Теневая экономика
Теневая экономика
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. Теневая экономика в СССР 20
3. Факторы увеличения объема теневой экономики 20
4. Негативные последствия экономики переходного периода 20
5. Структура теневой экономики 20
6.Теневая экономика и налоговая преступность 20
6.1. Неучтенные операции 20
6.2. Сокрытие части оборота 20
6.3 Псевдооперации 20
7. Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики 20
8. Заключение 20
Список используемой литературы 20
1. ВВЕДЕНИЕ
Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к
феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на
сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще,
теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая
поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела.
Причем такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся
и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в
экономике любой страны. В англоязычных странах это явление называется
неофициальная, подпольная, скрытая экономика, во французских изданиях –
подземная, скрытая экономика, в Германии – теневая.
Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что
теневая экономика охватывает три самостоятельных понятия, три сектора:
1. подпольный бизнес – запрещенные законом виды экономической
деятельности: торговцы оружием и наркотиками, рэкетиры, наемные убийцы,
сутенеры и т.п.;
2. неофициальная экономика – легальные виды экономической
деятельности, но производство товаров и услуг не фиксируется официальной
статистикой, сокрытие от налогов, неформальная занятость и т.п.;
3. фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок,
взяточничества, мошенничества.
Что касается размеров капитала, незаконно вращающегося в торговых
операциях. По данным Госкомстата России, объем теневой экономики составляет
25% от ВВП на начало 1997 г, включая суммарный учет искажения данных по
торговле (примерно 40% товарооборота), по оказанию индивидуальных услуг
населением (60%), по учету жилищных услуг (18% стоимости зарегистрированных
услуг), по скрытой оплате труда, в том числе с учетом «смешанных доходов»
(20%)[1]. Однако с учетом подпольной и неофициальной экономик, по оценкам
правоохранительных органов, эта цифра колеблется около 50%!
В своей работе я хотела бы рассмотреть причины, породившие подобное
угрожающее состояние российской экономики, попытаться найти хотя бы
примерные пути выхода из тупика тотальной криминализации социально-
экономических отношений.
2. Теневая экономика в СССР
Существует точка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим
«послесловием» к глубинным процессам роста теневой криминальной экономики,
происходившим в годы застоя. Реформы лишь высвободили присущие теневой
экономике автономные механизмы регулирования, связанные прежде всего с
насилием.
В условиях командно-административной системы распределения
существование побочных способов получения доходов было ответом на жесткую
централизацию государства. Позитивный аспект неформальных отношений на
протяжении многих лет заключался в том, что такие формы и отношения как
взаимопомощь, самоорганизация, самодеятельность являлись способом выживания
(и остаются таковыми) значительной части населения и экономики страны в
целом.
В качестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие
хозяйственные регламентации и способствующего выживанию самой
огосударствленной системы, выступал негосударственный сектор. Он включал
промысловую кооперацию (до 1960 г.), потребкооперацию, колхозы, личное
подсобное хозяйство и даже частную практику ( к 1985 г. было
зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой).
Негосударственный сектор в определенном смысле создал правовые и
материальные предпосылки функционирования (наряду с формальным) теневых
отношений.
Однако власти понимали, что без негосударственного сектора и
неформальных отношений огосударствленная хозяйственная система не могла
существовать, тому есть немало примеров.
Официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране в 1960-
1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенные
производственные ресурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады
(часто преследуемые) создали практически всю сельскую производственную и
бытовую инфраструктуру (коровники, бани, школы, магазины и т.п.).
Неформальные отношения не без заинтересованности и участия властей
«тонко» вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет
существования советской системы. При необходимости они использовались
властями в политических целях: в 30-е годы – в форме борьбы с
неразоблаченным «кулаком»; в 60-70-е – с «частником», в 80-е – с «лицами,
получающими нетрудовые доходы», в 90-е – с новыми предпринимателями –
«кооператорами». Владельцы частных подсобных хозяйств периодически
считались социальным злом, хотя длительное время продовольственный фонд в
стране по многим продуктам рассчитывался и планировался без учета
потребностей сельского населения. Таким образом, самообеспечение считалось
неформальным отношением.
