рефераты скачать

МЕНЮ


Социально-экономические последствия инфляции

небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым

стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой

научились регулировать темп инфляции. Характерно, что к числу жестких

критериев вступления стран ЕС в зону евро с января 1999 г. относится

согласованный низкий уровень инфляции.

Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения

поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить

«дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.

3.2.1. Общеэкономические меры.

1. Следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной,

налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных

рыночных отношений.

2. Необходима смена целевой ориентации экономической политики - с

подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального

производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной,

банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная

модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее

стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат

обеспечением рубля.

3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса

инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств

на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования

свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного

сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.

«Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и

иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли

государственных инвестиций с 1,5% до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее

выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки

инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на

Западе создает 50 - 55% ВВП, а в России - лишь около 10%. Для

стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и

частные инвестиции.

Важно найти выход из «ловушки ликвидности» (Кейнс), в которой оказалась

Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений

населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм

перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности,

путем налогового регулирования.

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых»

капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным

каналам. Для этого необходимы решительные меры.

4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций

для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный

приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-вторых,

иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из

боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-

третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции

в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции

(80% иностранных инвестиций в первом полугодии 1998 г.) в государственные и

корпоративные ценные бумаги, что привело к оттоку инвестиций в ГКО-ОФЗ во

время кризиса в России в августе 1998 г.

Принятые после кризиса меры, направленные на восстановление доверия

зарубежного бизнеса к России, могут стимулировать в перспективе привлечение

прямых иностранных инвестиций, но в 1998 г. и 1999 г. (оценка) их ежегодный

объем составил 3-4 млрд. долл., или 63% к 1997 г. Общий объем накопленных

прямых инвестиций составил около 12 млрд. долл. в январе 1999 г.

3.2.2. Сдерживание финансовых факторов инфляции.

1. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление

бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления

бюджетного кризиса в России:

• неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;

позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов

в зависимости от реального наступления доходов распространяется на

незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку,

здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для

погашения задолженности по пенсиям и зарплате);

• нецелевое использование бюджетных средств (например, предвыборная

«черная касса»);

• финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной

ликвидности;

• слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует

строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс

необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного Дефицита, хотя

формально за счет секвестирования он доведен До уровня (3,5% ВВП в 1997 г.,

3,2% в 1998 г.), приемлемого Международным валютным фондом для

предоставления очередного транша кредита России. Не менее важны методы его

покрытия без инфляционных последствий.

В сложившейся ситуации в конце 1998 г. стал неизбежным возврат к

эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита, которая официально не

практиковалась с 1995 г. по ноябрь 1998 г. В 1994 г. кредиты Центрального

банка РФ Министерству финансов РФ из 10% годовых покрывали 50% бюджетного

дефицита. Возобновление выпуска денег в порядке кредитования государства с

ноября 1998 г. чревато усилением инфляции, если не будет соблюдаться

установленный лимит эмиссии и принцип возвратности этих кредитов[9].

Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать

экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии

к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от

реализации государственных запасов и имущества.

3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая

политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую»

экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на

фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по мировому

опыту, налоги играют двоякую роль в инфляционном процессе по линии его

усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики. Сужение

налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой

собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные

налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющие не платить налоги. Уклонение

от уплаты налогов связано не только с несовершенством налогового

законодательства, но и с работой налоговой службы, несмотря на создание

Временной чрезвычайной комиссии (ВЧК) и ужесточение контроля за сборщиками

налогов. В этой связи взятый с конца 1998 г. курс на перераспределение

налогового бремени необходимо дополнить эффективным механизмом

ответственности налогоплательщиков.

4. Специфическим для России направлением антиинфляционной политики

является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего

экономическому подъему. Сумма неплатежей в экономике (1,5 трлн. руб. в

октябре 1998 г.) в четыре раза превысила денежный агрегат М; (365,8 млрд.

