — пресловутая утечка российских капиталов за

границу: ежегодно из России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим

данным – около 60 млрд. долл. Вся эта система сегодня устойчиво

воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем,

что сформировавшиеся кланы фактически доминируют в принятии

общегосударственных экономико-политических решений и обладают абсолютной

конкурентоспособностью в сравнении с любыми другими хозяйственными

субъектами.

О том, что практически вся мощь госаппарата подчиняется интересам

отмеченных кланов, свидетельствует правительственная денежно-кредитная

политика, политика безудержного наращивания государственного долга, а также

приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных

коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на

обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны,

огромный перерасход (в 1995 г. — четырехкратный) бюджетных средств по

сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание

внутреннего долга, на содержание госаппарата, на предоставление казенных

ссуд. С другой, — постоянно (подчас на треть, а то и наполовину)

недофинансируются расходы на социально-культурные нужды и на оборону.

На полные обороты запущены механизмы казнокрадства, не только скрытого,

но и легального. “Классический“ пример тут являет ситуация на рынке

государственных обязательств, которые распределяются через обслуживающие

бюджет привилегированные коммерческие банки под сверхвысокий реальный

процент, а затем выкупаются Центральным банком России, осуществляющим чисто

денежную эмиссию.

Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества.

Ни парламент, ни общественные организации не контролируют сегодня не

только Правительство РФ в целом или Банк России, но и отдельные структуры

исполнительной власти, скажем, Министерство финансов или Госкомимущество.

Практически все эти государственные институты превратились в “государства в

государстве“. Нельзя дать ни достоверной оценки финансовой политики (ибо

Минфин тщательно скрывает многие данные), ни прояснить картину приватизации

собственности (ГКИ тоже не злоупотребляет гласностью). Впрочем, и в случаях

вскрытия самых серьезных злоупотреблений никаких санкций не применяется.

Это способствует криминализированному распределению собственности и

бюджетных денег. И те кланы, которые в нем участвуют, обладают, стоит еще

раз подчеркнуть, колоссальным монопольным преимуществом, а остальные

хозяйствующие субъекты вынуждены либо как-то к ним пристраиваться, либо

разоряться .

Последние, т.е. предприятия, которые, как и полагается в рыночной

экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят

налоги, не имея “крыши“ во властных структурах и правоохранительных

органах, по сути обречены на банкротство.

3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.