Достаточно сложен анализ способов и видов, в которых проявлялись
подлинные неформальные отношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные
ему способы исходя из социально-экономических, территориальных,
национальных и других особенностей, условий и традиций. В России с ее
исторической тенденцией тяготения к коллективистским традициям долгое время
преобладающей формой самоорганизации населения и соответственно реализации
неформальных отношений были (и остаются) многообразные виды кооперации[2].
Во-первых, существовали неформальные кооперативы, которым были присуще
соответствующие принципы и черты: преобладание экономического равенства
внутри кооператива, обособленность по отношению к другим организациям и
защита своих групповых интересов. Во-вторых, были семейные образования с
главенством лидера, действующего в интересах семьи.
Доходы, которые контрагенты теневой экономики получали в системе
административного распределения ресурсов, были весьма значительны: 31,8
млрд. руб. в 1975 г., 52,5 млрд. —в 1980; 74,3 млрд. —в 1985,55,3 млрд.
руб. —в первом полугодии 1989г. Соответственно по отношению к фонду оплаты
труда в СССР эти доходы составили: 13,8; 17,9; 21,1; 25,4%.
3. Факторы увеличения объема теневой экономики
Переход от системы административного распределения ресурсов к
рыночному механизму развития означает изменение динамики номинальных
показателей . Он же (переход) способствует росту сферы «агрессивной
координации», когда сделки заключаются под влиянием силы, минуя мораль и
закон.
В ходе реформ был фактически ликвидирован механизм контроля власти со
стороны общества. На сегодняшний день, к сожалению, нельзя дать ни
достоверной оценки финансовых ресурсов, так как Минфин тщательно скрывает
многие данные, ни выяснить объем приватизационной собственности. Впрочем,
и в случаях вскрытия самых серьезных злоупотреблений никаких санкций не
применяется. На мой взгляд, все это способствует криминальному
распределению собственности и бюджетных денег.
Причем подобная сложившаяся экономическая система сложилась в таких
странах как Филиппины, Мексика, Колумбия. И мировой опыт свидетельствует о
том, что выйти из ловушки тотальной криминализации социально-экономических
отношений довольно-таки трудно. Ведь если национальное богатство
распределяется между кланами, имеет место некий вариант феодализма, при
котором не действуют механизмы экономического роста.
Анализ причин происходящего приводит, к сожалению, о лидирующей роли
государства. Приведу некоторые доказательства.
1992 г. государство начало с того, что фактически ликвидировало
накопления граждан. При спровоцированной гиперинфляции практически не было
предпринято никаких мер для того, чтобы сохранить трудовые сбережения
десятков миллионов людей в сберегательных банках. Параллельно произошла
очень серьезная криминализация финансового сектора. В том же 1992 г.
Центробанк России распределял в условиях высокой инфляции кредиты под
высокий отрицательный процент, и те, кто стоял «у кормушки», получили
колоссальные доходы.
В 1993 г. развернулась спонтанная приватизация снизу, когда всем было
разрешено хватать государственное имущество по принципу «кто первый». В
результате в экономике возобладали стереотипы чисто хищнического
распределения: предпринимательская энергия была устремлена не на создание
нового, наращивание экономической активности и повышение эффективности
производства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши.
Наконец, в конце 1993 г. произошло, как известно, свертывание
демократических институтов, контроля власти над обществом. И после этого
началась легализация криминальной деятельности. Если раньше деньги из
бюджета воровали преимущественно в нелегальных формах, то, начиная с осени
1993 г., правительственные структуры пошли по пути легального
предоставления незаконных льгот «придворным» коммерческим структурам.
Соответствующие примеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о
том, что в денежно-бюджетной сфере легализация криминальных отношений —
факт свершившийся.
