рефераты скачать

МЕНЮ


Рынок труда

Рынок труда

Введение.

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным

отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-

экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно

связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых

взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные

механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются

старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения

- наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему,

оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и

наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что

проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для

совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.

Некоторые из государственных программ, например, программы по

профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их

будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по

безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми

сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на

уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает,

что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к

росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной

государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить

альтернативные варианты решения различных проблем.

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми

ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей,

определяемых общей направленностью экономики на преимущественно

экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров,

изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования

растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию

трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство лиц

пенсионного возраста и людей с ограниченной трудоспособностью. В СССР

длительное время существовало такое явление, как нерациональная

сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место

раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных

рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно

существовала безработица.

Перестройка системы управления и политического устройства общества

сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в

аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид

безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к

использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и

непроизводственной сфер.

Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям

полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя

демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах

к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из

бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в

субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не

выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым

выбором способов своего существования.

В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое

понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко

всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего,

как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на

рабочие места. По мере углубления экономической реформы формируется рынок

труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими

способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и

предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и

перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право

граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании

сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в

программах экономических преобразований.

Рынок труда.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей

силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает

размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной

деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и

профессионально - квалификационных разрезах относительно рабочих мест. На

рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными

работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами

производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а

вторых в заработной плате.

В последнее время среди отечественных экономистов во многом под

влиянием западных ученых получила распространение точка зрения, что все

экономически активное население (занятые плюс безработные) являются

участниками рынка труда.

Купля – продажа рабочей силы в отличие от других товаров не

сопровождается сменой ее собственника, поскольку она поступает в

распоряжение покупателя не навсегда, а лишь на время труда. Иными словами,

в результате купли - продажи рабочей силы к покупателю (работодателю)

переходит только право использования способностей работника к труду.

Работодатель становится и собственником созданного продукта. Поскольку

рабочая сила, будучи переданной, не имеет собственника, а остается

принадлежностью работника, время от времени возникает необходимость в

корректировке условий оплаты и использовании труда, чего не происходит при

купле - продажи обычных товаров, проданных раз и навсегда и сменивших

собственника. Однако, поскольку это касается занятой, уже используемой в

конкретных хозяйственных структурах рабочей силы, купленной работодателем,

названные процессы по существу - продолжение процессов обращения,

совершаемых в сфере производства (использование рабочей силы).

Трактовка рынка труда не показывает различия между занятыми и

безработными, вопреки здравому смыслу пытается «вернуть» на рынок труда ту

часть экономически активного населения, которая уже побывала там и перешла

в категорию занятых, обретя рабочие места. Деление экономически активного

населения на занятых и безработных есть результат функционирования рынка

труда.

Насколько известно, до настоящего времени никто не оспорил положения

Маркса о том, что труд не является объектом купли – продажи, поскольку

таковым может быть только рабочая сила. Труд же, как процесс ее

использования возникает лишь после акта купли – продажи последней, когда

она переместилась из сферы обращения в сферу производства. Однако

словосочетание «рынок труда» вошло в научный оборот и устоялось как термин,

фактически синонимичный понятию «рынок рабочей силы». Хотя, строго говоря,

термин «рынок рабочей силы» более точен.

Своеобразным вариантом расширенной трактовки рынка труда является

высказываемое некоторыми авторами мнения, что в состав рынка труда входит и

рынок рабочих мест. Но рабочие места на рынке труда не обращаются. Это

объект другого рынка - рынка рабочих мест. Его субъектами выступают

собственники средств производства, поскольку оборот рабочих мест

совершается только между ними. Наемные работники в этом обороте не

участвуют по причине отсутствия требуемых денежных ресурсов.

То есть, различие объектов обращения (рабочая сила и рабочие места), а

так же несовпадении контрагентов (продавец рабочей силы и работодатель как

покупатель на рынке труда) и собственников рабочих мест (в качестве как

продавцов, так и покупателей на рынке рабочих мест) дают основание считать

рынки труда и рынки рабочих мест автономными.

Итак, мы пришли к выводу о том, что рынок труда представляет собой

экономическую систему. Так из кого же состоит та часть экономически

активного населения, которая действительно остается на рынке труда? Прежде

всего из тех, кто будучи незанятным, ищет рабочие места, затем из тех, кто

хоть и имеет занятие, но неудовлетворен работой и подыскивает другое или

дополнительное рабочее место и, наконец, занятых, но рискующих потерять

рабочее место. Суммарно они формируют предложение труда. Спрос же на труд

предъявляют владельцы рабочих мест. Он складывается из числа вакансий и

должностей тех работников, которым работодатель ищет работу. Однако, в

более развернутом виде рынок труда представляет собой не только

взаимодействие спроса и предложения на рабочую силу и формирование на этой

основе цены труда, это комплексное явление связанное как с развитием самой

личности человека, так и с повышением качества труда, изменением характера

рабочей силы, формированием ее новых качеств.

Занятость.

