рефераты скачать

МЕНЮ


Стратегия социально - экономического развития России

Стратегия социально - экономического развития России

САРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И КОНКРЕТНОЙ ЭКОНОМИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: “Стратегия социально – экономического развития России”

Руководитель

Работы: Беляева

Г.Д.

Автор: Михалёв А.О.

Оценка: 5(отл.)

г. Саров

©2004г.

Содержание:

1.Введение ---------------------------------------------- 3стр.

2. Основные положения новой экономической

программы развития России до 2010 года ------- 4стр.

3. Ключевая Задача – Структурная Политика- 6стр.

4. Прогнозы развития -------------------------------- 8стр.

5. Основные блоки стратегии ---------------------- 9стр.

6. Открытость Экономики -------------------------- 10стр.

7. Необходимые меры -------------------------------- 19стр.

8. Россия и ВТО ---------------------------------------- 25стр.

9. Заключение ---------------------------------------- 27стр.

10. Используемая литература -------------------- 28стр.

Введение:

Мерилом величия любой мировой державы является рост экономики и уровень

благосостояния ее граждан. Только имея ясную и понятную для каждого

гражданина страны стратегию социально-экономического развития, Россия

сможет стать экономически и политически мощной державой, население которой

будет богатым и многочисленным.

С точки зрения экономической теории существует два крайне полярных варианта

развития экономики любой страны, в основе каждого из них лежит рынок сбыта

продукции. Первый вариант – исключительная ориентация развития экономики на

внешний рынок, второй – формирование внутреннего потребительского рынка за

счет активного производства отечественной продукции.

Реализация первого сценария развития будет и дальше ориентировать нашу

экономику на поставку за рубеж сырья, полностью превращая Россию в сырьевой

придаток мирового рынка. Социальные и экономические последствия такого

сценария вполне очевидны: кредитная, валютная политика, а также общее

состояние российской экономики будут находиться в полной зависимости от

мировой конъюнктуры. В таких условиях неминуемо будут происходить «утечка»

высокопрофессиональных кадров за рубеж, сокращение числа научных

исследований, ослабление обороноспособности страны, потеря ее позиций на

международной арене.

Второй вариант предполагает ориентацию исключительно на собственные силы,

проведение изоляционной политики, крайней формой которой является автаркия,

т.е. замкнутость, закрытость государства. Такой сценарий развития неминуемо

приведет к отсталости государства в области применения новейших научно-

технических разработок, к высоким издержкам производства тех товаров, по

которым мы не имеем конкурентных преимуществ по сравнению с другими

странами, и к другим отрицательным последствиям. Таким образом, излишняя

ориентация экономики России только на внешний или на внутренний рынок может

стать препятствием на пути формирования государства со стабильно высоким

уровнем экономического роста. В связи с этим наиболее оптимальным сценарием

развития современного государства является сочетание двух вариантов:

формирование внутреннего потребительского рынка и разумная открытость

экономики при одновременной активизации внешнеэкономической

протекционистской деятельности.

Основные положения новой экономической

программы развития России до 2010 года.

Центр стратегических разработок под руководством А. Грефа направил в

правительство проект Стратегии развития РФ до 2010 года. Россия, считают

разработчики проекта, должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня

перед ней, и не растерять остатки «лидерского» ресурса, а в дальнейшем –

развить и приумножить его. В среднесрочной перспективе необходимо

предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми

странами, а в долгосрочной перспективе – восстановить и упрочить позицию

России как одной из стран – лидеров мирового развития. И чтобы

воспользоваться «окном возможностей», важно определить, какой путь ведет к

реализации потенциала и сбалансированному развитию. Реально возможны три

варианта развития: радикальная либерализация, восстановление дирижистского

социального государства и модернизация экономики на основе либеральных

принципов при сохранении значительной

роли государства в реализации базовых общественных функций.

Стратегия развития основана на третьем варианте. Сценарий модернизации,

основанный на высвобождении частной

инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий

хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, балансирует

элементы двух других вариантов стратегии. В чем же преимущества выбранного

пути? Вместо социального государства (патернализма) и приватизации

социальных функций (радикального либерализма) создается «субсидиарное»

государство, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой

общество не может этого сделать

самостоятельно. Вместо полной закрытости или открытости страны делается

ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при

одновременной защите российских производителей от недобросовестной

конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это – политика

здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с

учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений.

Программа модернизации, таким образом, позволяет минимизировать социальные

издержки преобразований и отражать угрозы финансового кризиса. Именно

сценарий модернизации позволит достичь цели радикального повышения уровня

жизни населения на основе самореализации каждого

гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимых и

культурных ценностей России, восстановления экономической и политической

роли страны в мировом сообществе. Эта цель и является целью стратегии

развития России до 2010 года. Достижение этой цели, говорится в проекте,

невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние

источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое

мировосприятие,

должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между

гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и

властью. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей,

отвечающая

традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность,

доверие, высокая ценность личности. Своей цели нужно добиваться за

собственный счет и собственными усилиями. Путь к процветанию –

добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.

