рефераты скачать

МЕНЮ


Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. Противоречия рынка

Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. Противоречия рынка

| |

|МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |

| |

|ФИЛИАЛ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ |

|ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ |

|ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ |

| |

|КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И |

|УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ |

| |

|КУРСОВАЯ РАБОТА |

| |

|на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. |

|Противоречия рынка» |

| |

|Исполнитель: |Руководитель: |

|студент 3-го курса | |

|специальности 0608 |Каюкова Е. В. |

|Кондратьев А. В. | |

| |

| |

|г. Южно-Сахалинск |

|2001 г. |

План:

|Введение |4 |

|1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости |7 |

|1. 1. Понятие рынка |7 |

|1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости |8 |

|1. 3. История возникновения обмена и рынка |11 |

|2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной |14 |

|экономики | |

|2. 1. Сущность рынка |14 |

|2. 2. Функции рынка |15 |

|2. 3. Виды рынка |18 |

|2. 4. Понятие рыночной экономики |20 |

|3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной |23 |

|экономики, рынок и государственное регулирование | |

|3. 1. Преимущества рынка |23 |

|3. 2. Недостатки рынка |25 |

|3. 3. Институты рыночной экономики |26 |

|3. 4. Государственное регулирование рынка |28 |

|Заключение |38 |

|Список использованной литературы |41 |

|Приложение 1 |43 |

Введение

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная

система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных

экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела

цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический

облик будущего во всех странах мира.

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-

командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране

отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм

собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью

была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и

полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим

многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка

товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали

постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его

сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.

В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:

1. Рассмотреть общие основы товарного производства, товара, стоимости.

История возникновения обмена, рынка.

2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные

цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.

3. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка,

особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое

регулирование.

4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в

жизни общества.

На основании рассматриваемых автором статей, учебников, научной

литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во

многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали

уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты,

которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических

отношений.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и

списка литературы.

В первой главе целесообразно выделить, что человечество большую часть

своей истории прожило без рынка, было развито натуральное хозяйство. Затем

перешли к товарному хозяйству, в результате чего экономический субъект

стремился достичь Частных интересов и разделить труд между

товаропроизводителями. Сначала развивался обмен, который повлек за собой

развитие рынка. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу

товарного хозяйства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно

охарактеризовать его однозначно.

Во второй главе говориться о сущности рынка, который выполняет ряд

функций. В экономике принято выделять следующие типы рынков: по

общественному разделению труда, по степени ограничения конкуренции, по

степени регулируемости, по организации рыночного обмена, по соответствию

законодательным нормам, по экономическому назначению объектов рыночных

отношений. Эти все виды рынка взаимосвязаны между собой и развивают

экономику в целом.

В третьей главе автор рассматривает положительные и отрицательные

стороны рынка. Развитие рынка привело к его усложнению, это вызвало

формирование и усложнение его инфраструктуры. Рыночная экономика не может

существовать и функционировать без государственного регулирования. Это

необходимо для самого рынка, представляющее условие его надежной работы. Но

государство не должно злоупотреблять вмешательством в экономику, так как

это может повлечь за собой негативные последствия.

1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости

1. 1. Понятие рынка

Можно дать несколько определений рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и

обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными

словами, отношение спроса и предложения.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая

между собой производителей и потребителей продукции.

Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или

представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и

обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупность

существующих и потенциальных покупателей товара[1]. В книге «Экономикс»

указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе

покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги[2].

Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер,

Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается

пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы

потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком

количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как

производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары

продавать.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического

развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его

сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех

хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны

утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную

систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере

обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и

покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена,

спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что

включается в понятие «рыночный механизм».

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических

условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в

системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве,

распределении, обмене и потреблении.

1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости

Товар – продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность

покупателя и обмениваться посредством купли-продажи. Товар обладает двумя

свойствами.

Первое – потребительная стоимость, которая характеризует неповторимость

товаров, создается конкретным трудом с определенными профессиональными

качествами (пекаря, тракториста и др.), характеризуется полезными

свойствами. Она отталкивает товары друг от друга, делает их непохожими

(хлеб, масло, сыр, самолет). Количественная определенность товаров связана

с потребностью и ограниченностью ресурсов.

Стоимость – это второе свойство товара – создается абстрактным трудом,

т.е. затратами энергии в физиологическом смысле Затраты абстрактного труда

делают все товары соизмеримыми, похожими друг на друга, однородными. На

рынке эти затраты признаются как общественно необходимые затраты труда.

Закон стоимости. Бенджамин Франклин, а затем через 50 лет Адам Смит

объяснили рыночный обмен на основе теории трудовой стоимости. Давид Рикардо

уточнил содержание закона стоимости, сущность которого в том, что обмен

товарами на рынке осуществляется в соответствии с общественно-необходимыми

затратами труда на их производство. То есть стоимость создается в

производстве, а признается как общественно-необходимые затраты лишь на

рынке.