Небезызвестная денежная политика 1994 г. привела к тому, что
существенная часть хозяйственных отношений постепенно трансформировалась и
перешла в теневой сектор. Искусственно вызванный кризис ликвидности в
расчетах в реальном секторе экономики привел к тому, что предприятия стали
широко практиковать бартер и расчеты наличными и, естественно, уходить от
налогов.
В общем, этот небольшой анализ показывает, что именно государству и
государственной политике мы обязаны тем, что отечественная экономическая
система погрузилась в «квазиколумбийское» состояние: в 1995 г. фактически
уже сформировались механизмы его устойчивого самовоспроизводства[3].
Еще совсем недавно существовала точка зрения, согласно которой наличие
теневой экономики — прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственную
жизнь административной системы управления, с устранением которой и
переходом к рыночному хозяйствованию запрещенные и потому не регистрируемые
сделки неизбежно легализуются и выйдут из «тени» в «свет». Сегодня
наивность подобных надежд очевидна.
В 1992 г., когда руководители предприятий требовали от российского
правительства индексации оборотных средств, на многих из них имелись
значительные запасы сырья и материалов (неликвиды), оставшиеся в наследство
от административной системы распределения ресурсов. Эти запасы товарно-
материальных ценностей составляли большие трети валового общественного
продукта СССР в 1991 г., и торговля ими, в том числе вывоз за рубеж,
осуществлялась весьма бойко (достаточно вспомнить «золотой» для
отечественных товарно-сырьевых бирж период). Фактически имело место
массовое «проедание» предприятиями их оборотных средств, а сегодняшняя
«стабилизация» —это «проедание» уже средств основных: на большинстве
предприятий о создании амортизационных фондов и каком-то поддержании
прежнего уровня производственных мощностей ныне не идет и речи. Именно
«экономия» за счет «бесплатного» использования основных средств
представляет собой главную особенность новейшего этапа эволюции «теневой
экономики».
4. Негативные последствия экономики переходного периода
За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что
преобразования идут плохо или вообще остановились, перестали замечать
совершенно новую социально-экономическую реальность. Реальность не столько
перехода от централизованной к рыночной системе хозяйствования, сколько
формирование устойчиво воспроизводящейся системы высококриминализованных
экономических отношений, характеризующейся рядом признаков. Каких же?
Это прежде всего огромный вес теневого (т.е. никак в правовом смысле
не регулируемого) сектора, огромная роль неформальных и вне правовых
отношений. Колоссальные проблемы — почти тотальная коррумпированность
госаппарата, низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность
административному аппарату и теневому капиталу.
Утверждают (!):
. пост заместителя министра в России «стоит» 2 млн. долл.;
. подпись председателя Кабинета министров – 10 тыс. долл.;
. государственный кредит под инвестиционную программу можно получить
за 20% от запрашиваемой суммы наличными;
. деньги из бюджета можно получить за 25% от запрашиваемой суммы
наличными. Деньги переводятся на счет какой-нибудь фирмы – и
порядок. Можно закладывать эти деньги сразу в себестоимость
продукции. Это совет консультантов: не обивать московские пороги, а
сразу заплатить эти деньги, поскольку без них производство не
вытащишь;
. сегодня можно получить «портфельный» кредит от 1 млн. до 100 млн.
долл. Его отдадут в портфеле, но нужно подписать обязательство о
выплате определенной суммы [4].
Это, далее, образование в экономической сфере кланов—устойчивых
властно-хозяйственных структур, имеющих, используя специфический язык,
«крышу» в виде того или иного органа государственной власти,
распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала и
ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Одно из следствий
возникновения подобных кланов — блокирование конкуренции на финансовых
рынках, на рынках основных товарных групп и даже во внешней торговле.
Другое печальное следствие формирования соответствующей олигархии —
узкой прослойки людей, присваивающей связанные с кланом монополизмом
колоссальные доходы, и вместе с тем - обнищание огромной части населения.
