Шпоры по экономической теории с вопросами
Шпоры по экономической теории с вопросами
1 Пр-во – процесс создание материальных благ (товары) и оказание услуг.
Пр-во всегда общественное.
Эк-ка возникла 40 т.лет назад.
На типы эк-ки влияют: менталитет, геополитика, экология.
Менталитет- природные задатки, они не меняются.
Геополитика- отношение с соседями.
Экология- среда обитания, природные богатства.
Факторы пр-ва: 1) земля, капитал, – вещественные; 2) труд, предпринимат.
деят-ть- личные.
Земля- постоянный фактор, не явл. р-том чел дея-ти, служит объектом деят-
ти, основой для размещения др факторов пр-ва, так же к этому понятию
относятся все естественные ресурсы.
Капитал- матер блага, кот явл р-том труда и используются для пр-ва товаров
и услуг. Денежный капит – деньги.
Реальный капитал – машины , станки, здания и т.д.. капитал всегда
начинается с денежного капитала.
1) основной – произ-ые блага, кот переносят свою стоимость на готовый
продукт по частям, т.к действуют в течение длительного времени, т.е
окупаются не сразу
2) оборотный – произ-ые блага, кот потребляются сразу в течении 1-го произв-
го цикла, сразу переносят свою сто-ть на готовый продукт.
Амортизационный фонд- деньги полученные с окупаемости (станки, здания)
Моральный износ- выход более новых технологий.
Физический износ- выход из срока годности.
Труд- любая интеллектуальная или физическая деят-ть людей направленная на
создание матер блага и оказание услуг.
Предпринимат деят-ть– связанная с организацией пр-ва.
Технология- факторы пр-ва, неразрывно связаны, пр-во не возможно при
отсутствии одного из факторов.
Рабсила- способность к труду. Труд эквивалентен з\п.
Предмет труда- что составляет материальную основу будущему продукту. Чем
интеллектуальнее предм труда, тем больше полуфабрикатов.
Орудия труда- обработка предмета труда.
Ср-ва произ-ва –предмет и орудие труда.
Производит сила общ- ср-ва произв и рабсила.
Произ-ые отношения- отношения между людьми, складывающиеся в процессе пр-
ва.
Совокупный общ продукт создается в р-те про-ва, совокупность всех благ,
созданных во всех отраслях эк-ки за определенный период времени.
Воспроиз-во- непрерывно повторяющийся процесс пр-ва. В бывает: простое- V
пр-ва не увеличивается; расширенное- V пр-ва из года в год увеличиваются.
Общ В вкл в себя 4 фазы: 1 пр-во- исходный пункт, 2 распределение, 3
обмен, 4 потребление. Потребление- 1 произ-ое- потребление ср-в пр-ва, 2
личное- потребление предметов потребления.
2 Эк наук исследует пути эффективного использования ограниченных произ-х
ресурсов, для максимального удовлетворения матер потребностей чела.
Основной метод изучения эк-ки- 1 диалектический- эк-ое явл изучается в
развитии. 2 научных абстракций- обобщенные понятия вырабатываемые людьми
путем мышления, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого
явления. 3 индукция- изучение идет от факта к теории, от частного к общему;
дедукции- от теории к фактам. 4 анализ и синтез- в процессе анализа идет
расчленение единого на части, а за тем они соединяются. 5 общ практика-
подтверждает или опровергает данную теорию.
Основы эк теории образуют два факта: 1 материальные потребности общ
неутолимы и безграничны. 2 эк ресурсы ср-ва для пр-ва товаров и услуг
ограничены и редки.
Матер потребности- желание приобрести и использовать тов и услуги, кот
доставляют им полезность. Перечень тов и услу бесконечен, они делятся на 2-
е группы: 1 предм первой необход, 2 предметы роскоши. Наши потребности
возрастают с появлением нового.
Любая нация имеет ограниченный набор факторов пр-ва, поэтому наш V пр-ва
ограничен, т.е оно произ-т столько сколько позволяет имеющиеся ресурсы.
Эффективность = выпуск/затраты.
Эффективность пр-ва возрастает, когда продукции больше по отношению к
затратам и наоборот.