руб.), в 1999 г. (июнь) - в 2,6 раза, хотя неплатежи составили 1,49 трлн.

руб. (45% обязательств предприятий и организаций).

Что касается предложения ввести «второй» рубль для безналичных

расчетов, то это увеличит число денежных суррогатов, подорвет принцип

государственной монополии на выпуск денег и создаст источник

неконтролируемой денежной эмиссии[10].

3.2.3. Регулирование денежных факторов инфляции.

1. В условиях товарного производства все хозяйственные связи

опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают денежную форму,

хотя их причины коренятся в процессе общественного воспроизводства. В этом

проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы

ошибочно отвергать роль денежных факторов в ее развитии. Поэтому

антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и

скорости их обращения.

Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам

монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по

коэффициенту монетизации, в России низкий показатель насыщенности ВВП

рублевой массой (М2/ВВП):

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии,

очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и

рассчитывать денежный агрегат М2 с учетом реальных потребностей

хозяйственного оборота и прогноза экономического развития.

В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 г.

Центральный банк РФ взял курс на некоторое расширение денежной массы, что

важно для повышения монетизации ВВП и ликвидности экономики[11].

Характерное для кризисной ситуации повышение экономической роли золота

проявляется не только в стремлении увеличить эмиссию денег под прирост

официальных золотых резервов, но и в выпуске в 1999 г. золотых

сертификатов, червонцев, пятикопеечных монет по 6 г 583-й пробы.

Следовательно, практика лишний раз подтвердила, что золото не просто ценное

сырье, а валютный металл, используемый для государственной и частной

тезаврации. По некоторым оценкам, на руках у населения России сосредоточено

7 т золота. За 1998 г. коммерческие банки продали 500 кг золотых

слитков[12].

Но это не дает основания для внеисторических проектов восстановления в

России золотого стандарта, ликвидированного в мире в 30-х годах XX в. Речь

идет о необходимости развития рынка золота, которое в качестве альтернативы

доллару может привлечь сбережения населения в условиях подрыва доверия к

рублю и банковским вкладам.

2. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной

массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30

- 40% против 5 - 10% в развитых западных странах). Снижению потребности

оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных

платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата

заработной платы (где возможно) через банкоматы в надежных банках.

3. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию

скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее

равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.

4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и

внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах

анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.

3.2.4 Оздоровление банковской системы.

Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии

экономического роста политики является санация и реструктуризация

банковской системы, основательно подорванной валютно-финансовым кризисом.

«Замораживание» 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО-ОФЗ, парализовало с

августа 1998 г. деятельность крупных банков, что привело к кризису

неплатежей в банковской сфере, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои

рублевые и валютные средства со счетов. Все свободные средства банков

хлынули на валютный рынок. Оставшиеся деньги многие банки перевели на

Запад, создали новые финансовые структуры. В итоге многие банки фактически

оказались банкротами. Количество банков сократилось с 3 тыс. до 1,4 тыс. в

середине 1999 г. Причем парадокс заключается в выживании средних банков, у

которых меньше спекулятивных амбиций и больше ответственности.

Кризис банковской системы выявил ее узкие места:

1) деятельность крупных банков-трейдеров, которые бесконтрольно и

безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции,

разбазаривая средства вкладчиков;

2) недостаточно жесткий контроль Центрального банка РФ за коммерческими

банками;

3) изъяны банковского законодательства (например, в отношении процедуры

банкротства, эффективной работы Временной администрации, арбитражных

управляющих и др.).

Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк РФ принял

меры. В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда

обязательного резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались

менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по

реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и

стабилизации.

3.2.5. Регулирование цен и заработной платы.

Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной

антиинфляционной стратегии. Шоковая либерализация цен в 1992 г. под

влиянием требований МВФ раскрутила инфляционную спираль заработной платы и

цен. Предприятия монополисты предпочитают повышать цены, а не увеличивать

производство. Торговые посредники также взвинчивают цены.

Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен

недостаточно в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости

динамики цен от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже

при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются. В мировой практике

при кризисной ситуации принято дополнять рыночное регулирование цен

государственным в виде лимитирования их роста. Характерно, что в условиях

валютно-финансового кризиса в отдельных регионах России были попытки

ограничить в пределах 10 - 20% рост цен во время паники на потребительском

рынке (за август - сентябрь 1998 г. цены выросли на 43,5%).

Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс.

Российский рынок цепных бумаг бурно развивался и по количественным

показателям приближался к статусу развитого рынка. По итогам 1996 г. и

первому полугодию 1997 г. он вышел на первое место в мире по увеличению

курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Индекс Российской торговой

системы (РТС) повысился с 200 до 400 пунктов, за первое полугодие 1997 г.

объем капитализации достиг 80 млрд. долл., а торги - 100 млн. долл. в

отдельные дни (без сделок, заключенных вне РТС)[13].

Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада,

продолжающегося десятилетие, таил опасность кризиса. В частности, угрозу

представляла пирамида ГКО-ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы.

Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для

покрытия бюджетного дефицита, как это принято в мировой практике. Но

выплата высоких доходов по ним «съедала» 1/3

бюджетных расходов в конце 1998 г. - начале 1999 г. Чрезмерный рост сектора

государственных ценных бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным

последствиям, подрывая инвестиции, истощая кредитный рынок.

Выход российских правительственных облигаций (евробондов) на мировой

финансовый рынок позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам. Но не

было обеспечено эффективное использование этих валютных заимствований (не

для латания бюджетного дефицита). Отсутствие реальных источников их

погашения усугубили кризис фондового рынка.

Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и

его внешние факторы. Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной

монополии, интеграция России в мировую экономику - все это открыло шлюзы

внешних факторов инфляции, которые переплелись с внутренними. Индекс

открытости экономики России с учетом неорганизованной торговли выше, чем в

США и Японии, и отражает уязвимость и зависимость России от конъюнктуры

мировых рынков.

Снижение курса рубля к доллару стало активным фактором инфляционного

роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского

рынка в России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в

повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. С введением частичной

конвертируемости рубля и расширением валютных прав юридические лица и

граждане активно покупают доллары на рубли. Практически это означает, что

Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для наших

банков. Примерно 20% денежных доходов вложено в инвалюту в июле 1998 г.

Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета

1995 г. ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в

частности ЕС. Переход от горизонтального к наклонному (более плавному

изменению) валютному коридору, совершенствование порядка котировки

официального курса рубля ЦБ РФ вне связи с фиксингом Московской

межбанковской валютной биржи служили антиинфляционным якорем.

Под влиянием кризиса 1998 г. средний курс доллара к рублю (5,94 руб. в

декабре 1997 г., 15,93 руб. в октябре 1998 г., 26 руб. в сентябре 1999 г.)

вышел за рамки валютного коридора, который фактически уступил место режиму

свободно плавающего валютного курса. Предложения ввести фиксированный курс

рубля противоречат условиям рыночной экономики. В мировой практике

преобладает регулируемое плавание валютного курса. Учитывая опыт ЕС, где в

условиях кризиса Европейской валютной системы пределы взаимных курсовых

колебаний летом 1993 г. были расширены с ±2,25 до ±15%, целесообразно по

мере достижения валютной стабилизации восстановить валютный коридор с

большей амплитудой колебаний курса рубля, что позволит ослабить

инфляционные ожидания.

Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является

регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.

Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля

к доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж (оценки

колеблются от 60 млрд. до 300 млрд. долл. и выше), что характерно для

стран, переживающих экономические и политические трудности. Тем самым

Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для

экономического роста и сдерживания инфляции. Необходима государственная

программа сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Она

должна включать меры против:

а) отмывания «грязных» денег, связанных с противоправными действиями

юридических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки;

б) нелегального «бегства» капитала (оставление за рубежом части

экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках,

авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты

налогов в инвалюте и т. д.);

в) «бегства» капитала по легальным каналам, что не всегда принимается

во внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов

российских банков; завышении счетов «Ностро» в иностранных банках-

корреспондентах; авансовых платежах по импорту, приобретении недвижимости

за рубежом.