При этом взаимодействуют три главных черты (требования) закона

стоимости:

1) закон стоимости отвергает индивидуальные затраты на производство, а

цена товара на рынке всегда ориентируется на общественно-необходимые

затраты труда;

2) стоимость товара (величина общественно-необходимых затрат труда на

его производство) является центром притяжения цены;

3) цена товара отклоняется от его стоимости под воздействием закона

спроса и закона предложения.

Колебания рыночных цен вокруг стоимости товара имеют три принципиальных

варианта:

1) D = S – спрос и предложение на данный товар на данном рынке примерно

равны, поэтому цена товара совпадает с его стоимостью;

2) D > S – спрос превышает предложение, и цена товара будет выше его

стоимости (возникает конкуренция среди покупателей);

3) D < S – спрос меньше предложения, поэтому цена отклоняется вниз от

стоимости, возникает конкуренция среди продавцов, которая создает

экономическое давление на товаропроизводителя.

Закон стоимости рыночной экономики имеет следующие функции:

1. Регулирующая функция состоит в том, что закон стоимости (через цены)

регулирует объемы производства и продажи отдельных товаров, а вместе с тем

структуру всего общественного производства, распределение средств

производства и труда между отраслями. Происходит это регулирование через

отклонение цен от стоимости товаров на рынке. Равенство спроса и

предложения при данном уровне цен (рыночное равновесие) позволяет сохранять

и стабильный объем производства. Если же спрос на товар будет меньше, чем

его предложение, то цена будет ниже стоимости, а производство данного

товара станет экономически невыгодным. Это ведет к сокращению производства

невыгодного товара, к перемещению средств производства и рабочей силы в

другие отрасли.

Наоборот, при превышении спроса над предложением цена товара будет выше

его стоимости, что способствует расширению производства, притоку капитала,

средств производства и рабочей силы в выгодные отрасли. В итоге структура

общественного производства приводится в соответствие со структурой

общественных потребностей, а точнее, с платежеспособным спросом населения

на товары и услуги. Это обеспечивает бездефицитность экономики,

предупреждает товарный голод, спекуляцию, обесценивание денег, снижение

уровня потребления.

2. Стимулирующая функция закона состоит в его воздействии на снижение

затрат на производство, повышение производительности труда, эффективности

производства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса.

Цена товара колеблется вокруг средних общественно-необходимых затрат труда.

Это означает, что рынок создает постоянное экономическое стимулирование

товаропроизводителей, побуждает их к снижению индивидуальных затрат на

производство товара (ниже общественно-необходимых затрат труда), что

обеспечивает им устойчивое положение на рынке. Но для этого каждый

товаропроизводитель должен повышать производительность труда, рационально

использовать материально-технические ресурсы, повышать качество товаров на

базе новой техники и технологии производства.

3. Закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей, осуществляет

социальное расслоение под влиянием рыночной конкуренции и отклонений

индивидуальных затрат на производство товара от уровня общественно-

необходимых затрат труда. Закон стоимости благоприятствует сочетанию

мелкого, среднего и крупного производства, многообразию форм

хозяйствования, но в ходе конкуренции слабые утрачивают хозяйственную

самостоятельность, попадают в зависимость от более крупных и сильных.

Таким образом, закон стоимости выражает отношение цены к общественно

необходимому труду, затрачиваемому на производство товаров. В принципе чем

больше труда затрачено на производство какого-либо товара, тем больше

приходится за него платить. Но на процесс купли-продажи действует не только

трудоемкость, но и многие другие факторы: качество товара, соотношение

между спросом и предложением, степень монополизма продавцов и покупателей,

государственная политика цен, количество выпущенных бумажных денег и т.д.

Поэтому реальная цена почти всегда отклоняется от стоимости, но стоимость

всегда остается тем средним положением, вокруг которого колеблются цены.

1. 3. История возникновения обмена и рынка

Существуют три основных условия, сделавшие рынок объективно

необходимым.

Первое условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой

древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения

труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая –

выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение

купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация

отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с

ростом производительности труда.

Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы

нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были

вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри

обшины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные

формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней

Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена,

удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их.

Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли

свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия

забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы имеем зародыш бартера – одной из простейших форм обмена.

Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и

«продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а

несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к

производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и

смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е.

производство таких изделий, которые нужны их производителю не для

собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего

получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами,

появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других

людей.

Второе условие – это экономическая обособленность производителей.

Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто

не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное

количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической

ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически

возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться

и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то

локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные

общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с

государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и

третье условие – самостоятельность производителя, свобода

предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой

системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора

для развития рыночных отношений.

Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации.

Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление

рынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длительного

исторического развития.

Таким образом, рынок – это обмен, организованный по законам товарного

производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизм

взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и

предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для возникновения

рынка нужны условия: общественное разделение труда, экономическая

обособленность производителей, свобода предпринимательства.

2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики

2. 1. Сущность рынка

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в

хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы

экономической деятельности:

1. Производство.

2. Распределение.

3. Обмен.

4. Потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.