Ограниченность произ-х ресурсов ставит перед общ 3 экон проблемы: 1 ЧТО
произв, в каком кол-ве; 2 КАК произв, с помощью каких ресурсов; 3 для КОГО
произв. Эффективность эк-ки зависит от того как решаются эти три проблемы.
Что бы обеспечить эффективное использование ресурсов, должна быть полная
занятость и полный V пр-ва. Полная занятость- использование всех ресурсов.
Полный V пр-ва- ресурсы используются с полной отдачей.
Альтернативные возможности использования пушек и масла:
| |П шт|Ммлн|
|A|15 |0 |
|B|14 |1 |
|C|12 |2 |
|D|9 |3 |
|E|5 |4 |
|F|0 |5 |
При А наша эк-ка направила ресурсы на пр-во пушек, при F gh-во направленно
на изготовление масла, но как правило эк-ка произ-т и то и др.
КВП
Каждая (.) КВП показыв max V пр-ва, т.е эк-ка эффективна. (.) внутри КВП
означает неполную занятость ресурсов. (.) вне кривой означает, что такой V
недостижим. Движение по КВП сверху вниз означает, что мы отказываемся от
произ пушек за ради масла. ВЫВОДЫ: 1 в любой момент времени эк-ка должна
жертвовать частью одного продукта, что бы получить больше другого, т.к
ресурсы ограничены. 2 когда переключаются ресурсы, то увеличиваются
затраты на произв каждой дополнительной единици, действует закон
возрастающих дополнительных затрат, => КВП выпуклая.
4 Различии экон систем:1по форме собственности (частная и общественная) 2
по методу управления экон (демократ и диктатурн)
Командная эк-ка: единая гос собственность на средства произ-ва, все
принадлежит госуд, централизованное экон планирование. Все решения
принимаются центральным плановым органом. Связь между производителями и
потребителями происходит через центр, (госуд плановый орган), кот выполняет
2 ф-ции: 1 собир заявки от потребителей 2 выдают задания производителям.
Центральное планирование и управление создает бюррократич структуру. В этой
системе лишены самостоятельности, личные интересы играют маленькую роль. +
военное могущество, командная экон эффективна лишь в ч.с.
Рыночная экон- связь между производителями и потребителями осущ на прямую.
Началу учения о рыночной системе положил А.Смит в «исследование о природе и
причине богатства народов». Рыночная эк-ка имеет отличит черты: частная
собствен на ср-ва произ-ва, свобода предпринимат деят-ти, личный интерес –
как главный мотив поведения людей, конкуренция, опора на систему рынков и
цен, ограниченная роль госуд. Частная собственность- все формы негосуд
собственности (акционерная, единоличная). Приемущ частной собственности:
позволяет владельцу по своему усмотрению распоряжаться ей. Структура частн
собственности поддеержиается правом завещания. Свобода предпринимат деят-ти-
производит решает сам производственные воросы, что?сколько?по чем?где?.
Личный интерес- каждая экономич единица (производитель и потребитель).
Конкуренция означает: 1 наличие на рынку большого числа продавцов и
покупателей, в этом случае ни один из них не может повлиять на цены. 2
свободный вход на рынок, нет ни каких препятствий, что бы открыть свое
дело. Таким образом конкуренция устанавливает пределы для реализации между
покупат и продавц их личного интереса.
Опора на систему рынков и цен- рыночная эк-ка действует эффективно при
наличие систем рынков. В рыночной эк-ке все имеет цену. Если на рынке к.л
товара окажется больше чем покупают, то цены понизятся, проив тов
сокращается и наоборот. + 1 эффективность распределения ресурсов. 2
координация деят-ти предприятий индивидов. Два способа управления: 1
централизованное- использование мер принуждения, 2 добровольная- рыночная
система работ, без принуждения. – 1 угасание конкуренц, слияние фирм,
возникновение крупных компаний => ослабление конкуренции, 2 неравное
распределение дохода 3 нестабильность жизни, рост цен, 4 рыночная система
индивидуалистическая.
Типы эк-их систам: 1 смешанная эк-ка- эк-ка современных госуд явл
смешанной, имеет Эл-ты командной и рыночной эк-ки. 2 Традиционная эк-ка-
в эк-ой сфере, где преобладают религиозные и культурные ценности. Технич
прогресс и внедрение капиталов резко ограничены.