Несмотря на наличие корректирующих – в направлении восстановления

равновесия как рыночных, так и нерыночных механизмов, явно проявляются

следующие особенности рынка труда: безработица не исчезает даже в момент

равновесия, то есть равновесная цена не всегда обеспечивает полную

занятость. Это происходит по следующим причинам:

. Предложение рабочей силы не может быть резко сокращено или

увеличено вслед за спросом, оно обладает гораздо меньшей

эластичностью по сравнению со спросом;

. Колебание цены труда могут происходить в определенных границах: от

нижней - стоимости рабочей силы до верхней- вновь созданной

стоимости, говоря другими словами, зарплата в нормальных условиях -

длительно не может быть ниже прожиточного минимума или же превышать

общий доход производителя;

. Полной 100% занятости не может быть и потому, что всегда найдутся

люди, которые по различным причинам, например по собственному

желанию являются незанятыми, безработными, то есть всегда

существует естественный уровень безработицы;

. На рынке труда активно действуют такие внеконкурентные факторы как

государство, профсоюзы, крупные работодатели (предприятия) в

результате влияния которых совершенная конкуренция превращается в

несовершенную; объектом их воздействия выступают не только

заработная плата, но и производительность труда, продолжительность

рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные

виды социального обеспечения и др.[1]

В целом же, оценивая российский рынок труда с точки зрения

равновесного подхода, необходимо отметить: его рациональное зерно

применительно к сложившимся на данном рынке условиям состоит в том, что

безработица здесь не как случайное или, наоборот, искусственно созданное

явление, а происходит из-за определенных несоответствий в экономике.

Соответственно, одной из особенностей переходного периода является

повышение эластичности параметров рынка труда к цене труда, а это

обозначает необходимость увеличения его гибкости.

Структура рынка труда.

В некоторых исследованиях рынка труда делается акцент на мобильность

работников и ее направлениях. Так, в российской научной литературе

распространено деление рынка труда на внешний (перемещение рабочий силы

между предприятиями) и внутренний (внутрифирменное движение кадров).

Отметим, что в работах зарубежных специалистов по управлению персоналом

концепция «внутреннего рынка труда» стоит достаточно близко к теории

«человеческого капитала». В этих концепциях содержится много продуктивных

идей о полезности периодического внутрифирменного перемещения работников по

горизонтали и по вертикали, об экономичной целесообразности затрат на

образование, переподготовку работников предприятия, о конкуренции,

сотрудничестве во внутрифирменных отношениях, об опыте «пожизненного найма»

и сохранении квалифицированных кадров в периоды временного спада

экономической конъюнктуры, о методах стимулирования трудовой мотивации и

производительности.

В России пока управление персоналом зачастую понимается как

манипуляция людьми ради достижения краткосрочных целей, поставленных

руководством предприятия. Поэтому эффективное применение теорий внутреннего

рынка и человеческого капитала на микроэкономическом уровне в нашей стране

на практике встречается довольно редко. В то же время, некоторая польза от

использования понятий «внешнего» и «внутреннего» рынков труда может быть

извлечена при анализе «открытого» и «скрытого» рынков труда, реально

развивающихся на российской почве. Скрытый рынок труда включает две группы

явлений – потенциальную (скрытую) безработицу и неформальную занятость,

исследование которых сейчас весьма перспективно.

Деление рынка труда в России на «открытый» и «скрытый», «формальный» и

«неформальный», стихийное повышение «гибкости» (неформальное деление

трудовых коллективов на «кадровое ядро» и «периферию») существенно

дополняется другими, как традиционными видами структурной дифференциации

(по формам собственности, социально – демографическим группам,

профессиональным и отраслевым группам населения), так и нетрадиционными

видами. Нетрадиционным видом сегментации мы считаем, к примеру, разделение

рынка труда на «элитарный», «основной» и «маргинальный». Структура эта

достаточно жесткая и в ее пределах наблюдается однонаправленная кадровая

мобильность: не выдержавшие конкуренции в «элитарном» секторе работники

вытесняются в «основной» сектор, откуда редко возвращаются обратно. Из

«основного» сектора подобное вытеснение идет в «маргинальный». Иногда этот

процесс приобретает территориальную составляющую, когда человек с высоким

или средним уровнем образования, профессиональной подготовки и «нормальным»

социальным статусом из региона с высокой безработицей и низкими доходами

мигрирует, например, в столицу, где вынужден довольствоваться ролью

«маргинала».

Анализ рынка труда приводит к выводу о том, что он не только не

однороден, обладает многослойной структурой, но и не статичен, является

весьма динамичной, постоянно развивающейся социально – экономической

системой.

Экономические циклы рынка труда.

Можно выделить внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда:

. внешние - кризисный спад общественного производства, структурная

перестройка производства, сокращение вооруженных сил, изменение

отношений собственности, денежно – кредитная и финансовая политика

государства;

. внутренние (они являются систематизирующими и воздействуют на

предложение труда, а не на его спрос) – демографическая ситуация,

образование, подготовка и переподготовка кадров, миграция.

Исследование всех этих факторов позволяет определить взаимосвязи между

ними и ситуацией на рынке труда:

. рост безработицы – сокращение инвестиций и потребительского спроса –

сокращение совокупного спроса – уменьшение объема производства –

дальнейший рост безработицы;

. кризис производства - снижение производительности труда – усиление

спада производства;

. безработица – перераспределение национального дохода в пользу

элитных слоев – рост бедности – падение производства – дальнейший

рост безработицы;

. высокая производительность труда – рост уровня благосостояния –

дополнительная покупательная способность населения – дополнительные

новые потребности – рост производства – рост занятости;

. неполная занятость – низкая зарплата – низкая производительность

труда – дальнейшее уменьшение занятости.

Все эти факторы и «порождаемые» ими тенденции в совокупности

определили достаточно быстрый «скачок» безработицы в условиях формирования

рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством

на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и

предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором,

с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы

населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-

вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой,

квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых

ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей

рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в

международную систему разделения труда, что предполагает активную

международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники,

организации управления.

Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные

и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного

механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между

работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в

свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в

государственном секторе занята существенная часть трудоспособного

населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в

негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением

существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения,

социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование

трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и

ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования

и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и

материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на

рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся

меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением

труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на

рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко

второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их

пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При

этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке

труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического

цикла соответствует специфическая экономическая политика.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.