Рынок: сущность, функции и структура
уязвимых членов общества.
Современная модель рыночного хозяйствования, которая
сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной
экономикой, характеризуется следующими общими закономерностями:
максимальной приватизацией, открытостью рынков, высоким уровнем
развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка, в
частности, развитой системой методов финансово – бюджетного
регулирования национальной экономики, конвертируемостью валюты,
экономическим ростом и циклическим характером развития экономики в
целом.
Структура рынка
Характеристику рынка как совокупности или арены купли
– продажи можно раскрыть через его структуры, систему и
инфраструктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение,
расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в
общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
-тесная связь между ее элементами;
-определенная устойчивость этих связей;
-целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные
элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему
рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной
структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и
системы рынка.
По объектам:
Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и
услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей
различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь
в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения,
инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает
непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь
происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве
продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на
рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою
очередь этот рынок подразделяется на:
-рынок продовольственных товаров (продукты питания,
продовольствие);
- рынок непродовольственных товаров, предназначен для
продажи обширной группы товаров народного потребления, включая
одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары,
лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому
обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные
услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде
двух основных товаров:
- рынок жилья распространяет свои действия на жилые
помещения;
- особой категорией рынка недвижимости выступает
земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные
участки для сельскохозяйственного производства, строительства или
других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на
рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и
строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих
отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном
рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей
земли на определенный срок в аренду.
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу
экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся
на первичные производственные факторы, представляемые домашними
хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные,
предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами
рынка факторов производства выступают производители, являющиеся
покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие
продавцами.
Рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов
производства) это свободная продажа каждым трудоспособным
человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников.
Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где
формируется спрос и предложение рабочей силы.
Рынок реального капитала (входит в рынок факторов
производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и
услуги производственного назначения или те товары и услуги,
которые непосредственно не предназначены для удовлетворения
потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое
оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные
на решение задач по удовлетворению потребностей общества в
необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость
производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций
и долгосрочный характер отношений между партнерами. К
разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного
производства, которая определяет совершенствование технологий,
техники, систем организации и управления хозяйственными и
социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого
характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд,
сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с
которым связана высокая степень риска, особенно в области
фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи
– патенты, лицензии.
Денежный рынок - это рынок купли-продажи
краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке
деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование
согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и
предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода,
получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком
капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в
титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке
ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными
бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном
акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого
происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и
облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации
прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных
бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в
другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно,
структурные сдвиги в экономике.
Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает
специфический продукт - информация, значение которой в
производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за
последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в
широком смысле слова, включает в себя массивы деловой,
коммерческой, научной, культурной и иной информации.
Рынок инноваций - это специфическая область купли -
продажи, в которой объектом торговли являются технические и
социально-экономические новшества, рационализаторские предложения,
изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли –
продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу
изобретений, технологического опыта, промышленных секретов,
использование товарных знаков).
По субъектам:
Рынок покупателей – предложение должно превышать
спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта
товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
Рынок продавцов – значительное превышение спроса над
предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг,
качеству уделяется минимальное внимание
Рынок государственных учреждений – совокупность актов
купли – продажи государственных организаций, федерального
правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или
арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных
функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов – совокупность
экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары
для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с
выгодой для себя.
По общественному разделению труда:
Местный (локальный) рынок, который ограничивается
одним или несколькими районами страны;
Региональный рынок
Национальный рынок, который охватывает всю
национальную территорию;
Мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По уровню насыщения:
-Равновесный рынок - спрос и предложение примерно
совпадают;
-Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;
-Избыточный рынок - предложение превышает спрос;
По степени зрелости:
-Неразвитый рынок;
-Развитый рынок;
-Формирующийся рынок;
По степени ограниченности конкуренции:
Свободный рынок - регулируется на основе свободной
конкуренции независимых товаропроизводителей;
Монополистический рынок - условия производства и
обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется
монополистическая конкуренция;
Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором
большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных
фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы
оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;
Смешанный рынок;
По соответствию действующему законодательству:
Легальный рынок (открытый, узаконенный);
Нелегальный рынок («черный» и «серый») - возникает
чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная
продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие,
порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при
нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте,
при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).
По организации рыночного обмена:
-Оптовый рынок;
-Розничный рынок;
-Экспортный рынок;
-Импортный рынок;
С учетом ассортимента товаров:
Замкнутый рынок, где товары только первого
производителя;
Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих
производителей;
Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов
товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение
одной или нескольких связанных между собой потребностей;
Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные
товары, не связанные между собой;
Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка - это система учреждений и
организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на
рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры.
Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов
деятельности, создающих организационно-экономические условия для
функционирования рынка, так и совокупность учреждений,
организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб,
обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка включает
снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические
организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем,
складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств
связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские
и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-
сберегательные учреждения, а также различные по объему операций
средние и мелкие коммерческие банки.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются
ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный
рынок широкого значения, который организуется в определенном
месте. Она может быть местом периодической торговли или местом
сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки
возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое
развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в
национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые
(чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления
с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке
недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение
максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит
публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном
месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал
самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые
проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с
неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по
инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения
аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных
началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют
собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются
товары определенной номенклатуры.
Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место,
где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями.
Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций
могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже
контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в
ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и
Японии.
Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.
Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь
осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе
предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены
сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так
называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах
только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара.
Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на
их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения
цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты.
Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа
обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой
риск.
Как уже говорилось выше, на фондовой бирже обращаются
главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий,
компании, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны,
органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а
также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой,
бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется
в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На
фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и
облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня
ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых
держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого
дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в
биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены
на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и
предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации.
Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская,
Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.
Биржа труда— организация, специализирующаяся на
выполнении посреднических операций между предпринимателями и
рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет
упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для
граждан время поиска места работы.
Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда
оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают
спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют
информацию об уровне занятости применительно к тем или иным
профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран
все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны
регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают
материальную поддержку работников в случае вынужденной
безработицы.
Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная
система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов
и любых других организаций, обладающих правом коммерческой
деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен
мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты,
а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская
система. Она включает в себя национальный (государственный),
коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в
кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости),
инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений)
и инвестиционные банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные
финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты.
Через госбюджет происходит перераспределение доходов,
финансирование производственных и социальных программ.
Важной частью инфраструктуры рынка является
разветвленная система законодательства, регулирующая правовые
взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила
"рыночной игры".
Заключение
В самом общем виде рынок – это система экономических
отношений, которые складываются в процессе производства, обращения
и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок
развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в
обмен не только производственные продукты, но и те продукты,
которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях
господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены
куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой
осуществляется связь производителей и потребителей, производства и
потребления.
Рынок выполняет различные функции, которые
определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы
на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги
должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то есть какой из способов
изготовления следует применить?
3. Для кого следует эти товары и услуги производить,
то есть кто может претендовать на их получение в свою
собственность?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций,
через которые он решает центральные проблемы экономики.
Рынки различаются по разным признакам. Рынок
характеризуется не только количеством продавцов и видом
продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом,
посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и
от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также
степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены
элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а
также элементы материального и денежного обращения. Он связан как
с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим
рынок имеет многообразную структуру.
Также очень важным понятием в рыночной экономике
является понятие «инфраструктура». Рыночная инфраструктура
облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и
экономический контроль над ними, повышает их оперативность и
эффективность, предоставляет информационное обеспечение,
улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает
восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на
них, связывает производителей и потребителей в единый
хозяйственный процесс.
Роль рынка в общественном производстве играет большую
роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой
структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение,
обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует
товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и
нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает»
неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее
производство.
В рыночной экономике благосостояние каждого
определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке
товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший
товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в
конкурентной борьбе.
Рынок как социальная форма организации экономики, с
одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость),
а с другой - порождает социальное расслоение населения,
безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне
необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее
развитие их субъектов.
Таким образом, можно сделать вывод, чтобы
экономические реформы в целом не смогли нанести вред, они должны
быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей,
развитие его личности (в частности в России).
-----------------------
[1] Понятие трансакционных издержек было введено в
экономическую теорию Р.Коузом в статье «Природа фирмы» (1937). Он
доказал, что удельный вес трансакционных издержек особенно велик в
обществе, где права собственности определены слабо. Это характерно
для стран с переходной экономикой. Снижение этих издержек возможно
на пути совершенствования юридическим норм, честности,
ответственности.
-----------------------
3
1
2
Рынок
Сфера обращения
Форма движения
совокупного обще-
ственного продукта
Тип хозяйственных
связей
Самостоятельная
подсистема в эконо-
мической системе
Форма организации и функционирова-
ния экономики (рыночная экономика)
Страницы: 1, 2, 3
|