ГРЕФ ПРЕДЛАГАЕТ ПУТИНУ МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ

Единственный ответ на вызовы и угрозы, с которыми столкнулась российская

экономика, - достижение устойчиво высоких темпов экономического роста. Это

позволит решить накопившиеся социальные проблемы, повысить уровень

благосостояния и укрепить международные позиции страны.

Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и

гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат,

проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику,

осуществить структурную перестройку экономики. Только быстрое развитие

национального капитала, формирование

благоприятного делового климата, обеспечение экономической свободы,

говорится в проекте стратегии развития, превратят Россию в страну,

привлекательную для инвестиций. Исходные условия – это утверждение прав

частной собственности (прежде всего на землю и недвижимость) и обеспечение

их защиты, создание равных условий конкуренции, развитие устойчивых и

эффективных финансовых институтов. Государство также должно найти

оптимальный баланс во взаимоотношениях с частным предпринимательством,

постепенно отказаться от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса.

Это позволит четко очертить сферу государственного регулирования, повысить

его эффективность. Структурная политика государства будет переориентирована

с оказания

поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры,

обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку «новых» секторов (прежде

всего инновационных и информационных), стимулирование реструктуризации и

реформирования предприятий, естественных монополий. На структурную

перестройку экономики должна быть нацелена и

приватизация. Государство будет также стимулировать диверсификацию экспорта

с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно

высокотехнологичной.

КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА

Кардинальное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в

России рассматривается как ключевая задача предстоящего десятилетия, без

решения которой модернизация и экономический рост будут невозможны.

Речь идет об улучшении общих условий хозяйствования, развитии финансовых

рынков и институтов, дерегулировании экономики. Имеется в виду коррекция

форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного

бюрократического регулирования и повышение эффективности

действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно

необходимо и эффективно. Для ослабления бюрократического давления на

бизнес, повышения уровня

экономической свободы всех участников хозяйственной деятельности

предлагаются такие меры: снижение барьеров выхода на рынок; устранение

излишнего и неэффективного административного регулирования

предпринимательской деятельности; обеспечение согласованности действий

федеральных и региональных органов власти.

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Основное направление – повышение конкурентных преимуществ

российской экономики на внутренних и внешних рынках.

Для этого предусмотрено:

1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей

товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного

маневра в сторону увеличения доли отраслей, производящих продукцию с

высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

2. Исправление накопленных структурных деформаций – реструктуризация

убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой

бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей

естественным монополиям.

3. Завершение трансформации малоэффективных институтов экономики (структуры

госсобственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов,

системы государственного регулирования и ряда других) в институты,

отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы,

предприятий и рынков в процессе общемировой экономической

трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления

глобальных и региональных интеграционных процессов.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

1. Конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития.

Формирование конкурентной среды через создание равных условий для всех

хозяйствующих субъектов.

2. Минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику.

Задачей государства будет формирование предпосылок для появления

эффективного частного собственника.

3. Открытость экономики, которая не может быть эффективной, оставаясь вне

глобального мирового рынка. Любые меры протекционизма должны носить

временный и экономический, а не запретительный характер.

4. Либерализация экономической деятельности на микроуровне. Устранение

многочисленных ограничений и препятствий для развития бизнеса на

микроуровне. Вместе с тем реальная либерализация деятельности всех

субъектов рынка и снижение вмешательства государства в функционирование

конкретных предприятий должны сопровождаться целенаправленными и

настойчивыми действиями государства по формированию стратегических

направлений развития российской экономики.

АКТИВНОЕ ПОЗИЦИРОВАНИЕ НА РЫНКАХ

Достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в

структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения делают

возможной стратегию структурного маневра, основанного на сценарии

«активного позицирования на рынках». Эта стратегия базируется на

постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся

преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при

последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли

промышленности и другие народно-хозяйственные комплексы.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

В форме федеральных государственных унитарных предприятий ныне существует

14 тыс. предприятий, в форме учреждений – 23 тысячи. Государство является

акционером в 2500 акционерных обществах, где его доля превышает 25%

уставного капитала. А всего государство участвует в 3900 товариществах и

обществах. В отношении 580 акционерных обществ используется специальное

право на участие Российской Федерации в их управлении – «золотая акция». В

федеральной собственности находятся 100% акций 382 акционерных обществ. В

470 акционерных обществах государство владеет более 50%, еще в 1601

акционерном обществе имеет 25-50% акций и менее чем 25% в 863 акционерных

обществах. К 2004 году в ходе приватизации предложено сократить

государственный сектор экономики до 1,5 – 2,5 тысячи предприятий.

Прогнозы развития

1. Добыча газа должна возрасти на 15,9 – 10,5%, нефти – на 8,7 – 2,3 и

твердых энергоносителей – на 33 – 20,4%. Производство электроэнергии

потребуется увеличить на 34 – 16%. Ныне доля экспорта достигает 40% по

нефти и 35% по газу. Рост экспорта энергетических ресурсов к 2010 году

прогнозируется на 19 – 15%.