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное

регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование

экспортного и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной

стратегии, стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают

пожарные меры текущей политики. В частности, целесообразно установить

минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим

рыночной экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего

развития. Даже в США установлен стратегический минимум золотых резервов,

несмотря на официальную концепцию «доллар лучше золота». В России золото

валютные резервы (сократились на 31,3% за 1998 г. до 12,5 млрд. долл. в

конце 1998 г. и 10,8 млрд. в марте 1999 г.) ниже международного стандарта

их достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта. К

этому критерию следовало бы добавить и предстоящие платежи по внешнему

долгу (около 18 млрд. долл. в 1999 г.)[14]. Наиболее реальным источником

пополнения золотых резервов России представляется скупка золота

государством у производителей.

В антиинфляционной стратегии особого внимания заслуживает проблема

урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных

финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк,

Европейский банк реконструкции и развития и др.) для России. Установленная

этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования

средств Россией снижает возможности использования данного фактора для

оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

К тому же подавление инфляции за счет иностранных кредитов,

используемых в основном для финансирования бюджетного дефицита, не

обеспечивает оздоровления экономики.

Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных

законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов

рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна

из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы

обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для

нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации

законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть

рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у

предпринимателей и населения.

Восстановление доверия к рублю. Известна истина, что доверие к

правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости

денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо

преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую в конце 1998 г.

политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм

управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные

методы управления рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта.

Например, в отличие от России в мировой практике при инфляции не принято

официально объявлять о предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений

в денежной системе, так как это усиливает недоверие и

«бегство» от рубля к инвалюте.

Борьба с теневой экономикой. Любая стабилизационная программа обречена

на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике,

которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит

крупномасштабное «бегство» капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин;

проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью

превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими

приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными

структурами.

Регулирование инфляции. Лавирование между Сциллой инфляции и Харибдой

дефляции вызывает негативные последствия, усугубляя экономический спад,

безработицу, снижение жизненного уровня населения. Как свидетельствует

мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом.

Важно признание необходимости государственного регулирования экономики в

дополнение к рыночным регуляторам.

Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит

экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско и в чистом

виде ни в одной стране (кроме России до последнего времени) не возведен в

ранг официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с

кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.

В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г.

преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм

(пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного

регулирования экономики. Некоторые необоснованно предсказывают конфликт

этих двух подходов в деятельности Правительства.

Между тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в

трудных условиях шокового перехода к рынку) способствовала десятилетнему

экономическому спаду в экономике, оставшейся без надзора и регулирования.

Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию

экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с

рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России

будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной

экономики.

Заключение

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный

многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее

населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает

практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует

больших сил и материальных затрат.

С начала капиталистической эпохи производства за инфляцией укрепилось

понятие, как о негативном процессе, рождающего социальные катастрофы.

Однако вопреки этой точке зрения в развитых капиталистических странах, в

соответствии с последними достижениями экономической мысли, сознательно

поддерживается необходимый уровень инфляции, что стало возможным в большей

части в силу развития и усовершенствования аппарата и инструментов её

контроля.

И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по

предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением

неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации

экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и

развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными

экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы

дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по

преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с

политическим курсом страны: развитие по рыночному курсу или путь к

государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и

сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы

как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей по

оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-

кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать

многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе

лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости

сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии

требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди

них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование

налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение

ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности,

проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Список использованной литературы

1. «Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, изд. «Дело», 1999.

2. «Экономический образ мышления» П. Хейне М., 1998.

3. «Инфляция и антиинфляционная политика в России» /Под ред. Л.Н.

Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2000. – 256 с.: ил.

4. «Экономика» П. М. Самуэльсон 1999 г. т.1, гл.15, 19; т.2, гл.36,39.

