рефераты скачать

МЕНЮ


Социальная политика государства в переходной экономике

изменяться вместе с развертыванием процесса приватизации госпредприятий. По

мере увеличения доли рабочей силы, занятой в негосударственном секторе,

кризисное падение производства вызывает все более интенсивное увеличение

численности полностью безработных. Ориентированные на прибыль

негосударственные предприятия, действующие в условиях конкуренции, реально

заинтересованы в снижении издержек и высвобождении внутрипроизводственных

резервов рабочей силы. Поэтому с ростом доли негосударственного сектора

безработица может некоторое время возрастать независимо от текущей динамики

производства. Сокращение производства, имевшее место в предшествующий

период и выражавшееся первоначально в нарастании внутрипроизводственных

резервов рабочей силы, теперь, спустя значительный период времени, начинает

проявляться посредством увеличения циклической безработицы.

На продолжительность временного лага между сокращением производства и

занятости оказывает влияние кредитно-денежная политика государства. Низкая

учетная ставка процента, широкие масштабы льготного кредитования, система

взаимозачетов долговых обязательств предприятий, характерные для первых

этапов рыночной реформы в России, позволяли многим предприятиям содержать

прежнее количество работников, несмотря на существенное сокращение

производства и доходов. Ужесточение кредитно-денежной политики заставляет

предприятия быстрее реагировать на сокращение выпуска и доходов понижением

численности работников.

Взаимосвязь между безработицей и инфляцией иллюстрируется обычно

посредством так называемой кривой Филлипса. Различают краткосрочную и

долгосрочную кривые Филлипса. Последняя выглядит на рис. 2 как прямая

вертикальная линия и иллюстрирует тот факт, что в длительном периоде

инфляция и безработица не корреспондируют друг с другом. Экономика имеет

тенденцию выходить на уровень полной занятости (естественный уровень

безработицы) при любых темпах инфляции. В отличие от этого, краткосрочная

кривая Филлипса иллюстрирует обратную взаимозависимость между темпами

инфляции и уровнем безработицы (см. рис. 2). Сторонники различных

экономических школ по-разному обосновывают зависимость, выражаемую

краткосрочной кривой Филлипса. Одно из обоснований (соответствующее

условиям переходной экономики) состоит в том, что ряд факторов оказывает

одновременное и разнонаправленное воздействие на темпы инфляции и уровень

безработицы. Выше отмечалось, что жесткая фискальная, бюджетная и кредитно-

денежная политика позволяет снизить темпы инфляции. Но в то же время

уменьшение бюджетных дотаций убыточным предприятиям, повышение налогов,

снижение доступности кредитных ресурсов в условиях экономического спада

сопровождается увеличением числа банкротств, способствует более быстрому

падению производства, сокращает возможности фирм удерживать избыточные

трудовые ресурсы, что приводит к повышению безработицы. И наоборот,

стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика, сдерживая

в краткосрочном периоде падение производства и рост безработицы,

способствует повышению темпов инфляции.

[pic]

Краткосрочная кривая Филлипса, изображенная на рис. 2 (ps1, ),

показывает, что каждому значению (показателю темпов инфляции соответствует

определенный уровень безработицы. Снижение темпов инфляции оборачивается

ростом безработицы. Попытки повысить уровень занятости сопровождаются

усилением инфляции. Это ставит перед экономической наукой сложнейшую

проблему: найти ориентир, на достижение которого должна быть направлена

бюджетная, фискальная и, прежде всего, кредитно-денежная политика в

переходный период. Из бесчисленного множества альтернативных возможностей

нужно отыскать такое сочетание темпа инфляции и уровня безработицы, при

котором совокупный негативный эффект безработицы и инфляции был бы

минимальным. В качестве одного из подходов к решению этой проблемы можно

порекомендовать следующее. Определить на базе специальных социологических

исследований предельный социально-допустимый уровень безработицы (Us на

рис. 2) и проводить последовательно жесткую кредитно-денежную, фискальную

политику и политику бюджетных расходов, подавляя инфляцию до тех пор, пока

безработица не приблизится к предельно допустимому уровню. По его

достижении политика воздействия на совокупный спрос должна стать более

гибкой, не допускающей дальнейшего роста безработицы. По вертикальной оси Л

откладываются показатели темпа (уровня) инфляции, по горизонтальной оси U

показатели уровня безработицы. Кривая Филлипса краткосрочная —Ps,

долгосрочная—pl, U—естественный уровень безработицы.