4 Сущность денег- они явл всеобщим эквивалентом, на них можно обменивать др
товары. Появились в 4 в. до н.э., связанно с разделением труда и обменом. В
качестве эквивалента выступают самые разные вещи, те кот больше всего
ценились у данного народа, с развитием торговли данная форма обмена стала
неудобной. Люди стали использовать в качестве всеобщего эквивалента
металл, так появились деньги, форма обмена изменилась. Золото и серебро
стали деньгами в силу своих прир св-в (они ограничены), хорошая делимость и
сохраняемость без особых потерь своей ценности и т.д. с появлением денег
все товары становятся сапостовимыми. Ф-ции денег: 1 мера стоимости, 2 ср-ва
обращения, 3 ср-ва накопления, 4 ср-ва платежа, 5 мировые деньги-
обслуживание внешней торговли.
В 20 веке повсеместно золото перестало выполнять 5 ф-ций денег, роль денег
выполняют бумажные деньги. В Европе они появились в 18 в. в России к к.18
в. На данный момент деньги подкреплены товарной массой. Бум деньги-
выполненные госуд и обязательные к применению ден знаки, заменяющие золото.
Бум деньги пришли 2 путями: 1 казначейский вексель- долговое обязательство
госуд власти, кот мог обмениваться на серебр и зол монеты, а так же на тов
и услуги; 2 коммерческий вексель- долговое обязательство частного лица
уплатить в срок деньги за полученный в кредит товар. Так на базе векселя
возникают кредитные деньги- векселя, чеки, банкноты, кредитное карточки.
Чек- распоряжение банку выдать деньги предъявителю чека. Банкнота- долговое
обязательство банка. Кредитка- все доходы и расходы фиксируются центральным
компом. Предназначены что бы отсрочить оплату на короткое время. Кредитные
деньги- основа современного денежного обращения.
Деньги- М1 – 1 наличность, 2 чековые вклады (вклады в банках, на кот могут
быть выписаны чеки). М2= М1+бесчеоковые сберегательные счета+ мелкие
срочные вклады, срочные вклады. М3= М2+ крупные срочные вклады.
Реальная сто-ть или покупательная способность денег- это кол-во тов и
услуг, кот можно купить за денежную единицу. Сущ обратнопропорц зависимость
между общим уровнем цен и стоим-ю денег. Чем выше цены, тем ниже стоим
денег, понижение цен увеличивает покупательную способность денег.
Кол-во денег необходимое для обращения: 1 бум деньги имеют стоимость, т.к
они явл общепризнанным ср-вом обращения, обладают абсолютной ликвидностью
(легко реализуемые ср-ва). Ценность современ денег определяется
доверенностью а госуд, кот держит под контролем V ден эмиссии. => ЦБРФ
должен сделать ограниченное предложение денег, т.к они будут
обесцениваться. МxV=pxQ, M=(pxQ)/V M денежная масса V скорость обращения p
цена за единицу товара Q кол-во тов и услуг.
Типы ден систем: 1 система обращения металлич денег- в обращении есть
серебр и золот монеты и бумажные деньги обмениваются на зол и сереб,
разновидн этой системы явл биметализм (роль денег выпол 2 метеаллами- зол и
серебро до сер 19 в), монометаллизм (в качестве денег золото да 1914 г.); 2
система обращения кредитныхи бум денег, а золото выбыло и з обращения-
современная система обращения.
Денежная масса- совокупность наличных и безнал покупательных и платежных ср-
в, кот располагают частные лица, предприятия и гос-во, состоит из активной
части- реальные ден ср-ва, обслужив хоз оборот и пассивной- денежные
накопления. Основная часть сделок осущбезналом.
5СПРОС- кол-во продукции, кот покупатель желает и всостоянии приобрести по
разл ценам. На спрос оказыв влияние уровень цен на тов и услуги: чем выше
цена, тем мень спрос и наоборот, чем ниже цены, тем выше спрос- закон
спроса.
Взаимосвязь между ценой и кол-вом покупат продукцией. Q- Vспроса в год в
млн тоннах, Р-цена за 1 тонну
| |Р за |Q в |
| |тонну|год |
|A|5 |9 |
|B|4 |10 |
|C|3 |12 |
|D|2 |15 |
|E|1 |20 |
По самым высоким ценам купят меньше тонн пшена и наоборот.