Третье следствие — деградация бюджетной системы (на которой эти
клановые структуры паразитируют, используя такой главный источник
сверхдоходов, как манипулирование с бюджетными ресурсами и государственной
собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных
условиях средство решения финансовых проблем в обществе. А с этим, как и с
отмеченными выше моментами, сопряжено сужение реального сектора экономики,
разорение значительной части предприятий (согласно имеющимся оценкам, до
двух их третей в реальном секторе не имеют шансов выжить в сложившейся
экономической ситуации, а не менее трети уже фактически находятся в
состоянии банкротов).
Четвертое следствие — перераспределение национального дохода в пользу
паразитического потребления. Мы видим, как оно растет у рассматриваемой
элитной группы, включая «подставное» потребление, связанное с
развертыванием охранных и других структур, обслуживающих кланы, тогда как
народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части
населения (индустрия народного потребления, здравоохранение, образование и
т.п.), приходят в упадок.
Пятое следствие — пресловутая утечка российских капиталов за границу:
ежегодно из России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным –
около 60 млрд. долл. Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится,
причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что
сформировавшиеся кланы фактически доминируют в принятии общегосударственных
экономико-политических решений и обладают абсолютной конкурентоспособностью
в сравнении с любыми другими хозяйственными субъектами.
О том, что практически вся мощь госаппарата подчиняется интересам
отмеченных кланов, свидетельствует правительственная денежно-кредитная
политика, политика безудержного наращивания государственного долга, а также
приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных
коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на
обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны,
огромный перерасход (в 1995 г. — четырехкратный) бюджетных средств по
сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание
внутреннего долга, на содержание госаппарата, на предоставление казенных
ссуд. С другой, — постоянно (подчас на треть, а то и наполовину)
недофинансируются расходы на социально-культурные нужды и на оборону.
На полные обороты запущены механизмы казнокрадства, не только
скрытого, но и легального. «Классический» пример тут являет ситуация на
рынке государственных обязательств, которые распределяются через
обслуживающие бюджет привилегированные коммерческие банки под сверхвысокий
реальный процент, а затем выкупаются Центральным банком России,
осуществляющим чисто денежную эмиссию.
Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества.
Ни парламент, ни общественные организации не контролируют сегодня не
только Правительство РФ в целом или Банк России, но и отдельные структуры
исполнительной власти, скажем, Министерство финансов или Госкомимущество.
Практически все эти государственные институты превратились в «государства в
государстве». Нельзя дать ни достоверной оценки финансовой политики (ибо
Минфин тщательно скрывает многие данные), ни прояснить картину приватизации
собственности (ГКИ тоже не злоупотребляет гласностью). Впрочем, и в случаях
вскрытия самых серьезных злоупотреблений никаких санкций не применяется.
Это способствует криминализированному распределению собственности и
бюджетных денег. И те кланы, которые в нем участвуют, обладают, стоит еще
раз подчеркнуть, колоссальным монопольным преимуществом, а остальные
хозяйствующие субъекты вынуждены либо как-то к ним пристраиваться, либо
разоряться .
Последние, т.е. предприятия, которые, как и полагается в рыночной
экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят
налоги, не имея «крыши» во властных структурах и правоохранительных
органах, по сути обречены на банкротство.
5. Структура теневой экономики
Вообще в сложившихся условиях общего высокого уровня налогообложения и
его явно неравномерного распределения для значительной части
предпринимателей остаются три алгоритма поведения. Первый: бросить «дело»,
свернуть производство, вывести капитал за границу. Предприниматели и
промышленники выработали в этой связи следующий афоризм: «Мы патриоты, но
не камикадзе».
Второй выход: пытаться получить те или налоговые льготы. При этом за
получение прямых налоговых льгот чиновникам соответствующих уровней «надо
платить», так что основа для коррупции налицо, о фактах которой упоминалось
выше.
Третий вариант: уклониться от уплаты налогов, применить наличные
Страницы: 1, 2
|