рефераты скачать

МЕНЮ


Спрос и предложение

спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос

предъявлялся первоначально.

Ed=

Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах

при использовании произвольных единиц измерения.

Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак

(т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества

продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина

коэффициента эластичности.

Оценка эластичности по показателю общей выручки

1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены

приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене,

уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем

достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при

эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в

противоположном направлении.

2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены

приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается

недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы

продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение

тоже верно,

Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей

выручки в том же направлении.

3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены

оставит общую выручку неизменной.

Свойства эластичности

Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в

зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно

эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по

сравнению с правым нижним. Это арифматическое свойство единиц измерения

эластичности. Это связано с первоначальным колическтвом и ценой, от

которых ведется отсчет.

Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может

служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон

кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции,

тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и

количества.

Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса

Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на

некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости

от формулы спроса.

Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса

неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по

мере движения вниз по кривой спроса.

Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть

представлена нелинейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность

может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

Факторы ценовой эластичности спроса

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта

предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность

спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого

продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в

бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность

спроса на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы

необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши

обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время

для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя , долговечности

продукта.

Перекрестная эластичность

Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько

чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению

цены какого-то другого продукта (товар Y).

Exy=

Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и

взаимодополняемости товаров. Если коэффиент перекрестной эластичности

спроса имеет положительное значение, тоесть количество спрашиваемой

продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то

продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше

положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных

товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное

значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше

величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух

данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о

том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми

товарами.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение

количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением

дохода потребителя.

Ei=

Для большенства товаров этот коэффициент будет иметь положительное

значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет

значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение

коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей

категории.

Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в

облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на

процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение

производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что

вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в

структуре экономики. Небольшой положительный или отртицательный коэффициент

указывает на перспективу сокращения производства в отраси.

Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности

При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность

периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени,

через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года —

краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий

промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не

для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек

требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с

запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

Пример: Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж

в краткосрочном периоде, но это влияет на спрос на автомобили, который

может изменяться только в долгосрочном периоде.

Для других товаров спрос более эластичен для краткосрочного, а не

долгосрочного периода. Это товары длительного пользования, поэтому

суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по

сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое

изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может

привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

Эластичность спроса от дохода также различна для долгосрочного и

краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг эластичность

спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить

себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного

пользования — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода

приводит к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что

спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на

краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень

чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой

активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их

сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном

доходе.

Часть 2

Взаимодействие спроса и предложения

Влияние и зависимость спроса от предложения

Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или

рыночную цену) и равновесное количество продукции. Любую другую цену

конкуренция делает неустойчивой.

Избыточный спрос или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия

свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену,

чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы к

перераспределению ресурсов в пользу производсьва данного товара и 2)

вытеснять некоторых потребителей с рынка.

Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах

выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов

снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут 1)

подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на

производство данной продукции и 2) привлекут на рынок дополнительных

покупателей.

Экономический кругооборот

Экономический кругооборот — это циркуляция реальных экономических

благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы.

Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги,

выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы

предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские

товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть

выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей , условности схемы

кругооборота она отражает главное — в развитой рыночной экономике

существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает

предложение, а предложение развивает спрос.

Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом

ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в

расходах, которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг.

Продажа этих благ и услуг составляют выручку фирмы. Покупка ресурсов,

необходимых для этого, предпологает издержки фирмы. Домохозяйства,

поставляя необходимые ресурсы (капиталл, труд, землю, предпринимательскую

способность), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, проценты,

прибыль). Таким образом реальный поток экономических благ дополняется

встречным денежным потоком доходов и расходов.

Эта модель может быть уточнена при помощи включения оборотов внутри

секторов. Простая модель кругооборота несколько идеализирует реальную

действительность. Во-первых, она не учитывает накопления, как экономических

благ, так и денежных ресурсов, а так же то, что какие-то ресурсы могут

выпадать из процесса оборота. Например, если потребители начинают сберегать

часть полученных доходов, влияние совокупного спроса уменьшается. Такие

обстоятельства могут существенно модифицировать модель кругооборота. Самым

важным является здесь развитие кредитной системы. Во-вторых, схема

абстрагируется от роли государства. Роль государства в современном мире

весьма многообразна, поскольку оно влияет как на агентов рыночной

экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита.

Домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государства налоги, получая

от него в свою очередь трансфертные платежи и субсидии. Кроме того,

правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как

потребительского, так и производственного характера. В-третьих, модель

кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной

торговли.

Модель экономического кругооборота имеет важное значение не тоько для

понимания механизма функционирования рыночной зкономики, но и для

исследования специфики функционирования различных экономических систем.

Изменения, влияющие на спрос и предложение

|Изменения |Сдвиг кривой |Движение |Сдвиг кривой |Движение |

|(при прочих |спроса |вдоль кривой |предложения |вдоль кривой |

|равных | |спроса | |предложения |

|условиях) | | | | |

|1. Изменение |+ | | |+ |

|цен | | | | |

|конкурирующих| | | | |

|товаров | | | | |

|2. Введение | |+ |+ | |

|новой | | | | |

|технологии | | | | |

|3. Изменение |+ | | |+ |

|моды на | | | | |

|товары | | | | |

|4. Изменение |+ | | |+ |

|потребительск| | | | |

|их доходов | | | | |

|5. Изменение | |+ |+ | |

|цен на сырье | | | | |

Динамическая спираль или циклические колебания спроса и предложения

Заключение

Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей

(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и

услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный

или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между

предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них

покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма,

где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей

(потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных

продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно

пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне

цен на товары.

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого

продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они

называются неценовыми детерминантами. Эластичность спроса — изменение

спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов,

связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное

изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если

степень снижения цен выше прироста спроса.

При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух

видов. Первый — эффект замещения, связанный с тем, что замена одного

ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к

падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй — эффект

объема производства; он выражается в увеличениии издержек на капитал,

вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение

спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема

производства противоположны по направленности.

Эластичность спроса на ресурсы определяют три фактора. Первый —

эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более

эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает

значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В

случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов

продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор —

замещаемость ресурсов.Эластичность спроса на них высока, если в случае

повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами

(например. бензина — дизельным топливом) или внедрения более совершенной

технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в

бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурс

Свойства эластичности

Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в

зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно

эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по

сравнению с правым нижним. Это арифматическое свойство единиц измерения

эластичности. Это связано с первоначальным колическтвом и ценой, от

которых ведется отсчет.

Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может

служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон

кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции,

тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и

количества.

Экономический кругооборот — это циркуляция реальных экономических

благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы.

Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги,

выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы

предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские

товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть

выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей , условности схемы

кругооборота она отражает главное — в развитой рыночной экономике

существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает

предложение, а предложение развивает спрос.

-----------------------

изменение кол-ва спрашиваемой продукции изменение

цены

первоначальное кол-во спрашиваемой продукции первоначальная цена

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.