Крив спроса всегда убыв, ни когда не пересек оси графика. Показыв зависим
спроса от цены. На спрос оказыв др факторы, под воздействием кот кривая
спроса перемещ на графике:1 доходы населения, >доходы, крив споса смещ
вверх вправо dd1; 2 кол-во покупат на рынке,> покупат, спрос увеличив, dd1;
3 уровень цен на тов заменители,>цены на тов заменит, тем больше спрос на
наш товар dd1, и наоборот dd2.
6 ПРЕДЛОЖЕНИЕ- кол-во продукции, кот производители желают и имеют
возможность поставлять на рынок по различным ценам в различные периоды
времени, это совокупность товаров находящихся на рынке. Предложение
зависит от уровня цен на товары и услуги, чем выше цены, тем больше
предложение, т.к производители получ больше дохода и наоборот. Это прямая
положительная зависимость между предложением и ценой- закон предложения.
Взаимозависимость предл. и цены .
| |Р за |Q в |
| |тонну|год |
|A|5 |18 |
|B|4 |16 |
|C|3 |12 |
|D|2 |7 |
|E|1 |0 |
Чем выше цена, тем больше предложения.
Крив предл показыв прямую зависимость от цены, кривая восходящая, чем выше
цена, тем выше предложение, крив пересек Р ось.На предложение оказыв
влияние неценовые факторы (детерминанты):1 цены на ресурсы, 2 кол-во
продавцов на рынке, 3 налоги, 4 цены на тов заменители.
7 Формирование рыночных цен
|ва|Р|Vспр|Vпредл|Давление|
|р | | | |на Р |
|А |5|9 |18 | |
|В |4|10 |16 | |
|С |3|12 |12 |нейтраль|
| | | | |ное |
|D |2|15 |7 | |
|E |1|20 |0 | |
Табл показыв, что по высоким ценам (А и В), предложение превыш спрос,
происх давление на цены, цены понижаются. бОлее низкие цены (D и E), спрос
превышает предложение, цены повыш до тех пор, пока спрос не будет равным
предложению .
Вывод: пересечение спроса и предложения (.Е)- равновесие, т.е нет избытка и
дефицита продукции, спрос= предло жению- самое благоприятное положение на
рынке, цены, кот соответствует (.Е)- равновесная цена. По ценам больше
равновесной, предложение превысит спрос – избыток продукции (915), цены повышаются. Рыночная цена
образуется под воздействием спроса и предложения. Равновесие спроса и
предложения приводят к общему экономич раввновесию, где товары распредел
между возможными покупателями и это делает механизм рыночного
ценообразования, кот решает ? : что, как и для кого? производить. ЧТО
производить- высокая цена на тов позволяет производителям увеличить его пр-
во, и наоборот. КАК производить- высокая цена на тов дает возможность
производителям преоебритать доп технику и т.д.. ДЛЯ КОГО произв- для тех
кто за это платит.
Любого продавца на рынке интересует выручка с реализации товара. S=PxQ S-
доход, P- цена,Q -кол-во реализуемой продукции.
8 ЭЛАСТИЧНОСТЬ спроса- показывает изменение спрос в зависимости от цены. 3
вида эластичности спроса: 1 эластичный спрол, 2 неэластичный спрос, 3 спрос
единичной эластичности.
Эластичный спрос, когда незначительное снижение цены приводит к
значительному увеличению спроса в р-те выручка увеличив.
S1=1000*1=1000
S2=500*3=1500
S2>S1
Неэластичный спрос- значительное снижение цены приводит к незначительному
увеличению спроса, в р-те общая выручка уменьшается.
S1=4*10=40
S2=2*15=30
S1>S2
Спрос единичной эластичности- снижение цены приводит к такому же
увеличению спроса в р-те чего общая выручка не изменяется
S1=1000
S2=500*2=1000
S1=S2
Совершенно эластичн спрос- когда незначит изменение цены приводит к
бесконечн увеличению спроса.
Совершенно неэластичн спрос- когда спрос не реагирует на изменение цены.
Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса-
Ed=(% изменения Q)/(%изменения P).