Искомый результат, изображенный на рис. И в виде точки А с координатами

Лs, Us, может рассматриваться, однако, только как промежуточный

(краткосрочный) ориентир экономической политики. Долгосрочная ее цель

состоит в том, чтобы снизить одновременно темпы инфляции и уровень

безработицы. Для этого необходимо преодолеть спад в экономике Экономический

подъем сопровождается ростом реальных доходов, что позволяет сохранить или

даже полностью устранить дефицит госбюджета даже при снижении налоговых

ставок. При этом отпадает необходимость постоянного ин-фляционного

взбадривания деловой активности средствами кредитно-денежной политики. В

результате движение экономкой в сторону полной занятости не сопровождалось

6ы больше повышением темпов инфляции. В терминах краткосрочной кривой

Филлипса это означало бы ее смещение влево—вниз из положения Ps1, в

положение Рs2, что позволило бы перейти из точки А, например, в точку В или

какую-либо иную точку на кривой Ps, также характеризующуюся более низким

темпом инфляции и уровнем безработицы.

2.2. Социальная политика государства в России

В переходной экономике изменяются приоритеты и цели, как в

экономической, так и в социальной сфере. Ликвидируется уравнительная

система в распределении материальных и духовных благ, вместо которой

создается механизм сочетания социально гарантированного минимума с платными

услугами. Глубокие изменения происходят в формировании и распределении

общественных благ, в финансировании социально-культурных отраслей.

Создаются новые социальные институты, адекватные рыночной экономике.

Экономика по-прежнему остается основой социальных решений, но роль

социальной сферы в решении проблем экономического роста возрастает.

Взаимодействие этих двух факторов определяет единую, общую стратегию

развития общества — стратегию перехода от одного этапа к другому в

осуществлении экономических реформ. Конечной ее целью является переход от

индустриального к постиндустриальному обществу. Преобразования в переходной

экономике— приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация и др. —

не являются самоцелью, не могут быть сведены к формированию рынка и

созданию конкурентной среды. Они имеют смысл и оправдание только в том

случае, если их результатом будет достижение высоких жизненных стандартов.

При осуществлении экономических реформ государство должно оценивать их

последствия для всего населения, проводить взвешенную реалистическую

социальную политику. Для определения эффективности социальной политики

используются различные индикаторы. На современном этапе переходной

экономики используются:

- показатели уровня жизни (децильный коэффициент дифференциации

доходов, индекс концентрации доходов населения (индекс Джини), порог

бедности и богатства, коэффициент социальной стратификации населения,

степень удовлетворения потребностей, структура доходов и расходов и др.);

- минимальные государственные стандарты (прожиточный минимум, минимальная

заработная плата и т.д.);

- социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика

заболеваемости, рождаемости, смертности);

- показатели экономической активности населения (соотношение занятых в

различных секторах экономики, уровень занятости и безработицы,

самозанятость, миграция населения и ее причины, миграция интеллектуалов);

- показатели социальной напряженности (участие в политических

мероприятиях, забастовках, порог безработицы, динамика преступности,

коррупция и т.д.);

- показатели развития социальной сферы (уровень бюджетной обеспеченности

региона, доля государственных и коммерческих структур, внебюджетные

социальные фонды, соотношение платных, льготных и бесплатных услуг и т.д.);

доля затрат на экологию в ВВП.

Оценивая социально-экономическую ситуацию в России с помощью названных

индикаторов, можно сделать вывод о том, что проводимый курс реформ, о

котором подробно говорилось в предыдущих разделах, не сопровождался четко

определенной социальной политикой. Государство по существу прекратило

контролировать важнейшие социальные процессы, вместо этого время от времени

принимались конъюнктурные популистские решения, которые лишь усиливали

недоверие к власти и к проводимым ею преобразованиям.

Социально не обоснованный курс реформ и ослабление государственного

регулирования экономики обернулись тягчайший кризисом всей социальной

сферы. Социальная цена реформ оказалась очень высокой для большинства

населения России, которое понесло огромные, во многом невосполнимые потери.

Ликвидация товарного дефицита, которую принято относить к положительным

результатам реформ, произошла не вследствие развития отечественного

производства, а прежде всего из-за сокращения спроса на внутреннем рынке в

связи со снижением платежеспособности населения. Последнее же было

обусловлено повышением цен, снижением уровня заработной платы и пенсий,

сокращением сбережений, т.е. падением жизненного уровня населения.

