рефераты скачать

МЕНЮ


Социальная политика государства

области должна быть особенно активной.

Проблемы неравенства в распределении доходов и социальная политика

государства вновь стали предметом оживленных теоретических дискуссий в

конце 70-х начале 80-х г.г., в период неконсервативного сдвига в

государственном регулировании ( “ рейганомика “, “ тэтчеризм”). Суть

проблемы заключается в следующем. Каковы пределы вмешательства государства

в перераспределительные процессы ? Не уменьшается ли эффективность

функционирования экономики в целом из-за растущих масштабов трансфертных

выплат - ведь источником являются налоги ? Не подрывают ли все более

прогрессивные налоговые ставки стимулы к предпринимательству ? Не

способствуют ли многие социальные программы росту слоя социальных

иждивенцев ? Американский экономист П. Хейне замечает: действительно, люди,

имеющие яхты, богаты; люди, роющиеся в мусорных баках, бедны. Но если будут

внесены новые правила, согласно которым каждый владелец яхты будет

облагаться ежегодным налогом 10 тыс. долл. В специальный фонд “ помоешников

“, и если каждый из “ помоешников “ получит право на получение из этого

фонда ежегодного пособия в 2.000 долл., то, скорее всего, произойдет

следующее : число владельцев зарегистрированных яхт сократится, а число “

помоешников “ удивительно быстро возрастет (Хейне П. Экономический образ

мышления. - М., 1991. - с.379.).

Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени

порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление

уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью

разрушить сам рыночный механизм.

Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна

быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана

способствовать социальной стабильности и смягчению социальной

напряженности, а с другой - никоим образом не подрывать стимулов

предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.

3. Основные направления социальной политики.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана

несколько направлений в ее реализации. К ним относятся : социальное

страхование ; социальную защиту работников, политику в области заработной

платы ; социальные меры на рынке труда ; жилищную политику.

Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в

социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять ( по

ряду объективных причин, например, из-за травмы ) возможность продолжать

работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в

этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата

определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не

дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно,

предпочтительнее второй путь : социальное страхование.

Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования

- как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной

экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать

реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это

свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного

вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и

обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели

организации социального страхования:

1. В первой модели страховые начала не развиты. Размер выдаваемых

социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных

внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств

покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь

невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях

бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования,

как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика

вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

2. Отличительная черта второй модели - страхуемые и страхователи

делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности

наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска.

Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление

финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.

3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков.

Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени

соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут

превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и

поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает

способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов,

перестрахования рисков и т.д.. Такая форма организации социального

страхования достаточно гибка : не возникает технических трудностей как при

объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при

выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

Система социального страхования строится на определенных принципах.

Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно

для лиц, работающих в условиях риска ( впрочем, страхование может

осуществляться и на добровольной основе ). В-третьих, система социального

страхования предусматривает участие государства в финансировании

соответствующих выплат. Делятся это либо в форме снижения выплачиваемых

самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством

пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на

помощь прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих

цивилизованных странах применяются следующие : страхование от несчастного

случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в

случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является

осуществление концепции “динамической пенсии”: приведение пенсий в

соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым

удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств,

которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально -

способной системы институтов страхования на случай болезни. Например,

обеспечение в случае заболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется

путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около

10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни

дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату

заработной платы в течение шести последующих недель.

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные

заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь

речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах

застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных

случаев на производстве являются важной причиной интенсификации

государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы

финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или

работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о

начислении издержек ( затрат ), связанных с последствиями несчастных

случаев, будет отнесен к предприятиям.

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной

политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех

странах составляют работающие, единственным ( или основным ) доходом

которых является заработная плата, а это означает, что они экономически

уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того,

в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и

лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства.

Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области

социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда.

Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной,

поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден

продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть

нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба

здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает

определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров,

которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство,

проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях

между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле -

продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том,

что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к

личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд,

свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда,

обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию

утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации

прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других

признанных международных норм ;

социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на

условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и

трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты

трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной

реабилитации ;

всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и

профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как

главного ориентира социально - экономического развития общества ;

минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков,

доступность и открытость соответствующей информации ;

государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной

самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ

защиты ;

заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство,

предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг

профессиональных организаций трудящихся ) в формировании и

совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных

договоров” , касающихся распределения финансового бремени по компенсации и

минимизации социальных и профессиональных рисков ;

экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор

профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков,

возможность получения профессионального образования, места работы, свободы

ассоциаций ;

личную ответственность работников за сохранение своего здоровья,

работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места

работы ;

многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от

государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для

отдельных их категорий и профессиональных групп ;

многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны

выступать : государство ( в лице ведомств и министерств ), работодатели,

товарищества по страхованию, региональные органы управления ;

многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом

внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная

подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности

и реабилитационные услуги.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться

дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в

тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока,

и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это

главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют

неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения

фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать

ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм

оплаты труда ( допустим, каждые 14 дней или ежемесячно ).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает

введение предельного уровня последней и сохранение его втечение

определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на

темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения

инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

Социальная политика на рынке труда.

Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым

переход системы чистого страхования по безработице к поиску

профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой

деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно к рынку связана прежде всего с

возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того,

воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм,

касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование

может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на

рынок труда ( например, с помощью сокращения пенсионного возраста ). Кроме

того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии

заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно

оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы

переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в

себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в

период поиска работы предоставление консультаций по профориентации,

трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в

трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда

страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в

целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению,

реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в

качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих

мест.

Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости

является также решение проблем особых групп работающего населения ( пожилых

людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Жилищная политика.

Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в

современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и

быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность

рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает

особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится

путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам,

арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в

состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом

используются различные возможности. Например, территориальные органы власти

сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям

с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области

предполагает использование жилья, построенного частными строительными

кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно

бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их

льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В

рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты

жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем

жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно :

изымать из частной собственности землю и использовать ее для

государственного жилищного строительства.

4. Результативность социальной

политики государства.

Как уже было сказано выше, одной из основных форм реализации

перераспределительной функции государства выступают государственные

программы по стабилизации доходов. Одна часть средств таких программ

формируется через государственный бюджет и используется централизованно.

Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и

фондах.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются

потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и

нетрудоспособных, обеспечении ( отчасти ) получения образования, сохранения

здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется

сложившимися в данных условиях уровнем экономического развития и

ценностными установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем

направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений,

получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом

принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не

имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер

потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. эти

выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноком

матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание

детей в детских учреждениях, в школах - интернатах. Размер такой дотации

зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их

часть, выступает в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно

в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной

сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода

“дополнительные” доходы : они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя

распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры

индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями

общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части

государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те,

которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности.

Например, за бесплатной медицинской помощью обращаются те, кто чаще и

серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами

школьных учреждений - тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Но, чрезмерно активное вмешательство государства в

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.