2. В период 2004-2005 годов среднегодовые темпы роста промышленного

производства составят около 6-8%, топливных отраслей – до 20, отдельных

отраслей машиностроения – до 20, а пищевой и легкой промышленности –

соответственно 7 и 11%. Важнейшая особенность периода 2005-2007 годов –

переход к непрерывному инновационному процессу.

3. В 2010 году доля продукции обрабатывающих отраслей в общем объеме

промышленного производства увеличится с 53% в 1999 году до 65%, а доля

продукции топливно-сырьевых отраслей сократится с 47 до 35%.

4. Реализация предлагаемой стратегии должна обеспечить темпы роста ВВП как

минимум 5% в год в среднем на протяжении 10-летнего периода. Это позволит

увеличить объем ВВП примерно на 26-28% к 2005 году и на 70% к 2010 году (в

сравнении с 1999 годом).

ОСНОВНЫЕ БЛОКИ СТРАТЕГИИ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Пенсионная реформа

Реформирование образования

Стратегия реформирования здравоохранения

Политика в сфере культуры

Стратегия жилищной политики и развития

жилищно-коммунального хозяйства

Трудовые отношения и занятость населения

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Создание благоприятного предпринимательского

и инвестиционного климата

Общие условия хозяйствования

Защита прав собственности

Выравнивание условий конкуренции

Дерегулирование экономики

Улучшение информационного обеспечения

бизнеса, реформирование бухучета и статистики

Развитие финансовых рынков и институтов

Реформирование банковской системы

Развитие фондового рынка

и инвестиционных институтов

Развитие рынка страховых услуг

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Основные направления структурной политики (цели и задачи, основные этапы и

инструменты реализации,

направления развития промышленности, инфраструктуры и сферы услуг)

Управление государственной собственностью

Инновационное развитие экономики

Развитие транспортной инфраструктуры

Реформирование естественных монополий

Развитие топливно-энергетического комплекса

Развитие оборонно-промышленного комплекса

Развитие аграрно-промышленного комплекса

Развитие рынка земли и недвижимости

Государственная внешнеэкономическая политика

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Основные направления бюджетной политики

Реформирование налоговой системы

и таможенной политики

Реформа межбюджетных отношений

Денежно-кредитная политика

Платежная система

Открытость экономики

Открытость экономики, направленная на более активную интеграцию России в

мировое хозяйство, позволит нам занять достойное место в международном

разделении труда и тем самым увеличить долю готовых товаров российского

производства на мировых рынках. Кроме того, перенимая опыт зарубежных

стран, Россия сможет создавать более конкурентоспособную на внешних рынках

продукцию. Однако в настоящее время номенклатура товаров отечественного

производства, поставляемых на экспорт, довольно скудна: на цветные металлы,

нефть, газ, космические технологии и продукцию оборонного промышленного

комплекса приходится 90% от общего объема экспортируемой продукции. Поэтому

в долгосрочном плане структуру российского экспорта нужно менять в сторону

увеличения доли готовых товаров и услуг.

Очевидно, в ближайшее время рынки зарубежных стран не смогут стать

основными для сбыта готовых отечественных товаров, поэтому нам необходимо

развивать внутренний потребительский рынок.

Для этого необходимо, с одной стороны, повысить платежеспособный спрос

населения, преимущественно ориентированного на приобретение отечественной

продукции, с другой – активизировать производство высококачественных и

конкурентоспособных отечественных товаров.

Повышение платежеспособного спроса, особенно наименее защищенных слоев

населения, а также сокращение «пропасти» между наименее бедными и наиболее

состоятельными слоями населения являются одной из первоочередных задач

страны на ближайшую перспективу.

Данная проблема в настоящее время приобретает особую остроту, так как

разрыв в уровне жизни малообеспеченных и богатых людей огромен.

В целом население России можно разделить на две совершенно неравные части.

Первую часть составляет узкий круг очень богатых людей, вторую – небольшая

часть людей со средним уровнем дохода, а также те, кто находится за чертой

бедности. Доля богатых людей составляет не более 3%, в то время как на

среднее и бедное население приходится около 97%, из которых к населению с

доходами ниже прожиточного минимума относится более 40% населения.

В связи с этим реальными участниками внутреннего потребительского рынка из

145-миллионного населения нашей страны являются лишь 40 миллионов человек,

а остальные зарабатывают недостаточно для того, чтобы осуществлять

регулярные покупки, и поэтому потребляют только товары первой

необходимости. В условиях, когда покупательной способностью обладает менее

30% населения, поднять экономику страны невозможно. Залогом устойчивого

экономического развития любого государства является существование широкой

прослойки среднего класса.

Таким образом, изменение сложившейся структуры покупательной способности

российского населения должно быть сконцентрировано на тех 97% населения,

которые являются потенциальными потребителями преимущественно товаров

отечественного производства.

Каких конкретных результатов в повышении материального благосостояния

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.