Факторы влияющие на эластичность спроса: 1 кол-во тов заменит у товара, чем
болше товаров заменит, тем больлее эластичным явл спрос на тов и наобор.; 2
доля дохода покупателя предназначенная для приобретения данного товара;
3 время, спрос замеряемый на длительном отрезеке времени будет более
эластичным.
9 Эластичность предложения- показыв на какую величину изменяются
предложение в зависимости от цены. 3 вида эластичности предложения: 1
эластичное предложение- когда незначит повышение цены приводит к значит
повышению предложения. 2 незначит предложение- привышение цены приводит к
незначит увеличению предложения. 3 предложение единичной эластичности-
увеличение цены приводит к такому же увеличению предложения.
Эластичность предложения измер-
Es=(% изменения Q)/(%изменения P).
Предложение бывает:
1 абсолютно эластичн- незначит увеличен цены приводит к бескон увеличен
предложения.
Абсолютно неэластичное предложение- предложение ни как не откликается на
изменение цены.
Факторы влияющ на эластичность предложения: 1 степень взаимозаменяемости
факторов пр-ва, используемых в произ-ве нашего товара, 2 время- на
длительном отрезке времени предложение более эластично. Три временных
отрезка:
1 короткосрочный- производит не успев докупить факторы пр-ва
2 среднесрочный- у производителя достаточно времени, что бы увеличить кол-
во факторов пр-ва.
3 долгосрочный период времени- производит могут увеличить кол-во факторов
пр-ва, и качественно их усовершенствовать.
10
В экономич науке различ 2 направления по разному объединяющие образов цены:
1 концепция затратного ценообразования: цена формир исходя из затрат на
пр0во товара, главную роль играет пр-во, цена – денежное выражение затрат.
2 концепция эффективного ценообразования- в основе цены лежит полезность,
главная роль отведена покупателю, цена – денежное выражение полезности.
КОНЦЕПЦИЯ затраченного ценообразования. Теория труд стоимости (В.Петти).
Суть: товар- продукт труда для обмена, товар имеет 2 св-ва: 1
потребительная стоимость (полезность), 2 стоимость (труд). Стоимость в
денежном выражении- цена. Общим св-вом явл труд.
Величина стоим-ти товара формируется изх обществен необходим затрат труда
(ОНЗТ).
На величину стоим-ти товара влияют:1 производит труда (кол-во произведен
продукции в единицу времени) = Q – кол-во товара. Увеличение произ-ти труда
уменьшает величину стоим товара. 2 интенсивность труда- затраты раб силы в
единицу времени, она уменьш стоим товара. 3 квалификация труда- квалифицир
труд более производит.
Закон стоимости- согласно кот на рынке товары продаются в соответствии с
затратами ОНТ заключенных в них. 3 ф-ции з-на стоимости: 1 стимулирует
развитие НТП. 2 з-н стоим дифференцирует товаропроизводителей. 3
эффективно распределяет ресурсы.
11 КОНЦЕПЦИЯ эффективного ценообразов. ТЕОР предельной полезности (Минкер).
Суть теории: люб экон проблема возник из-за того, что людям необходимо
удолетворить свои потребности.
12 Если сущ потребность значит есть ср-во для осуществл потребностей, кот
назыв БЛАГАМИ, они бывают: 1 свободные (данные прир) и 2 эк блага
(ограниченные по сравнению с нашими потребностями), следовательно редкость
появл благ. В основе цены лежит полезность и редкость блага.
Если блага делятся на части, то кажд послед единица блага имеет меньшую
полезность- действ з-н убыв предельной последовательности блага.
Предельная последоват – дополнит полезность, полученная от кажд дополнит
единицы блага.
Анализ: чем больше мы потребл единиц одного и того же блага, тем выше
общая полезность, темп роста замедлен растет до определенного предела.
Она лежит в основе кривой спроса.
13 Собственность- как эк-ая категория выражает отношение между людьми по
поводу присвоения вещей.
Собственность, как ср-во пр-ва бывает: 1 частная, 2 общественная (когда все
члены общ-ва на равных владеют ср-вами пр-ва, она всегда чья то).
Предпринимательство- форма эк-ой реализации собственности.
Инструментом предпринимат деят-ти явл предприятие.
Предприятие- учреждение в форме завода, фабрики, магазина и т.д, кот
выполняет одну или несколько специфич ф-ций по пр-ву или реализации
Страницы: 1, 2
|