рефераты скачать

МЕНЮ


Шведская модель смешанной экономики

государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные

платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и

предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,

сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты

процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих

государственных расходов средства составляют государственное потребление и

инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%

оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение,

образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть

государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих -

медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов

приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды

(около 30%), образование (около 21%), электро - и водоснабжение (12%),

досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Основа шведской системы социального страхования - различные виды

социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики

распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования

домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% -

пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд.

крон.

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.

Различные части государственного сектора имеют имеют собственные источники

доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[1] и сектор социального

страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для

последнего основной источник доходов - косвенные доходы.

В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные

государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального

правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги,

15% - налоги на социальное страхование.

Для местных властей основной источник финансирования - подоходные

налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67

млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются

дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения,

помощью и субсидиями на инвестиции.

В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на

социальное страхование - основной источник доходов.

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных

услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в

том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном

страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49%

занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.

Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие

важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.

В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов:

рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в

государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг

населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики,

где основу составляет частный сектор.

2.3. Характеристика кооперативов

Особенностью шведской экономики является роль и значение

кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и

занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению

Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль

кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в

розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские.

Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел

доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в

производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной

промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс.

человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют

важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве

“третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной

собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой

народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских

кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах

простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом

потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту

роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и

всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от

числа всего работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или

иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы

приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3

продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в

кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.

Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию,

основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное

предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами

его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства -

никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава ;

независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое

управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на вложенный

пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление

капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская

деятельность; взаимодействие кооперативов.

Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но

решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним

десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего

рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло

поддержку среди членов других народных движений:“свободного” религиозного,

трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной

частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских

кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).

КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ

потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число

обществ заметно сократилось вследствие слияний;с 950 в 1920 г. до 138 в

1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в

потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается

торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и

просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том

числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности

мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и консервные, а также

несколько промышленных предприятий.

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют

кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже

похоронные.

Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном

шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению

экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и

на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала

серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время

кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на

положение дел в кооперативах.

Глава 3. Характеристика Шведской модели

3.1. Понятие «Шведская модель»

При анализе данного феномена нужно иметь в виду ряд обстоятельств.

Во-первых, целостная модель социального государства и "общества

благосостояния" в Швеции реализуется гораздо дольше, нежели где бы то ни

было: начиная с середины 50-х годов и до сего дня, с небольшими перерывами

на периоды, когда правительства, возглавляемые социал-демократами,

сменялись правыми. Правда, модель не отвергается и буржуазными партиями.

Во-вторых, основанная на принципах солидарности она выгодно отличается

от иных моделей, особенно американской, базирующейся на

индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального

законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-

политической жизни страны.

В-третьих, она глубоко документирована, поскольку отражена в

законодательстве (около 20 актов) - в отличие, скажем, от Дании и Норвегии,

где значительная часть социальных вопросов решается колдоговорным путем.

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как

одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он

появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать

успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной

политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в

обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно

контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в

окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный

смысл в зависимости оттого, что в него вкладывается. Некоторые отмечают

смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и

государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере

производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений

между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий

важной частью шведской действительности была централизованная система

переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы

с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве

главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на

принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в

шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и

выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой

государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера

перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как

результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс

социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем

жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие

“шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного

времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование

может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более

полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится

Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с

СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что

усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от

других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной

цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее

сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-

демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома

народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома,

большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды.

В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних

слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести

неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых

войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-

демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов

перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму,

длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики,

доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в

своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между

руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.),

поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и

исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является

предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия

по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра

Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих

пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики

цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста.

В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности

шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы

поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и

отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма

между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на

внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно

осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые

отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали

получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не

смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из

кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал,

что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и

показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная

система производства эффективна, государство не вмешивается в

производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке

труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.

Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как

можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую

систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения,

но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на

инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в

распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через

налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В

реформистской идеологии такая деятельность получила название

“функциональный социализм”

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для

определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная

политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия

воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) -

обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду

специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и

является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации

классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию

общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию

доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового

общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и

наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных

показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из

первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все

остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции

самое высокое в мире.

Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы

выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое

перераспределение через систему социального страхования способствует

значительному сокращению различий в доходах. В 1986 г. в Швеции на 20%

самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%

(для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате

мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6%

зарплаты мужчин (для сравнения : в Италии - 84,8%; в Германии - 73% ; в

Великобритании - 70,5% ; в Японии - 48,5%).

После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в

послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних

хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно

они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от

доходов других слоев населения (например,пенсионеров). В 1950 г. на чистые

доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала

примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с

населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из

государственного сектора домашним хозяйствам.

Более половины собственности домашних хозяйств приходится на

материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в

банках,облигаций,акций и других требований составляют около 40%. На

автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования

приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем

доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более

равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более

равномерное, чем в большинстве других стран.

Опыт Швеции показывает, что существует два основных способа

расходования средств на социальную сферу, способствующих улучшению

современной рыночной экономики.

Социальные услуги, такие, как общедоступная система образования,

повышают занятость всей рабочей силы.

Расходы на переобучение помогают людям чувствовать себя защищенными и

меньше бояться перемен. Потеря работы всегда переживается болезненно. Но

если существует система экономической поддержки населения в трудное время,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.