5. Вестник статистики. - 1999. - № 3-с 60.

6. Известия. – 1998. – 10 сентября.

7. Известия. – 1999. – 24 апреля.

8. Известия. – 2001. – 30 октября.

9. Санкт-Петербургские Ведомости № 02 (2391) от 5 января 2001 г.

10. Финансовые известия. – 2001. – 3 июля.

11. «Основы экономической теории» М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков М.: Экономика,

1998 г.

12. Учебник по курсу «Экономическая теория» под ред. А.С. Булатова, изд.

«Бек» М. 2000 г.

14. Российский экономический журнал. - 2000. - № 5.

Приложение *

Таблица 1.

Передовые страны: дефляторы ВНП и потребительские цены

| |В среднем | |IV |

| | | |квартал[15]|

| |1981-|1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |

| |90 | | | | | | | | |

|Азия |7.1 |8.3 |7.6 |10.7 |15.9 |12.8 |8.2 |4.8 |8.0 |

|Афганистан |… |… |… |… |… |… |… |… |… |

|Бангладеш |10.3 |6.3 |3.5 |3.1 |6.3 |7.7 |4.5 |4.8 |7.9 |

|Бутан |9.1 |13.3 |16.0 |8.9 |8.1 |10.7 |7.0 |7.0 |7.0 |

|Бруней-Дарусс|… |1.6 |1.3 |4.3 |2.4 |6.0 |2.0 |1.7 |— |

|алам | | | | | | | | | |

|Камбоджа |… |197.0|75.0 |114.3|-0.5 |7.7 |6.8 |8.0 |14.8 |

|Китай |6.9 |3.6 |6.4 |14.7 |24.3 |16.7 |8.4 |2.8 |-0.8 |

|Фиджи |7.1 |6.1 |8.2 |6.5 |4.9 |5.2 |0.6 |— |2.2 |

|Индия |8.9 |13.9 |11.8 |6.4 |10.2 |10.2 |9.0 |7.2 |13.0 |

|Индонезия |8.6 |9.4 |7.5 |9.7 |8.5 |9.4 |7.9 |6.6 |59.6 |

|Лаос |43.1 |13.4 |9.8 |6.3 |6.8 |19.4 |13.0 |19.3 |81.0 |

|Малайзия |3.2 |2.6 |4.7 |3.5 |3.7 |3.4 |3.5 |2.7 |5.3 |

|Мальдивская |4.8 |14.7 |16.8 |20.1 |3.4 |5.5 |6.2 |7.2 |5.0 |

|респ. | | | | | | | | | |

|Маршалловы |… |4.0 |10.3 |5.0 |5.6 |8.3 |9.6 |4.8 |4.0 |

|острова | | | | | | | | | |

|Мьянма |12.3 |29.1 |22.3 |33.6 |22.4 |28.9 |20.0 |10.0 |10.0 |

|Непал |9.3 |19.3 |5.9 |9.1 |8.7 |9.2 |1.7 |10.1 |9.0 |

|Пакистан |6.9 |11.6 |3.6 |9.8 |11.3 |12.4 |10.3 |12.5 |7.8 |

|Папа Новая |5.8 |7.0 |4.3 |5.0 |2.9 |17.3 |11.6 |3.9 |13.5 |

|Гвинея | | | | | | | | | |

|Филиппины |-9.2 |18.7 |9.0 |7.6 |9.1 |8.1 |8.4 |6.0 |9.7 |

|Самоа |6.4 |-1.8 |9.0 |1.7 |12.1 |-2.9 |5.4 |6.9 |2.2 |

|Соломоновы |11.8 |10.8 |9.2 |9.2 |13.3 |9.6 |12.1 |8.1 |8.0 |

|острова | | | | | | | | | |

|Шри-Ланка |12.2 |12.2 |11.4 |11.7 |8.4 |7.7 |15.9 |9.6 |5.0 |

|Таиланд |4.4 |5.7 |4.1 |3.4 |5.1 |5.8 |5.9 |5.6 |8.1 |

|Тонга |10.4 |13.5 |8.7 |3.1 |2.4 |0.3 |2.8 |1.8 |2.9 |

|Вьетнам |130.7|84.4 |37.8 |8.4 |9.4 |17.0 |5.8 |3.2 |7.7 |

|Средний |19.2 |28.0 |25.1 |25.3 |31.4 |35.6 |24.2 |23.1 |23.6 |

|восток и | | | | | | | | | |

|Европа | | | | | | | | | |