На грани полного разрушения находятся практически все отрасли социальной

сферы — образование, здравоохранение, культура, общественный транспорт и

др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной

платы, материально-техническая необеспеченность привели к развалу многих

предприятий и систем жизнеобеспечения, оттоку квалифицированных кадров.

Значительно уменьшилась доступность социальных услуг для основной массы

населения в результате резкого расширения их платности.

Не меньшую опасность для России заключает в себе угроза депопуляции в

связи с ухудшением всех демографических показателей — рождаемости,

смертности, естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни. Так,

ожидаемая продолжительность предстоящей жизни сократилась с 70 лет в 1989

г. до 65 лет в 1995 г., а естественный прирост на 1000 человек в этот

период также уменьшился, т.е. началась убыль населения.[2] В основе этих

негативных процессов, сопровождаемых снижением репродуктивного потенциала,

ухудшением генофонда, лежат не столько чисто демографические

закономерности, сколько социально-экономические факторы.

Для преодоления социального кризиса необходима разработка единой и

целостной социальной стратегии, ясной и понятной населению, рассчитанной на

его поддержку, способной восстановить доверие к государственной власти.

Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на

длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является

выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные

на достижение крупномасштабных целей.

Стратегические цели социальной политики определяются комплексом условий

переходной экономики. Состояние социально-трудовой сферы при ограничении

финансовых ресурсов и изменении функций государства требует четкого

поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ран

жирования мероприятий по социальной защите населения, выделения

долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.

В долговременной перспективе, это приближение уровня и качества жизни

россиян к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе

научно-технической революции; в среднесрочном периоде - достижение

докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления; в

настоящий момент - обеспечение условий для социального и физического

выживания людей, предотвращения социального взрыва.

Достижение долговременной стратегической цели связано с формированием

среднего класса, обеспечением высоких жизненных стандартов, высокого уровня

качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих

понятий, ключевое для выработки социальной стратегии. К качеству жизни

относится широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия

труда, уровень образования и грамотности, обеспеченность жильем и его

благоустройство, система социального обеспечения, экологические условия

жизни. К показателям качества жизни тесно примыкают параметры качества

самого населения, состояние генофонда, которые включают не только

физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения

(мотивация к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).

Четкая классификация структурных элементов, характеризующих качество и

уровень жизни, — исходный пункт выработки научно обоснованной социальной

стратегии и политики, составной частью которой должна быть специальная

программа преодоления резкого снижения качества жизни российских граждан.

Важный стратегический ориентир социальной политики — всемерное

стимулирование мотивации экономической активности человека, создание

условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей

обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой

стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и

сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов,

привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей

долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной

справедливости.

Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для

всех граждан. В переходный период государство должно создать условия для

реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану

здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.

Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а

тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения,

обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в

равной мере способствуют утверждению социальной справедливости.

Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной

политики, необходимы соответствующие рычаги государственного регулирования.

Среди них наиболее важную роль играют:

- нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и

действующие как законодательно установленные и обязательные (величина

прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный

минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);

- социальные трансферты, т.е. различные способы перераспределения

доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);

- налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест;

введение прогрессивной шкалы для сверхвысоких доходов; индексация доходов;

регулирование занятости.

Широкое развитие должно получить территориальное самоуправление.

Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения

социального согласия.

Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит

комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка

требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится

прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности

питания, своевременная выплата заработной платы и пенсий, замедление

расширения зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социальной

сферы. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни,

здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения

необходимо установить соотношение бюджетных и небюджетных средств;

разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного

регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную

переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие

жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.

Ныне общепризнанно, что целями социальной политики (социальными

приоритетами) являются:

- достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

- обеспечение занятости населения, повышение качества и

конкурентоспособности рабочей силы;

- гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной

защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и

социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности

населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение

социальной инфраструктуры.

Эти цели социальной политики следует реализовывать поэтапно. Среди

первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем

задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование

системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных

нормативов); законодательное закрепление порядка определения и

использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики

его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение

минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до

уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр

системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого

их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав

граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования

системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.

В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого

экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производство

экономика больше будет ориентироваться на эффективное удовлетворение

потребностей человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого

социального развития, заметного улучшения материального положения населения

и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.

В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в

социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает

выравнивание регионов по уровню социального развития, поэтому при

разработке социальных приоритетов следует учесть потребности регионов в

бюджетных трансфертах.

Необходима разработка региональных программ занятости, социальной

защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.