|Бахрейн |1.9 |1.0 |… |2.1 |0.4 |3.1 |-0.2 |1.0 |-0.2 |

|Кипр |4.9 |5.0 |6.5 |4.9 |4.7 |2.6 |3.0 |3.6 |2.2 |

|Египет |17.4 |19.5 |21.1 |11.2 |9.0 |9.4 |7.0 |6.2 |3.8 |

|Иран |18.4 |20.7 |24.4 |22.9 |35.2 |49.4 |23.1 |17.3 |22.0 |

|Ирак |21.5 |263.8|12.8 |68.0 |44.7 |208.4|34.5 |45.0 |45.0 |

|Иордания |7.3 |8.2 |4.0 |3.3 |3.5 |2.4 |6.5 |3.0 |4.5 |

|Кувейт |3.8 |9.1 |-0.5 |0.4 |2.5 |2.7 |3.6 |0.7 |0.5 |

|Ливан |7.5 |11.7 |18.0 |23.0 |17.0 |10.0 |7.0 |6.0 |5.0 |

|Мальта |2.2 |2.6 |1.8 |4.0 |4.1 |4.0 |2.4 |3.1 |2.4 |

|Оман |1.8 |4.6 |1.0 |1.1 |-0.7 |-1.1 |0.3 |-0.8 |-0.9 |

|Катар |3.6 |4.4 |3.1 |-0.9 |1.3 |3.0 |2.5 |2.6 |2.6 |

-----------------------

[1] Материалы по экономической истории Китая в раннее средневековье. М.

1980 г. с.116.

2 В учебнике по курсу «Экономическая теория» под ред. А. С. Булатова я

столкнулся с таким названием инфляции предложения, как инфляция издержек.

с. 385.

3 Учебник по курсу «Экономическая теория» под ред. А. С. Булатова. изд.

«Бек» М. 1998г. с.388.

[2] Несмотря на то, что первоначально кривая Филлипса относилась к

взаимосвязи между темпами роста заработной платы и уровнем безработицы,

название позже было распространено на все кривые, относящиеся к инфляции и

безработице.

[3] «Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи стр.602

[4] Вестник статистики. - 1999. - № 3. -'С. 60.

[5] Известия. - 1998. - 10 сентября.

8Санкт-Петербургские Ведомости № 02 (2391) от 5 января 2001 г.

[6] Денежный агрегат М2 увеличился с 361,2 млрд. руб. в январе до 448,3

млрд. руб. в декабре 1998 г. В январе 1999 г. рост денежной массы

замедлился, а в феврале возрос до 463,9 млрд. руб., в июне до 567,7 млрд.

руб.

[7] Например, П. И. Родионов («Газпром») предложил своеобразную

параллельную валюту в форме товарных газовых облигаций. См.: Известия. –

1999. – 24 апреля. – С. 3.

11 Денежный агрегат увеличился на 65% с августа 1998 г. по 1 июля 1999 г.

(с 343,6 млрд. руб. до 657,7 млрд. руб.).

[8] Известия. – 2001г. – 30 октября. – С. 1.

[9] Финансовые известия. – 2001г. – 3 июля.

[10] Известия. – 1998. – 30 октября.

[11] Данные относительно IV квартала предыдущего года

[12] Данные за 1991 относятся только к западной Германии

[13] Данные за 1991 относятся только к западной Германии, кроме того

используется обновлённый ИПЦ для объединённой Германии, введённый в

сентябре 1995 г.

[14] Потребительские цены не включают проценты по закладным

-----------------------

Рис. 4

Рис. 3

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.